Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 5-6

Глава 1              Теоретические основы принятия решений о стратегии развития компании

1.1      Понятие и сущности стратегического решения

Одно из первых определений этого термина дается в работах А. Чандлера, где стратегия (strategy) определяется как «предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и выделение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1].

Впрочем, данная трактовка не исключила появления целого ряда других определений, отражающих многообразие взглядов на стратегию и стратегический менеджмент. Например, Г. Джонсон и К. Скулз определяют стратегию как «направление развития организации в долгосрочной перспективе, позволяющее получить преимущества путем использования имеющихся ресурсов в условиях изменяющейся окружающей среды для удовлетворения потребностей рынка и ожиданий стейкхолдеров»[2]. В соответствии с определением Большого экономического словаря стратегия — это «искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития»[3]. В Современном экономическом словаре экономическая стратегия определяется как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства организаций в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты»[4].

Таким образом, следует признать, что в настоящее время в деловой и научной литературе общепринятого определения стратегии еще не сложилось. Тем не менее разные авторы, как правило, понимают под стратегией некий курс, выбранное направление развития организации, следование которому должно привести к достижению поставленных целей.

Исследования Г. Минцберга, основанные на анализе широкого круга литературы по стратегическому менеджменту, позволили выделить пять основных трактовок термина «стратегия»:

  • стратегия как план, руководство, ориентир или направление развития организации, с акцентом именно на планировании и документировании (plan);
  • стратегия как прием, уловка или маневр с целью перехитрить конкурента (ploy);
  • стратегия как принцип или некоторая модель поведения организации во внешней среде (pattern);
  • стратегия как позиция организации на рынке, определяемая уникальностью производимых продуктов или наличием уникальных компетенций (position);
  • стратегия как перспектива или основной способ деятельности организации (perspective).

В соответствии с англоязычными наименованиями перечисленных трактовок определения стратегии (Plan, Ploy, Pattern, Position, Perspective) данная классификация получила название «5П Минцберга» (Mintzberg’s 5Ps)[5].

Соответственно, под стратегическим менеджментом (strategic management) понимается особый тип управления организацией, суть которого И. Ансофф определил как «взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь»[6]. Как видно из определения, планирование играет ведущую роль в системе стратегического менеджмента. В то же время понятие стратегического менеджмента существенно шире, чем понятие стратегического планирования. Так, И. Ансофф признает роль стратегического менеджмента как «комплексного социально-динамического процесса для стратегической адаптации в отличие от линейной интерпретации взаимосвязей между организацией и ее средой, характерной для стратегического планирования»[7].

[1] Чандлер А., Стратегия и структура, -М., Маркетинг, 2001. с. 115.

[2] Цитата по Зуб А. Т.   Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. С. 41.

[3] Большой экономический словарь (2-е изд.) / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Ин-т новой экономики, 1997. — С. 675.

[4] Райзберг Б.А., Лозовский Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 324.

[5] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий /Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. –СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2000.

[6] Ансофф И. Стратегическое управление. /Сокр. пер. с англ. –М.: Экономика,1989. 22.

[7] Ансофф И. Стратегическое управление. /Сокр. пер. с англ. –М.: Экономика,1989. С. 28.