Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Этнический фактор геополитики

Традиционные представления о роли того или иного государства в международных отношениях основываются на трех главных параметрах: экономическом суверенитете, размере территории и плотности народонаселения, т.е. численности постоянного населения, приходящейся на 1 кв. км территории.
Длительный процесс заселения и хозяйственного освоения Земли зависел от конкретных природных, исторических и экономических условий отдельных районов. Но с развитием производительных сил значение природных факторов постепенно ослабевало и повышалась роль социально-экономических условий - хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Так, с зарождением промышленности сформировались крупные сгустки населения в Европе, США, и эта тенденция в настоящее время продолжается в целом ряде развивающихся стран. Весьма заметное влияние на показатели размещения и плотности расселения оказывают также демографические различия в естественном приросте населения.
10
Средняя плотность населения обитаемой суши (ойкумены) составляет около 40 чел./кв. км. При этом примерно 70% всех людей проживает на 7% территории, а около половины земной суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел./кв. км.
Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши (приполярные зоны, пустыни, высокогорья), хотя абсолютной невозможностью для обитания не отличается ни один район Земли. Эти области экстремальны по природным условиям, и естественно, что основная масса людей сосредоточена в более благоприятных для проживания и ведения сельского хозяйства районах: в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов, на низменностях и равнинах до 500 м над уровнем моря, примерно в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов.
Если продолжить географические примеры по неравномерности заселения, то будет интересно отметить, что в Северном полушарии сосредоточено 86% населения Земли. Плотность населения в зарубежной Европе и Азии является самой высокой среди крупных регионов - почти в три раза превышает среднюю плотность населения мира (более 100 чел./кв. км), в то время как в Америке она вдвое, а в Австралии и Океании вдесятеро меньше.
Среди отдельных стран мира наиболее высокая плотность населения в государствах-карликах. Например, в Монако этот показатель составляет 15,5 тыс., в Сингапуре - 4,5 тыс. чел./кв. км. Из крупных стран очень высок этот показатель в Бангладеш - более 800 чел./кв. км. В крупнейших странах мира средняя плотность населения составляет: в Китае - 125 (без вы-
11
сокогорий- около 200), в Индии - 300, в США - 27 чел./кв. км.
На карте плотности населения мира отчетливо выделяются 5 основных ареалов высокой плотности.
Самый крупный из них - восточноазиатский, включающий Китай, КНДР, Республику Корею и Японию. Средняя плотность здесь повсеместно (кроме горных районов) составляет около 200 чел./кв. км, а в долине Янцзы в Китае, в Республике Корея и Японии превосходит 300 чел./кв. км. Здесь проживает около 1,5 млрд. чел.
Второй сгусток населения - южноазиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри - Ланка) со средней плотностью также около 300 чел./кв. км и наибольшим сосредоточением населения в долине Ганга и Брахмапутры, до 500 чел./кв. км. Численность населения здесь составляет более 1 млрд.чел.
Третий ареал - юго-восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), с населением более 300 млн. чел.
Четвертый ареал - западноевропейский (Великобритания, Бенилюкс, север Франции, Германия), где средняя плотность превышает 200 чел./кв. км.
Пятый сгусток населения прослеживается на северо-востоке США и юго-востоке Канады, между Атлантическим побережьем и Великими озерами.
Если сравнить эти огромные цифры с плотностью населения России, то видно, что показатели такого уровня наблюдаются лишь в Московском регионе (Москва и Московская область), где плотность населения составляет около 300 чел./кв. км, а в наиболее плотно заселенном Центральном экономическом районе она равна "только" 60 чел./кв. км. В целом по России плотность населения составляет лишь 8,7 (а сельского - 2,3) чел./кв. км.
12

Центральное место в детерминации международной политики того или иного государства кроме плотности населения отводится его географическому положению. Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного и политического) контроля над соответствующими территориями и народами. Впоследствии, в XIX-XX вв., теоретические основы геополитики разрабатывались в трудах многих ученых.
Остановимся лишь на геополитических аспектах отношения к народонаселению государства, выраженных в работах двух наиболее известных исследователей этнического фактора-Ф. Ратцеля и Л.Н. Гумилева.
Одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику, географию и народонаселение и изучить политику того или иного народа или государства, исходя из его географического положения и динамики численности населения, был германский геополитик конца XIX - начала XX в. Фридрих Рапщель (1844-1904).
Работая на рубеже двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX в. принципах естественных наук. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. например миграционную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта и других немецких философов, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в беско-
13

нечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах Земного шара (в России последователем Гумбольдта можно считать Л.Н. Гумилева). В соответствии с этой традицией Ратцель рассматривал Земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.
Многие предшественники Ратцеля - и Монтескье, и Гердер, и Риттер - не прошли мимо факта зависимости между размерами государства и численностью населения, но Ратцель первым пришел к выводу, что пространство есть наиболее важный политико-географический и демографический фактор. Главным отличием его концепции от других было его убеждение, что пространство - это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы. Пространство, по Ратцелю, само есть политическая сила, в основе которой находится народонаселение. Таким образом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто большее, чем физико-географическое понятие. Оно представляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов. Каждое государство и народ имеют свою "пространственную концепцию", т. е. идею о возможных пределах своих территориальных владений. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет.
14

В 1882 г. в Штутгарте вышел труд Ратцеля "Antropo-geographie", в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими условиями, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т. д. Так изначально чисто географическое понятие приобретает значение духовной и эмоциональной связи жителей страны и их истории.
Ратцель поставил в центр исследования географическую обусловленность политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географическому пространству. Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично - со свойствами Земли и природными условиями в целом. Ратцель отмечал, что географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (исследование факторов развития) должны идти рука об руку. Только из соединения того и другого может получиться настоящая оценка влияния географических условий на развитие того или иного народа. История знает примеры, когда некоторые народы тысячелетия оставались одинаковыми, не меняя ни места пребывания, ни языка, ни физического облика, ни образа жизни, и только поверхностно изменили свои верования и знания. Отсутствие динамики в развитии таких этносов Ратцель объясняет условиями их географического расположения на Земном шаре, но отнюдь не психической или ментальной отсталостью, что снимает с него обвинение в расизме, которое выдвигали многие его оппоненты. Наряду с местоположением народа большое значение для дальнейшего развития цивилизации имеет, по Ратцелю, плотность населения, также относящаяся к пространственно-
15

му фактору. Он считал, что в большой плотности населения заключается не только прочность и порука энергичного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры.
Государство является организмом не только потому, что оно артикулирует жизнь народа на неподвижной почве, но и потому, что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Необитаемые пространства, неспособные вскормить государство, это историческое поле под паром. Обитаемое пространство, напротив, способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в народ.
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - историк, этнолог, географ, доктор исторических и географических наук - собственно геополитические темы в своих трудах не затрагивал, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию "органицистского" подхода и отчасти "географического детерминизма", которые составляли сущность геополитики у Ратцеля, Челлена, Хаусхофера и др.
Теория Гумилева является на сегодняшний день наиболее яркой философско-исторической концепцией, объясняющей возникновение, развитие и угасание народов, империй, цивилизаций. Суть этой теории сводится к следующему.
Основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охваты-
16

вающие всех людей; поскольку нет человека вне этноса и каждый человек принадлежит только к одному этносу. Этнос- система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец. Этнос есть сам дискретный процесс этногенеза.
Универсальный критерий отличия этносов между собой - стереотип поведения, т. е. особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условнорефлекторный механизм сигнальной наследственности, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
Системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не сознательные отношения;
ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление "мы - они".
Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность - непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, и индивидуального, и видового.
В зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (.1) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа:
а) пассионарии (P>J),
б) гармоничные люди (P=J),
в) субпассионарии (P<J).
17

Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменения их определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.
В зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле (т. е. в процессе этногенеза) проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную); фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (т. е. резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фазу обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта.
Вспышка этногенеза - результат пассионарного толчка, т. е. определенной органической мутации, которая, в свою очередь, вызывается либо непосредственно, космическим облучением поверхности Земли вдоль определенной линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически - благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особями. Процесс этногенеза характеризуется угасанием энергии живого вещества (пассионарности) из-за сопротивления среды и в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, при этом этнос частью истребляется, частью "рассыпается рознью".
Этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, и сами составляют более сложные структуры - суперэтносы, объединяемые общей доминантой. Между разными этносами воз-
18

можны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путем подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определенной территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).
Поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты - определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистичные). При этом только первый тип мироощущений может стать основой нормальной жизни этноса.
Краткое изложение концепций влияния этнического фактора на геополитику, предложенных Ф. Ратцелем и Л. Гумилевым, обозначили крайние границы проблемы существования и развития любого государства, претендующего на лидерство в своем регионе.
19