Березин И. Краткая история экономического развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДРЕВНОСТИ

Уважение к древности есть, несомненно, один из признаков истинного просвещения.

Фридрих. Энгельс

Существует мнение, что далекие предки людей 100, 200 и даже 300 тысяч лет назад жили небольшими стадами подобно современным человекообразным обезьянам. Наука, в ее современном состоянии, не в силах ни подтвердить, ни опровергнуть эту рабочую гипотезу. Но для нас это, к счастью, не имеет принципиального значения, поскольку экономическая история (история хозяйства) началась существенно позже, а именно — с появлением хозяйства, то есть определенного уклада общественной жизни, позволяющего людям систематически добиваться устойчивых результатов и меньше зависеть от природной стихии.

Палеолитическая революция

О причинах революции до сих пор ведутся споры между приверженцами космических (изменилась жесткость излучения) и климатических (глобальное похолодание) версий. Но суть в том, что около 35 тысяч лет назад всеядные и довольно-таки смирные предки людей переходят, не имея пока еще никакого оружия, кроме палок, камней, зубов и когтей, к охоте на крупных животных — мамонтов и быков. Для охоты формируется так называемая “пратотолпа” — небольшое человеческое стадо в состоянии крайнего психического возбуждения — первая форма социальной, а не биологической общности и ступень (недостающее звено) на пути от стада к племени. По-видимому, пратотолпа возглавлялась самками, обладающими, помимо более тонкой психической организации, знаниями о наркосодержащих растениях и способностями к невербальным контактам с сородичами (экстрасенсорикой), что тогда было более значимо, чем физическая сила. Сброс избыточного психологического напряжения по окончании охоты возможно осуществлялся с помощью сексуальных оргий. Конечно, это лишь версия, необходимая для объяснения пути развития от первобытного стада до племени и рода. К тому же она позволяет объяснить, откуда в глубинах человеческого подсознания появилась первобытная тяга к крови и оргиям.

Происхождение общественных институтов

ИНСТИТУТ — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Роль институтов состоит в снижении неопределенности, степени риска человеческого бытия. В обмен приходится жертвовать частью свободы.

По-видимому, первым исторически сложившимся социальным институтом было РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Первоначально оно носило половозрастной характер, затем приобрело племенной и “профессиональный”.

Необходимость социального регулирования сексуальной жизни возникла в Древности, по-видимому, вследствие того, что у предков человека в отличие от крупных приматов отсутствовал так называемый астральный период — циклически повторяющийся промежуток времени, в который только и возможны половые контакты (у самок горилл он составляет всего 4 дня в лунный месяц, у павианов — целых 19). А следовательно, борьба за самку могла продолжаться практически постоянно, о чем красноречиво свидетельствуют проломленные черепа большинства питекантропов, С появлением ограничений в сексуальных контактах между людьми формируется важнейший социальный институт — СЕМЬЯ.

 

СЕМЬЯ — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, союз, основанный на экономических и биологических интересах.

БРАК — исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной — узаконенное сожительство мужчины и женщины.

Семья выполняла и выполняет множество важных функций в различных сферах человеческой жизни: репродуктивную — рождение, воспитание, социализация потомства; сексуальную — организация коммуникаций между мужчинами и женщинами для достижения сексуального удовлетворения: экономическую — производство и распределение материальных благ, организация их потребления (быт), передача по наследству: психологическую — обеспечение чувства безопасности, эмоциональная поддержка, отдых, социальное одобрение. Но изначальными, первичными задачами семьи было обеспечение сексуального мира внутри пратотолпы и поддержание рождаемости.

Первый вид ограничений носил, по-видимому, “вертикальный характер” — брачные группы разделяются по поколениям. Внутри “толпы” выделяется два-три поколения,

в каждом из которых все члены, являющиеся между собой братьями и сестрами, в то же самое время — подходящими партнерами друг для друга. А вот контакты (сексуальные) между представителями разных поколений, возможно являющимися друг для друга прямыми предками и потомками (детьми и родителями), исключаются. Так сформировалась кровнородственная семья.

На следующем этапе развития семьи ограничения коснулись и горизонтальных контактов. Формируется пуналуальная семья, при которой сохраняется общность “мужей и жен” внутри определенного семейного круга, из которого были исключены родные братья “жен” или, с другой стороны (другой семьи) — сестры “мужей”. То есть в одной семье могли быть родные сестры, но их мужьями могли быть не их братья, а “пуналуа” — близкие товарищи,

Трудно определить, почему именно возникли вертикальные и горизонтальные ограничения, но очевидно, что первобытные общности, которые их установили, оказались более жизнеспособными по отношению к тем племенам, которые их не устанавливали. С формированием пуналуальной семьи возникает РОД.

РОД — установленный круг кровных родственников по женской линии (мужскую и сегодня отследить достаточно сложно, а тогда, было практически невозможно), которые не могут вступать в брак (сексуальный контакт) между собой, но связаны совместной трудовой деятельностью.

Род оказался весьма устойчивым институтом. Еще и сегодня у многих народов можно встретить его в виде КЛАНА — группы сплоченных в хозяйственном и бытовом отношении родственников, свойственников. Несколько родов составляли ПЛЕМЯ, основной задачей которого был захват, освоение и защита определенной территории.

С переходом от инстинктивно-психологической деятельности, каковой была, например, охота пратотолпы, к осмысленной деятельности (организованная охота, поддержание огня, изготовление орудий) возникает еще один важный социальный институт — РЕЛИГИЯ.

С возникновением религии лидерство в племени постепенно переходит к старейшинам. С появлением первых орудий возникает еще один важный институт — СОБСТВЕННОСТЬ. Изначально собственность носила личный характер. Орудие принадлежит тому, кто его изготовил и умеет им пользоваться.

РЕЛИГИЯ — это система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Основная функция религии состоит в придании смысла существованию человека путем упорядочивания знаний об окружающем мире.

Неолитическая революция

Палеолитическая революция положила начало весьма продолжительному периоду в развитии человечества (около 20 тысяч лет) — стадии ДИКОСТИ. За эти двести столетий человек научился обращаться с огнем, освоил плетение, изобрел копье, лук со стрелами, бумеранг, каменный топор. Появились род и семья, собственность и обмен, мифология и культ. Стадия дикости закончилась с изобретением гончарного искусства, приручением животных и окультуриванием злаков. Новый революционный сдвиг произошел около 10—12 тысяч лет назад — люди в Средиземноморье, Индии и в Тихоокеанском регионе начали переходить к оседлости. Хозяйство, носившее до сих пор присваивающий характер, стало производящим.

 

С неолитической революции началась стадия ВАРВАРСТВА. Множились культурные злаки, земледелие стало основным занятием, появилось разделение труда, каменные и деревянные постройки, ручная мельница, гончарный круг, кузнечный мех, плавка железной руды и изготовление орудий из железа. Началось производство растительного масла и виноделие, изготовление повозок и боевых колесниц, постройка судов из бревен и досок. Появились зачатки художественного ремесла, архитектуры как искусства, строились города, окруженные зубчатыми стенами с запирающимися воротами и башнями. Община — поселение членов одного рода, впоследствии — разных родов, стала главной социальной структурной единицей.

 

Патриархальный брак

Дальнейшее развитие пуналуальной семьи шло по линии все более полного исключения всех кровных родственников из числа возможных брачных партнеров. Параллельно возрастало материальное богатство семьи, ее возможности обеспечить свою жизнь самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи рода или общины. Обособляется имущество отдельных членов рода — сначала личные вещи, оружие, инструменты, затем — дом и стада. Мужчины и женщины получают возможность жить и вести хозяйство с одним партнером. Так формируется парный брак. Поначалу он допускает наличие других сексуальных партнеров и “супружескую неверность”. Этот союз достаточно неформальный — возможен “развод” и новый брак по желанию любой из сторон. При этом дом, дети (а в некоторых случаях и все имущество мужа) остаются у жены.

Ограничения в выборе подходящего брачного партнера усложняют процедуру поиска. Формируется первый рынок — брачный, С его возникновением, то есть с появлением настоятельной потребности в установлении взаимовыгодных отношений между родами, по-видимому, связано и развитие дарообмена, обменов, товарных отношений и товарного рынка. Там, где обычай жестко предписывал безальтернативного партнера — например двоюродную сестру (дочь сестры отца), развитие товаро-обменных отношений также оказалось существенно замедленным. Напротив — в племенах, жестко исключавших кровных родственников до третьей и даже пятой степени родства из числа возможных брачных партнеров, развитие товарно-торговых отношений шло ускоренными темпами.

С увеличением семейного богатства ведущая роль постепенно переходит к мужчине — собственнику орудий, стад, а затем и дома. Он желает передать имущество своим собственным детям, а не детям сестры, как это было в кровнородственной семье. Мужчина видит единственный способ получения “законного” потомства в ограничении и запрещении женщине внебрачных связей. Так формируется патриархальный брак, основанный на экономических интересах мужчины.

Он ведет хозяйство с одной женщиной, дети которой становятся его наследниками. При этом мужу, но не жене, не возбраняется иметь дополнительных сексуальных партнеров — младших жен, наложниц и т. п. Дети, рожденные в таких союзах, получают, как правило, более низкий социальный статус.

Этнополитическая революция

Около 6,5—8,5 тысяч лет назад, а этот срок практически совпадает с библейским сроком сотворения мира, появляются первые города, формируется патриархальная семья, начинают формироваться этносы, появляется рынок, государство. С изобретением буквенного письма и формированием государства начинается стадия ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ГОСУДАРСТВО — это часть общества, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему.

Изначально власть в племени принадлежала наиболее сильным и сообразительным мужчинам, предводителям в охотничьих и военных мероприятиях, в которых участвовали все взрослые и здоровые члены племени, С переходом к регулярному ведению сельского хозяйства функция охраны территории племени, а позднее общины постепенно обособляется. Формируется слой воинов, а их предводитель становится царем или князем. Власть царя, практически абсолютная в походе, в мирное время еще долго будет символической, бытовые споры общинников решаются общим собранием, старейшинами, а позднее — “судьями”. Только с объединением функций военного предводителя и судьи власть военной аристократии существенно укрепляется.

Возникновение рабства

Пока производительные силы были развиты слабо, продукт, производимый родом или семьей, едва обеспечивал прожиточный минимум членам рода, семьи, общины или племени. Использовать принудительный или наемный труд в таких условиях было экономически нецелесообразно. Пленных либо отпускали, либо убивали, либо принимали в род, семью.

Рост производительных сил обеспечил сначала небольшое, а затем существенное превышение производимого продукта над необходимым минимумом. В этих условиях стало экономически выгодно обращать пленников в рабов, заставляя их работать за еду и кров (необходимый продукт) и присваивая продукт прибавочный. Вслед за обращением пленных в рабов стали превращать преступников из числа членов рода (вместо казни или изгнания), а затем должников и обедневших общинников. Сначала долговое рабство было ограничено 3—7 годами, но затем стало бессрочным. С расслоением общины на богатых и бедных участились случаи продажи в рабство детей и молодых женщин. Дети рабов также становились рабами, иногда даже в том случае, если один из родителей был свободным. Так рабство стало наследственным состоянием.

Поначалу рабов использовали лишь для производства наиболее тяжелых работ: расчистка полей, рытье каналов, таскание воды, дров, уборка нечистот. Затем их функции существенно расширились: сбор урожая, выпас скота, приготовление пищи, ремесло, торговля, воспитание детей, храмовая служба, проституция, ведение домашнего хозяйства, некоторые административные функции.

Изначально рабы принадлежали всему роду или племени, всей общине, поскольку лишь весь коллектив свободных мог обеспечить должный надзор за ними, и в работах, ими производимых, была заинтересована вся община. Позднее рабов смогли приобретать большие и экономически сильные патриархальные семьи, что усилило их автономию. Термин “раб” достаточно условен. Различают от 5 до 15 состояний “рабства”, от “говорящего орудия” — до “младшего члена семьи”.

Традиционный способ производства

Существует два главных вопроса и три способа ответов на них, в зависимости от которых можно выделить три основных способа производства. Первый вопрос — принимаются ли основные производственные решения: что, как, где, для кого производить и как распределять самостоятельно производственными единицами: семьями, а много позднее — фирмами, или продиктованы извне — традициями, обычаями, законами? Второй вопрос — принимаются ли эти решения централизованно: верховными жрецами, визирями, министрами и т. п. или децентрализовано — каждой семьей, общиной, фирмой.

Способ производства, при котором решения принимаются децентрализованно — сами семьи решают, что и как производить, но в соответствии с достаточно жесткими внешними, предписанными традицией моделями получил название ТРАДИЦИОННОГО способа или модели. Производство при этом, как правило, носит преимущественно натуральный характер. Ведущей, основной отраслью является сельское хозяйство, преимущественно земледелие. Община играет значительную роль в перераспределении благ и регламентации жизни. Система ценностей — жесткая, деревенская. Высшими целями являются — физическое выживание, стабильность, порядок, передача материальных и моральных ценностей из поколения в поколение. Экономические колебания при традиционном способе полностью обусловлены природными циклами, и на долгосрочном интервале (сто—двести лет) обеспечивается не более чем “нулевой рост” (в расчете на душу населения).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Семенов Ю. Происхождение брака и семьи. — М„ 1974.

2. Семенов Ю. Экономическая этнология. — М„ 1993.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

4. Каменный век. Всемирная история. Т. 1. — Минск, 1996.

5. Бронзовый век. Всемирная история. Т. 2. — Минск, 1996.

6. Век железа. Всемирная история. Т. 3. — Минск, 1996.

7. Ранние цивилизации. Серия ИМИ. — М., 1997.

А. РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Все самые ранние цивилизации возникали в плодородных районах по берегам крупных рек.

Шумер

Одной из первых появилась цивилизация в Месопотамии, что означает “междуречье”. Наиболее бурное разбитие получила цивилизация в южной части этой территории — Шумере, располагавшемся на территории современного Ирака.

Уже около 5000 г. до н. э. земледельцы освоили берега рек и окрестности болот. Жители Шумера выращивали пшеницу, ячмень, овощи и финики, разводили овец и коров. Дома были построены из кирпичей, изготовленных из ила и глины. Для скота были стойла из плетеных циновок. Земля Шумера была плоской и плодородной, но страдала от недостатка дождей. И хотя Евфрат каждую весну, разливаясь, затоплял свои берега, летом почва становилась от зноя твердой, как камень. Постепенно земледельцы научились строить оросительные каналы, чтобы создавать запасы воды и подавать ее на поля. Это позволило возделывать гораздо больше земель, и численность населения значительно увеличилась. Благодаря этому появились излишки продуктов питания и некоторые люди смогли стать ремесленниками, торговцами или священниками.

В ранний период шумеры выковывали изделия из цельных кусков меди. Около 4000 г. до н. э. они научились получать чистую медь из руды, нагревая ее до весьма высоких температур. Они открыли также способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы. Примерно в 3500 г. до н. э. шумеры научились делать бронзу, соединяя в определенных пропорциях медь и олово. Период с 3000 до 1000 г. до н. э. часто называют Бронзовым веком, так как бронза получает в это время особенно широкое распространение.

По всей вероятности, именно в Шумере в период между 4000 и 3000 гг. до н. э. были сделаны первые шаги к созданию письменности. Новые города росли быстро, и возникала необходимость в записи многих сведений.

Шумеры торговали продуктами и тканями, обменивая их на древесину, камни и металлы. Купцы бывали в Малой Азии, Армении, на побережье Средиземного моря и Персидского залива.

Около 2370 г. до н, э. житель города-государства Лагаш в Междуречье — Урукагина, захватив власть (объявлен царем на третьем году правления), провел ряд реформ, направленных на увеличение числа полноправных граждан-воинов, снижение налогов, улучшение государственного управления, более справедливое распределение богатства. Это первые известные нам реформы, проведенные в интересах среднего слоя. Этот же Урукагина и упразднил остатки матриархата, в частности право женщины на развод и имущество мужа, двоемужество.

В 2132—2024 гг. до н.э. в городе-государстве Ур в Двуречье правила “Третья династия” в составе: Урнамуну— Шульги—Бурсин—Шусин—Ибисин. Наиболее прославился Шульги, правивший 52 года. В его царствование в Уре была практически упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики вплоть до сбора всего зерна в царские хранилища, с последующим распределением “пайков”. Планирование вторгалось даже в сферу семейных отношений — царские чиновники решали, кому можно и следует иметь семью, а кому нет. Подавляющее большинство населения фактически, а значительная часть и формально была обращена в государственных рабов. Их постоянно перебрасывали (пешим маршем) из одного района страны в другой, с одной “великой стройки” на следующую. Система круговой поруки и коллективной ответственности, построенная на тотальном контроле и всеобщем доносительстве, изощренных пытках и периодических “чистках” в армии, чиновном аппарате, который достигал 20% населения, а также среди земледельцев и рабов, была доведена до такого совершенства, что сведений о каком-либо недовольстве, а уж тем более восстаниях подданных до нас не дошло,

Египет

В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались города-государства, культурные и экономические условия в Египте привели к появлению первого Великого народа в мировой истории. В древности Египет занимал практически ту же территорию, что и сейчас.

Цивилизация Древнего Египта выросла на берегах Нила. Благосостояние и процветание Египта было основано на сельском хозяйстве. Египтяне уже в древности научились регулировать уровень подъема вод при ежегодном разливе Нила с помощью разветвленной ирригационной системы. Земледельцы отмечали границы своих полей камнями. Считалось преступлением, если кто-то передвинет межевые камни. Долина Нила, превращенная в уникальную “природную машину”, давала два раза в год урожай “сам 15—20”. (Для сравнения в Средневековье урожай зерновых в Европе будет “сам 4—5”, в современной России — “сам 5—7”, в США — “сам 12—15”.)

Египтяне умели обрабатывать металлы, и постепенно их применение увеличивалось. Ремесленники создавали изящную утварь, сегодня считающуюся настоящим произведением искусства. Ученые стандартизировали письменность, календарь, изучали астрологию, математику и медицину. Считается, что древнеегипетские врачи-жрецы делали операции по улучшению зрения путем микроскопических надрезов зрачка (нечто подобное делает в своей клинике знаменитый российский офтальмолог Федоров) и владели секретом лечения раковых заболеваний. Египтяне научились изготовлять писчий материал — папирус и даже стекло.

В Древнем Египте различались царское имущество и хозяйство и имущество и хозяйство частных лиц. Неприкосновенность благоприобретенного имущества постоянно подчеркивалась. Так, хозяева гробниц в надписях то и дело заверяли посетителей в своем законном, поэтому нерушимом праве на эти сооружения: мол, чтобы воздвигнуть их. они никого не ограбили, создали их на собственные средства, а также сполна заплатили мастерам.

Фараоны располагали огромными земельными богатствами и раздавали их не только храмам, но и знати.

Землевладелец своей землей мог распоряжаться как угодно. Мог быть пожалован, унаследован, передан по завещанию или приобретен и скот.

В Древнем Египте не было денег. Товар обменивали на товар, стоимость (ценность) которого была, по мнению торгующих, примерно одинаковой. Позднее была разработана специальная система, согласно которой стоимость товара оценивалась в весовых единицах меди. Эта единица получила название дебен. Но монетная система возникла в только в VII веке до н.э. в Лидии (Малая Азия).

Одежду в Египте в основном делали из льняных тканей, которые были весьма разнообразны — от грубой пряжи до полупрозрачных тонких тканей. Зимой египтяне могли носить также шерстяные ткани, но они считали шерсть нечистой. Основной одеждой у мужчин было короткое опоясание, или набедренная повязка. Женщины носили прямое узкое платье на двух бретелях. Вельможи носили более длинную одежду, добавляя рубахи, платки и свободные тонкие плащи. Праздничные платья украшались бисерным плетением и аппликациями из различных материалов. Египтяне первыми ввели в моду парики. Надевали их как женщины, так и мужчины на службе или приемах.

Особенно тщательно следили за чистотой и часто мылись в реке или дома с помощью тазика и кувшина. Вместо мыла древние египтяне использовали специальную мазь, изготовленную из масла, извести и благовоний. Существовали приборы для бритья волос на теле, имелись снадобья для удаления пятен на коже и устранения запаха пота. И мужчины и женщины пользовались духами и подводили глаза.

Древние египтяне держали целый ряд домашних животных, в том числе собак, кошек, обезьян и гусей. Некоторые фараоны собирали экзотических животных и создавали свои собственные зоопарки.

Начиная с эпохи Нового царства, египтяне воздвигали огромные каменные сооружения — пирамиды и храмы. Эти здания были сооружены без помощи подъемных кранов и какой-либо иной сложной техники. Все работы выполнялись вручную многими тысячами рабочих, использовавших насыпи, наклонные плоскости, канаты и полозья, как у саней.

Сначала большинство работ выполняли земледельцы — это было составной частью трудовой повинности, затем стали использовать пленных, обращенных в рабов. Естественно многие тысячи участников “великих строек” легли костьми, в буквальном смысле этого слова, у основания этих пирамид.

Большинство домов строились из кирпичей, сделанных из обожженной на солнце глины. Дома состояли из трех главных частей. В передней части находилась приемная, где совершались сделки. Далее располагалось помещение для дружеских приемов и вечеринок. В задней части находились жилые комнаты для членов семьи. Городские дома могли иметь до четырех этажей.

Пищу египтяне старались готовить под открытым небом, чтобы избежать пожара. Они умели печь, варить, жарить, тушить и запекать пищу на решетках. Хлеб и пиво были основными продуктами питания. Хотя египтяне умели изготавливать несколько сортов вина, оно обычно было доступно лишь богатым.

Девушек-крестьянок в Египте выдавали замуж с 12 лет. Богатых девушек выдавали замуж позже — в 14—15 лет. Женихи обычно были старше невест на несколько лет. Брачные договоры содержали подробные изложения всех финансовых условий и обязательств. Жена имела право на определенное содержание, осуществляемое за счет мужа. Она приносила в дом различное имущество в качестве приданного, но все это имущество продолжало принадлежать ей и в случае развода возвращалось. Разводы совершались просто: достаточно было заявить об этом перед свидетелями. Позднее супруги стали создавать при заключении браки семейный фонд, 2/3 которого принадлежало мужу и 1/3 — жене. Фонд выполнял роль социального пособия детям на случай смерти родителей. Хотя женщины не занимали государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины.

Индия

Занимающая полуостров Индостан, иногда именуемый субконтинентом, Индия представляла собой благодатную страну, 3/4 территории которой занимают равнины и плоскогорья, пригодные для ведения сельского хозяйства. Субтропический климат и плодородные почвы долин Инда и Ганга позволяли снимать урожай 2—3 раза в год. Обилие и неглубокое залегание руды (медной, железной, серебряной, золотой) создавало благоприятные предпосылки для развития ремесла.

Около 10 тысяч лет назад жители Индии начали выращивать пшеницу, ячмень, а затем рис, который именно из Индии распространился по всему миру. Индийцы же первыми стали культивировать хлопок и изготовлять ткани из его волокна. Уже в Древности были приручены и одомашнены многие виды скота, а впоследствии даже слоны, которые использовались в строительных работах и военном деле.

Цивилизация Индии появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда около 3000 г. до н. э.

Индийская деревня характеризуется высокой долей несельскохозяйственного населения. Четверть, треть, а иногда даже половина деревенских жителей могла быть занята ремеслом (включая мастеров золотых и серебряных дел), поддержанием культа (включая храмовую проституцию), охраной порядка и управлением. Деревни, как правило, были очень большими — от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. (Для сравнения средневековая европейская деревня как правило не превышала 50 дворов — 250 жителей, а доля несельскохозяйственного населения в ней составляла 5—9%).

Древнеиндийские города имели правильную геометрическую форму — прямоугольник или овал и состояли из двух частей — цитадели и “нижнего города”. Двухэтажные (преимущественно) дома строились из обожженных глиняных кирпичей, соединенных с помощью илистого или гипсового раствора. Улицы пересекались под прямым углом и достигали ширины 10 метров. Существовала система отвода нечистот (прообраз канализации) и дождевой воды. Самыми крупными городами Древней Индии были Хараппа и Мохенджо-Даро.

Площадь каждого из них равнялась примерно 250 гектаров, а население — 100 тысяч жителей. Индия, по-видимому, уже в те времена была самой густонаселенной страной в мире.

Но с 1800 г. до н. э. цивилизация долины Инда приходит в упадок. Причины этого не вполне ясны, но можно предположить, что одной из них были частые наводнения, а также то, что жители исчерпали плодородные почвы и вырубили почти все деревья.

Около 1500 г. до н.э. в долину приходит группа индоевропейских племен, называющих себя ариями. Арии основали несколько царств, и каждое имело своего собственного раджу — правителя. Богатство человека определялось по числу голов скота, в том числе двуногого, принадлежащего ему.

В этот период появляется разделение общества на “варны” — классы-слои. Сначала образуются три варны: брахманы — жрецы и священнослужители, раджанья — административная и военная знать и виш — земледельцы, ремесленники и купцы. В самом низу общественной лестницы находились дравиды — коренное население и потомки от смешанных браков. Они составили варну шудр. Позднее военная знать выделилась в варну кшатриев, а административная объединилась с брахманами. Еще позднее в дополнение к варновому делению, в основу которого положен административный принцип: различие прав и обязанностей по отношению к государству, сформировалась система “каст” — классов-сословий. которая сохранилась в Индии вплоть до наших дней. В основу кастового деления положен профессиональный принцип. Купцы и ремесленники, занимающиеся одним видом деятельности, сменить который практически невозможно, селились на одной улице, совместно платили налоги, выполняли другие повинности. Брак можно было заключать только с представителями своей касты, в противном случае супруги и их дети становились “неприкасаемыми” — самой низшей кастой.

КАСТА — замкнутая группа людей, связанных общим происхождением, профессией, эндогамией, обычаем, закрепленном в традиционном праве, ограниченная в общении друг с другом.

Китай

В древности Китай был изолирован в географическом отношении, отрезан от остального мира морем, горами, огромными пустынями и степями Центральной Азии. Насколько известно, у Китая не было прямых контактов с западными странами вплоть до II в. до н. э„ когда его посетило посольство из Рима. Поэтому его развитие шло во многом иначе, чем развитие других культур Древности.

Есть сведения о появлении земледельческих общин в долине реки Хуанхэ около 5 тысяч лет до н. э. Эта культура получила название Яншао. Земледельцы выращивали просо, фрукты, орехи, овощи, держали свиней и собак.

После периода земледельческих культур Китаем управляли несколько династий. Первую из них, династию Сю, по традиции принято относить к 2205 г. до н. э., но о ней сохранилось очень мало сведений. В 1766 г. до н.э. в местности, в которой сейчас находится провинция Хэнань, возникла династия Шан.

В конце XI в. до н. э. территория царства Шан была завоевана народом, называющим себя Чжоу. Территория царства Чжоу была разделена на небольшие уезды, некоторые из них управлялись ваном (царем), а другие — специально назначенными чиновниками. В VIII в до н.э. царство Чжоу распалось на множество мелких. В V в. до н.э. образовалось семь крупнейших государств, которые в течение последующих 250 лет постоянно вели войны друг с другом. Наконец, царство Цинь вышло победителем.

Первый император династии Цинь — Цинь Ши хуанди — не только объединил земли, усовершенствовал законодательство, административную систему, но и ввел единую денежную систему. Монеты имели отверстие посередине, чтобы их можно было нанизывать на шнурок. Он же начал строительство Великой стены, которая должна была защитить принадлежащие ему земли от набегов кочевников-гуннов. В результате этого была построена колоссальная стена длиной около 3000 км и шириной более 10 метров, известная под названием Великой Китайской стены.

Но Ши хуанди прославился не только этим. Режим, установленный им за 36 лет правления в современных терминах, называется тоталитаризмом — жесточайшим подчинением всех граждан единой цели — в данном случае построению империи. Любое недовольство, а тем более сопротивление жесточайшим образом подавлялись. При этом использовалась система круговой поруки и коллективной ответственности членов семьи до третьего колена. Среди чиновников первого Цинь явно преобладали люди с садистическими наклонностями — для провинившихся было придумано несколько десятков видов пыток и казней, среди которых разрубание пополам было едва ли не наиболее “гуманным” наказанием.

Китайцы верили, что их повелители произошли от бога Ди. Он даровал династиям право на власть, и он же мог в любой момент ее отобрать. Это помогало китайцам понять и оправдать смену династий. В VI—IV веках до н. э. появились и другие учения. Мудрец Кун Цзы, известный на Западе как Конфуций, считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научатся следовать строгим правилам поведения. Конфуцианство стало основой политического устройства китайского общества. Но Цинь Ши хуанди велел уничтожить конфуцианские трактаты и около 500 наиболее выдающихся конфуцианцев, поскольку опирался на учение так называемых легистов. Влияние конфуцианцев восстановилось лишь спустя четыреста лет поле смерти Ши.

Основателем даосизма считался мудрец Лао Цзы. Он учил: если люди будут жить в гармонии с окружающим миром, они смогут исполнить свое предназначение.

Изделия из железа появилось в Китае в IV в. до н.э. и сразу же было применены для производства оружия и доспехов. Китайцы обладали товарами, которые не производились больше нигде, например шелком, который изготовляли из коконов шелкопрядов — червей нескольких видов. В 1 в. до н.э. шелк из Китая экспортировали даже в Римскую империю. Китайцы экспортировали также полудрагоценные камни — особенно нефрит, а также фарфор и пряности.

Б. “АЗИАТСКИЙ” СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

Способ производства, при котором основные экономические решения не только принимаются в соответствии с жестко заданными извне (по отношению к производителю) законами, традициями и обычаями, но это делается централизовано — государственными органами, которые стремятся полностью контролировать не только распределение и потребление, но само производство, как необходимого так и прибавочного продукта, а иногда даже и воспроизводство самого работника, получил название “азиатского”, или командно-административного.

Но “эксперименты” по созданию государств с экономикой такого типа производились не только в Азии. В Древней Спарте с VIII по IV вв. до н. э., в птолемеевском Египте в III—1 веках до н. э., в доколумбовой Америке — империи Инков в XIII—XV веках н. э., Византийской Империи в VI—XIV веках, наконец — в Советском Союзе с 1917 по 1991 год предпринимались попытки создания плановой централизованной экономики.

Этот способ производства основывается на системе тождества, неразделенности власти и собственности. Поэтому его еще называют “система власть—собственность”. Обобщая типичные черты государственных систем с централизованным управлением экономикой (Шумер Третьей Династии Ура, Спарта, Древний и маоистский Китай, Египет, империя Инков, Византия, Персия, СССР), можно выделить следующее.

* На базе использования “естественных” производительных сил, при помощи ирригации создаются природные машины (Нил, Хуанхэ), способные обеспечить большой объем производства добавочного продукта, изымаемого на нужды государственной бюрократии и армии.

* На основные средства производства (землю, воду, рабов) устанавливается коллективная (общинно-государственная) собственность, становящаяся основой системы “власть—собственность”.

* Строительство ирригационной системы требует координации усилий десятков и сотен тысяч работников, для чего необходимо в огромных масштабах осуществлять редистрибуцию (перераспределение) труда, становящуюся основой тотального рабства, позволяющего концентрировать труд для строительства циклопических культовых сооружений (пирамид, мавзолеев и т.п.).

* Изъятие и перераспределение прибавочного и части необходимого продукта требует создания мощного госаппарата и бюрократии, власть которых основана на физическом принуждении и терроре, круговой поруке и коллективной ответственности общинников (колхозников). Государственная система, основанная на азиатском способе производства, стремится к автаркии — самообеспечению и самоизоляции от других систем, к захвату жизненного пространства — построению территориальных империй.

Система культивируемых ценностей носит элитарный характер — власть, слава, доблесть. Интересы отдельного человека полностью подчинены интересам малой группы (семьи, общины, трудового коллектива), малые группы — большим (слоям, классам, кастам), последние — государству. Оно осуществляет общий (тотальный) контроль за поведением и даже образом мыслей каждого гражданина, жестко подчиняя их своим целям. Поэтому общество, основанное на вышеизложенных началах, именуют “тоталитарным”, а систему правления государственной бюрократии — тоталитаризмом.

На краткосрочных интервалах (15—25 лет) командная система способна обеспечить впечатляющие темпы экономического роста — до 20% годовых. В долгосрочном периоде (от 50 лет) стремится к консервации достигнутого уровня, что ведет к застою и деградации.

Возникновение тоталитарных государств с экономикой азиатского типа начинается, как правило, с упразднения или существенного ограничения права частной, семейной собственности. Иногда это делается под предлогом необходимости достижения каких-либо общих целей, например строительства каналов или дорог, отражения агрессии.

В других случаях движущим мотивом является желание добиться “справедливого” (уравнительного) распределения ресурсов и благ среди населения или его части, например свободных, воинов, рабочих.

Вторым шагом становится ограничение или упразднение рыночных механизмов ценообразования и замена их планированием, директивным распределением ресурсов и благ, назначением цен и тарифов оплаты труда. К этому добавляется упразднение денег или придание им исключительно счетных функций.

Следующим шагом становится упразднение или существенное ограничение права — обычного или кодифицированного — и замена его тоталитарным (классовым) законом, а также урезание прав граждан.

Еще одним этапом становится отвержение традиционного для данного народа культа и принятие новой религиозной или идеологической системы в качестве единственно верной.

Венчает процесс физическое уничтожение соратников вождя (опричников, малой дружины, старых большевиков и т.п.), всеобщее похолопление знати и средних слоев, формирование культа личности в форме поклонения вождю как Живому божеству, Хозяину, Великому кормчему.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Стариков Е. Общество-казарма. — М„ 1997.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М„ 1992.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1989.

4. Шумпеттер И. Капитализм, социализм, демократия. — М., 1995.

5. Хайек Ф. Дорога к рабству. — М„ 1992.

6. Ранние цивилизации. Серия ИМИ. — М., 1997.

7. Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор. — М„ 1989.