Маркова Н.Е. Культуринтервенция

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. КОРПОРАЦИЯ "D" И ЕЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

"Когда искусство является отделенным от морали, когда оно оказывается деятелем социального разложения, а не социальной гармонии, то это служит признаком того, что оно внесено извне, как это было в Риме времен Сципиона"
Габриэль Тард, "Социальная логика".

1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТОВАР
Закономерности мирового экономического развития, статистические данные и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков приводят к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации, контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире.
Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это - виртуальное государство.
Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее - Корпорация "D" (Drug).
Наркотики - идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Большинство пробовавших становится постоянными покупателями. Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин), через пару недель (опиум), или через год (конопля), смотря с чего начинает потребитель. По официальным данным, в мире - 70 миллионов наркоманов.
Наркотики - выгодный товар, имеющий характеристики, о которых только может мечтать производитель любого продукта. Эйфория, изначально возникающая при потреблении, быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку [1].
Доход от продажи 1 кг героина составляет свыше $ 100 000 США. Стоимость 1 т сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400 %. Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли. Последствия употребления наркотиков - импотенция, распад личности, слабоумие, генетические изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам. Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.
2. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМОГО
Катастрофическое распространение наркомании в среде молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же выявляет хорошо известные специалистам "четыре Пи" - составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж:
Product + Price + Place + Promotion. [2]

Товар (product) - Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.
Цена (price) - Ниже мировых цен и доступна потребителю.
Место (place) - По информации прессы и правоохранительных органов - дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр.
Продвижение (рromotion) - Реклама средствами искусства и в СМИ [3]

Следует логический вывод: объем продаж, то есть ЭПИДЕМИЯ НАРКОМАНИИ В РОССИИ - СЛЕДСТВИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ НАУЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ НАРКОТИКОВ КАК ТОВАРА.
Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга. Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы: "Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии, социологии, психологии и т.д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей".
По официальным данным, основные потребители наркотиков - подростки и молодежь в возрасте 12 - 25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией "D" для распространения наркотиков. Прагматичное умервщление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.
Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений, определим целевой рынок на основе отношения потребителей к пользующимся спросом услугам. Как известно, рынок - это потенциальные покупатели, объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность оплатить покупку.
Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей - молодежь 12 - 25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений - дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).
ОДНОВРЕМЕННО ЭТО И ЕСТЬ РЫНОК СБЫТА НАРКОТИКОВ. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ИХ ПРОДАЖИ ОПРЕДЕЛЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж наркотиков во многом зависит от рекламы p l a c e (места продажи), т.е. продвижения и количества услуг дискотек, клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем, Корпорация "D" вкладывает огромные средства в индустрию развлечений и ее p r o m o t i o n с тем, чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.
3. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ
Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие силовые линии несут миллионы молодых людей и подростков к гибели, неотвратимо совмещая с наркотиками?
Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12-19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20 - 25 лет.
Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).
СЕКСУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ - непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion "альтернативных" рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).
Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера ("Playboy", "Yes!", "Cool", "Птюч", "ОМ", "Ровесник", "Тусовочка", "Версия", "Московский комсомолец" и т.д.)
В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами з в е з д, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи "з в е з д", ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.
В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио - всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты - все это создает мощный идеологический пресс, выбраться из-под которого практически невозможно.
СЕКС-ПРОПАГАНДА - БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ. МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ, МОДА, РОК-МУЗЫКА В СОЕДИНЕНИИ С БЕЗУСЛОВНЫМ СТИМУЛОМ (СЕКС) СТАНОВЯТСЯ УСЛОВНЫМИ СТИМУЛАМИ.
Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей (молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе, клубы и т.д.)
4. ИДЕОЛОГИЯ
Мы не оговорились, упомянув об идеологии. При исследовании информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность:
ВСЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСТАВЛЯЮТ ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 12 - 25 ЛЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ НАБОР ИЗ ЯВНО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫХ ТЕМ:
1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма [4], множественного, безличного подросткового полового опыта.
2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, "моды для дискотеки", нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.
3. Девиантность [5] и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т.д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот: "Не чти отца своего", "Прелюбодействуй", "Убий", "Сотвори себе кумира" и т.д.
4. D - мифология. Экстремальность, "безбашенность"; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений, дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.
5. Рок -звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.
6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных "тусовок".
Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология в ы п а д е н и я из общества, идеология п р е с т у п л е н и я.
5. ТУСОВКА - КОМАНДА - ГРУППА
Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблаго-приятны, наступает кризис идентичности - чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. "Подросток...страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить", - говорит Эриксон (71;139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.
Эксперимент в Институте психологии РАН (В.П. Морозов, 1997) показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток, практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно воспринимает моду и музыку, навязанную СМИ.
Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т.д.) означают отделение от общества. Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков - усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.
Так искусственно создается противостояние "Мы" и "Они", где дети - "Поколение Икс", "Generation П.", противопоставляются отцам - "Другому поколению", т.е. обществу. Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.
Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному "Мы" (группа) против враждебного "Они" (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы.
Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки - и он заработает в нужном направлении.
6. МИФОЛОГИЯ
Дворовая команда - общество, ценности которого подросток безоговорочно разделяет. Каковы эти ценности? Мифология местной группы запечатлена на стенах соседнего подъезда. Перед нами - срез массового сознания подростковой аудитории. Рядом с именами собственными, рисунками половых органов, символами футбольных команд мы непременно найдем зерна новейшей эпохи - названия рок-групп и обозначения наркотиков.
Как правило, они расположены рядом и тому есть причины. Краткосрочный телегипноз рекламных песен о лучших сортах кофе ничтожен в сравнении с мощным внушением музыкальных клипов, ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио, из домашнего магнитофона, компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках и рок-концертах, благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение многократно возрастает.
D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности [6]) предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков; повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т.д.
D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель - противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм "Порочный круг депрессивного настроения - негативного мышления", освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков. Исследования американских психологов показали, что делинквентные [7] действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение, которое в свою очередь обусловливает еще более низкую самооценку.
Для 90% подростков употребление наркотиков начинается в группе, исповедующей девиантную идеологию. Вместе с жаргоном и знаковой символикой, это - средство коммуникации и групповой идентификации.
МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ ПОСТРОЕН НА СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ ГРУПП И ВНЕДРЕНИИ В НИХ D-ИДЕОЛОГИИ И D-МИФОЛОГИИ.
7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК
Рок-группы, транслирующие D-мифологию, имеют несколько функций, осуществляющих маркетинг наркотиков.
1. З в е з д а как объект эго-идентификации подростка. Поведение. Звезды "альтернативы" буквально соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. На сцене считают долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать, совершать половые акты или дефекации. Таким образом, у подростка создается устойчивое впечатление, что подобное поведение - путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.
2. З в е з д а как источник мифологии товара (наркотиков). Тексты. Поэтизация т о в а р а, описание наркотического опьянения, как п о л е т а, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, "путешествиями" и т.д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия. В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков - основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т.д. Отдельная статья - тексты транслирующие тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании способным привести к реальному самоубийству.
3. З в е з д а как катализатор депрессии. Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй "альтернативы", как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие аксессуары видеоклипов как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь вызывают чувство тошноты и гадливости.
Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга характерны аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер, мелькающие "огрехи", "разъезжающееся" изображение, омерзительный вид исполнителей - эти приметы D-маркетинга часто совмещены с D-текстом. Типичный пример - ряд Marilyn Manson'ов постсоветской эстрады - трупные пятна глазниц, зрачки рептилии, черный рот. Образ транслирует отвращение, ужас, являющиеся катализаторами депрессии. "Альтернативный" рок рекламирует наркокотики, пропагандирует девиантность и катализирует депрессию.
8. МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рассмотренные нами явления складываются в схему Функционального причинно-следственного анализа, работающую по законам оперантного бихевиоризма Б.Ф.Скиннера.
Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение - сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39;78).
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, поп-музыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т.е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т.е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.
Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные:
СЕКС (безусловный стимул),
МОДА (условный стимул),
РОК-МУЗЫКА (условный стимул),
МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул)
позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:
D-секс - требует участить посещения p l a c e (места продаж) в поисках сексуальных развлечений.
D-мода - (пирсинг [8], татуировки, гребень панка и пр.) нарушает общепринятые коды одежды и заставляет испытывать дискомфорт, чувство неполноценности. Она объединяет группы, для которых служит средством невербальной коммуникации. Образуется социально-психологическое противостояние "Мы" - группа и "Они" - общество. Группа проникается девиантностью, навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают общепринятые нормы. Происходит огруппление мышления. D-звезда - являясь средоточием вербальной и визуальной коммуникации, транслирует мифологию наркотиков, депрессию, девиантность, элементы D-моды и становится объектом подражания. Употребление наркотиков в группе идентификации ведет к возникновению порочного круга "Депрессия - негативное мышление - депрессия". Снижается самооценка, следует самоосуждение.Трансляция D-роком чувства тоски, ужаса, отвращения углубляет депрессию, вызванную нарушением общественных табу и подменой подлинных ценностей, лишает жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге функцию поддержки постоянного спроса на товар (наркотики).
9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций, мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ (6 ТЕМ) ИНФОРМАЦИИ TV И РАДИОПЕРЕДАЧ, ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ, ВИДЕО И КИНОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И Т.Д., НАПРАВЛЕННОЙ НА АУДИТОРИЮ 12 - 25 ЛЕТ, УКАЗЫВАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК КООРДИНАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ. ПЕРЕД НАМИ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ.
В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают коллосальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков. (О становлении D-маркетинга - во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека - свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом, СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ.
В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т.д.). Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника ш е с т ь ю т е м а м и. В Россию вступает D-маркетинг.
Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей, престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом, новое "искусство" приобретает легитимность. За короткое время в России образуется ч у ж д а я культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии - декларируемые в ней культурные фикции. СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ. ИДЕОЛОГИЯ - РАСПАД.
10. КУЛЬТУРОНОСИТЕЛИ
Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных игр, бытового пространства. Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно. Некоторые специализируются на одной из тем ("Fuzz" - рок-музыка, "Хастлер" - секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью ("ОМ", "Птюч"). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале. Оригиналы (иностранные журналы) десятилетиями выполняют работу по совмещению т о в а р а с потребителем во всем мире:
"COOL"(оригинал) - "БАШНЯ"(копия). [Целевой сектор - подростки 12-19 лет]
"PLAYBOY"(оригинал) - "АНДРЕЙ"(копия). [Целевой сектор - молодежь 20-25 лет] (Приложение: D-promotion в российской прессе).
Телевидение, кино- и видеофильмы.
Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D-развлечения, пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного "безбашенного" отношения к жизни - (D-мифология), например: "Башня", "До шестнадцати и старше", "100%", "Акуна Матата" и пр. Американский сериал "Друзья" и другие сериалы, и фильмы для молодежи. Это - практически все передачи о диско- и рок-музыке, музыкальный телеканал МТV, "Музыкальный ринг", "Диск-канал", "Двое", "Про это...", "Плейбой" и т.д. Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями ("Империя страсти", "Эммануэль").
Знаменитый ежедневный мультсериал "Бивис и Батт-Хэд" (МТV), специализирующийся на девиантности и создании у юного зрителя четких ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным. (Чайковский - черви, младенцы - блевота, изобретения - фекалии). Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.
Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: "Леон" (promotion профессии "киллер"), "Никита"(promotion профессии "снайпер").
Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию - наркотики, "расширение сознания", путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание ("Знахарь" с Шоном'о Коннери, "Секретные материалы") и т.д. Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие хиты D-звезд, пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения: "Европа плюс", "Хит-FM", "Наше радио", "Русское радио", "Максимум", "Эхо Москвы", "Авторадио", и т.д. Книжный рынок. Секс-пропаганда - горы бульварных полупорнографических и порнографических произведений (десяток лет назад некоторые из них претендовали на н о в о е с л о в о в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т.д.); Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий; десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие к "расширению сознания" и "путешествиям"; произведения В. Пелевина, составляющего достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального института, основанного в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной (специализация института - внедрение D-мифологии); литература, провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и движение Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д. Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга. Девиантность - жестокость, убийства, хакерство: "Blood 1-2", "Quake 1-2", "Carmageddon 1-2", "Postal" и пр. D-мифология: "Вангеры 1-2", "Blob Job" и пр. Секс: "Voyeur 1-2", "Geisha", и т.д. Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации) с ссылками на каждом интернетовском перекрестке, составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама, сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков. Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры; изображения на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье. Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая Горгона, сеющих леденящий ужас или рейвгамка (жевательная резинка) под названием Кислота [9] друг молодежи: "Собери 13 оберток [10] от этой жвачки и поменяй их у того же киоскера на светящуюся в темноте татуировку", - напечатано внутри этикетки. Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке "Кама сутра", а тренинг девиантности - по картинке-вкладышу от резинки "Альф", рекомендующей испугать прохожего или продырявить карманы брату.
Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской, западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века [11] оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой сформировано злом, а центральные фигуры - дьявол, антихрист, гермафродит?
К середине ХХ века торговля т о в а р о м определила дальнейшее развитие гуманитарных наук и художественной культуры стран Запада (прежде всего Англии и США), стала их скрытым содержанием, выстроила идеологию, экономику, и политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой культуре, по сути дела, являющейся, как мы выяснили, синонимом drug-маркетинга, мы говорим о предложении, полностью формирующем спрос. Необходимость понять происхождение этого поразительного феномена заставляет нас обратиться к его корням.
D-PROMOTION В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ.
Приведем лишь некоторые издания, пользующиеся о с о б о й популярностью читателей (безусловный секс-стимул) и одновременно совершающие рутинный маркетинг наркотиков в России.

Издатели: ЗАО "Редакция газеты "Московский комсомолец"" и "Московский муниципальный банк "Банк Москвы"". Газета "Московский Комсомолец" (тираж 390 262), главный редактор П. Гусев. Журнал "МК-Бульвар", еженедельник, тираж 450 000, шеф-редактор В. Поэгли.

ИД "Калейдоскоп": Журналы-еженедельники "Вне закона", тираж 150 000; "Тусовочка", тираж 50 000; "Интим-калейдоскоп", тираж 100 000, а также газета "Калейдоскоп", журналы "Вокруг смеха" и "НЛО". Главный редактор всех изданий - М.Н. Лисовский.

Издательство "АиФ-газеты": "Я - молодой", тираж 160 000, Редактор В. Полупанов; "АиФ-Любовь", тираж 215 000, Редактор В. Романенко; "Дочки-матери", тираж 225 000.

Издатель: ЗАО "МАПТ-Медиа", Холдинг "Совершенно секретно", еженедельная газета "Версия", вместе с "U.S. News" и "DAILY NEWS"- тираж 203 800, главный редактор А.Боровик.

Издатель: ЗАО "Издательский дом "Бурда"". Журналы-еженедельники "Вот так!", тираж 400 000, "COOL GIRL", тираж 300 000 (+ 50 000 Казахстан + 150 000 Украина), редактор - А. Бабинский. "СООL", тираж 300 000 (+50 000 Казахстан + 150 000 Украина), редактор С. Верейкин.

Издатель: ЗАО "Индепендент Пресс" (Independent Media Group)

Журналы:
"PLAYBOY", тираж 100 000, главный редактор А.Троицкий;
"Космополитен", (т-ж не указан), главные редакторы Е. Мясникова, Э. Фербеек;
"YES!", тираж 70 000, главный редактор И. Шеин;
"Men's Health"...
(А также журналы "Домашний очаг", "Драйв", "Культ личностей").

Издатель: АО "Ежемесячник "Ровесник"" Ежемесячные журналы: "Ровесник" ...и "Шестнадцать", тираж 25 000, главный редактор И. Чернышков,

Издатель: ЗАО "Гертруда". Ежемесячный журнал "ПТЮЧ", тираж 110 000, главный редактор И. Шулинский.

Издатель: PIDP PUBLISHING GROUP, NEW YORK Ежемесячн. журнал "ОМ", (т-ж не указан), редактор И. Григорьев. Российское подразделение PIDP издает также журналы "Audio-Video Бизнес", "Hi-Fi & Music", "Если", "Мир развлечений".

[1] "Самое сильное оружие в руках потребителей, которого больше всего боятся изготовители товаров, это - отказ от повторной покупки" - К. Бове У. Аренс (8;161).
[2] Продукция + цена + место + продвижение, стимулирование сбыта = количество продаж.
[3] Статья 46 Федерального закона 1998 года, запрещающая пропаганду и рекламу наркотических средств, практически не работает.
[4] Л. Троцкий "Вопросы быта" (55;228).
[5] Складчина, совместное воспитание детей, обмен половыми партнерами.
[6] А.Ф. Лосев "Диалектика мифа" (21;150-155).
[7] Делинквент [лат. delinquens] правонарушитель, преступник, мятежник.
[8] Пирсинг - прокалывание тела (ноздри, пупок и пр.) металлическими предметами.
[9] В культуре хиппи так назывался синтетический наркотик ЛСД.
[10] "Несчастливое" число 13 катализирует депрессию.
[11] По свидетельству Г. Спенсера и П. Сорокина.