Реферат: Авторские проекты в Интернете

Министерство Образования Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

Факультет «Экономическая журналистика»


Курсовая работа на тему:

Авторские проекты в Интернете


Выполнила: студентка гр.Ж-03-2

Калуцкая М.И

Принял: Рачков М. П.


Иркутск. 2003

План

Введение…………………………………………….3

1. Является ли Интернет масс-медиа?……….5

2. Интернет и закон о СМИ РФ…………………..6

3. Интернет- журналистика……………………….9

4. Примеры эксплуатации свойств интернета разными типами сайтов………………………………………...19

Заключение…………………………………………….20

Список использованной литературы……………22

Введение

Авторский проект — это посещаемый сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества.

Авторские проекты рассматриваются в моей курсовой работе по нескольким причинам: с самого своего возникновения интернет-журналистика была оторвана от журналистики обыкновенной: «простые» журналисты просто не знали, зачем и о чем нужно писать в Сети, поэтому интернет-журналистика формировалась сама, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, именно с этих проектов и начиналась интернет-журналистика. Становление авторских проектов очень похоже на молодые годы русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели смешной по теперешним меркам тираж — 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты по сути своей некоммерческие, соответственно не коньюктурны, свободны от многих ограничений, создаются ради удовольствия и являются действительно авторскими.

Можно процитировать Алексея Андреева, автора «Манифеста Сетевой Литературы, или Личного Опыта Поэтической Независимости»:

«Сеть — это

а) возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией, и пр. Более того — автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.

б) возможность — читателям — оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт — это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими».

Значение изучения авторских проектов сложно недооценить: на наших глазах формируется совершенно новая журналистика и мы должны понимать, что она «настоящая» — пусть многие авторские проекты уже «умерли» и о них никто не помнит, и посещаемость в несколько сотен человек в день несопоставима с тиражом печатных изданий — печатная журналистика формировалась в свое время абсолютно так же. Фактически, авторские проекты в Сети – это первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение. Этот опыт был успешным. Авторские проекты первыми раскрыли сильные стороны интренета, как медиа.

Является ли интернет масс-медиа?

Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся: (1) обращенностью к массовой аудитории, (2) общедоступностью, (3) корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся:
-пресса,радио,телевидение;
-кинематограф,звукозаписи и видеозаписи;
- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
- домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Словарь Мерриама-Вебстера объясняет, что такое масс-медиа, гораздо проще: «Средство массовой информации — это средство коммуникации (как газета, радио или телевидение), предназначенное для охвата народных масс».

Интернет — это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением — журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем — один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.


Очевидно, что исходя из определения что такое СМИ, интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда есть направленность на массовую аудиторию (many-to- many) . Случаи использования такой модели в интренете довольно часты, но основная проблема признания интернета масс-медиа заключалось в том, что не всегда коммуникационная модель имеет вид “…-to-many”.


Интернет и закон о СМИ  Российской Федерации.

Фактически, интернет может являться СМИ, юридически же статус интернета в РФ все еще не определен.

Первая проблема признания интернета как СМИ в России состоит в том, что законники не совсем понимают природу коммуникационной схемы many-to-many. Разные идеи, предлагаемые законниками, в том числе опрометчивое предложение считать весь интернет единым СМИ, глупы и не будут работать, потому что сам по себе интернет децентрализован и не является СМИ, а является средой, в которой возможно существование различных образований, сходных по своим функциям со СМИ.

Реально любая домашняя страница подпадает под действие закона о СМИ, статья второй и может считаться массовой информацией: «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Тем не менее, на этом попадание под закон о СМИ страниц и сайтов в Сети заканчивается. Чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим основные понятия, сравним интернет-сайты с печатными СМИ. (С радио и телевизионными СМИ интернет-сайты имеют еще меньше точек соприкосновения: ТВ и радио работают в режиме реального времени, в режиме вещания (broadcasting)).

Основные понятия, по которым определяется, является ли данный печатный продукт СМИ: периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж, распространение (тиражирование). Если печатный продукт выходит чаще, чем раз в год, имеет постоянное название, тираж более 1000 экземпляров, то он юридически является СМИ.

В интернете все эти понятия не работают.

Периодичность и текущий номер. Если с печатным изданием периодичность можно определить просто по самому факту выхода очередного издания, как говорится, «на ощупь», просто потрогав свежий номер, то с сайтом все гораздо сложнее. Как правило, информация на сайте не обновляется целиком. Допустим, есть некое место в Сети, куда я выкладываю все мои статьи по мере написания. Если их было десять, а я спустя полгода добавила еще одну и их стало одиннадцать — считать ли это периодичностью? А если я добавляю материалы не регулярно, а спустя неравные промежутки времени? А если я просто поменяла в статье один абзац — это периодичность?

Тираж и тиражирование. Документ, выложенный в Сеть, имеет только один тираж. И тираж этот равен единице: документ существует в Сети в единственном экземпляре, зато каждый может, обративший по определенному адресу, получить доступ к этому документу. Таким образом, сам документ не тиражируется. Распространяется только адрес документа, либо адрес сайта, на котором расположен данный документ — если он является неотъемлемой частью сайта. Является ли это тиражированием? Нет.

Единственное, что мы можем — это сосчитать количество человек, которые воспользовались правом доступа к данному документу. Например, сегодня данный документ просмотрело десять человек. Является ли это тиражом? Не знаю. С печатными СМИ все просто: мы имеем периодичность, скажем, раз в неделю, и имеем за эту неделю десять тысяч отпечатанных экземпляров. Тираж налицо. За какой промежуток времени считать количество посетителей страницы, если она обновляется не регулярно? Если нет такого понятия, как номер? Если нельзя сказать точно — посетило ли страницу десять человек по одному разу или один человек, но десять раз?..

Пути решения проблемы «законности» интернет-СМИ.

Хотелось бы высказать свои соображения и наметить те пути решения, которые вижу я. Прежде всего, сайт в Сети — не всегда СМИ. Пусть даже сайт предоставляет массовую информацию (а любая информация в Сети — потенциально массовая), которая обновляется регулярно.

Вообще, сайты в Сети можно (весьма условно) разделить на несколько видов: прежде всего, домашние странички, рассказ «обо мне и моей собаке», потом — авторские проекты (собственно, главная тема этого ). Из-за малой себестоимости такие проекты создаются и поддерживаются одним человеком, но являются довольно популярными в интернете, потом — всевозможные сайты развлекательной (анекдоты), сервисной (электронная почта) и справочной (поисковые системы, энциклопедии) направленности. И последний тип — это, собственно, так называемые «интернет-СМИ».

Интернет-СМИ — это посещаемые относительно большой аудиторией крупные сайты, которые обновляются по несколько раз в сутки  и созданные, чтобы предоставлять именно журналистскую продукцию, социально значимую информацию: новости, статьи и прочее.

Именно такие сайты (и, возможно, некоторые авторские проекты) и должны считаться СМИ в интернете. Иначе под определение СМИ попадает практически любой сайт.

Что же касается основных понятий, то предлагаю ввести следующие: вместо периодичности — частота обновления информации. При этом необходимо определиться, что же именно считать обновлением, и как часто это обновление должно происходить, чтобы сайт считался СМИ. Срок в один год мне кажется чрезмерно большим — интернет настолько динамичная среда, что почти невозможно найти действующий сайт, который обновлялся бы раз в год.

Вместо тиража следует ввести единицу, более приемлемую в данном случае. В интернете такая единица есть — это (среднее) количество посещений в день. Именно в день, так как чем больше временной промежуток, тем сложнее определить — посетило ли сайт десять человек по разу, либо два человека, но по пять раз каждый. Понятие «текущий номер» для интернет-СМИ вообще вводить не стоит — о каком номере может идти разговор, если новая информация (новости, статьи) добавляются круглосуточно и часто не периодично.

Что же касается постоянного названия, то его место должен занять адрес сайта. Покупая печатные СМИ, мы ориентируемся на название, мы подходим к киоску и говорим: «Дайте мне, пожалуйста, журнал «Власть»». При посещении электронного СМИ роль названия играет адрес — именно его мы набираем в строке браузера.

Ну и самое главное — я считаю, что определять, является ли данный сайт СМИ, стоит еще и по немного субъективному критерию — информационной наполняющей данного сайта, контенту. Является ли информация социально значимой? Продукт ли это журналистского труда? Иначе многие сервисные сайты, обновляемые автоматически, могут считаться СМИ.

Для признания интернет-сайтов СМИ следует в закон о СМИ вести категории, аналогичные понятиям «тираж» и «периодичность», но учитывающие реалии интернета.

Сеть – это не единое СМИ, Сеть – это среда, в которой могут существовать различные СМИ. Интернет – это каналы передачи информации, которые могут быть использован в различных ситуациях по-разному, то есть интернет – это среда для массовой коммуникации.


Интернет-журналистика.

Если существуют интернет-СМИ, то существует и такое понятие, как «интернет-журналистика», по аналогии с печатной журналистикой или радиожурналистикой.

Большая Советская Энциклопедия дает такое определение понятию журналистика:

«Журналистика, вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая Ж., должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества».

Используя данное определение, мы можем определить, что такое интернет-журналистика:

Интернет-журналистика — это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через интернет, как среду массовой коммуникации.


Невещественность носителя и однородность информации.

До изобретения печатного станка тексты создавались путем переписывания от копии к копии, то есть воспроизведения информации на носителе каждый раз заново. При этом были неизбежны ошибки, которые накапливались от копии к копии, кроме того, время изготовления копии было сравнимо со временем изготовления оригинала. Гутенберг,  изобретя печатный станок, на самом деле сделал одну простую вещь: сократил работу по изготовлению носителя (носителей), создав матрицу, единичный эталон, с помощью которого создавались копии (оттиски).

Интернет – это следующий шаг на этом пути. Информация, которая хранится в сети — это не текст, а матрица, электронная форма, по которой каждый раз воссоздается текст. То, что вы видите в окне браузера – это не тот запрашиваемый вами HTML-документ, который лежит на сервере, а его копия, переданная вам по интернету, скаченная вашим браузером и помещенная в кэш. Принципиальное отличие от печати в том, что это «тиражирование» происходит  во-первых, по требованию пользователя, во-вторых не требует закрепления новой копии в новом вещественном носителе.

Особо следует подчеркнуть, что вся информация в сети однородна, то есть представлена в цифровой форме. Один и тот же набор байтов может быть воспроизведен, как графический образ, так и как текст или звук. Благодаря этому достигается небывалая легкость обработки информации.

Что это дает:

- низкая стоимость «создания» информации.

То есть низкая стоимость вспомогательных работ при создании информации, что позволяет сэкономить ресурсы собственно для производства самой информации. В интернете стоимость «создания» информации, то есть создания матрицы, довольно невелика, так как для этого не требуется какого-то специального оборудования (компьютер специальным оборудованием можно не считать, как так он не сравним с оборудованием, используемым при создании тех же телепрограмм).

- низкая стоимость тиражирования информации и отсутствие избыточного тиражирования.

Так как тиражирование осуществляется по требованию пользователя и для этого не нужен вещественный носитель, затраты на тиражирование не растут пропорционально аудитории, которую охватывает СМИ, как у печатных mass-media. Вообще, в интернете defacto тиражирования информации не происходит: документ физически находится в одном месте, «тиражируется» и распространяется только адрес документа (ссылка на него). Благодаря этому потенциальный тираж документа в Сети может быть сопоставим с размерами всей Сети.

- простота и низкая стоимость обработки информации (сортировка, преобразование).

Так как информация находится в электронном виде, ее очень легко обрабатывать как поставщикам информации (смотри «низкая стоимость производства информации»), так и конечным пользователям.

- нефиксированность объема.

Печатные СМИ всегда зависят от объема печатной площади, которая из выпуска к выпуску остается фиксированной (увеличение-уменьшение объема издания, как явления не регулярные, не рассматриваются). Объем же информационного продукта не всегда является постоянным и почти всегда зависит от непредсказуемых и часто форс-мажорных обстоятельств (как, например, кризисов или катастроф): чем ситуация хуже, тем больше из нее можно «выжать». Объем же печатного СМИ фиксирован, поэтому возможна ситуация, когда материалы просто не влезают и их приходится урезать или вовсе выкидывать. Бывает и обратная ситуация: когда ничего существенного не происходит, а печатные объемы или эфирное время приходится чем-то «забивать», новости высасываются из пальца. В интернете объем публикаций не определяется объемом печатных площадей, что дает еще одну степень свободы для сетевого журналиста.

экстерриториальность (location-independence).

Так как носитель невещественен, его не нужно распространять, как распространяют, например, газеты. Любой интернет-сайт доступен там, где есть доступ в интернет, то есть практически везде, так как все меньше и меньше становится мест, где нельзя было бы найти доступ к интернету. Это заставляет вспомнить метафору «глобальной деревни» Маршала Маклюэна:

«Но когда информация путешествует со скоростью электричества, линейная четкость печати сменяется ощущением «все-здесь-и-немедленно». Все, что угодно, везде, где угодно, происходит одномоментно. Нет четкого порядка или последовательности. Неожиданное превращение пространства в цельное поле «низвергает визуальный смысл». Это и есть смысл «глобальной деревни»: мы находимся в пределах досягаемости одного голоса или звука племенных там-тамов».

Децентрализация, коммуникационная модель many-to-many.

Интернет был задуман, как средство, позволяющее ученым работать совместно, то есть изначально при создании интернета имелась в виду модель many-to-many. интернет — децентрализованная и де-иерархическая структура, все серверы в сети равны.

Что это дает:

- свободный рынок информации, возможность для каждого быть источником информации, отсутствие монополии на распространение информации.

- возможность для каждого выбирать тот источник информации, который наиболее полно отвечает текущим нуждам.

- неограниченное число потенциальных потребителей информации.

- что вместе с независимостью от местоположения дает невозможность контроля со стороны властных структур.

Сколько бы ни говорили о необходимости контроля интернета со стороны каких бы то ни было структур, реально же это невозможно по нескольким причинам: прежде всего, из-за объема информации, рост которой происходит в геометрической прогрессии и не собирается останавливаться. По разным оценкам, сейчас к Сети подключено 150-200 миллионов компьютеров и если каждый может стать потенциальным источником информации, то контролировать такие объемы представляется невозможным. Даже если в этом объеме и удаться найти что-то противозаконное и ограничить к нему доступ, есть тысячи других мест, на которых можно будет продублировать эту информацию, при этом географически сервера, на которых будет размещена запретная информация, могут находиться на территории другой страны, законы которой не признают эту информацию запретной.

Обычно попытки запретить что-то, если это не детская порнография, а информация, связанная со спорными моментами лицензионных и смежных с авторскими прав и чем-то подобным, когда можно выделить «плохих» (жадные корпорации, наживающиеся на чрезмерно жестких лицензионных нормах) и «хороших» (добрые парни, считающие, что информация должна быть свободной), заканчиваются тем, что многие становятся на сторону «хороших», начинают дублировать запрещенную информацию и раздувают скандал до такой степени, что об информации узнают гораздо больше людей, чем знало до запрета.

Мультимедийность.

Мультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук, изображение, видео.

Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media). В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении — видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что Сеть — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор медиа — от текста до видео.

Это позволяет интернету использовать все преимущества других масс-медиа, однако это вовсе не означает, что интернет заменит, например, телевидение (по крайней мере, в ближайшем будущем). Во-первых, принцип бритвы Оккама гласит: «Не следует плодить сущностей сверх необходимости». Нет смысла создавать аналог телевидения в интернете, пока телевизионный сигнал можно передавать с помощью радиоволн дешевле и эффективнее. Во-вторых, интернет может использовать любой набор медиа, однако не все эти медиа являются базовыми в интернете. Базовым медиа в Сети является гипертекст, остальные используются в рамках гипертекста как средства расширения его возможностей, размещаемые в узлах этого гипертекста (гипермедиа).

Что это дает:

- возможность использовать в интернете сильные стороны других масс-медиа.

Использование этого качества вместе и другими характеристиками интернета дает большие результаты, чем использование «обычных» масс-медиа. Например, прямая видео-трансляция какого-нибудь значимого события через интернет может быть более востребована, чем телевизорная трансляция, благодаря большей независимости от местонахождения (location-independence), чем у ТВ, и меньшей стоимости трансляции (прямой эфир на ТВ с таким географическим охватом аудитории несоизмеримо дороже).

Использование баз данных.

База данных — это обширная коллекция связанной информации, организованная для легкого доступа (обычно на компьютере). В базе данных вся информация хранится в единственном экземпляре, поэтому всякое существенное изменение делается в одном месте. Эта характеристика,напрямую связана с мгновенной архивацией и с гипертекстуальностью.

Вместе с характеристикой «автоматизация» использование баз данных позволяет осуществлять, например, поиск среди документов на сайте.

Автоматизация (программируемость).

Сайт в сети — это не только набор гипертекстовых документов. Используя набор программного обеспечения (скрипты), работающего на сервере, можно сделать так, чтобы сайт реагировал на действия пользователя, то есть был интерактивным.

Само использование гипертекста предполагает некую интерактивность документов: пользователь может активировать ссылки и осуществлять произвольную навигацию, однако программируемость и интерактивность в данном случае — понятие несколько иного порядка.

Под интерактивностью я понимаю не только возможность для конечного пользователя менять порядок отображения информации для самого себя, но и как-то вмешиваться в саму информацию (контент) на сайте: например, оставлять свои отзывы в форумах или гостевых книгах, причем эти отзывы будут доступны для всех пользователей.

Автоматизация дает сетевым СМИ то, о чем мечтали все традиционные СМИ: мгновенную обратную связь с читателями.

Автоматизация позволяет предоставлять пользователю то, что на языке веб-разработчиков называется сервисами: от поиска на сайте, подписки на новости по электронной почте до курса доллара, информации о погоде и прочем.

Автоматизация так же сильно упрощает процесс обновления информации на сайте, тем самым еще больше снижая его себестоимость. Существуют системы публикаций (системы управления контентом), в которых пользователю не обязательно знать язык разметки HTML.


Временная независимость, мгновенная архивация.

«Сеть напоминает город, в котором никто не убирает трупов — но и трупы, в свою очередь, не разлагаются, не воняют, а лежат себе тихонько, никого не трогают, и только иногда споткнувшийся о труп ругнется раздраженно и дальше побежит. Делать со всем вышеперечисленным, похоже, нечего. Вывод же напрашивается, мне кажется, простой и понятный: расширение сети и засорение сети — это, очевидно, практически одно и то же. По всей видимости, сама концепция сети как свободного информационного пространства, где каждая домашняя страничка есть не что иное, как СМИ для особо узкой целевой аудитории, подразумевает, что крупные, регулярно обновляемые ресурсы все более и более будут чувствовать себя, как искусственные спутники на забитой космическим хламом земной орбите. С той лишь разницей, что сама мысль об очищении «орбиты» звучит применительно к интернету не то утопично, не то преступно».

СМИ можно разделить на работающих в режиме реального времени (ТВ, радио) и со сдвигом во времени (печатные СМИ). Первые обладают большей оперативностью, между событием и его отражением в СМИ может пройти меньше секунды (прямой эфир), вторые менее оперативны, но они доступны пользователю в тот момент, когда он захочет.

В интернете же сосуществуют оба режима: режим реального времени (live) и/или режим архива (time-shifted), причем архивация наступает сразу же в момент помещения документа на сайт.

Режим реального времени — это так называемое «живое видео» или «живое аудио», потоковое медиа (streamingmedia). Потоковое медиа, транслирующее какое-нибудь событие в реальном времени тут же сохраняется на сайте, то есть попадает в архив.

Режим реального времени не самый используемый — из-за технического устройства Сети. Телевидение работает по принципу «оба заняты»: источник информации и получатель должны быть заняты одновременно – только в таком режиме возможно получение информации. Для примера возьмем телевидение: если получатель (телезритель) не включил телевизор в тот момент, когда источник отправлял ему его любимую программу – поезд ушел, программу можно будет посмотреть только если в этот момент был включен видеомагнитофон, но это уже совсем другой механизм. Печатные издания работают по принципу «один занят – другой свободен»: пока издается газета читатель свободен, пока читатель изучает газету, редакции может заниматься чем угодно.

Интернет тоже работает по принципу «один занят – другой свободен»: пользователь запрашивает документ с сайта, документ загружается (сервер занят), после того, как документ загрузился, сервер свободен, но уже занят пользователь. Так называемое «живое видео» лишь «притворяется» живым, а на самом деле работает так же: пользователю нужно ждать, пока видео-документ загрузится целиком, а только потом его смотреть, либо грузить документ небольшими кусочками, при этом предыдущий кусок документа будет показываться в то время, пока грузится следующий. Но для такой модели нужны довольно «толстые» каналы (большая скорость подключения к интернету).

Хотя интернет, как и печатные СМИ работает по принципу «один занят – другой свободен», он, в отличие от других печатных медиа, обладает гораздо большей оперативностью, потому что периодичность в интернете не играет роли. В печатных СМИ после подготовки текста надо ждать следующего периода публикации (следующего выпуска), если газета ежедневная, то до публикации новости могут пройти целые сутки. ТВ более оперативно, потому что периоды меньше. В интернете же новость может быть опубликована сразу после того, как она написана, чем достигается режим, приближенный к реальному времени. На крупных новостных сайтах (CNN.com) информация обновляется несколько раз в день.

Михаил Ямпольский в свой статье «Интернет, или постархивное пространство» пишет (курсив мой):

«…То, что делают с реальностью средства массовой коммуникации, особенно репортажное телевидение, может быть определено как производство копий, картуляриев непосредственно в тот момент, когда происходит событие. Раньше между архивированием события и его превращением в информационный симулякр протекал существенный отрезок времени. Например, наиболее оперативное средство информационной переработки событий — газета — имела цикл в 24 часа. Сегодня событие мгновенно превращается в зрелищный симулякр…

…После этого длинного, но необходимого отступления можно, наконец, перейти непосредственно к интернету, который представляется мне радикально трансформированной версией архива. Это архив, приспособленный к эпохе прямой репортажной коммуникации

…Интернет — это колоссальное скопище всевозможных документов, от сплетен и любовной переписки подростков до сочинений графоманов, всевозможных справочников и коммерческой информации, это колоссальная свалка сегодняшней истории, архив неселекционированных материалов, решительно отменяющий интервал между архивированием и использованием. Это — архив, мгновенно доступный всем желающим, архив эпохи прямого репортажа. Вместо относительной закрытости старых архивов он агрессивно призывает к мгновенному использованию. Его поразительная особенность заключается также и в том, что это архив, лишенный памяти. Материалы пятилетней давности в нем почти безнадежно устаревают, в то время как в традиционных архивах они приобретают ценность именно по прошествии времени. Это — архив, максимально приближенный к моменту события…

…Существенно также и то, что интернет — не только архив, но смесь архива с огромным виртуальным универмагом. Это соединение архива и коммерции — одна из замечательных черт сегодняшней информационной ситуации, когда масс-медиа все в большей и большей степени становятся коммерческими сетями, а информация — товаром. «Отоваривание» информации — одна из основных причин ускорения ее циркуляции. В соответствии с правилами сегодняшней капиталистической экономики конкуренцию выигрывает тот, кто ускоряет циркуляцию капитала. Это прежде всего означает сокращение производственного цикла и максимальную редукцию времени хранения товара, который в идеале должен поставляться в магазин потребителю прямо с линии сборки. В связи с этим резко сокращается и время, необходимое для «созревания» некоторых товаров, например вин или коньяков. Бренди, например, получавший цвет от длительного хранения в дубовых бочонках, теперь просто окрашивается карамелью. Вольфганг Фриц Хауг справедливо связал этот процесс с ослаблением значения потребительной стоимости, которая, будучи произведена, может неопределенно долго ожидать потребителя. На первый план теперь выступает меновая стоимость, способность к циркуляции…»

Не со всеми высказываниями Ямпольского можно согласиться, так, интернет – это скорее не архив, лишенный памяти, а архив без четкой временной структурированности и отбора материала: часто бывает, что точный возраст документа трудно определить, документы разных возрастов могут находится рядом. Интернет – это архив, за которым никто не следит. Поэтому он не лишен памяти, но часто лишен логики.


Примеры эксплуатации свойств интернета разными типами сайтов.

Все сайты в сети, вне зависимости от того, можно их считать масс-медиа или нет, эксплуатируют вышеперечисленные свойства интернета. Некоторые примеры такой эксплуатации можно представить в виде таблицы:



автоматизация

Many-to-many

временная независимость  

Новостные сайты

Общение в реальном времени

мгновенная архивация  

Поисковые машины


автоматизация  

Сервисные сайты

сommunity, форумы, чаты

базы данных

Справочные сайты

справочные сайты, пополняемые посетителями

Низкая себестоимость


домашние страницы, авторские проекты

Заключение.

Когда мы говорим о журналистике – о «хорошей журналистике», то всегда вспоминаем фамилии, фактически хорошая журналистика в нашем понимании – это авторская журналистика. Возьмем, например, телевизионную журналистику: Меньшова и «Я сама», Парфенов и «Намедни», Шендерович с «Итого» и «Куклами», Пушкина с ее «Женскими историями Оксаны Пушкиной», Радзинский и его «В поисках утраченного», и многое другое. В печатной журналистике та же ситуация, достаточно вспомнить пример того же NewYorkTimes, вот уже сто лет поддерживающего практику авторских колонок. Фактически, неавторской и абсолютно беспристрастной и объективной журналистики не бывает, даже если речь идет о новостях в пару строк длинной. В том, что мы называем «авторской журналистикой», авторская позиция и личность автора выражена более ярко, чем в «обычной журналистике», автор предельно честен перед аудиторией, давая понять, что выражает именно свою точку зрения.

Идеалом и мечтой любого журналиста является «заработать себе имя», сделать так, чтобы его узнавали как автора, а это и есть ничто иное, как авторская журналистика.

Авторские проекты представляют собой реализацию свойств интернета, которая позволяет им существовать и даже «процветать» (в интеллектуальном плане, а не в экономическом).

Низкая стоимость создания позволяет авторским проектам быть относительно материально независимыми и дает авторам право открыто выражать свою точку зрения (в пределах разумного, подстрекательство к ненависти по расовому признаку все еще не в почете).

Коммуникационная модель many-to-many и сама интерактивность среды позволяет автору вещать «внутри» аудитории, а аудитории – принимать равноправное участие в диалоге и создании контента.

Разумеется, авторские проекты – не панацея, у них есть свои особенности, которые в некоторых случаях могут рассматриваться, как недостатки: непериодичность, субъективность, отсутствие гарантии о достоверности информации, нестабильность выхода, выборочное освещение новостей и прочее. Фактически, авторские проекты вообще нельзя рассматривать, как какой-то источник новостей, скорее, как их выборочный ретранслятор и источник их авторской оценки.

Авторские проекты в интернете используют основные его свойства, такие, как коммуникационную модель many-to-many, автоматизацию, гипертекстуальность, невещественность носителя и связанную с ним низкую стоимость изготовления и поддержки такого проекта, благодаря чему дают возможность практически любому индивидууму высказать свою точку зрения, потенциально доступную большому количеству людей, наладить обратную связь с аудиторией на недоступном ранее уровне.


Список используемой литературы.

1. Антон Носик. интернет – не СМИ // Vesti.ru

ссылка на сайт удаленаcontact://old.vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/

2.  Гари Вульф. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца. // Русский Журнал

ссылка на сайт удаленаcontact://www.russ.ru/netcult/20010419_wolf.phpl


3.  Линор Горалик. Они жили долго и счастливо и так никогда и не умерли. // Русский Журнал

ссылка на сайт удаленаcontact://www.russ.ru/netcult/20000922_goralik.phpl


4.  Линор Горалик. Нас мало, но мы умеем. // Русский Журнал.

ссылка на сайт удаленаcontact:// www.russ.ru/netcult/19990802_goralik.phpl


5.  Дмитрий Иванов. Введение к новой рубрике «Net-культуры». // Русский Журнал.

ссылка на сайт удаленаcontact://www.russ.ru/netcult/cathedra/20010206_ivanov.phpl


6. Пенсионер Мухин в путине интернета.  // Журнал.Ру

ссылка на сайт удаленаcontact://www.zhurnal.ru/muxin.php


7. Гуманитарное Измерение. С Романом Лейбовым и Кубом беседует Антон Борисович N. // Журнал «Internet» №2

ссылка на сайт удаленаcontact://www.gagin.ru/internet/7/6.phpl


8. Александр Житинский. Виртуальная жизнь и смерть Кати Деткиной.

ссылка на сайт удаленаcontact://www.zhitinsky.spb.ru/what/netman/yellow_pages/4smi/kadet.php

 9.  Александр Ларьяновский. Сидели три обозревателя.

ссылка на сайт удаленаcontact://www.novocybersk.ru/internit/2000/02-11.phpl


10.  П. Шампань. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношения между полями политики, экономики и журналистики.

ссылка на сайт удаленаcontact://sociologos.narod.ru/champagne.php

11.Прохоров