Соловьев С. Учебная книга по Русской истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СТРАНЫ, ИЗВЕСТНОЙ ТЕПЕРЬ ПОД ИМЕНЕМ РОССИИ, ДО ПОЛОВИНЫ IX ВЕКА ПО Р. X.

Взглянем на карту России: вот, начиная от того места, где оканчиваются
Уральские горы, до Каспийского моря находится большое ровное степное
пространство, как будто широкие ворота из Азии в Европу. На этом месте и
на восток от него живут еще народы грубые, кочевые, охотники грабить,
брать в плен соседей, но теперь этим народам час от часа становится
труднее вести такую жизнь, потому что сильное государство русское не
допускает их разбойничать; некоторые из них даже отказались от кочевой
жизни и стали заниматься земледелием.
Но в древности в этой обширной стране, которую мы теперь называем
Европейскою Россиею, не было государства, не было сильного оседлого
народа, и потому кочевые народы двигались свободно с востока на запад,
занимали южную часть нынешней России и, собравшись иногда большими
толпами, шли дальше, опустошали Европу Южную и Западную. Древние
образованные народы, греки и римляне, знали этих кочевников, живших в
нынешней России, сначала под именем скифов, потом - сарматов, почему и
страна называлась то Скифиею, то Сарматиею.
После Рождества Христова здесь столкнулось много разноплеменных
народов, двигавшихся в разные стороны, преимущественно с востока на запад,
из Азии в Европу; сильнее других было движение гуннов и аваров. Когда это
движение поутихло, кочевые народы схлынули, то в стране обозначилось ясно
племя оседлое, на большом пространстве раскинувшееся: то были славяне.
Когда пришли сюда славяне - неизвестно; известно только то, что они
пришли с юго-запада, с берегов Дуная, вытесненные оттуда каким-то сильным
врагом. Они поселились по рекам Западному Бугу, Днестру, Днепру и рекам, в
него впадающим, далее на севере поселились по Западной Двине и около озера
Ильмень, на востоке поселились по Оке. Разделялись они на несколько
племен, друг от друга независимых; племена делились на роды; каждый род
жил отдельно на своем месте, под властью своего родоначальника или князя,
имел свои обычаи; селения укреплялись, огораживались, и такие огороженные
селения назывались городами. Занимались славяне преимущественно
земледелием.
Поклонялись божествам физическим, явлениям природы:
главным божеством у них был Перун, бог грома и молнии; поклонялись
также солнцу под разными именами (Дажбога, Волоса), огню, ветру. Верили в
загробную жизнь, думали, что души умерших могут есть, пить, и потому
считали обязанностью угощать их. Общественного богослужения, храмов,
жрецов у них не было; старшины или родоначальники были и жрецами,
приносили жертвы.
Все пространство нынешней Европейской России к северу, северо-востоку и
северо-западу от жилищ славянских было занято племенами финскими; на
Волге, в нынешней Казанской губернии, жили болгары, народ турецкого
племени; на западе, по Неману и в нижних частях Западной Двины, жила
литва, к югу от нее жили ятвяги, народ неизвестного происхождения.
Так как славянские племена жили отдельными небольшими родами,
разбросаны были на обширных пространствах и ссорились между собою, то были
слабы, не могли действовать вместе, заодно, собирать вдруг все свои силы
для отпора врагам; нападут враги на одно племя, другие ему не помогают, и
каждое порознь подчиняется чужому народу. Так славянские племена, которые
жили на юго-востоке, по Днепру, по рекам, в него впадающим с востока, и по
Оке, должны были платить дань козарам, народу, жившему на Дону, Волге и в
Крыму. Народ этот был смешан из разных племен; между козарами можно было
также найти людей разных вер - христианской, еврейской, магометанской,
языческой, и главный начальник народа, каган, исповедовал веру еврейскую.
Жизнь вели козары полу оседлую: у них были города, но летом жители
оставляли их и откочевывали в степи.