Херон Б. Молитва об исцелении

ОГЛАВЛЕНИЕ

II. МОЛИТВА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ И ПРОФЕССИЯ ВРАЧА

"Почитай врача честью по надобности в нем

ибо Господь создал его,

и от Вышнего врачевание,

и от царя получает он дар

Знание врача возвысит его голову,

и между вельможами он будет в почете

Господь создал из земли врачевства,

и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.

Не от дерева ли вода сделалась сладкою,

чтобы познана была сила Его?

Для того Он и дал людям знание,

чтобы прославляли Его в чудных делах Его:

ими он врачует человека

и уничтожает болезнь его

Приготовляющий лекарства делает из них смесь,

и занятия его не оканчиваются,

и чрез него бывает благо на лице земли

Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен,

но молись Господу, и Он исцелит тебя

Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои,

и от всякого греха очисти сердце

Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву,

и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий.

И дай место врачу, ибо и его создал Господь,

и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.

В иное время и в их руках бывает успех.

Ибо и они молятся Господу,

чтобы Он помог им подать больному

облегчение и исцеление к продолжению жизни.

Но кто согрешает пред Сотворившим его,

да впадет в руки врача!

(Отрывок из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, 38 1-15)

Этот отрывок из древней книги Сираха, известной католикам как часть Ветхого Завета, несколько необычен, однако он содержит некоторые фундаментальные истины о связи между болезнью, молитвой и медицинскими профессиями. Мы должны молиться о выздоровлении, уважать и прибегать к помощи тех людей, которые трудятся в области медицины, а они, в свою очередь, должны молиться о том, чтобы их труд приносил исцеление. Ведь Бог может исцелять, используя и труд медиков и лекарства.

Мы благодарим Бога за докторов, дантистов, медицинских сестер и других представителей здравоохранения. Как поразила бы нас мысль, что с этого момента мы не сможем пользоваться услугами врачей! И как отрезвляет напоминание о том, что некоторые обездоленные мира сего очень часто обходятся без помощи врачей Когда я сижу в стоматологическом кабинете, я поистине благодарю Бога за зубных врачей и восхищаюсь их мастреством. Сам я смог бы стать лишь худшим из них. Я прошу Бога благословить работу всех дантистов и труд этого врача непосредственно надо мной.

Среди христиан существуют, очевидно, три различных типа отношений ко взаимосвязи между болезнью, молитвой и медициной. Многие из них действительно считают, что исцеление физической болезни являтеся делом врачей, а не предметом молитвы. Во-вторых, есть небольшое число христиан, верящих, что любое исцелние должно фактически совершаться через молитву и что уж христиане-то, в идеале, не должны обращаться к медицинской помощи. Наконец, некоторые считают, что нужно прибегать как к молитве, так и к помощи врачей. Давайте рассмотрим эти три подхода, в каждом из которых, несомненно, имеются различные вариации.

1. Если принять во внимание завет Иисуса своим ученикам молиться об исцелении больных (см. Лк 9. 1; 10. 8; Мк 16. 18) и пример раннехристианской Церкви, являемый в Деяниях Апостолов, нельзя не удивиться тому, что множество современных христиан считают физическое исцеление делом врачей и отрицают значение молитвы об исцелении в наш просвященныи век. Меня самого всегда поражало то, что некоторые духовные лица, придерживаются такой точки зрения.

Этот подход противоречит не только Новому Завету, но и традиции Церкви. Он не учитывает тот бесспорный факт, что в наше время многие христиане исцеляються и ответ на молитву. Это приводит к тому, что люди, имевшие возможность выжить при условии осуществления серьезной молитвы об исцелении умирают, а те, которые могли исцелиться при помощи молитвы, остаються больными.

2. Мнение, что христиане фактически не нуждаются в помощи докторов и что если бы они достаточно глубоко верили, то исцелялись бы через молитву, может привести к трагическим последствиям. Могут умереть люди, которые выздоровели бы, получив медицинскую помощь. Своевременное медицинское вмешательство могло бы предотвратить самоубийства людей, страдающих депрессией. В США за год умирает несколько диабетчиков только потому, что они прекратили принимать инсулин после молитвы, полагая, что теперь им можно не принимать лекарства. Нет необходимости говорить, что этот подход может лишь дискредитировать служение исцеления через молитву.

3. Третий подход возлагает надежды как на молитву, так и на помощь медиков, сочетая и то и другое в зависимости от обстоятельств. Именно об этом подходе будет идти речь в следующей части этой главы. Согласованность и взаимодействие молитвенной и медицинской сторон исцеления — одна из главных задач будущего. Сейчас мне вспомнился поистинне благословенный случай такого сочетания.

В одной из лондонских учебных клиник в палате интенсивной терапии лежала девятимесячная девочка Наталия Врачи считали, что она умирает. Мать девочки попросила членов нашей группы исцеления помолиться над ребенком. Я помню, как охватывал меня испуг, когда, одетый в белый халат, с маской на лице, я молился над спящим ребенком. Вокруг было множество аппаратов, соединенных трубками с тельцем ребенка В комнате находилось несколько медсестер и врач Каждый день в течение следующих двух или трех недель кто-нибудь из нашей группы исцеления, включая врача, молился над этим ребенком. С первого дня наших молитв состояние девочки стало улучшаться, хотя были трудности с насыщением крови кислородом Тем не менее девочка выжила, и недавно я видел, как малышка уже бегала. Хотелось бы иметь побольше примеров такого взаимодействия.

Я поражаюсь самоотверженности и мастерству врачей, медсестер и других медиков, работающих индивидуально или как члены одной группы. Примером работы такой группы является уход за Наталией в интенсивной терапии. Я знаю врача-педиатра, который после окончания рабочего дня очень часто остается на ночное дежурство, чтобы спасти новорожденного ребенка. Я знаю медсестер, которые героически трудятся, выхаживая больных в условиях возмутительной нехвати медперсонала в больницах. Я помню атмосферу самозабвенной сосредоточенности в операционном зале во время серьезных операций — во время последней мировой войны я некоторое время работал в лондонских больницах. Давайте воздадим должное тем, кто этого заслуживает.

Однако самоотверженности врачей часто бывает недостаточно. С точки зрения медицины улучшение или ухудшение состояния больного нередко является загадкой. И частью ответа на эту загадку может стать молитва об исцелении. Перелом в состоянии Наталии произошел именно тогда, когда началось молитвенное служение.

Имеется еще одно соображение. Обеспечение людей преклонного возраста все дорожающим медицинским обслуживанием обуславливает возникновение серьезных финансовых и практических проблем. Нередко люди вынуждены ждать операции год, а то и более. И эта ситуация может усугубляться. Намного хуже обстоят дела в странах третьего мира Возрастание служения исцеления через молитву, конечно, поможет снять часть проблем с перегруженной Национальной службы здравоохранения. Я уверен, что молитвенное служение групп исцеления уменьшило бы расходы на медицинское обслуживание.

Начну с личного примера. Я уже более десяти лет почти не обременяю расходами Национальную службу здравоохранения. Я уверен — это связано с тем, что я сам молюсь о собственном исцелении и прошу других молиться обо мне. В результате мне редко приходится обращаться к своему врачу. Конечно, не исключено, что в будущем году у меня будет серьезная операция, но ведь от этого никто не гарантирован. Но я верю, что возрастание молитвы об исцелении поможет уменьшить нагрузку на напряженно работающие медицинские службы.

В нашей молитве об исцелении нужно как можно чаще возносить просьбы о медиках. Если Бог исцеляет кого-то сразу же после молитвы, тем лучше. Однако, это происходит далеко не всегда. Часто нам приходится молиться о том, чтобы больной получил надлежащую медицинскую помощь; чтобы врачи поставили правильный диагноз; чтобы лечение было единствено верным, и были использованы надлежащие медицинские средства, и эффект от их применения был положительным; чтобы это лечение не вызвало никаких вредных побочных эффектов

Опыт многих групп, молящихся об исцелении, свидетельствует о том, что там где имеет место истинная молитва об исцелении, обычно наблюдается тенденция к улучшению и в медицинской стороне дела. Это, разумеется, не означает, что после молитвы сразу же следует выздоровление. Многие тысячи христиан молились, чтобы исцелился от рака Дэвид Уотсон, но он умер. Однако эта молитва принесла мир и духовное исцеление, которое всегда является важнейшим аспектом исцеления. Молитва может способствовать улучшению физического состояния, облегчая боль и страдание, даже если полное физическое выздоровление не наступает.

Я помню замужнюю женщину лет сорока, у которой была конечная стадия рака брюшной полости, и которую мы навещали в лондонской больнице. Единственная медицинская помощь, которую она могла тогда получить, заключалась в болеутоляющих средствах, да и они не давали большого эффекта. О ее исцелении молилось несколько групп. Когда мы начали молитву, она почувствовала, что как-будто электрический ток прошел через ее живот, и боль сразу же исчезла. Мы все еще находились в палате, когда привезли тележку с болеутоляющими средствами. К удивлению медсестры больная отказалась принимать что-либо из них и больше в них не нуждалась. Какое-то время мы даже думали, что она излечилась от рака. Но этого не произошло. Она умерла, примено через месяц, очень спокойно и совершенно безболезненно. Врач-консультант заявил, что с медицинской точки зрения отсутствие болей в данном случае было совершенно необъяснимым. Я же считаю, что то исцеление от болей, которое наблюдалось у этой женщины, было связано с тем, что за нее много молились.

Я вспоминаю другую женщину — молодую мать по имени Р. Ее первому ребенку было тогда всего несколько месяцев. У нее появилось очень серьезное раковое образование в области шеи, и прогноз медиков был весьма мрачным. За нее молились и в ее семье, и в приходе. В больнице эта женщина прошла курс радио- и химиотерапии. Лечение оказалось на удивление успешным, и теперь, спустя несколько лет, Р. вернулась работать в банк, и у нее нет рака. Когда она выходила из больницы, врачи и медицинский персонал собрались вместе, чтобы устроить ей особые проводы. Нельзя сказать, что Р. исцелилась только благодаря молитве. Очень важную роль играло, несомненно, медицинское лечение. Тем не менее, мы действительно считаем, что вероятность исключительно успешного медицинского лечения бывает большей в тех случаях, когда за ним стоит столько молитв.

Было, конечно, немало случаев, когда, несмотря на наши молитвы и медицинскую помощь, физического улучшения не наступало. Часто не наблюдается ни физическое, ни духовное исцеление. Однако в таких случаях я никогда не сожалею о молитвах. Между прочим, наше дело — молитва, а результат — дело рук Божьих. Как бы то ни было, мы никогда полностью не узнаем результатов наших молитв, если только не попадем на небеса по милости Господней. И тогда нас, несомненно, будет ожидать множество сюрпризов. Может оказаться, что когда мы считали наши молитвы безрезультатными, они могущественно использовались. А иногда, когда наши молитвы казались нам "успешными", больной выздровел бы в любом случае. Возможно, что когда наши молитвы не могли облегчить боль, Бог использовал их, чтобы страдания не стали еще сильнее.

Очень важной может оказаться молитва о защите от возможных вредных побочных последствий медикаментозного или любого иного лечения, а также и об исцелении от этих последствий. Наилучшие результаты наша группа исцеления получала при молитве о раковых больных, об их защите от вредных побочных воздействий химиотерапии. Однажды медицинский персонал действительно не мог понять, каким образом одна молодая женщина не ощущала непрятных побочных явлений химиотерапии, и почему у нее не выпали волосы — приготовленный для нее парик так и не понадобился.

Проблема побочных воздействий лечебных средств беспокоит многих людей. Не редки случаи, когда широко используемое лекарство изымается или применяется крайне редко из-за вредных побочных воздействий. Я помню, как молитвой пытался помочь одной даме отвыкать от валиума, когда оношение медиков к этому лекарству внезапно изменилось. Для женщины это время оказалось совсем не легким.

Хорошо известно, что многие пожилые люди, поступают в больницу не столько из-за самой болезни, сколько из-за расстройств, вызванных лечебными средствами. Затем возникает иная проблема: возрастает количество лекарств, применяемых для нейтрализации побочных действий других. А это может отрицательно сказаться, к примеру, на зрении. Я знаю человека, который испытывал страхи нервного характера и который получил глубокое нервное расстройство после прохождения курса лечения, назначенного ему врачем по поводу этих страхов. Из-за проблем, связанных с медикаментозным лечением, люди все чаще и чаще обращаются к натуральным средствам исцеления, например, к травам. Сам я, простудившись, пью не аспирин, а шиповниковый чай.

Несмотря на все это, нельзя забывать тех людей, которым лекарства спасли жизнь. Мы должны с симпатией относиться к докторам, которые пытаются угодить нетерпеливым пациентам, требующим все большего количества лекарств для лечения своих болезней. А ведь рабочий день у врачей протекает очень напряженно, и на каждого пациента приходится не очень много времени. Наконец, все мы временами совершаем ошибки в своей работе, поэтому нельзя требовать совершенства от докторов.

Конечно, с точки зрения христианина, все это доказывает необходимость возобновления практики молитв об исцелении. Чем больше было бы таких молитв, тем меньше было бы визитов к врачам, меньшей стала бы очередь у их кабинетов, уменьшилась бы потребность в лекарствах и число заболеваний, вызванных их побочным действием. Я думаю, что если бы христиане с большей верой относились к завету нашего Господа исцелять больных через молитву, это явилось бы истинным благословением не только для самих больных, но и для медицинских служб.

Другим важным моментом в области целительства являются молитвы врачей, медицинских сестер и других представителей медицинской профессии. За последние годы я познакомился со многими врачами и медицинскими сестрами, весьма серьезно молящимися об исцелении своих пациентов и убежденных в том, что их молитвы вносят существенные изменения.

Мне вспоминаются два члена нашей группы исцеления, Дж. — хирург-ортопед и Д., его жена, заведующая терапевтическим отделением большой учебной клиники. Однажды вечером Дж., работавший в то время в лондонской больнице, ощутил потребность молиться вместе со своей больничной молитвенной группой о том, чтобы в обслуживаемом ими районе не произошло несчастных случаев в результате дорожных аварий, драк, нападений и тому подобного. Когда, спустя 36 часов, он приехал в свою травматологическую больницу, его встретила сестра, с удивлением сообщившая ему, что за это время не поступило никаких новых больных, хотя обычно их количество составляло около дюжины. В этом врач увидел знамение Бога. С тех пор он и его жена ежедневно молятся о своих пациентах, персонале своих отделений и людях, которые проживают в районах, обслуживаемых этой больницей. Д. считает, что ее отделение со штатом около 30 человек намного успешнее справляется со своей работой с тех пор, как она просит помощи у Иисуса; служащие, например, радостнее и лучше работают. У них обоих сложилось впечатление, что медицинское лечение в целом становится более эффективным благодаря молитвам.

Есть еще В., — акушерка. Она молиться о своих больных каждый день утром, перед тем, как уйти с работы, и во время рождения каждого ребенка. Она считает, что тогда роженицы гораздо реже нуждаются в наложении швов. Акушерка считает, что это происходит благодаря молитве, а не какому-то особому медицинскому навыку.

Нужно вспомнить также и о логопеде Е., обладающей сильным даром исцеляющей молитвы. Она считает, что с тех пор, как она вступила в "Харизматическое Возрождение" и пришла к исцеляющему служению через молитву, ее пациенты стали делать более быстрые и более существенные успехи.

Другой член нашей группы, молящейся об исцелении — хирург-консультант Б., которая каждое утро перед работой ездит на мессу. Она молится о всех своих пациентах. Перед операцией, моя руки щеткой, она говорит молитву: "Дух Бога живого, снова снизойди на меня". Сестры говорят, что при удалении миндалин у ее больных наблюдается меньшее кровотечение, чем на операциях других хирургов. Она объясняет это молитвой, а не своим мастерством. Еще сестры рассказывают о том, что, по словам многих людей, больные получают от Б. нечто большее, чем просто врачебную консультацию. Б. рассказала, как во время одной операции, проводимой ее боссом и на которой ей пришлось ассистировать, у 45-летнего оперируемого началось сильное, не останавливающееся кровотечение. Переливание крови было невозможно, и положение становилось очень опасным. Б. начала молиться, собрав все свои силы, и кровотечение прекратилось к великому удивлению ее босса, который не переставал повторять: "Не могу понять, почему оно остановилось".

Наконец, есть Дж., педиатр, имеющая сильный дар исцеляющей молитвы. Она регулярно молится над новорожденными и иногда наблюдает замечательные результаты. Однажды среди ночи она проснулась и перед ее мысленным взором возник образ посиневшего новорожденного. Она поняла, что это именно тот ребенок, который был предметом ее постоянного беспокойства. Поэтому Дж. начала усиленно молиться, и в ее сознании он порозовел. На следующий день Дж. узнала, что именно так и случилось с ребенком в больнице в то же самое время, когда она молилась. И медики, находившиеся тогда возле ребенка, были очень удивлены неожиданной переменой и улучшением его состояния. Однажды Бог открыл Дж. диагноз очень редкой болезни у одного ребенка. Последующее исследование подтвердило ее правоту, и даже лучший европейский специалист в этой области не мог понять, каким образом Дж. удалось диагностировать эту болезнь.

Есть, конечно, много врачей и медсестер, которые, будучи христианами, молятся о своих пациентах и их выздоровлении, не наблюдая таких ярких результатов как у педиатра Дж. Однако весьма значительные результаты молитв не обязательно должны быть такими заметными. Самое главное — то, что христиане-медики молятся о своих пациентах и их выздоровлении, как направляет их Святой Дух. А остальное — дело рук Божьих.

В конце этой главы я хотел бы рассмотреть еще один вопрос Есть христиане, считающие, что физическое исцеление — дело врачей. К молитве же стоит обращаться, если положение настолько серьезно, что одной медицинской помощи недостаточно. Такое мнение представляется мне ошибочным. Я считаю, что следует начинать с молитвы об исцелении. В некоторых случаях болезнь может отступить, и не возникнет необходимость обращаться к врачам. Тем не менее бывают обстоятельства, при которых очень важно незамедлительно обратиться к врачам, например, при сильном кровотечении или при реальной угрозе самоубийства. Но и в этих случаях следует молиться по дороге к врачу или в больницу.

Молитва об исцелении не должна препятствовать людям получать медицинскую помощь. Иногда очень важно своевременно обратиться к врачу. Однако практически все люди, которые приходят к нам с просьбой помолиться об исцелении, уже обращались к врачам или психиатрам. Они приходят к нам, потому что врачи не смогли им помочь. И они обращаются к единственному всесильному исцелителю — Иисусу.