Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 38-39

Применение стратегического подхода к управлению профессиональным спортом обусловлено потребностями обеспечения эффективного и устойчивого развития гражданского общества, заинтересованного в развитии профессионального спорта, инициирующего массовый спорт – источник здорового образа жизни  для миллионов людей.

Ясно, что в стратегическом плане нельзя управлять отраслью, не понимая взаимосвязи массового и профессионального спорта. Сейчас профессиональный спорт позиционируется отдельно, вне общественного контекста. Следует подчеркнуть, что государственное управление не может прибегать к прямому давлению, так как основная масса низовых организаций инфраструктуры спорта – это некоммерческие организации: ассоциации, лиги, фонды, команды и другие формы. Лидерам и менеджерам спортивной отрасли в этой связи требуется очень хорошо понимать и осознавать специфику деятельности (миссию) некоммерческой организации и проявлять максимальную осмотрительность в определении сферы своих полномочий (прав и ответственности). Чтобы эффективно действовать в условиях постоянных изменений, (что характерно для современных условий), они должны  разрабатывать  четкую и хорошо аргументированную основу для своих  решений. Это возможно при внедрении в практику деятельности элементов планирования, особенно в стратегическом аспекте.

Стратегическое планирование – это совокупность концепций, процедур и инструментов, направленных на то, чтобы помочь лидерам и менеджерам в решении этих задач. Стратегическое планирование может быть определено как целенаправленная  деятельность по выработке фундаментальных решений и действий, формирующих и направляющих сущность  организации или той или иной общности, род ее деятельности, и причины, по которой данная структура занимается именно этой деятельностью. За последние тридцать пять лет, стратегическое планирование стало неотъемлемой частью теории и практики менеджмента в деловом мире. И только в последние десять-пятнадцать лет стратегическое планирование принято на вооружение многими общественными и некоммерческими организациями[1].

Таким образом, магистральная тенденция в области управления некоммерческими организациями в спортивной отрасли проявляется в том, чтобы соединить воедино лидерство, стратегическое планирование и управление. Стратегическое планирование – это не замена руководства, а совокупность концепций, процедур и методов, которые могут помочь лидерам и сторонникам некоммерческих организаций сделать так, чтобы деятельность их организаций была более плодотворной.

Формирование собственно стратегий развития некоммерческих организаций определяется видами базовых стратегий. Каждая из базовых стратегий ориентирована на определенный доминирующий фактор в деятельности. Выделяют следующие базовые стратегии управления развитием некоммерческой организации:

  1. стратегия накопления капитала для последующего выхода из некоммерческой сферы. В рамках данной стратегии некоммерческая организация используется сугубо формально и уничтожается по мере достижения планового результата или после применения соответствующих санкций со стороны государственных органов;
  2. стратегия концентрации, которая ориентирована на развитие одного или нескольких связанных между собой направлений социальной деятельности и научных исследований, формирующих существенные конкурентные преимущества некоммерческой организации в поле рыночного взаимодействия;
  3. стратегия диверсификации социальной и коммерческой деятельности, которая ориентирована на развитие альтернативных направлений деятельности, в том числе на создание своеобразных «плацдармов» для будущего развития;
  4. стратегия доминирования частных интересов, которая принадлежит известному феномену «экономики физических лиц» и разрушает организацию;
  5. стратегия интеграции, которая ориентирована на вертикальную или горизонтальную интеграцию некоммерческой организации в целях формирования единой технологической или финансово-инвестиционной цепочки, а также в целях обретения монопольного преимущества;

[1] Брайсон Джон М. Стратегическое планирование в  общественных и некоммерческих организациях, — Сан Франциско, Джосси-Басс, 2007. С. 14.