Соловьев С. Учебная книга по Русской истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА II. ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА С БРАТЬЯМИ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ КНЯЗЕЙ РУССКИХ

В то время, когда южные славянские племена платили дань козарам,
северные не могли защищаться от норманнов, жителей Швеции, Норвегии и
Дании, которых славяне называли варягами и русью. Эти варяги покорили себе
славян северных, живших в нынешних Новгородской и Псковской губерниях,
покорили также соседние финские племена. Чрез несколько времени племена
эти, как славянские, так и финские, собрались вместе и выгнали варягов, но
когда после этого стали управляться сами, то никак не могли мирно
улаживаться; опять каждый род стал жить отдельно и силою разделываться с
другими родами. Тогда племена собрались и сказали: "Поищем себе князя,
который бы владел нами и судил по праву". Порешивши так, послали они за
море к варягам-руси сказать им:
"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и
владеть нами". На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских,
три брата - Рюрик, Синеус и Трувор и пришли с родными своими. Рюрик
утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус - среди
финского племени на Белоозере; Трувор - у славян, живших в нынешней
Псковской губернии, в городе Изборске. Скоро Синеус и Трувор умерли, и
Рюрик стал княжить один; владения его стали называться Русью. Рюрик умер в
879 году, оставив малолетнего сына Игоря, и княжить стал родственник его
Олег.
С утверждения Рюрика князем среди северных племен славянских и финских
начинается русская история, потому что этим положено основание русскому
государству. Несколько северных племен славянских и финских соединились
под властью одного князя; чрез это у них прекратились междоусобия, силы их
собрались в одно, а поэтому они стали сильнее всех других племен; князья
их, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себе все
другие племена, которые, живя отдельно друг от друга, не могли сильно и
долго сопротивляться. Таким образом племена, жившие прежде отдельно,
соединились вместе, составили один народ русский. Вследствие соединения
племен в один народ князья этого народа, пользуясь соединенными силами
его, отражают степные, кочевые народы, не дают им грабить и пленять
славянские племена, брать с них дань, как бывало прежде. Мало того, князья
пользуются соединенными силами племен для того, чтобы предпринимать походы
на Греческую империю, на Константинополь; вследствие этих походов завелись
и мирные, торговые сношения с греками; русские стали ездить в
Константинополь, познакомились там с христианством православного
восточного исповедания и стали принимать его. Таким образом христианство
явилось и усилилось сперва на юге русских владений, ближайших к Греции, а
потом отсюда распространилось и по всем этим владениям.
Итак, в деятельности первых русских князей мы замечаем три главные
стороны:
1) покорение племен славянских, соединение их под одну власть;
2) борьбу с степными, азиатскими народами;
3) войны и сношения с Грециею, вследствие которых распространяется христианство.