Реферат: Авиценна - великий медик

Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина, он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке - Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Человека,великого ученого средневековья, и еще более интересны отношения и высказывания в его адрес различных представителей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумагомаратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая других". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это "незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огнедышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Афшана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения. Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он служил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел материальный достаток, старался дать сыну всестороннее образование. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов ,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля. Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-открыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Плотомей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине.

В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-


- 2 -


на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. Потом я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяснил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их трудностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птолемея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я докладывал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины, юность его души. Душу то он выдержал, а ум... Учил я его стрелять из лука, А когда у него окрепла рука, Он выстрелил в меня...

Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.

В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медицины. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встрече Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произвели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно


- 3 -


полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания молодого ученого не только результат его исключительной одаренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного труда. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кроме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диалектику, физику и математику настолько, насколько вообще доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристотеля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту книгу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо постигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному базару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием" Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркивается исключительная настойчивость молодого ученого в достижении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных рынках которой можно было свободно приобрести такое уникальное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике" Аристотеля.

В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта библиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная, что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из его мудрых загадок.


- 4 -


17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, гибель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Сине эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смотри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более шире мир, о дружбе их сложат немало поэм: Мы на правде сошлись и расстались И вот на прощание Понял Я нрав человека: Его драгоценность - Молчание.

(Маарри.)

В 999 году Бухара была завоевана караханидами. Ибн Сина, преследуемый завоевателями, в 1905 году покинул Бухару. Добирается до Ургенча - столицы древнего Хорезма. Здесь в то время жили многие замечательные ученые: историк и философ Абу Райхан Беруни, философ, медик и математик Абу Сахл-Масихи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и др...Совместная работа Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совершенствованию знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными. Но вернемся к 999-1905 годам к этим истокам плодородия. Ибн Сина не уехал из Бухары потому что в Бухаре было много раненых, больных, но и трупов - от войны, просто замечательный период в овладении и совершенствовании знаний по анатомии медицины. По прибытии в Хорезм он начал работать над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона" есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаменательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет! Как же Ибн Сине удалось превзойти Галена?

Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн Сина взял нож, препарировал и описал "...Мышц, движущих глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сторону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу.


- 5 -


Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучеглазию..." Много надо было вскрыть трупов и передержать в руках препаратов, чтобы написать такое, он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сетчатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зрения, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена! И это в 25 лет! Он описал даже операцию по удалению катаракты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкостями, чего тоже нет у Галена ."Первая оболочка - снег (хрусталик), вторая - расплавленнле стекло (стекловидное тело), третья - яичный белок (влага передней камеры)" А описание сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расширении натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь. "О костях - "Позвонки спинного хребта - основа, на которой тело построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, подвешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ" которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей черепа, например, - броня мозга, которая его закрывает и предохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то она не распространится на весь череп. Кроме того в одной кости не может быть различия в отношении твердости и мягкости, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в первой трети жизни..."

В 1017 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым противником всякой прогрессивной мысли и науки. Поэтому Ибн Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и после долгих скитаний в песках карашумов добрался до границ совресенного Туркменистана и остановился в городе Абиверд (Биверд). Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Масихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через пески. Через некоторое время перешел в Нисо (недал. от совр. Ашхабада), затем Нейсапур (тер. Ирана), Горган (Джорджан),где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его верным учеником. На чужбине Ибн Сина претерпел много лише-


- 6 -


ний. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу и практическую деятельность - писал книги, лечил больных, занимался с многочисленными учениками. К этому этапу жизни Ибн Сины можно отнести такое его произведение как " Что вижу Я ныне?"

В упадке и честь и ученость,-

И в прошлом осталася мысли людской утонченность,

Сегодня не видят к тому же в достоинствах проку,

Возносят невежд и легко предаются пороку,

И мир предстает мне обителью знати и черни,

Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.

А может быть, сам он - мертвец, преисполненный гнева,

Червей этих жрет, ублажая голодное чрево?

Мир сгинет в грехе

Иль, как праведник, встанет из праха?

Поведать могу ли Я предначертания аллаха?

Когда против рока пойти Я решался в гордыне,

Не зная упрека, всего бы добился я ныне.

Не страх за себя ощущал Я в иные минуты,

Боялся Я вызвать слепое безумие смуты.

И черные тучи моей не закроют дороги,

Меч спрятан в ножнах, но безмолвен до первой тревоги...

Весть об Ибн Сине дошла до правителя Джурджана Кабуса, у которого болел племянник. Ученый был приглашен во дворец и вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал любовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна, дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания никому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью простого ремесленника, ни один врач не мог установить истинную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, осмотрев больного, не нашел каких либо изменений в его органах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина попросил привести человека знающего все улицы и дома города. Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного, когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице, при названии одного из них пульс стал биться сильнее, боль-


- 7 -


ной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери владельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал женить молодого человека на этой девушке. В благодарность правитель разрешил Ибн Сине жить в Джурджане и заниматься лечением больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие, казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими нарушениями.

Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул широкую научную и практическую деятельность: за короткий срок им было написано много философских и медицинских трактатов, подготовлено большое количество учеников. В Джурджане совершается дворцовый переворот, был убит Кабус. Правителем города стал его сын, который терпеть не мог Ибн Сину. Он предложил ему уйти из города, в противном случае обещал выдать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина переехал в Рей - один из административных, ремесленных и торговых центров, в котором жили многие ученые, философы, поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служителей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был знатоком правовых наук и государственного устройства, правитель города Шамс ад-Давля назначил его своим визирем.

Находясь на государственной службе, Ибн Сина не оставлял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял свои государственные обязанности, вечером принимал учеников, до поздней ночи изучал новые материалы, писал свои труды.

После смерти Шамс ад-Давля Ибн Сина уходит с поста визиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым источникам, Ибн Сина здесь закончил свой знаменитый "Канон" и философский трактат "Книга исцеления". В "Книге исцеления" он показал красоту своего мышления. Никто еще никогда не давал такой подробной картины перехода друг в друга трех состояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в мир животных, мира животных - в мир человека! Ибн Сина показал, что все это - единый процесс различных состояний четырех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха,воды. Качественными своими взаимопереходами и скачками они и порождают все то великое многообразие и единство, которое есть


- 8 -


мир. Ибн Сина так и пишет: "От одного качества к другому качеству можно перейти одним толчком и можно переходить постепенно". Вот, например, как образовались минералы. Взаимодействие четырех основных частей мира: частиц огня, воздуха, земли и воды в подземной кузне дали четыре группы соединений: камни, металлы(то что плавится), серные тела, соли. Включил химию в состав естественных наук, потому что химия изучает "природу,- говорит он в 11 в., а не мистику".

В Хамадане для Ибн Сины складывается очень неблагоприятная обстановка, новый правитель Тадж-ад-Давля и его люди стали преследовать ученого. Он попадает в тюрьму, где пишет такие произведения, как трактат "Живой сын бодрствующего" и книгу "О коликах".

Вскоре Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ала адДавлей, который освободил Ибн Сину. Ученый переехал в Исфахан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно продолжать свою научную деятельность, так как все время должен был сопровождать Ала ад-Давлю в его бесконечных военных походах. Постоянные переезды, преследования подорвали здоровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году в возрасте 57 лет.

За свою жизнь Ибн Сина создал более 430 трудов. Причем многие из них энциклопедии века! "Канон врачебной науки" - 14 томов, "Книга исцеления" - 18 томов, "Книга справедливости" - 20 томов, "Книга по арабскому языку" - 10 томов и т.д. Ибн Сина был опытным врачом. Он значительно обогатил клинику новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил научное наследие по различным вопросам естествознания, философии, медицины и других наук. Им написано более 108 работ, посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии и разл. других. Но в современном мире известно 104 - из них 58 посвящены философии, 20 медицине, 14 - естественным наукам, и поэзии. И, конечно, ряд трудов освещающих вопросы права, логики, литературы, искусства и др. Большая часть работ Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восстановлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно,


- 9 -


ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в документах можно встретить разногласия.

До 18 века центральные университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии изучали "Канон" 600 лет. Первый перевод с арабского на латынь сделал Герард из Креманы в 12 в. (по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание "Канона" вышло в 1473 году. В 1476 - 1479 издавался в Падуе, в 1482- 1500 в Венеции. В 1543 в Риме в типографии Медичи, на арабском, а в 1593 на французском языке. Всего около 40 полных изданий к 17 веку. С этим могла соперничать только Библия. Киев, Новгород, Москва познакомились с "Овсиньевой мудростью" в 15 веке. Исключительно важный из медицинских трактатов "Канон врачебной науки" - это величайшее творение в 19 веке в 1954 - 1960 годах было переведено и издано на русском и узбекском языках. "Канон" - не только обобщение медицинской науки за предшествующий период, но и личный опытный практический итог. "Канон" - новый этап в развитии научной медицины. Он состоит из 5 книг, каждая из которых посвящена определенным разделам медицины.

Первая книга "Канона" посвящена теоретическим вопросам медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 отделов, 11 глав, 256 параграфов. В первой части излагаются анатомия и физиология человека. Описываются кости, суставы, связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие органы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирующие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно сложный мышечный аппарат глаза. Во второй части первой книги излагаются фактические причины и проявления болезни. При этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии. Уделял внимание профилактике заболеваний. Предугадал, до развития микробиологии, существование патогенных микроорганизмов. Кроме того, приводятся сведения о пульсе, его свойствах и разновидностях, а также о результатах исследования выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного. В третьей части освещены факторы здоровья и неизбежности смерти. Здесь рассмотрены правила гигиены, а также указывается важное значение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомендует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая


- 10 -


езда, стрельба из лука, фехтование и др... По его мнению, все это должно проводиться с учетом особенностей организма, пола, возраста и других факторов. Четвертая часть книги посвящена общим принципам лечения, где он излагает основные правила лечения болезней.

Первая книга "Канона" - это своеобразный учебник по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.

Вторая книга "Канона" посвящена учению о простых лекарственных веществах. В ней подробно описаны 785 простых растительных, животных, минеральных лекарственных веществ. Книга состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойства лекарственных веществ. Во второй - рассматриваются лекарственные формы, и перечисляются влияния этих субстратов на организм и лечение ими заболеваний отдельных органов. Иначе, вторая большая часть книги посвящена описанию свойств, способов получения, применения и действия отдельных лекарственных средств. Вторая книга по сути явилась в свое время наиболее полным учебником по лекарствоведению. Так из приведенных в "Каноне" 396 растений в современной медицине применяют 165.

Третья кника "Канона" самая большая из пяти книг. Состоит из 22х частей, посвящена отдельным органам и системам. В каждой части даются описания по анатомии и физиологии соответствующего органа и системы. Затем разбирается патология этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После этого излагаются методы лечения соответствующего заболевания. В основе классификации заболеваний лежит локалистический принцип. Т.е. эта книга может называться полным учебником по частной патологии и терапии.

Четвертая книга состоит из 7 частей. В ней разбираются некоторые важные вопросы из практической медицины. В основном она посвящена лихорадкам, опухолям, травматологии, токсикологии. Так первая часть - своеобразный раздел инфекционных заб олеваний. Во второй части описываются течения болезней, под влиянием факторов извне, и исход. Третья часть посвящена различным воспалительным опухолям. Подробно описываются признаки и лечение рака и проказы. В параграфе, посвященном злокачественным опухолям, Авиценна придерживается


- 11 -


мнения оперативного лечения, подчеркивая особую опасность. Ибн Сина высказал мнение о паразитическом происхождении Ришты. Четвертая часть посвящена вопросам травматологии - ранам, ушибам, ожогам, кровотечениям. Их подробной классификации и лечения, здесь же есть описание вопросов по лекарственной терапии. Пятая часть посвящен вывихам и переломам. Здесь Ибн Сина подробно описал признаки вывихов суставов и методы вправления суставов. О вправлении суставов в номенклатуре можно обнаружить как "метод Авиценны". Классифицировал переломы на открытые и закрытые. Для лечения переломов применил тугую повязку и компрессию при помощи специальных приспособлений. Шестая часть посвящена токсикологии, т.е. ядам и противоядиям, разбирает природу и влияние на организм. Седьмая часть посвящена косметике. Рассматриваются вопросы ухода за волосами, кожей, ногтями. Упоминает о татуировке и о способах ее удаления. Также рассматривает вопросы кожных заболеваний : лишай, чесотка, бородавки и т.д.

Пятая книга по сути исчерпывающее для своего времени руководство по фармакопее. В ней подробно излагаются приготовление сложных лекарств и их применение. Книга состоит из двух глав. В первой описываются лекарственные формы, их приготовление и хранение, во второй излагаются способы применения лекарственных средств при различных заболеваниях. В конце книги даны единицы мер весов.

Из других медицинских трудов известны такие как "О сердечных средствах", "О гигиене", "Правила использования лекарсства", "Лихорадки и опухоли", "Нервные болезни и параличи", "Афоризмы о медицине" и "Медицинские указания", "О сохранении здоровья", "О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов", "Урджуза" и др.

Остановимся на рассмотрении работы "О пульсе", где подробно и всесторонне описаны разновидности пульса. Ибн Сина по пульсу определял многие заболевания. Но он указывал на зависимость пульса не только от различных заболеваний, но и различных эмоциональных состояний (радость, страх), пола, возраста, приема пищи, времени суток (утро, вечер) и т.д.

Рассмотрим примеры его работ, его догадок, которые со временем были открыты и описаны различными учеными мира. Ибн


- 12 -


Сина первым указал на роль нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы: "она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного и головного мозга". К такому выводу пришла и современная медицина. Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе самой загадочной - бешенство, и указал, что лучшее лекарство - в совр. понятии - прививка!

Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание. Применил первым при лечении сифилиса ртуть. Ибн Сина указывал на важность проблемы диабета и выпадения сахара в моче больных. Указал на причину болезни - нарушение функций печени, механическая и паренхиматозная желтухи. Современным врачам почти не пришлось добавлять в описаниях, данных Авиценной. Ибн Сина первый в истории медицины0указал на заболевание инфаркта миокарда: "иногда в сосудах сердца происходят закупорки, которые вредят действиям его". Указал на связи заболевания сердца с болезнями других органов - то, что современная медицина определила в ХХ веке. Первым в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также на переносчиков возбудизаболевания - крыс. Описал и отделил от других болезней Сибирскую язву. Указал на "вредоносного комара" - возбудителя кожного лейшманиоза. Первым применил пальпацию печени и перкуссию при установлении диагноза. Придумал различные вспомогательные хирургические инструменты. В гинекологии установил, что причиной выкидышей является то, что: "от матки, от чрезмерной ширины ее устья, и малого сжатия ее" - этот факт будет установлен лишь в 1948 году.Им описаны многие уникальные хирургические операции. Я остановлюсь только упоминанием о так называемом Ибн Синой нового щадящего способа пришивания кожи к краям разреза, при вскрытии дыхательной трубки во время удушья. Его травматология действительно уникальна способы вправления костей действительны и сейчас и носят название "способ Авиценны". Еще раз позволю напомнить, что он разгадал механизм вывихов костей, вот пример его работ: "Некоторые люди предрасположены к вывихам в суставах, ибо ямки в костях суставов у них не глубо-


- 13 -


кие, так что входящие в них головки держатся неплотно, а лежащие между суставами связки не крепкие, а слабые и тонкие от природы или влажные, легко поддающиеся растяжению, или к ним изливаются вязкие, способствуюшие скольжению жидкости, или обламываются края костей суставов, в которые входят головки, и ямки оказываются заполненными щербатыми осколками". Ценны мысли Ибн Сины и для биоритмологии - он говорит о наличии биологических ритмов в тканях, органах, теле и, что они тесно связаны с окружающей ритмикой среды. Общепризнанным считается приоритет Ибн Сины и вопросе локализации отдельных участков мозга, как причин тех или иных физиологических функций и психологических процессов. Впоследствии это получит экспериментальное и клиническое подтверждение и станет основой наук таких как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия и др.. Идеи Ибн Сины прослеживаются и в современной практической жизни - всем известен, например, "детектор лжи". Никто из предшественников Ибн Сины не разбирал научные основы психиатрии. Авиценна тонко отличал психопатологическое расстройство от психических и неврологических состояний. Понимал необратимость течения психических заболеваний. Его описание психических отклонений по всей шкале от маний до меланхолии дали основу науки о депрессивных состояниях. Ценно утверждение о переходе меланхолии в шизофрению. Кроме того Ибн Сину можно считать основоположником геронтологической психиатрии. Он дал описание эпилепсии. Четко представлял картину нервной системы и ее регуляторных механизмов (совр. это соматическая и вегетативная часть нервной системы). Внес большой вклад в глазную хирургию. Умел различать 15 видов боли, 48 видов пульса с десятью параметров каждый! 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи (совр. этап только 12-15). Открыл очищенную (дистиллированную) воду. Ввел лекарственные препараты, которые используют в медицине и по сей день. Догадался о патогенных микробах, попавши в рану которые вызывали ее загноение. Подчеркивал необходимость строгой индивидуализации каждого случая заболевания, обращая внимание на изучения больного организма вцелом с учетом условий жизни и быта. Дал классическое описание менингита. Кроме того занимался вопросами диетики.


- 14 -


Ибн Сина мифический образ ученого средневекового Востока Азии, Запада. Соответственно он, как бы выражает идеи всех трех сторон, или направлений. Он синтезировал все те знания, накопленные уже к тому времени. Это было основанием, а Авиценна - вершина этой трехгранной пирамиды. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он суммировал эти напрвления и дал резкий толчок знаний, но фундамент религии был незыблим, а человек песчинка, толчок оказался слабым, и чем дальше о Авиценны, тем его знания больше терялись во времени и пространстве. И только в ХХ веке мы начали осознавать важность открытий Авиценны. Мы можем по разному относится к великому ученому, но должны признать, что он создал замечательную базу для развития наук мира. Жизнь Ибн Сины была полна и резких взлетов, и резких падений, но все великие получают славу после смерти, а Авиценна уже при жизни слышал о себе легенды. Он понимал, насколько важны его знания, и трудился, создавал. Часть трудов погибла, часть переписана по памяти учеными, учениками, последователями, но это уже и ошибки, и исправления, и дополнения, иногда сильно расходящиеся с действительностью. Поэтому нередко можно встретить противоречия и в образе Авиценны, и в его жизни. Но факт, Что это был высококультурный человек несомненен. И я бы добавил, конечно, Авиценна - уникальное явление средневековья. Трудно сказать кто он - не то философ, не то поэт, не то мыслитель, не то врач - каждый решит для себя сам и сам же определит значение этого Человека в истории.


.


- 15 -


При подготовке данной работы были использованы материалы:

Л.Г.Салдадзе "Ибн Сина (Авиценна) - страницы великой жизни"

издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма

1983 г.

А.А.Калдыров,У.Т.Саипов "Великие ученые-медики средневековья"

издательство "Медицина" УЗ ССР 1988 г.

Другие информационные электронные источники.

Благодарю за предоставленную информацию:

Е.А.Анисимову доц. кафедры "Нормальной Анатомии Челове-

ка" СГМУ

И.А.Нуштаева проф. кафедры "Истории медицины" СГМУ

Интернет центры Казахстана, р-ки Татарстан, Ирана.


21.12.1999 А. В. Голюков