Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 31-32

В федеральном бюджете на 2011 год на указанные цели предусмотрены расходы в виде субсидий общероссийским федерациям по зимним и летним видам спорта в сумме 722,0 млн. рублей.

Кроме того, в 2011 году запланировано выделение бюджетных ассигнований в виде субсидий Паралимпийскому комитету России (ПКР) и Олимпийскому комитету России (ОКР) в объеме 50,0 млн. рублей каждому для обеспечения уставных задач и реализации программ по развитию физической культуры и спорта.

К сожалению, несмотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как относительно самостоятельная, самобытная сфера экономической деятельности, нуждающаяся в применении адаптированных к этой сфере форм, методов хозяйствования, организации процессов управления.

Положение физической культуры адекватно отражает социально- экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе.

Вместе с этим объективно проявляется и другая закономерность — социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества, регионов, социальных групп и отдельной личности.

Профессиональный спорт высших достижений давно признан показателем социально- экономического развития государства и общества. И в этом направлении Россия обладает весомыми достижениями, породившими в то же время серьезные проблемы. Не отвечает современным требованиям материально- техническая база российского спорта, низок уровень социальной защищенности спортсменов и тренеров, несовершенное научно- методическое обеспечение управления спортом на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, координация тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствует преемственности между спортом высших достижений и системой дополнительного физкультурно- спортивного образования.

Спорт профессиональный или как его нередко называют «коммерческий спорт» нашел свою нишу в системе физической культуры и спорта, частично решил вопросы финансового обеспечения, формирования имиджа, что позволило ему вписаться в рынок предоставления физкультурно-зрелищных услуг. Однако остается во многом неразрешенной проблема создания эффективной подсистемы научно-методического обеспечения спортивной деятельности, профессиональной подготовки кадров, как педагогических, так и специалистов менеджеров.

Рис. 2.5. Распределение расходов федерального бюджета в 2000-2007 гг. на здравоохранение, физическую культуру и спорт

Как отрасль экономической деятельности, профессиональный спорт производит для потребителей продукт в виде зрелищных услуг. Зрители, потребители, как неоднократно отмечалось в предыдущем изложении, получают психологическое удовлетворение от потребления спортивно- зрелищных услуг и потому готовы оплачивать их. При этом чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена.