Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция I

Предмет курса. Понятие о сословии. Что такое сословные права? Отличие сословного права от привилегии и служебного полномочия. Разделение сословных прав на политические и гражданские. Сравнительное значение тех и других для сословий. Разделение сословных обязанностей на личные и вещественные, на прямые и косвенные.

Предмет курса. Предмет предпринимаемого мною курса — краткий обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выби раю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий, начало которого кроется в самом возникновении древ нерусского Московского государства. Со времени издания назван ных жалованных грамот сословный строй русского общества, ими закрепленный, в иных частях только подновлялся, а в других даже разрушался. [1] Чтобы объяснить программу и цель курса, я изло жу несколько предварительных общих замечаний о круге и свой стве тех исторических явлений, на которые будет обращено наше изучение.

Понятие о сословии. Сословие (ordo или status, франц. etat, нем. Stand) — термин государственного права и обозначает из вестный ряд политических учреждений. Сословиями мы называ ем классы, на которые делится общество по правам и обязанно стям. Права дает либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в за конах. Итак, сословное деление — существенно юридическое. Оно устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых условиями экономическими, умствен ными и нравственными, не говоря о физических. Существенным и наиболее осязательным признаком сословного деления служит различие прав, а не обязанностей. Довольно простого анализа обоих этих понятий, чтобы видеть, что когда речь идет о сослов ном различии обязанностей, то при этом, разумеется, собственно различие прав: обладая различными правами, классы общества могут нести одинаковые государственные обязанности. Но если на них возложены неодинаковые обязанности, то они не могут обладать равными правами. Отсутствие у одного класса прав, ко торыми обладают другие, не увеличивает количества его обязанно стей. И напротив, свобода одного класса от обязанности, падаю щей на другие, дает ему лишнее, хотя и отрицательное право в сравнении с другими. Притом государственные обязанности отличаются неодинаковой тяжестью, и если они разделены между классами, а не падают одинаково на всех, то их удельный вес дает преимущество менее обремененным классам, позволяя им в потоке юридических отношений держаться выше других. Короче, сословным неравенством прав не обусловливается неравенство обязанностей, но неодинаковые обязанности всегда обусловливают неравенство прав. Значит, обязанность есть случайный признак сословного деления. Это объясняется юридическим свойством го сударственной обязанности: цель государственного союза — за щита законно приобретенных прав, государственные обязанно сти — только средства для этой защиты.

Что такое сословное право? Это есть всякое преимущество, даваемое законом целому классу общества в постоянное облада ние. Состав такого класса определяется кругом лиц, удовлетво ряющих условиям, в зависимости от которых закон ставит приоб ретение и сохранение известных преимуществ.

Отличие сословного права от привилегии. Тем признаком, что преимущество дается целому классу общим законом, сословное право отличается от преимущества, даваемого по особому пожа лованию отдельному лицу или фамилии. Такое преимущество на зывается привилегией. По Уложению 1649 г . из высшего купечества б Московском государстве выделялась фамилия солеваров Строгановых, носивших особое звание «именитых людей». По го родовой жалованной грамоте 1785 г . звание «именитых граждан» давалось, между прочим, всем оптовым торговцам и таким капи талистам, которые объявляли за собою не меньше 50 000 рублей капитала.

Отличие сословного права от служебного полномочия.

Преимущества Строгановых были фамильной привилегией, преиму щества «именитых граждан» — сословные права. Тот признак сословного преимущества, что оно дается сословию в постоянное обладание, составляет его отличие от служебного полномочия. В составе всякого государственного общества резко выделяется своим положением обыкновенно очень значительная масса лиц, служащих орудиями государственного управления и суда. Каж дое из этих лиц по своей должности обладает известной долей вла сти, известными правами, каких не имеют лица, не состоящие на государственной службе. Но эти должностные права существен но отличаются от сословных. Во-первых, должностные права чрез вычайно неравномерны: с каждою должностью связана особая степень власти, тогда как сословные права одинаковы для всех лиц сословия. Во-вторых, служебные права — это в то же время и обязанности, которое должностное лицо не может не выполнять, пока занимает должность, тогда как сословным правом можно не пользоваться, состоя в сословии. В-третьих, должностные полномочия даются каждому лицу особо и не могут переходить по наследству, тогда как сословные права по существу своему суть по томственные преимущества и даются всему сословию без различия первых приобретателей и их прямых наследников. В обществах феодальных некоторые правительственные должности составля ли наследственную собственность известных аристократических фамилий; тогда они имели значение фамильных привилегий, но не получали характера сословных прав. В сословных государствах сверх служебных полномочий, связанных с должностями, долж ностные лица обыкновенно получают еще права, которые не только не отнимаются у них при отставке, но и переходят к их потом кам. Эти права или одинаковы с правами других сословий, или составляют особые преимущества; в первом случае чиновниче ство разбивается по другим сословиям, во втором — составляет особое сословие. Так, по нашим законам чиновник, дослужившийся до чина действительного статского советника, или военный, до служившийся до чина полковника, становится потомственным дво рянином; а лицо, получившее на гражданской или военной служ бе чин IX класса или обер-офицера, получает звание личного дворянина.

Итак, сословное право по общему закону, как своему источни ку, отличается от привилегии, а по потомственности, как существен ному свойству своего характера, от служебного полномочия. По следнему положению, по-видимому, противоречит один класс в составе русского общества, который носит в Своде Законов сейчас упомянутое название личных дворян 1 : по нашим законам, личное дворянство не передается потомству. Но это противоречие заключается не в самом сословном законодательстве, а только в сослов ной терминологии. Личное дворянство — собственно не сословие, т.е. не особый разряд дворянства, потому что лишено отличитель ных дворянских прав: личные дворяне не входят в состав местных дворянских обществ и при крепостном праве не могли владеть кре постными людьми. Это не более как почетное пожизненное зва ние, которому присвоен титул дворянства не по сходству прав, а по одинаковости способов приобретения того и другого звания: как лич ное, так и потомственное дворянство приобретается пожаловани ем, чинами по службе и получением ордена. Действительные пра ва личных дворян одинаковы с состоянием так называемых потомственных почетных граждан; эти права суть свобода от личных податей, от рекрутской повинности, от телесных наказаний и т.д. (я говорю, руководясь старым, теперь уже по частям, отменя емым законодательством). Поэтому дети личных дворян по праву рождения причисляются к потомственному почетному гражданству. Итак, личное дворянство есть разряд потомственного почетного гражданства, отличающийся от прочих разрядов этого сословия только способами приобретения соединенных с ним прав.

Разделение сословных прав на политические и гражданские.

Какие бывают сословные права? Их можно разделить на два разряда: на права политические и права гражданские. Пер выми определяется участие всего сословия в государственных делах, вторыми — степень правоспособности каждого лица известного сословия в его частных отношениях.

Права политические можно свести в такой перечень:

I . Участие в общем государственном управлении. Оно обыкновенно выражается в законодательной деятельности сослов-

1 Св. Зак. по изд. 1857 г ., т. IX, ст. 52; изд. 1899 г . ст. 51.

ных собраний. Государства, где это участие предоставлено одно му или нескольким, но не всем сословиям, принято называть аристократическими; а где оно распространено на все сословия, и при том в одинаковой мере, там государственный порядок можно назвать сословно-демократическим. В этом последнем случае уча стие в общем государственном управлении перестает быть отли чительным сословным правом и становится достоянием всего об щества. Чаще бывает, что влияние на государственное управление распределяется между сословиями неравномерно; тогда и при участии всех сословий в государственном управлении политиче ский порядок не теряет аристократического характера. То разли чие, что иные сословия принимают прямое участие в управлении, in corpore являясь на законодательное собрание, а другие присы лают только выборных представителей, касается конституцион ной техники, а не государственного права; это вопрос удобства или необходимости, а не вопрос сословного неравенства.

II . Участие в местном управлении. Это право обыкновенно соединяется с первым и служит ему опорой, но само может действовать и без него. Оно также принимает довольно разнообраз ные формы. Где оно принадлежит не всему обществу, там господ ствующее сословие заведует местными делами и остального населения. Где участие в местном управлении предоставлено всем сословиям, там оно может иметь двоякую форму: или каждое сословие действует особняком, ведая исключительно своими мест ными сословными делами; или эта уединенная деятельность со словий соединяется с совокупным ведением ими дел, касающихся всех сословий. На этом последнем двойственном основании по строено местное самоуправление в современной России, где ря дом с местными сословными собраниями дворянства, духовенства, городских обывателей и крестьян действуют еще всесословные земские учреждения, которым предоставлено ведать известными местными делами всех сословий.

III . Вотчинное управление. Это право состоит в предоставляемой землевладельцам судебной и полицейской власти над обы вателями их вотчин. Такая власть дается землевладельцам обык новенно там, где землевладение имеет политическое значение, где с ним соединяются особые государственные права, и потому оно является преимуществом одного или нескольких сословий. Кре постное поземельное право обыкновенно соединялось с такой властью, но последняя и независимо от крепостного права может быть следствием государственного поручения. Так, русские землевла дельцы, церковные и служилые, в XV и XVI вв. имели такую власть над вольными крестьянами, снимавшими у них земли. Точ но так же вотчинный суд и полиция не были отняты у остзейского дворянства, когда во втором десятилетии текущего века его крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Вотчинное управление надобно отличать от участия в местном управлении: это последнее может находиться в руках одного сословия, которому, между прочим, принадлежит и исключительное право личной земельной собственности; но участия в местном управлении не лишены и те лица господствующего сословия, у которых нет на селенных вотчин. Это участие в местном управлении есть поли тическое право, принадлежащее всему сословию независимо от того, пользуются ли его отдельные лица остальными правами сво его сословия или нет. Вотчинное управление есть политическое право, принадлежащее только некоторым лицам господствующего сословия как следствие действительного пользования одним из сословных прав, притом не политических, а гражданских. Поэто му вотчинное управление имеет характер смешанного права — частью политического, частью гражданского.

Гражданские сословные права в свою очередь подразделя ются на личные и вещественные. Это разделение вытекает из самого значения гражданских сословных прав. Мы сказали, что ими определяется степень правоспособности отдельных лиц со словия в их частных отношениях. Юридический оборот частного гражданского общежития слагается из двух порядков отношений: из обязательств, т.е. из прав одного лица влиять на действия другого, и из прав на вещи, нужные людям.

1. Отсюда следует, что личными сословными правами определяется признаваемая законом за лицами разных сословий степень способности входить в обязательства. Сословное неравен ство этой способности основывается на неодинаковой оценке или неодинаковом нравственном доверии закона к разным классам общества. Эта неодинаковая сословная оценка обнаруживается в том, что закон различно наказывает людей разных сословий за одни и те же преступления, различно карает за обиды, нанесенные ли-

цам разных сословий, дает неодинаковую оценку свидетельским показаниям лиц разных сословий на суде. Из этой неодинаковой оценки сословий законом вытекает и неодинаковая их обяза тельственная правоспособность. Так, в обществах, разделенных на свободные и несвободные классы, лица последних обыкновенно лишались свободы вступать в брак, покидать свое местожитель ство, вообще стеснялись в праве распоряжаться своею личностью и трудом, наниматься на работы, заключать долговые сделки и т.п. 2. Из указанного состава гражданского оборота следует, что ве щественными сословными правами определяется сословная сте пень имущественной правоспособности: закон признает за лицами разных сословий разные права на приобретение некоторых видов собственности и признает неодинаковые права на одни и те же виды приобретенной собственности. Говоря проще, не все сословия мог ли приобретать в собственность всякое имущество и не все сосло вия имели одинаковое право собственности на приобретаемое иму щество. Так, лишь высшему классу предоставлялось право на владение сельской недвижимой собственностью, а при крепостных отношениях — право на владение крепостными людьми. Крепостные крестьяне могли приобретать движимое имущество, но только в неполную, условную собственность. Наконец, рабы не могли иметь никакой собственности. С сословными различиями в свобо де приобретения собственности обыкновенно соединяется и сослов ное неравенство в свободе распоряжения ею. Одним сословиям предоставлялось полное право отчуждения собственности во всех ее видах, как и право ее передачи по завещанию жене, нисходящим и боковым родственникам, даже сторонним лицам. Другие классы пользовались правами отчуждения и завещания в ограни ченных размерах: например, безусловно, могли отчуждать только движимое имущество, но не могли или были стеснены в праве отчуждения недвижимости, позволявшем завещать имущество только сыновьям, то есть. Обездоливая дочерей, или только нисхо дящим родственникам, то есть, исключая боковых родственников.

Сравнительное значение политических и гражданских сословных прав для сословий. По самому свойству описанных сословных прав, политических и гражданских, можно заметить, что они действуют неодинаково и имеют различную цену для сосло вий . Права политические осуществляются совокупной или кор поративной деятельностью обладающего ими сословия; права гражданские приводятся в действие волею и усилиями отдельных лиц. В связи с этим объясняется и сравнительное значение тех и других прав для сословий: сословные гражданские права прино сят прямую, осязательную выгоду каждому члену сословия, расширяя или упрочивая его личную свободу и средства материаль ного обеспечения; права политические, доставляя всему сословию, власть и влияние на управление, имеют интерес для отдельных лиц не сами по себе, а потому, что обыкновенно служат средством расширения и обеспечения прав гражданских. Значит, граждан ские права для сословий важнее политических; они — наиболее энергичный мотив сословного неравенства, настоящая цель, к которой стремятся высшие сословия, добираясь этого неравен ства или отстаивая его. Вот почему сословные гражданские права могут действовать даже не соединяясь с политическими, тогда как сословные политические преимущества при гражданском равен стве теряют свой смысл и падают или превращаются в сословные повинности. В таком случае участие сословия в управлении полу чает для него значение обязательного безвозмездного содействия правительству.

Разделение сословных обязанностей наличные и веществен ные, на прямые и косвенные. Что касается сословных обязан ностей, то они, разумеется, все государственные, но их можно разделить, во-первых, на личные и вещественные, во-вторых, на прямые и косвенные. Личная государственная обязанность — это часть личного труда, обязательно отдаваемого в пользу госу дарства. Личная государственная обязанность обыкновенно на зывается повинностью; самая важная из повинностей — воинская. Вещественная обязанность — это часть имущества, обязательно выделяемая в пользу государства; [2] вещественные обязанности — налоги или подати. Те и другие обязанности мож но разделить еще на прямые и косвенные. Прямые обязанности — это жертвы, обязательно приносимые непосредственно государ ству; косвенные — это жертвы, обязательно приносимые лица ми известного класса не прямо государству, а по поручению госу дарства лицам других классов. Такими косвенными обоюдными

обязанностями были связаны при крепостном праве крепостные владельцы с крепостными людьми по нашему законодательству. Для крепостных крестьян они состояли в обязательных работах и платежах в пользу владельца. Для крепостных владельцев они состояли: 1) в обязанности по продовольствию и призрению кресть ян, 2) в ответственности по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей, 3) в обязанности ходатайствовать за крестьян по делам гражданс ким и уголовным, 4) в ответственности за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах и проч.