Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 40-41

Комплекс тактических инструментов стратегического управления некоммерческой организацией сферы может быть основан на следующих принципах:

  • выделения групп аналитических, оперативных и контрольных инструментов;
  • соответствия определенного комплекса тактических инструментов особенностям избранной стратегии;
  • сбалансированной оценки экономических и социальных результатов реализации избранной стратегии[1].

Используя лучшие наработки мирового опыта управления некоммерческими организациями, профессиональный спорт может существенно улучшить количество  качества оказываемых им обществу услуг, избрав одним из главных стратегических направлений формирование позитивного общественного мнения о собственно спорте, о достижениях и успехах, о планах и методах их достижений, проводя систематические опросы, исследования, дискуссии, общественные слушания, акции, конечно в сотрудничестве со средствами массовой информации, иначе методики стратегического управления будут неэффективными.

Такая переориентация усилий потребует разработки принципиально новой стратегии, постепенного отхода от часто не оправдывающихся ожиданий помощи со стороны спонсоров и органов власти. Можно предположить, что будет эффективна широко используемая в развитых странах стратегия, ориентированная на получение поддержки прежде всего со стороны широкого круга юридических и физических лиц, выступающих в качестве доноров или клиентов конкретных команд и клубов, существенно повысит уровень независимости последних и будет способствовать укреплению финансовой базы профессионального спорта.

Стратегическое планирование не равнозначно стратегическому мышлению и действиям. Самое важное – это стратегическое мышление и действия руководства как спортивной отрасли со стороны государства, так и руководства независимых подразделений отрасли. Стратегическое планирование только улучшает и помогает реализовывать (воплощать) стратегическое мышление и действия лидеров. Существуют разные источники формирования стратегии или реализации  ее на практике. Это и предвидение новых лидеров, и интуиция,  и обучение групп, и новшества, и то, что уже работает, наконец, просто случай. Стратегическое планирование – всего лишь один из них. Мудрое  стратегическое мышление и действия  учитывают все эти источники. По словам Минцберга, «нельзя формировать стратегию, если люди отгораживаются от многообразия живой реальности»[2].

Стратегическое управление спортивной отраслью с огромной массой общественных и некоммерческих организаций в условиях России – это инновационный элемент с большим будущим. Это объясняется тем, что в оптимальном варианте стратегическое управление отвечает соображениям рациональности с точки зрения как политики, так и сущности. Оно может привести к желательным по существу и политически приемлемым изменениям.

Разработка стратегии развития спортивной отрасли как правило осуществляется на основе установления доминирующих факторов развития; выработки перспективной цели, соответствующей данным факторам; выявления комплекса тактических инструментов, применяемых для достижения указанной перспективной цели; раскрытия способа связи между установленной перспективной целью и инструментами ее реализации, определяющего действующую стратегию.

[1] Баликоева М.С. Эволюционный подход к развитию социально-экономической системы // Научная мысль Кавказа. 2006. Специальный выпуск: «СКГМИ-75».

[2] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб: Изд-во «Питер», 2000. С. 367.