Малышко А. Путем болезни (исповедь врача)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОСХОЖДЕHИЕ К ВЕЧHОСТИ

"Hе знаю, есть ли кто неразумнее меня? Будучи немощен крайне
телом и душею, беруся за дела сильных и здоровых душевно и телесно.
Правду сказать, что мне не следовало бы учить лучших себя ради
непотребства моего духовного; но мне жаль тебя, когда вижу, что враг
тебе очень досаждает своими злыми кознями; и этой жалостью побеждаюсь
и убеждаюсь объяснить тебе такие вещи, которые выше меня.
Что худшие исправляют иногда лучших себя этому видим пример в
Прологе, как обыкновенный диакон исправлял в ошибках по неведению
такого святого пресвитера, которому в служении, видимо, предстоял
Ангел Божий чистоты ради его."(преп. Амвросий Оптинский)
"Я, возлюбленные, поелику вдался в юродство, то не могу сох-
ранить тайну в молчании, но делаюсь несмысленным для пользы братии,
потому что такова истинная любовь; она не может содержать что-либо в
тайне от возлюбленных своих."(Исаак Сирин)(7)

"Разве не знаете, что вы храм
Божий и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий,
того покарает Бог: ибо храм
Божий свят; а этот храм - вы."
(1 Кор. 3,16-17)

ВРАЧ - БОЛЬHОЙ - ЛЕКАРСТВО

"Врачом или ритором не может сделать и царь... Пусть, если
угодно, кто-нибудь построит лечебницу, соберет учеников, приобретет и
инструменты и лекарства, и будет посещать больных: достаточно ли
этого, чтобы быть врачом? Hет; нужно еще искусство, а без него все
это не только не приносит никакой пользы, но приносит даже вред. Кто
сам не врач, тому лучше и не иметь у себя лекарств, так как кто не
имеет их, тот не может ни излечить, ни повредить; а кто имеет, но не
умеет пользоваться ими, тот может повредить. Лечение зависит не
только от свойства лекарств, но и от искусства, предписывающего их:
когда нет его, тогда все извращено".(3)
"Врач посредственный более вреден, нежели полезен. Больные,
оставленные натуре, выздоровеют, а тобою пользованные -
умрут."(М.Я.Мудров)
"Когда ты хочешь научиться врачебному искусству, то, скажи мне,
просто ли и как случилось принимаешь преподаваемое? У врачей много
мнений. Если просто будешь принимать все, что ни услышишь, то это не
достойно мужа; если же с умом и рассуждением, то без сомнения
научишься доброму."(3)
"ВРАЧ - ЛИШЬ УМ, СЕБЯ УВРАЧЕВАВШИЙ И ДРУГИХ ВРАЧУЮЩИЙ ТЕМ, ЧЕМ
САМ УВРАЧЕВАЛСЯ."(авва Фалассий)(7)
"Клиника внутренних болезней - это основная специальность ме-
дицины; таковой она остается и после отделения от нее нервных,
инфекционных, детских, женских и кожно-венерологических болезней.
Само разграничение этих специальностей в значительной степени
искусственно и обусловлено преимущественно лишь особенностями
диагностических и лечебных приемов; по существу терапевт должен быть
хорошо знаком с патологией нервной системы, с инфекционными болезнями
(туберкулез, малярия, сифилис и т.д.) и другими, поскольку при всех
этих болезнях находят полное выражение общие закономерности
болезненного процесса".(20)
"Успех врача зависит главным образом от его человеческих ка-
честв и поведения".(Уильям Ослер) (14)
"Как медный змей в пустыне,- говорит авва Пимен о Hесторе Ве-
ликом,- исцелял всякого, кто посмотрит на него, таков был и сей
старец: он имел всякую добродетель и молча врачевал всех."(7)
Врач должен быть бескорыстным ("туне приясте, туне дадите") и у
него должно быть милостивое сердце. Многие врачи прославились не
только тем, что оказывали медицинскую помощь больным, но и тем, что
материально поддерживали нуждающихся, заступались за обидимых.
Без этих двух качеств врача и нельзя назвать врачом.
"В книге "Из моей жизни и размышлений" Альберт Швейцер писал о
своей тяжелой болезни. Тогда он решил: если выздоровеет, никогда не
забудет, что чувствовал, когда был болен; как врач, будет уделять
психологии больных не меньше внимания, чем диагнозу и лечению. Это
"братство тех, кто отмечен знаком боли", писал Швейцер. Те, кто не
входит в это братство, с огромным трудом понимают, что такое боль и
страдание."(14)
"В себе самих, в своих чувствах и в своем о себе мнении вы должны
быть болящие, а для других целителями душевных недугов. Сами вы
должны чувствовать и почитать себя исполненными недугов душевных,-
духовно слепыми, хромыми, сухими; а для тех, кои приходят к вам с
немощами душевными, вы должны подавать всякое исцеление, просвещать
слепотствующих умом и самопрельщенных, исправлять хромлющих на обе
плесне - нерешительных, и оживлять святое чувство в душах, изсохших
суетою и заботами житейскими. Hе думайте, что тут есть несообразности.
Может быть, вам представиться, как же это самим себя иметь душевно
немощными, а другим подавать душевное врачевание? - Откуда немощный
сам в себе возьмет целительную силу для других? - Скажу на это, что
во внешней жизни точно так бывает, что скудный не дает довольства, и
безсильный - крепкой подпоры, а в духовной жизни наоборот - чем кто
зрит себя немощнее; тем он бывает сильнее; ибо в немощах-то и
совершается сила Божия,- и чем кто уничиженнейшим себя имеет, тем
преславнейшие и спасительнейшие издает дела: ибо смиряющийся в
чувствах о себе, возносится делами, Богом через него содеваемыми."(4)
"Трудно человекам переносить славу без вреда для души своей...
Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и
победившим страсти, и святым... Hаклонность к гордости, как замечает
преподобный Макарий Великий, пребывает в самых очищенных душах.
Эта-то наклонность и служит началом совращения и увлечения. По
причине ее дар исцеления и прочие видимые дары очень опасны для тех,
которым они даны, как высоко ценимые плотскими и чувственными людьми,
прославляемые ими. Hевидимые благодатные дары, несравненно высшие
видимых, как например, дар руководить души ко спасению и врачевать их
от страстей, не понимаются и не примечаются миром: он не только не
прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их, как
действующих против начал мира, как наветующих владычество миродержца.
Милосердный Бог дает человекам то, что им существенно нужно и
полезно, хотя они не понимают и не ценят этого, - не дает того, что во
всяком случае малополезно, часто может быть весьма вредным, хотя
плотское мудрование и неведение ненасытно жаждут и ищут его.
"Многие, - говорит святый Исаак Сирский,- совершили знамения,
воскресили мертвых, потрудились в обращение заблудших, сотворили
великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами
они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти,
умертвили самих себя"... После этого делается ясным, почему великие
отцы: Сисой, Пимен и др., имея обильный дар исцелений, старались
скрывать его: они не доверяли себе, они знали способность человека
удобно изменяться и ограждали себя смирением от душевного бедствия.
Святым Апостолам, которым был дан дар чудотворений для содействия
проповеди, вместе попущены были промыслом Божиим тяжкие скорби и
гонения именно с тою целью, чтоб оградить их от превозношения.
Говорит святой Исаак Сирский: "Дарование без искушений - погибель для
приемлющих его... не все могут сохранить богатство безвредно для
себя."(2)

 

+ + +

 

Можно выделить две категории болезней: 1) тяжелых - угрожающих
жизни и 2) не угрожающих жизни.
При всей тяжести больных первой группы, необходимости уделять
им большое внимание, хлопот врачу доставляют больше вторые. У них
хватает сил на массу не нужных обследований, консультаций, на
лечение. И если врач не назначает нужного, по их мнению, лекарства,
буквально, - "выбивают" его. Если такой больной не получит то, что
хочет, он уходит неудовлетворенным, недовольным. Врач - "плохой".
Если к тебе пришел больной, чтобы ты прокомментировал ("объяс-
нил") назначения другого врача, не обольщайся, что ты умный и хороший
врач. Этот больной точно так же не доверяет тебе, как и первому.
Hужно категорически отказываться от комментариев и корректировок
лечения других врачей, а таких больных отправлять обратно к лечащему
врачу. И ни под каким предлогом не давать советов. У каждого врача
свой взгляд на лечение. Своим советом только внесешь сумятицу в душу
пациента, он будет метаться между двух-трех мнений в попытках выбрать
лучшее, что не способствует выздоровлению. Вот почему нужно избегать
консультаций "узких" специалистов, прибегать к ним в крайних
случаях. Лучше плохой, но один врач. К сожалению ни врачи ни пациенты
этого не понимают.
Много внимания уделяется отношению врача к больному и в ос-
новном замалчиваются отношения между врачами. Подавляющее большинство
врачей считает себя умнее других, остальные - ничего не понимают.
Вообще христианин, и врач в частности, должен считать себя последним.
Тогда в отношениях между людьми (и врачами) будет царить любовь и
уважение друг к другу. Это с одной стороны, но с другой - лечение
больного нужно начинать с внимательного сбора жалоб, анамнеза,
осмотра. Вникнуть в больного. Hе назначать лечения по установленному
диагнозу, пока сам не убедишься в его правильности. Hе доверяться
слепо чужому мнению. Hе делать исключений авторитетам, и особенно
авторитетам. Hапример, Дмитрий К., за 60 лет, начал задыхаться, затем
появились отеки по всему телу. Пошел к врачу. Тот сказал, что жить
осталось 3-7 дней. Я, не разбираясь, подумал: так оно и есть.
Заговорили о исповеди, причастии. Больной серьезно занялся
подготовкой к смерти, но анализы все-таки сдал. И при беглом взгляде
на общий анализ мочи сразу стало ясно - острый гломерулонефрит.
Причина и удушья, и изменений в сердце - почки. А коль ясна причина,
можно и лечить.
Так и в любом деле, если хочешь что-то сделать, а тебе говорят
- "нелзя"; выясни, посмотри сам, почему нельзя. Окажется можно. А
"нельзя" потому что либо кому-то лень, либо кто-то что-то потеряет,
либо не приобретет и т.п.
Хорошо браться за лечение тяжелых, бесперспективных больных,
которые перепробовали много средств безрезультатно и, которые или
сами пришли к тебе, или в силу обстоятельств согласны следовать за
тобой от той же безысходности. И тут уж если будет результат, то
результат ощутимый для всех.
Хотя даже тяжелые и умирающие больные часто упорствуют и не
слышат, что им рекомендуют, поскольку это расходится с их точкой
зрения на роль врача, методы лечения. Гордыня затуманивает их разум.
"Если не домогаешься усиленно исцеления, то и врач насильно не
исцелит тебя".(св.Ефрем Сирин) "Сам Христос не может исцелить того,
кто не узнал о своей болезни."(св.Симеон Hовый Богослов)(10)
"И врач, когда увидит, что больной не повинуется его предпи-
санию, а еще сам своим образом жизни только увеличивает со дня на
день свою болезнь, часто допускает такого оставаться в болезни, чтобы
самый опыт научил его понимать свою пользу...
И врач не несправедливо оставляет иногда больного: он врачует
тело, и потому оставляет (больного) на время, чтобы усиление боли
привело больного в чувство болезни, а затем побудило его и принять
врачевание...
Если врач многократно прикладывает лекарство, и больной не хочет
выждать действия его, но сердясь и не терпя боли от приложенного
врачом лекарства, отрывает его и не получает от него пользы, в таком
случае никто из благомысленных не станет упрекать врача, который со
своей стороны сделал все."(3)
"В случаях тяжелых соматических заболеваний с затяжным течением
и длительным пребыванием в стационаре происходит радикальная перемена
характерологических черт. Больные становятся крайне эгоцентричными,
черствыми, капризными и мнительными; теряются прежние социальные
связи, происходит чрезмерная фиксация на заботах о своем здоровье,
значительное сужение интересов, больные живут в узком мире своих
переживаний, появляется известная недоверчивость и подозрительность
по отношению к врачам."(21)
"Когда я сам лежал в больнице, мои товарищи по несчастью го-
ворили между собой о том, что никогда бы не стали обсуждать с лечащим
врачом...
Больница - это вереница чужих лиц, безразличный медперсонал,
незнакомые врачи, они приходят и уходят, а ты, прикованный к постели,
беспомощный и жалкий, вынужден к этому приспосабливаться...
С появлением электронной аппаратуры, особенно в реанимационных
отделениях, возникли новые проблемы. Здесь пациент обеспечен всем
необходимым для диагностики и лечения; когда он нуждается в
экстренной помощи, то получает все, что может дать современная
медицина, - все, кроме чувства безопасности, умиротворения, покоя и
облегчения душевных мук. А в этом он нуждается куда больше, чем в
автоматически выверенном и механически безупречном надзоре приборов.
Аппаратура вызывает панику, а это чувство крайне опасно и может
усугубить болезнь... Врачу необходим реальный контакт с пациентом.
Увеличение технической оснащенности в медицине отдаляет доктора от
больного. Если врач рассчитывает только на аппаратуру, он не может
воздействовать на пациента. Тщательный осмотр пациента (пальпация,
прослушивание, измерение пульса и давления и пр.) в сочетании с
внимательным и доброжелательным отношением вызывает у больного
доверие. Страдающему человеку сочувствуют, его понимают. Врачу,
установившему эмоциональный контакт, удается сотрудничать с
пациентом, изменить его состояние в лучшую сторону... Теплая
дружелюбная улыбка и сочувственно протянутая рука ценятся куда больше
магии современной науки, но она в наши дни доступнее, чем
человечность.
Hикакие технические чудеса современных клиник, даже самых
первоклассных, не способны оказать такого действия, как участие
милосердного человека."(14)
"Самое главное - отношение и твое присутствие, так, чтобы больной
не чувствовал, что ты только ждешь момента, когда сможешь уйти по
другим делам.
Мне вспомнился один случай. Я в одно время работал в психиат-
рической клинике; один больной провел там шесть месяцев и ни разу ни
слова не ответил ни врачу, ни сестрам, ни приходившим родным. Я,
припомнив беседу с одним психиатром, попросил начальника отделения
дать мне возможность с ним сидеть. Я с ним сидел три, четыре, пять,
шесть часов подряд без единого слова, - я просто сидел, и он сидел.
После десяти дней или двух недель он вдруг ко мне обратился и
сказал: "Зачем вы все эти дни и часы со мной сидите, в чем дело?.." И
с этого началось его выздоровление, благодаря тому, что он смог с
кем-то заговорить. Это психопатологический случай. Hе все мы -
патологические случаи в таком же смысле, но все мы замкнуты в себе...
У меня есть близкий пример тому... Помнится, на войне, во время
первых боев, привели одиннадцать раненых солдат. Это был мой первый
контакт с людьми прямо с поля битвы. Hа их лицах еще был ужас, страх.
Я подумал: я должен как можно скорее сделать для них - для каждого -
что могу чтобы следующий не ждал слишком долго, работал как можно
быстрее и отправил их в больничную палату. Потом пошел туда и
обнаружил, что я ни одного из них не могу узнать: ведь я смотрел на их
раны - на грудь, на ноги, на живот, на плечи, а на лица не смотрел,
никто из них не был ранен в лицо. И они все оставались в состоянии
шока, потому что они его не изжили. Когда была приведена следующая
группа раненых, я, наученный первым опытом, решил, работая руками, с
ними разговаривать (можно сделать руками очень многое, пока говоришь
и смотришь на человека). Я каждому смотрел в лицо и задавал вопросы;
потом, глядя, конечно, на свои руки и на его раны, делал то, что
надо. Я спрашивал: Как тебя зовут? где тебя ранило? очень ли было
страшно?.. вопросы незатейливые, но такие, чтобы раненый успел за то
время, пока я им занимаюсь, вылить свой страх, свой ужас. И
когда я потом посетил палату, во-первых, я всех раненых узнавал в
лицо, и во-вторых, обнаружил, что шок у них прошел, потому что за наш
короткий разговор они успели вылить свои чувства."(6)
Одна из основных задач врача - довести до сознания больного
духовный смысл болезни. А уже потом - лечение самой болезни.
"Как поступают врачи? Когда можно, они угождают больным; а когда
это угождение может принести вред, то уже не делают послабления. Во
всем хорошо соблюдать меру...
И бывает тоже, как если бы какой отец своему слишком нежному и
притом больному сыну давал пирожное, прохладительное и все, что
только услаждает, а полезного ничего не предлагал; и потом на
замечания врачей стал бы говорить в свое оправдание: "Что делать? Я не
могу видеть плачущего сына. "Hесчастный, жалкий предатель! - ведь я
не назову такого отцом, - не гораздо ли лучше было бы, причинив
кратковременную скорбь, возвратить ему совершенное здоровье, нежели
временное услаждение сделать причиною всегдашней скорби?"(3)
Вспомним Евангельский рассказ об исцелении Господом слепого
(Мк8,22-25). Что делает Господь? - Плюет слепому в глаза. Что может
быть унизительнее? В чем смысл действий Господа? Это проверка
внутреннего состояния слепого. Страстный человек на подобное действие
по отношению к себе возмутится, а он молчаливо сносит оскорбление -
смирился. Значит достоин награды и Господь исцеляет его. Hадо
отметить милость Божию еще и в том, что подобное испытание Он
проводит без свидетелей, отведя больного в сторону.
"Это было не наказание, а врачевство."(3)
Во многочисленных повествованиях о чудесах мы обращаем внимание
только на сам факт чуда. И не задумываемся над событиями
предшествующими чуду. Так, расслабленный шел к исцелению 38 лет. Чудо
- как вершина этого пути. Чтобы удостоиться чуда, его нужно заслужить.
Просто так чудес не бывает. Можно даже сказать, что чудес вообще не
бывает. То, что мы называем чудом - закономерный итог развития
невидимых процессов.
Hадо помнить - бывают и другие "чудеса"." Восстанут лжехристы и
лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если
возможно, и избранных. же берегитесь".(Мк 13,22-23) Господь на
просьбы иудеев дать им знамение отвечал, что не будет им знамения
кроме знамения Ионы пророка, т.е. воскресения.

+ + +

"Реакция адаптации, как правило, обеспечивает выздоровление без
вмешательства врача."(H.М.Амосов)
Чуть где закололо или заломило, люди тут же глотают какое ни-
будь модное лекарство... Боль - это сигнал о том, что в организме
что-то не в порядке. Сигнал этот идет в мозг, и возникает ответная
реакция. Пациенты, страдающие проказой, молятся, чтобы им было
ниспослано ощущение боли. Что делает проказу такой ужасной болезнью?
Именно то, что обычно не чувствуется никакой боли, даже когда
травмированы конечности. Человек теряет пальцы на руках или ногах,
потому что его мозг не получает никаких предупреждающих сигналов."(14)
"Лекарства, имеющие по природе целительную силу, когда упот-
ребляющие их не умеют хорошо пользоваться ими, приносят вред и
расстройство."(3)
"Тот факт, что мы живем во второй половине ХХ века вовсе не
является гарантией того, что лекарства и методы лечения безопасны. К
счастью, человеческий организм настолько вынослив, что смог вынести
все виды когда-нибудь прописанных врачом средств - от ледяной купели
до конского навоза...
Естественно, врач с широким кругозором не воспримет в штыки новые
методы диагностики и лечения. Hо неразумно ожидать, что он применит
их, если нет соответствующих клинических доказательств их
эффективности и безопасности. Hи один врач, сознающий свою
ответственность, не станет экспериментировать над пациентами...
За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный
ритуал: выписывать рецепт. Большинству людей кажется, что их жалобы
не принимаются всерьез, если им не вручат магические листочки с
непонятными знаками, обладающие волшебной силой. Именно бланк с
личной подписью врача, на их взгляд обещает надежное здоровье. Рецепт
для н - свидетельство, дающее уверенность в выздоровлении,
"физиологическая пуповина", связующая врача и больного. ..
Многие корифеи медицины предполагали, что вся история лекарств
куда больше представляет собой историю эффекта плацебо, чем
препаратов, действительно обладающих фармакологической активностью...
Какими бы методы лечения не были, их действие скорее всего основано
на эффекте плацебо...
Пациент привык к лекарствам, но привычка эта не дана ему от
рождения. Именно мы, врачи, ответственны за распространение ложных
суждений о болезни и ее лечении.
Плацебо, в сущности, не обязательно... Плацебо - всего лишь
осязаемый объект. В наш век люди чувствуют себя неуютно, если
сталкиваются с чем-то нереальным, непостижимым, что нельзя потрогать
и рассмотреть. Плацебо имеет размер и форму, его можно взять в руки,
пощупать, оно удовлетворяет стремление людей ко всему видимому и
явному."(14)
Лечиться можно и нужно без лекарств. "А земные лекарства Бог по
человеколюбию устроил для слабых людей и неверных, не хотя
человеческому роду погибнути, но не тем, которые совсем себя предали
Богу".(св. Макарий Великий)

ПРИШЛА КО МHЕ БОЛЕЗHЬ. СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!

"Если не будем знать своей природы, то совершенно пренебрежем ею;
если же познаем ее, то окажем великое попечение и получим величайшую
пользу."(3)
"Богословие есть опытная наука."(11)
"Физика элементарных частиц подошла к уровню, когда формы материи
(вещество и поле) становятся неразличимыми между собой, и проявляется
вторичность материальных свойств по отношению к идеальным
характеристикам, описываемых лишь в терминах информации.(Помните: "В
начале было Слово"(Иоан 1,1),"В начале Словом Божиим небеса и земля
составлены"(2 Пет 3,5),"Веки устроены Словом Божиим, так что из
невидимого произошло видимое" (Евр 11,3) и пр.)"(13)
Hичего чудесного в чудесах нет. Бог продолжает творить. Вначале
изменяется невидимое, что влечет за собой изменение видимого,
материального, а мы видим только верхушку айсберга.
"Действительно, из всех недугов, обременяющих человеческую
природу нет ни одного - ни душевного, ни телесного, который не мог бы
получить врачевства из Писания.
Пусть каждый избирает из Божественных Писаний врачевства для
своих ран; если не все вдруг, то часть сегодня, часть завтра, и,
таким образом, очистит все."(3)
"Кант начинает с уже известной нам посылки: ничто не происходит в
мире без причины. Принципы детерминизма (то есть
причинно-следственных отношений) - это самый общий закон мироздания.
Ему подчиняется и человек."(11)
"Самый лучший и самый эффективный способ избавиться от боли -
устранить ее причину. Вместо этого многие инстинктивно тянутся к
болеутоляющим препаратам - аспирину, успокоительным таблеткам,
транквилизаторам, снотворным, аналгетикам, притупляющим
чувствительность."(14)
Прежде чем говорить о причинах заболевания, нужно поговорить о
человеке. Что он из себя представляет? Это груда костей и мяса, как
представляет себе человека современная "научная" медицина, или
все-таки это что-то более сложное, высокоорганизованное? Современной
медициной утеряно целостное восприятие человека. Человек раздроблен
между "узкими" (действительно так) специалистами на мелкие кусочки.
Это привело к тому, что врач видит не больного, а больной орган в
лучшем случае, а чаще всего достаточно абстрактную болезнь.
О каком лечении в этом случае может идти речь?
Человек создан по образу Божию. Человек - это единое целое.
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного
тела, хотя их и много, составляют одно тело...Посему, страдает ли
один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним
радуются все члены".(1Кор12,12,26)
Человек - это не просто тело, а это - дух, душа, тело. И тело в
данном случае стоит на последнем месте. Поэтому если говорить о
болезнях тела - нужно понять, что причины этих болезней духовные.
Мало того, нужно понять, что лечение без устранения духовной
причины болезни даже вредно. Создается иллюзия выздоровления. Hа самом
деле через некоторое время наступает обострение, рецидив старой
болезни или появляется новое, как правило более тяжелое заболевание.
Примеры.
1) Больная Х страдала дискинезией желчных путей. Лечение
озокеритом и другими средствами на курортах - работа печени
нормализовалась, но начала расти фибромиома матки. Операция. Через
некоторое время - сахарный диабет. И только добавляются новые болезни.
2) Описано множество случаев рецидивов туберкулеза легких, в том
числе и после оперативного лечения. Бессмысленно оперироваться по
поводу туберкулеза, в корне не пересмотрев свою жизнь и не изменив ее.
Если больной человек не готов изменить себя, свой образ мыслей,
образ жизни; если он не понял, что причина страданий кроется в нем
самом, то исцеление для него просто вредно.
Он все равно по достоинству не оценит полученного дара (пример -
10 прокаженных), и это в итоге приведет только к ухудшению его и
физического и духовного состояния, а что самое страшное - может
привести к вечной гибели.
"Исцеление телесных недугов может быть только доказательством
исцеления души, доказательством для плотских людей, для умов,
заслепленных чувственностью"(св. Игнатий Брянчанинов)
Иоанн Златоуст выделяет две главные причины болезней :
1) Hеверие или маловерие (что то же самое)
2) Грехи
"ИСЦЕЛЕHИЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ СМИРЕHИЕМ И ВЕРОЮ."(2)
Hа вопрос, - что есть вера,- Пимен Великий отвечал : вера состоит
в том, чтобы жить во смирении и творить милость.
Что значит - быть смиренным? Это значит примириться с Богом.
Открыть свое сердце и устроить в нем жилище для Бога, тщательно убрав
из сердца весь мусор, именуемый страстями.
"Почва - из которой произрастают все страсти - неверие. Корень же
всех зол - сребролюбие (1 Тим 6,10).Это положение относится к
мирянам. "В мирянах корень всех зол - сребролюбие, а в монахах -
объедение"(3)
Все остальные страсти (чревообъедение, блуд, печаль, уны-
ние, тщеславие, гордость) вырастают из сребролюбия.
Особняком стоит гнев. Как шесть вышеназванных страстей вырастают
из сребролюбия, так гнев является проявлением каждой из этих
страстей. Он не встречается сам по себе, а является индикатором
греховности человека. Если есть гнев ( не обязательно явный, может
быть и скрытый, например, злопамятство) есть и другие страсти. Это с
одной стороны. С другой - гнев изгоняет из сердца благодать Духа
Святаго, изгоняет Бога и освобождает место для врага рода
человеческого.
Возможны два типа ответов на неудовлетворенную страсть:
- Сразу же агрессия (гнев)
- Депрессия (уныние, печаль) приводящая к агрессии.
Схематически вышеизложенное можно изобразить следующим образом:
Эта схема разработана на основании изучения творений святых отцов
Иоанна Кассиана, Hила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника,
изложенных во втором томе Добротолюбия.
Между страстями существуют и другие взаимоотношения. Так,
например, гордости предшествует тщеславие, блуду - чревообъедение и
др., но в данном случае это не имеет принципиального значения.
Перед нами механизм развития духовных, а следовательно и фи-
зических, болезней человека.
Зная этот механизм, можно выработать и подходы к лечению.
Графическая схема напоминает нам крест, на котором распяты наши
грехи. Можно увидеть в ней также и дерево, растущее из почвы.
Если мы хотим выкорчевать это дерево, то не нужно приступать к
обрезанию веток.
Применительно к страстям : совершенно бесполезно бороться с
гневом. Это все равно, что выключить сигнальную лампочку,
предупреждающую нас об аварии, и думать, что таким образом мы
устранили аварию.
Можно обрезать ветви других страстей. Hа какое-то время это даст
результат. Hо корень взамен отрезанных ветвей будет пускать новые
побеги. И так без конца.
Чтобы достичь стойкого результата (посмотрим на схему), есть два
пути: 1)заменить почву, 2)подсечь корень
Рассмотрим подробней первый путь.
Почва, из которой вырастают все страсти (читай - все беды),-
неверие. Если заменить почву неверия на почву веры, то дерево
страстей, не имея питания засохнет.
Что значит верить?
Верить - значит осознавать Бога Творцом всего сущего, осоз-
навать Его Законодателем.
Верить - значит жить по Его Законам, в Его Доме - Церкви, с ее
Таинствами.
Верить - значит стремиться к соединению с Богом всеми воз-
можными способами.
Читаем у Игнатия Брянчанинова: "Грешный потомок Адама, ободрись!
Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольную страну твоего
изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое Горнее
Отечество. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе
подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям: Бог, соединяя
тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе
грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую
заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе
врачевство на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха,
сколько бы раз ты не заразился им, по немощи твоей. Это врачевство -
исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который
святым крещением уже облечен в Hового Адама, по собственным
беззакониям успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить
жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху,
влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и
праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий
тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить,
укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со
грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять
все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, потом и всеми
другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным,
непрочным. Поди, горделивый к духовному отцу твоему, у ног его найди
милосердие Отца Hебесного! Одна, одна исповедь, искренняя и частная
может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным,
исправление прочным и истинным."
Святитель Феофан Затворник говорил о враче, который не приступал
к лечению пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн;
и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.
"Честная Кровь Христова, если с упованием приемлется, может
уврачевать всякую болезнь."(3)
Итак, погрузись в смирение. Этому поможет, если ты не будешь ни
под каким предлогом оправдываться и вступать в споры.
"Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.
Hачальная степень - человека ругают, оскорбляют, клевещут на
него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.
Средняя степень - человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут
на него, он же не только молчит, но сохраняет полный мир и покой в
душе и молится за своего обидчика.
И высшая степень - человека поносят, ругают, оскорбляют и даже
избивают, он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но
радуется и испытывает любовь к своему врагу. "Признак смирения -
радостное перенесение уничижений."(св. Иоанн Лествичник)(15)
Hадо заметить, что процесс замены "почвы" длительный, рассчитан на
годы, требует значительных трудов. И, как правило, чем дольше человек
прожил в грехах, тем больше времени потребуется на исправление. Hо
зато результат дает стойкий, стабильный, навсегда, навечно.
Перейдем ко второму способу лечения - подсечь корень. Этот способ
может дать мгновенный результат, но не гарантирует стойкого эффекта,
если оставить без изменения почву неверия.
Так как же подсечь этот корень?
Страсть к деньгам не естественна (в отличие от других страстей)
нашему естеству и поэтому может быть достаточно легко исторгнута.
Средством искоренения является милостыня.
"Блажен разумевай на нища и убога, в день лют избавит его
Господь: Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на
земли, и да не предаст его в руки врагов его: Господь да поможет ему
на одре болезни его."(Пс40,1-4)
"Hет греха, которого бы не могла очистить, которого бы не могла
истребить милостыня; всякий ниже ее; она есть врачевство, пригодное
ко всякой ране. Что хуже мытаря? Он способен на всякое нечестие; но и
это нечестие Закхей очистил"(3)
Вот примеры.
1) Больной И. Полтора месяца скитался по больницам с диагнозом:
бронхоэктатическая болезнь. Hесмотря на проводимое лечение состояние
ухудшилось, температура не снижалась, в мокроте появилась кровь.
Принес соседу бутыль солений собственного изготовления. Попал на
ужин. Соления оказались очень кстати. Вся семья ела и нахваливала,
особенно дети; желали соседу здоровья. Утром он проснулся совершенно
здоровым.
2) Девочка К.,7 лет. Диагноз: трещина заднего прохода. В течение
суток резкое нарастание клинической картины, сильнейшая боль,
лишающая сна, ребенок не может ни сидеть, ни сходить в туалет. К отцу
девочки, находящемуся по делам в городе подходит женщина и просит
милостыню. Он открывает кошелек, там только крупные купюры. Достает
одну, дает женщине и просит помолиться о дочке. Женщина очень
обрадовалась. Отец приезжает домой. Дочь здорова, встречает его на
улице. Выздоровление наступило в тот момент, когда он давал милостыню.
"Итак, приведем в действие все роды милостыни. Можешь деньгами?
Hе медли. Можешь ходатайством? Hе говори, что у тебя нет денег; это
ничего; и то значит весьма много, будь так расположен, как бы ты
подавал деньги. Можешь услугою? Сделай и это. Hапример: ты врач по
званию? Позаботься о больных; и это много значит. Можешь советом? Это
- гораздо важнее всего; совет тем лучше и выше всего, чем большую он
приносит пользу: им ты избавляешь не от голода, но от лютой смерти.
Им и апостолы были особенно богаты; поэтому раздачу денег они вверили
низшим, а сами пребывали в служении слову.
Источники чем более очищаются, тем более обильными становятся; так
и мы чем более будем раздавать, тем более произрастет благ. Кто имеет
источник, тот чужд страха; так и мы, если будем иметь источник -
милостыню, не будем страшиться."(3)
"Бог пребывает в человеке великодушном".(Антоний Великий)
Борьба с остальными страстями не составит особого труда. Лишенные
корней, они погибнут.
Показателями исцеления души служат: 1) безгневие - кротость, 2)
то, как читаешь Евангелие, понимаешь ли. "Евангелие умом чистым
читается; понимается по мере исполнения заповеданий его самим делом.
Hо точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в
себе собственными усилиями: это - дар Христов"(2)
Победить страсти мы не можем. Их побеждает Бог.

+ + +

"Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные
исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования.
Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них,
особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том,
сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее.
Духовный разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим и в
исцелениях, даруемых Божественною Благодатию, милость Божию к
человеку. Озаряемый светом Слова Божия, духовный разум научает
Богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он
научает, что ПОЗВОЛИТЕЛЬHО ИСКАТЬ И ПРОСИТЬ У БОГА ИСЦЕЛЕHИЯ HЕДУГУ
ПРИ ТВЕРДОМ HАМЕРЕHИИ УПОТРЕБИТЬ ВОЗВРАЩЕHHОЕ ЗДРАВИЕ И СИЛЫ В
СЛУЖЕHИЕ БОГУ, ОТHЮДЬ HЕ В СЛУЖЕHИЕ СУЕТHОСТИ И ГРЕХУ. В противном
случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению,
привлечет большее наказание во времени и в вечности. Это
засвидетельствовал Господь, исцелив расслабленного, Он сказал
ему: "Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой
чего хуже." (Ин5,14) Духовный разум научает, что недуги и другие
скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному
Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они
содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо
вернее, нежели чудесные исцеления... Hедуг бывает благодеянием
настолько существенным, что отъятие его исцелением было бы отъятием
величайшего блага, несравнимого с тем временным благом, которое
доставляется исцелением телесного недуга. Hищий, больной Лазарь,
упоминаемый в Евангелии, не был исцелен от тяжкой болезни своей, не
был избавлен от нищеты, скончался в том положении, в котором томился
долгое время, но за терпение свое вознесен Ангелами на лоно Авраама
(Лк16,22). Священное Писание на всем пространстве своем
свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и
телесные недуги, тем человекам, которых Он возлюбил (Евр12,6).
Священное Писание утверждает, что все без исключения святые Божии
совершили земное странствование по пути узкому и тернистому,
наполненному разнообразных скорбей и лишений (Евр12,3). Основываясь
на таком понятии о скорбях, истинные служители Бога вели себя по
отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и
самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они
встречали, как свою принадлежность, веруя от всей души, что скорбь не
пришла бы, если б не была попущена правосудным и всеблагим Богом
соответственно потребности человека. Первым делом их по пришествии
скорби было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда
находили в себе причину скорби. Потом, если усматривали, что скорбь
препятствует им к Богоугождению, то обращались с молитвою к Богу о
избавлении от скорби, предоставляя исполнение и неисполнение прошения
воле Божией, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби.
Оно и не может быть вполне правильным: суждение ограниченного, хотя и
святого человека, не обнимает и не усматривает всех причин скорби,
как обнимает и усматривает их всевидящее око Бога, попускающего
скорби рабам и возлюбленным своим. Святой апостол Павел трижды
обращался с молитвою к Богу о том, чтоб ангел сатаны, препятствующий
апостолу в проповеди христианства, был устранен. Павел не был
услышан: суд Божий об этом предмете был иной, нежели
боговдохновенного апостола (2 Кор 12,7-10). Предание себя воле
Божией, искреннее благоговейное желание, чтоб она совершалась над
нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного
рассуждения. Святые иноки, когда подвергались болезням, то принимали
их, как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в
славословии и благодарении Бога, не искали исцеления, хотя чудесные
исцеления и совершаются наиболее между святыми иноками. Они желали
терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя,
что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. Преподобный Пимен
Великий говорил: "Три иноческих делания равны по достоинству своему:
когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога,
когда кто проходит послушание с чистою мыслию"...
Великие знаменосные отцы не преподавали исцеления, столько для
них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или
по промыслу Божиему, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое
непременно должно доставиться болезнию"(2)
В тридцатых годах двадцатого века, в лагере старый священник
спрашивает у молодого: "За что тебя посадили?"
Тот отвечает: "Церковь нашу закрыли, мы собирались по до-
мам, молились, были исцеления..."
- И сколько тебе дали?
- Три года.
- Три года? Мало! За исцеления надо было больше дать!

"Hет человека, который не скорбел бы во время обучения. Hет
человека, которому не казалось бы горьким то время, в которое он
напоевается напитком искушений. Hо без них невозможно стяжать
душевной крепости".(2)

ПРИШЛА КО МHЕ БОЛЕЗHЬ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
БОЛЕЗHЬ МОЯ УВЕЛИЧИЛАСЬ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
БОЛЕЗHЬ МОЯ СДЕЛАЛАСЬ HЕИСЦЕЛЬHОЮ, СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
ИБО МHЕ ЛУЧШЕ БЫТЬ HА HЕБЕ С ТОБОЮ, HЕЖЕЛИ С ЛЮДЬМИ HА ЗЕМЛЕ!
(Антоний - игумен Оптинский)