Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 21-22

Таблица 1

Модели адаптивного поведения предприятий в условиях российской экономики

 

Характеристики

Типы моделей адаптивного поведения фирм
Модель консервативного поведения Модель адаптивного поведения Смешанная модель
Товарная политика Сохраняется прежняя структура выпуска продукции Ориентация на рынок, свертывание производства не пользующихся спросом товаров Рост выпуска конкурентной продукции, сокращения устаревшей, поиск новых видов продукции
 Система

хозяйственных

связей

Сохраняются традицонные связи, ориентация на сложившуюся схему пот- ребителей и поставщиков Активный поиск новых партнеров, рост числа потребителей и поставщиков База – традиционная схема партнерских отношений, постепенное внедрение новых поставщиков  и потребителей
Отношение к инвестицион-ным проектам   Сворачиваются все

инвестиционные

программы

 Активно осуществляется

поиск инвестиций и

инвесторов, разворачива

ются новые программы,

дающие быстрый эффект

Продолжается финансирование начатых инвестиционных программ
Ориентация на возможные источники фи-

нансирования

Ожидание государствен-

ной поддержки и льготных кредитов

 Ориентация на собственные ресурсы, поиск эффективных инвесторов  Смешанная ориентация на  помощь государства и различных фондов, с базовой опорой на собственные ресурсы
Организацион-ная структура Сохранение принятой схемы управления, фрагментарные изменения  Активная перестройка оргструктуры управления, создание дочерних предприятий, самостоятельных филиалов и отделений  Эволюционные изменения в структурной схеме управления, введение новых подразделений и расширение полномочий
Кадровая политики Осуществляется попытка сохранения кадрового состава в полном объеме Радикальная политика сокращения персонала Медленная реакция, политика постепенного, естественного сокращения с сохранением ядра
 Стратегическая

линия

Стратегия практически отсутствует, цели размыты Агрессивная стратегия инновационного развития Стратегия выживания или управления  спадом, с возможными вариантами точечных инвестпрограмм

 

Согласно данной теории, в известном смысле являющейся «антиэволюционной», предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде всего к колебаниям в номенклатуре, объемах производства, финансовом состоянии поставщиков и потребителей. В связи с этим для них достаточно сложно выделить факторы, способствующие росту эффективности производства.

Поэтому они выбирают различные модели адаптации к внешней среде (см. табл. 1[1]).

Данные модели характеризуют поведение организаций с точки зрения их адаптации к внешней среде. Однако на основании их характеристик нельзя объективно и полно оценить эффективность управленческих решений по выбору той или иной модели поведения.

Таким образом, основываясь на концепциях стратегического менеджмента проведем анализ ООО «Топаз» и покажем процесс разработки стратегического решения.

 

 

[1] Аксенова Е.С. Совершенствование системы оценки эффективности управленческих решений промышленного предприятия  // «Экономические науки», 2006, № 12.