Особенности разработки и принятия стратегических решений — страница 48-49

Основной отраслевой федеральный закон о физической культуре и спорте принят и в Российской Федерации: он вступил в силу 30 марта 2008 года. Закон закрепляет принципы взаимодействия трех основных субъектов, составляющих систему организационного обеспечения физической культуры и спорта в РФ:

  • государство через Минспорттуризм России, а также через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяет основы государственной политики в сфере спорта;
  • спортивные федерации по видам спорта отвечают за спорт высших достижений и за участие российских спортсменов в национальных и международных соревнованиях;
  • ОКР обеспечивает участие национальной сборной команды России в Олимпийских играх, а также курирует вопросы олимпийского образования.

На основе проведенного комплексного исследования системы управления в профессиональном спорте можно сделать следующие теоретические и практические выводы:

В последние два десятилетия профессиональный спорт развивался весьма неровно. Произошла утрата прежних принципов хозяйствования, а рыночные принципы не адаптированы в условиях России. Все это привело к крупным поражениям российских спортсменов на международной арене.

Большую роль в укреплении позиций профессионального спорта должен играть спортивный менеджмент, результатом деятельности которого может быть увеличение коммерческой отдачи от соревнований, изменение самой системы проведения соревнований и смещение их в сторону шоу-представления, уплотнение календаря соревнований, проведение зрелищных «матчей звезд», участие спортсменов сборной России и ведущих клубов в международных коммерческих соревнованиях.

На основании анализа причин формирования слабых сторон современного профессионального спорта в России в работе рекомендовано разделить стратегический и тактический уровень управления. В органе государственного управления спортом должны вырабатываться стратегические установки, а тактический уровень должен быть делегирован непосредственным исполнителям. Взаимосвязь уровней управления осуществляется через систему сбалансированных показателей.

Следует отметить, что подобная система управления легко мультиплицируется не теряя управляемости. На каждом уровне управления может быть построена своя проекция стратегических и тактических целей во взаимоувязке с целями системы более высокого уровня. Обращает на себя внимание маркетинговая составляющая системы, обращенная к потребителю спортивных услуг и персоналу организаций, а не апелляция к мнению высокопоставленных руководителей спорта, что приводит к субъективизации системы управления.