Актуальность консолидации семьи и школы

Актуальность консолидации семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются необходимость:
? оказания помощи детям в непростой ситуации глубокого социально-культурного кризиса, засилья негатива в средствах массовой информации и отрицательного воздействия некоторых слоев социальной среды – все это влияет на психику детей далеко не лучшим образом и провоцирует социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;
? реконструкции лучших отечественных культурных и образовательных традиций, коррекция восприятия детьми родного языка, так как языковая культура все более осложняется уличной лексикой, поэтому семья и школа должны объединить свои усилия в целях пропаганды происхождения и значения духовных, религиозно-философских, культурологических смыслов и символов;
? расширения культурного, исторического пространства с точки зрения знакомства с лучшими культурными и религиозными традициями.
В процессе общения с семьями учащихся меня заинтересовала мысль о духовно-нравственном, патриотическом воспитании не только в учебном заведении, но и в семье непосредственно. По большому счету я считаю, что к такой работе необходим комплексный подход, чтобы ребенок придя домой из школы видел тот же подход к проблеме духовно-нравственного воспитания родителей, например, в отношении сквернословия. Иначе возникающие противоречия приведут к обратному эффекту, так как вакуум воспитание займет циничное отношение к ценностям и исправить это будет очень непросто с течением времени. А может даже и невозможно.
Духовно-нравственное воспитание ребенка выгодно и семье, так как его нравственная планка, ответственность становится выше. С ребенком будет проще контактировать, возникают общие идеалы, ребенок становится более послушным.
Следует отметить особенности семьи и школы в деле духовно-нравственного воспитания.
Особенности семейного воспитания основаны на наличие врожденных, генетических механизмов родительского поведения, обеспечивающих стихийный, спонтанный характер воспитательных воздействий, а цели воспитания, как правило не декларируются открыто, но подразумеваются. Технология семейного воспитания направлена не столько на формирование нравственных истин, сколько на трансляцию ребенку особенностей поведения в различных ситуациях.
Таким образом в семье на ребёнка оказывает воздействие сама социальная макросреда семьи, в которой он приобщается к социальным ценностям и ролям.
В отличие от семьи школа — это социально-педагогическая технология, основанная на знаниях объективных закономерностей педагогического процесса, на представлении и понимании особенностей и тенденций развития современного общества в целом и семьи, в частности. Решающим условием эффективности педагогической технологии при этом выступает авторитетность личности педагога и педагогического коллектива для детей.
Отличие школы как субъекта воспитания ребёнка и в наличии целого арсенала средств воспитания, из которых каждый конкретный педагог или коллектив педагогов определяет свой набор, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу духовно нравственного развития путем:
? включение учащихся в творческую деятельность;
? формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности;
? формирование субкультуры в рамках реального творческого процесса;
? приобщение детей к природе и культурно-историческому наследию;
? включение детей в технической и коммерческой деятельности
? организация культурно-досуговой деятельности и др.
Таким образом, семья является реализатором латентных, часто спонтанных программ развития, в то время как школа предпочитает программный, научный подход. При этом в их взаимодействии не ставится задача превалирования подхода, а наоборот – существует необходимость объединения усилий в организации правильного духовно-нравственного воспитания.
Поэтому, говоря о взаимоотношениях между школой и семьей в вопросах духовно-нравственном воспитании, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на взаимосвязи и взаимодополнения. Не стоит вопрос перекладывания ответственности в воспитательной деятельности на семью или школу. Наоборот, в этом взаимодействии видится углубление воспитательного процесса за счет комплексного включения в него самых важных для ребенка коллективов — семьи и школы. Семья должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при реализации конкретных воспитательных задач, а педагогам необходимо планировать свои акции с учетом семейно-бытового окружения ребенка.
В процессе общения с семьей необходимо наладить обсуждение с родителями недостатки в методах и содержании как семейного, так и школьного воспитания, выявить «сбои» в работе воспитательного механизма. Нужно поставить вопрос о поисках истины в процессе взаимной критики, но обоснованной и конструктивной.
В работе с семьей педагог может воздействовать в следующих направлениях:
? Информировать родителей об особенностях развития ребенка; дать педагогические советы по воспитанию детей и др.;
? Консультировать по аспектам межличностного взаимодействия в семье;
? Рекомендовать конкретные методы воспитания, исходя из особенностей конкретной семьи;
? Разъяснить родителям права ребенка в контексте современного семейного законодательства;
? Выявить случаи неспособности родителей выполнять свои функции по воспитанию (например, ввиду социальной деградацией личности родителей: алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям);
? Выявить и учесть в работе проблемы быта, особенности внимания и аспекты родителей к детям.
Правила работы с семьей в процессе координации духовно-нравственного воспитания:
? Формировать действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
? Способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.
? Доверять воспитательным возможностям родителей, поддерживать все их требования, дела и начинания, так как большинство родителей даже педагогической подготовки и образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к процессу воспитанию детей.
? Не допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи, соблюдать конфиденциальность информации о различных сторонах жизни семьи.
? Утверждать позитивный настрой в решении проблем духовно-нравственного воспитания, опираясь на положительные качества ребенка и сильные стороны семейного воспитания.
В работе школы с семьей возможны основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и др.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Педагогический всеобуч может скомплектовать методические материалы для введения комплексного учебного курса, посвященного проблемам духовно-нравственного воспитания в семье.
Университеты педагогических знаний для родителей предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания.
Организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с детьми направлена на повышение ее разнообразия и содержательности.
Формой участия родителей во внеклассной работе школы может стать проведение экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения, а также организация краеведческой работы.
С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы кружков и факультативов.
Технически грамотные родители могут сами руководить работой технических кружков, а творческие личности проводить занятия в творческих коллективах.
Наконец, совместно с семьей школа может участвовать в профориентационной деятельности. Родители могут знакомить учащихся с особенностями знакомых им профессий, организовывать встречи в своих коллективах.
Можно рекомендовать проведение итоговых годовых научно-практических конференций родителей по проблемам воспитания. К каждой такой встрече готовится актуальная проблема семейного воспитания.
День открытых дверей, или родительский день в школе также является важным средством взаимодействия родителей и школы в деле духовно-нравственного воспитания, так как в это время проводится интенсивный обмен мнениями по этому поводу.
Классные родительские собрания – наиболее традиционная форма взаимодействия родителей и школы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний в контексте духовно-нравственного воспитания — проблемная формулировка тем собраний, например: «Кто нам помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием?» и др.
В системе организационно-педагогической работы школы с семьей особое место должно быть отведено деятельности родительских комитетов — общешкольных и классных. Они способствуют установлению связей родителей со школой, консолидируют родителей в направлении понимания основ педагогического просвещения, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.
Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от знания педагогом конкретной обстановки семей. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.
Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретны