ВОПРОСЫ для подготовки к государственному экзамену по дисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — 15 и 17 вопрос

Основные внешние функции Российского государства.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним задач во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.

  1. Политическая. Содержание политической функции составляет развитие политических отношений между государствами: создание представительств одних государств на территории других, деятельность послов, дипломатов; заключение международных договоров, участие в международных организациях, обмен официальными парламентскими делегациями и т.д.
  2. Функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных вооруженных сил).

Устав ООН и другие международные документы в качестве важнейшего принципа современных международных отношений закрепили уважение суверенитета и невмешательство государств в дела друг друга. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций. Государство должно иметь возможность пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также свою экономическую, политическую и информационную независимость. Осуществление функции обороны обеспечивает суверенитет, самостоятельность государства на международной арене, а также защиту его населения и территории. Как подчеркивается, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на Российскую Федерацию, Россия будет вынуждена поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории — неотъемлемых составляющих государственной целостности Российской Федерации.

  1. Функция интеграции в мировую экономику проявляется в деятельности по внешнеэкономическому сотрудничеству (в том числе в предоставлении другим государствам кредитов, займов, в использовании новейших зарубежных технологий и т.д.), в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, в поддержке иностранных капиталовложений (создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление иностранным инвесторам таможенных, налоговых и других льгот).
  2. Одной из приоритетных функций современного демократического государства является социальная функция, осуществляемая в сфере международных отношений. Речь идет прежде всего о защите прав личности (принятие международных актов — деклараций, конвенций — в области обеспечения прав человека, деятельность Европейского Суда по правам человека и т.д.) и осуществлении различных форм гуманитарной деятельности (гуманитарная миссия «Врачи без границ» и др.).
  3. Экологическая. В современных условиях многие экологические проблемы (уменьшение озонового слоя, глобальное потепление климата, угроза исчезновения редких животных, загрязнение рек, почвы и атмосферного воздуха и др.) не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.
  4. Поддержание мира (или, как ее еще называют, поддержание мирового порядка). Необходимо подчеркнуть, что ведение агрессивных, захватнических войн сопутствовало всем этапам развития человеческого общества. Сохраняется эта угроза и сегодня. Однако наличие оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) значительно снижает возможность развязывания новых агрессивных войн. Важным фактором сохранения мира на планете является совместная деятельность государств по разрешению межнациональных конфликтов, обеспечению мирового правопорядка (миротворческие миссии по нормализации ситуаций в Нагорном Карабахе, Югославии, Абхазии, Ираке и др.).

К внешнеполитической деятельности современного государства относится и сотрудничество с другими государствами в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация международных конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через интерпол) и др.

Содержание внeшнeэкoнoмичecкoй функции можно обозначить так:

а) выработка экономической политики государства во взаимоотношениях с мировьм сообществом в целом и конкретными зарубежными партнера.ми в частности;

б) установление правовых основ взаимодействия с зарубежными партнерами в области экономики;

в) стимулирование экономической активности в целях поддержки собственных производителей товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций и др.;

г) контроль за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства;

Реализацию внешнеэкономической функции обеспечивает вся система государственных органов власти и управления. В Российской Федерации в силу ее сложного административно-территориального устройства процесс реализации внешних функций имеет ряд существенных особенностей — ее федеративное устройство и связанное с этим разграничение ведения между Федерацией, с одной стороны, и ее составными частями, с другой. Прежде всего, это касается разграничения законодательных полномочий, которое непосредственно влияет на содержание принимаемых в Российской Федерации законодательных и иных нормативных актов.

Правомочность федерации в международных делах универсальна, правомочность же ее субъектов ограничена конституцией и федеральным законодательством, причем каждая федерация устанавливает свои ограничения. Член федерации не обладает независимостью, он придерживается тех правил, которые установлены в федерации.

  1. Понятие формы государства, ее элементы.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства являются

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели JK компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.