Курсовая работа: Компьютерная подготовка

Курсовая работа.

Выполнил студент ТМЦДО гр.: з-472-27б специальности 061000 Маркелова А.А.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации.

г. Абакан.

2005 г.

Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel.

Программа должна удовлетворять следующим требованиям:

Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel.

При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение.

Проект должен обеспечивать следующие режимы работы:

ввод исходных данных и формирование базы;

корректировка данных (исправление, добавление, удаление);

работа с данными (поиск, сортировка, просмотр);

формирование статистики:

общее количество абонентов телефонной сети;

количество телефонов на указанной улице;

количество телефонов в указанном доме.

Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму.

На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть.

Данные проекта сохранять в файле.

При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода.

Введение

Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel.

В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.

В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ).

Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка.

Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач.

MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets.

Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002.

Структура программного комплекса

Состав программного комплекса

Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:tmp”:

"Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.

"phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных.

Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере.

Иерархия объектов

Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит:

Рабочую книгу Workbook  «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов:

Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA

Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA

Пять форм + программный код VBA:

addRowForm – для режима добавления новой записи

delRowForm – для режима удаления записи

editRowForm – для режима редактирования записи

reportForm – для режима формирования статистики

sortForm – для режима сортировки базы данных

Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом.

Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок:

чтение базы данных;

запись базы данных;

добавление записи;

корректировка записи;

удаление записи;

поиск;

сортировка;

отчет (статистика);

выход из программы.

Руководство пользователя

Запуск программы

Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу:

“Телефонный справочник.xls”

Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу».

Компьютерная подготовка

В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы.

Компьютерная подготовка

Чтение / запись базы данных

Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”.

Компьютерная подготовка

Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.

Режимы корректировки данных

В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов.

При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.

Компьютерная подготовка   Компьютерная подготовка

Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.

Компьютерная подготовка   Компьютерная подготовка

Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон.  Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр).

Поиск информации

Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel.

Компьютерная подготовка

Режимы сортировки

В программе предусмотрено три режима сортировки данных:

По абоненту (фамилия + имя + отчество);

По адресу (улица + дом + квартира);

По телефону.

Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов.

Компьютерная подготовка

Формирование статистики

Согласно заданию программа позволяет рассчитать следующую статистику:

Общее количество абонентов телефонной сети;

Количество телефонов на указанной улице;

Количество телефонов в указанном доме.

Компьютерная подготовка

Войдите в режим «Отчет», выберите требуемый отчет и, при необходимости, задайте параметры его формирования. Количество абонентов по заданным реквизитам будет посчитано и отображено в диалоговом окне.

Компьютерная подготовка

Компьютерная подготовка

Завершение работы с программой

Для завершения работы с программой нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов. Лист с базой данной будет скрыт, а появится лист с рекламной заставкой. Для подтверждения выхода повторно выберите кнопку «Выход». Если «Телефонный справочник» был единственной открытой книгой, приложение MS Excel будет полностью закрыто, в противном случае – закроется только книга с описываемой программой.

Внимание. Не забывайте сохранять информацию во внешнем файле, иначе последние корректировки могут быть утеряны.

Дополнение

Все стандартные панели инструментов скрываются и восстанавливаются при открытии / закрытии книги «Телефонный справочник», а также при переключении между окнами. Во избежание проблем с восстановлением стандартного набора панелей инструментов не рекомендуется самостоятельно менять набор отображаемых панелей инструментов пока описываемая книга остается открыта.

При возникновении любой нестандартной ситуации следует закрыть книгу «Телефонный справочник» и выставить нужные панели через меню «Вид».

Заключение

В ходе выполнения работы были закреплены знания по работе в MS Excel и основам программирования на VBA, а также приобретены практические навыки создания завершенных программных приложений для MS Excel.

Результатом проделанной работы является приложение «Телефонный справочник», функционально выполняющее основные задачи, стоящие перед приложением такого уровня и назначения.

Разумеется, выполненный проект не является завершенным в полной мере. В качестве направлений для развития проекта можно упомянуть, например, более конкретизированный механизм поиска информации или реализация оптимальных методов сортировки (что может быть более эффективным на больших объемах информации).

Список литературы

Потахова И.В.  Компьютерная подготовка. Офисное программирование: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 181с.

Справочное руководство по MS Excel и Visual Basic for Applications: Microsoft Corp., 2001.

Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде Visual Basic for Applications: Практикум – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 175с.

Приложение. Листинг программ VBA

Рабочая книга

Dim oldBars(20) As Long, kol As Integer

Private Sub Workbook_Activate()

  kol = 0

  Dim bar As CommandBar

  For Each bar In Application.CommandBars

    If bar.Visible And Not (bar.Protection = msoBarNoChangeVisible) _

       And (bar.Type = msoBarTypeNormal) And Not (bar.Name = "Phones") Then

      kol = kol + 1

      oldBars(kol) = bar.index

    End If

  Next bar

  For i = 1 To kol

    Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = False

  Next

  If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "База данных" Then

   showTools

  End If

End Sub

Private Sub Workbook_Deactivate()

Dim i As Integer

  For i = kol To 1 Step -1

    Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = True

  Next

  hideTools

End Sub

Private Sub Workbook_Open()

 ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True         ' спрятать стартовый лист

 ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate               ' сделать активным лист с БД

 ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False  ' показать базу данных

End Sub

Лист 1 (Старт)

Private Sub ExitButton_Click()

 ExitProject

End Sub

Private Sub StartButton_Click()

 'Commandbars

 ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = True   ' показать базу данных

 ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Activate         ' сделать активным лист с БД

 ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = False        ' спрятать стартовый лист

End Sub

Лист2 (База данных)

Private Sub Worksheet_Activate()

  showTools

End Sub

Private Sub Worksheet_Deactivate()

  hideTools

End Sub

Sub addRecord()

 If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then

   Range("A5").Activate

 End If

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 addRowForm.Show vbModal

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Sub delRecord()

 If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then

   Exit Sub

 End If

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

  If Selection.Rows.count = 1 Then

    delRowForm.Show vbModal

  Else

    Dim response

    response = MsgBox("Отмечено записей: " + Str(Selection.Rows.count) + Chr(13) + "Удалить все?", vbYesNoCancel, "Внимание!")

    If response = vbYes Then

      Selection.EntireRow.Delete

    End If

  End If

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Sub editRecord()

 If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0)    Then

   Exit Sub

 End If

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 editRowForm.Show vbModal

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Sub sort()

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 sortForm.Show vbModal

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Sub report()

Dim oldCell As Range

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 Set oldCell = ActiveCell

 reportForm.Show vbModal

 oldCell.Activate

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

addRowForm

Private Sub UserForm_Activate()

  FamBox.Value = ""

  ImBox.Value = ""

  OtBox.Value = ""

  StreetBox.Value = ""

  NoBox.Value = ""

  FlatBox.Value = ""

  PhoneBox.Value = ""

  FamBox.SetFocus

End Sub

Private Sub CancelButton_Click()

 addRowForm.Hide

End Sub

Private Sub OKButton_Click()

 ' проверка информации

 Dim box As Variant, boxes As Variant

 boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)

 For Each box In boxes

  If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then

    box.SetFocus

    Exit Sub

  End If

 Next box

 If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then

  MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"

  PhoneBox.SetFocus

 Else

  ' заполнение записи из формы

  Dim myRecord As Record

  myRecord.Fam = FamBox.Value

  myRecord.Im = ImBox.Value

  myRecord.Ot = OtBox.Value

  myRecord.street = StreetBox.Value

  myRecord.no = NoBox.Value

  myRecord.Flat = FlatBox.Value

  myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)

  ' добавление строки на лист и ее заполнение

  ActiveCell.EntireRow.Insert

  putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord

  ' скрытие формы

  addRowForm.Hide

 End If

End Sub

Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)

  If (KeyAscii Asc("9")) Then

   MsgBox "Допускается ввод только цифр!"

   KeyAscii.Value = 0

  End If

End Sub

delRowForm

Private Sub CancelButton_Click()

 delRowForm.Hide

End Sub

Private Sub OKButton_Click()

  ' удаление текущей строки

  ActiveCell.EntireRow.Delete

  ' скрытие формы

  delRowForm.Hide

End Sub

Private Sub UserForm_Activate()

  Dim myRecord As Record

  myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)

  FamBox.Value = myRecord.Fam

  ImBox.Value = myRecord.Im

  OtBox.Value = myRecord.Ot

  StreetBox.Value = myRecord.street

  NoBox.Value = myRecord.no

  FlatBox.Value = myRecord.Flat

  PhoneBox.Value = myRecord.Phone

  OKButton.SetFocus

End Sub

editRowForm

Private Sub UserForm_Activate()

  Dim myRecord As Record

  myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)

  FamBox.Value = myRecord.Fam

  ImBox.Value = myRecord.Im

  OtBox.Value = myRecord.Ot

  StreetBox.Value = myRecord.street

  NoBox.Value = myRecord.no

  FlatBox.Value = myRecord.Flat

  PhoneBox.Value = myRecord.Phone

  FamBox.SetFocus

End Sub

Private Sub CancelButton_Click()

 editRowForm.Hide

End Sub

Private Sub OKButton_Click()

 ' проверка информации

 Dim box As Variant, boxes As Variant

 boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)

 For Each box In boxes

  If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then

    box.SetFocus

    Exit Sub

  End If

 Next box

 If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then

  MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"

  PhoneBox.SetFocus

 Else

  ' заполнение записи из формы

  Dim myRecord As Record

  myRecord.Fam = FamBox.Value

  myRecord.Im = ImBox.Value

  myRecord.Ot = OtBox.Value

  myRecord.street = StreetBox.Value

  myRecord.no = NoBox.Value

  myRecord.Flat = FlatBox.Value

  myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)

  ' добавление строки на лист и ее заполнение

  putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord

  ' скрытие формы

  editRowForm.Hide

 End If

End Sub

Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)

  If (KeyAscii Asc("9")) Then

   MsgBox "Допускается ввод только цифр!"

   KeyAscii.Value = 0

  End If

End Sub

reportForm

Private Sub UserForm_Activate()

  AllOption.Value = True

  OKButton.Caption = "Расчет"

  OKButton.SetFocus

End Sub

Private Sub AllOption_Click()

 OKButton.Caption = "Расчет"

End Sub

Private Sub StreetOption_Click()

 OKButton.Caption = "Параметры..."

End Sub

Private Sub HouseOption_Click()

 OKButton.Caption = "Параметры..."

End Sub

Private Sub CancelButton_Click()

 reportForm.Hide

End Sub

Private Sub OKButton_Click()

Dim myRecord As Record

Dim counter As Long

Dim street As String, no As String, title As String

 If AllOption.Value Then

   counter = count()

   MsgBox "Общее количество абонентов: " + Str(counter)

 Else

  myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)

  If StreetOption.Value Then

   title = "Отчет по улице"

   street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)

   If Len(street) > 0 Then

    street = Trim(street)

    counter = count(street)

    MsgBox "Количество телефонов на улице '" + street + "': " + Str(counter)

   End If

  Else

   title = "Отчет по дому"

   street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)

   If Len(street) > 0 Then

    street = Trim(street)

    no = InputBox("Улица '" + street + "'" + Chr(10) + "Задайте номер дома:", title, myRecord.no)

    If Len(no) > 0 Then

     no = Trim(no)

     counter = count(street, no)

     MsgBox "Количество телефонов в доме '" + street + " " + no + "': " + Str(counter)

    End If

   End If

  End If

 End If

 reportForm.Hide

End Sub

Private Function count(Optional street, Optional no) As Long

 Dim myRecord As Record

 Dim data As Range, curRow As Range

 Dim doCalc As Boolean, counter As Long

 counter = 0

 Range("A5").Activate

 Set data = ActiveCell.CurrentRegion

 For Each curRow In data.Rows

   myRecord = getRecord(curRow)

   doCalc = False

   If IsMissing(street) Then

     ' все абоненты

     doCalc = True

   Else

    If IsMissing(no) Then

     ' по улице

     doCalc = (Trim(myRecord.street) = street)

    Else

     ' по дому

     doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) And (Trim(myRecord.no) = no)

    End If

   End If

   If doCalc Then counter = counter + 1

 Next curRow

 count = counter

End Function

sortForm

Private Sub UserForm_Activate()

  OKButton.SetFocus

End Sub

Private Sub CancelButton_Click()

  sortForm.Hide

End Sub

Private Sub OKButton_Click()

Dim sht As Worksheet

Dim rng As Range

  Set sht = ThisWorkbook.ActiveSheet

  Set rng = sht.Range(sht.Cells(5, 1), sht.Cells(65536, 1).End(xlUp).Offset(, 7))

  If NameOption.Value Then

    ' сортировать по ФИО

    rng.sort Key1:=sht.Columns("A"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("B"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("C"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo

  Else

   If AddressOption.Value Then

    ' сортировать по адресу

    rng.sort Key1:=sht.Columns("D"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("E"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("F"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo

   Else

    ' сортировать по телефону

    rng.sort Key1:=sht.Columns("G"), Order1:=xlAscending, Header:=xlNo

   End If

  End If

  sortForm.Hide

End Sub

Module1

Public Type Record

 Fam As String

 Im As String

 Ot As String

 street As String

 no As String

 Flat As String

 Phone As Long

End Type

Public Function dbFileName() As String

 dbFileName = ThisWorkbook.Path + "phones.db"

End Function

Sub ToolbarExitButton()

 If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "Старт" Then

  ExitProject

 Else

  ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True         ' спрятать стартовый лист

  ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate               ' сделать активным лист с БД

  ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False  ' показать базу данных

 End If

End Sub

Sub ExitProject()

 ThisWorkbook.Saved = True

 If Application.Workbooks.count = 1 Then

    Application.Quit      'завершить работу Excel

 Else

    ThisWorkbook.Close  'завершить работу проекта

 End If

End Sub

Sub dbRead()

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 Dim myRecord As Record

 Dim data As Range, curRow As Range

 Dim row As Integer

 Range("A5").Activate

 Set data = ActiveCell.CurrentRegion

 data.ClearContents

 Open dbFileName For Input As #1

 row = 1

 Do While Not EOF(1)

   Input #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone

   putRecord ActiveCell.Cells(row), myRecord

   row = row + 1

 Loop

 Close #1

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Sub dbWrite()

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect

 Dim myRecord As Record

 Dim data As Range, curRow As Range

 Range("A5").Activate

 Set data = ActiveCell.CurrentRegion

 Open dbFileName For Output As #1

 For Each curRow In data.Rows

   myRecord = getRecord(curRow)

   Write #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone

 Next curRow

 Close #1

 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect

End Sub

Function getRecord(row As Range) As Record

  Dim myRecord As Record

  myRecord.Fam = row.Cells(, 1).Value

  myRecord.Im = row.Cells(, 2).Value

  myRecord.Ot = row.Cells(, 3).Value

  myRecord.street = row.Cells(, 4).Value

  myRecord.no = row.Cells(, 5).Value

  myRecord.Flat = row.Cells(, 6).Value

  myRecord.Phone = row.Cells(, 7).Value

  getRecord = myRecord

End Function

Sub putRecord(row As Range, myRecord As Record)

  row.Cells(, 1).Value = myRecord.Fam

  row.Cells(, 2).Value = myRecord.Im

  row.Cells(, 3).Value = myRecord.Ot

  row.Cells(, 4).Value = myRecord.street

  row.Cells(, 5).Value = myRecord.no

  row.Cells(, 6).Value = myRecord.Flat

  row.Cells(, 7).Value = myRecord.Phone

End Sub

Sub showTools()

  Application.CommandBars("Phones").Enabled = True

  Application.CommandBars("Phones").Visible = True

End Sub

Sub hideTools()

  Application.CommandBars("Phones").Visible = False

  Application.CommandBars("Phones").Enabled = False

End Sub