Брандт М., Ляшенко Л. Введение в историю

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

...Думай о смысле, а слова придут сами!
Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"
Итак, что такое история?
Вопрос этот, заданный разным людям в разных обстоятельствах, получит разные ответы. Ребенок наверняка вспомнит историю о Красной Шапочке или Коте в сапогах; раздраженная сослуживица, волнуясь, расскажет "ужасную историю", случившуюся с нею в троллейбусе; врач подумает об истории болезни; пожилые супруги вздохнут, охваченные мыслями о молодости и истории их любви.
Для физика слово "история" связано в первую очередь с именами Ньютона, Эйнштейна, Резерфорда и Ландау, тогда как философы начнут размышлять о Конфуции, Платоне и Канте. Говорят, впрочем, не только об истории физики, философии, математики или биологии - изучают историю Земли, Солнечной системы, небесных тел, строительства гидротехнических сооружений и воздухоплавательных аппаратов.
Ясно, что употребляемое таким образом слово "история" к настоящему разговору прямого отношения не имеет. Одно обстоятельство тем не менее обращает на себя внимание и достойно стать поводом для раздумий. "История" - понятие многозначное, охватывающее чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций.
Многозначность термина, вероятно, определяется уже его происхождением. В самом деле, первоначальное значение слова "история" (от греческого histor - лицо, разбирающее юридические споры) может быть передано широким понятием "исследования", "разыскания". В этом смысле историей можно было бы назвать любую науку и, шире, любую аналитическую деятельность, суть которой в исследовании развивающейся во времени реальности и разыскании истины, также подверженной изменениям. Впрочем, не только книги, но и слова имеют свою судьбу,
10

и вряд ли история когда-либо всерьез усматривала в значении своего самоназвания повод к глобалистским вожделениям и выдвигала требования признать за собой роль единственной науки.
Что всегда считалось объектом изучения истории, так это прошлое. Определение истории как науки о прошлом кажется очевидным, но сегодня оно единодушно отвергается. "Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна" (М. Блок), "отождествление истории с прошлым недопустимо" (У. Люси). Прошлое охватывает слишком широкий массив явлений, событий и процессов, чтобы быть объектом изучения одной науки. Ясно, что прошлое, взятое во всех его проявлениях, не является предметом только исторического исследования, как не является оно объектом только философского, социологического или геологического изучения.
Объектом исторической науки может считаться лишь человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Общество, ибо история, наряду с социологией, философией, этикой, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе. Общество прошлого, ибо история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. Общество во всем многообразии его прошлого, ибо история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, но - уникальности, единичности, неповторимости. Человеческое общество, ибо история есть наука о человеке, исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности. Общество прошлого в его развитии и изменении, наконец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат, задающих параметры пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетной любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.
Таков предмет исторической науки. Интересно, что объект науки и сама наука обозначаются единым термином. Его многозначность с очевидностью проявляется и здесь. Прошлое человеческого общества называют историей, но историей именуют и науку, это прошлое изучающую.
Совпадение терминов парадоксальным образом сочетается с фактом, быть может, решающим для понимания
11

специфики исторической науки - специфики, которая придает историческому исследованию несомненный драматизм. Историк лишен возможности наблюдать объект изучения непосредственно. Прошлое общества отделено от него временем - иногда тысячелетиями. Оно не дано ему в полном объеме, в богатстве реальной, многообразной социальной жизни. Оно всегда доходит до него в искаженном виде, разница лишь в степени и причинах искажения. Проблема верификации результатов исторического исследования, установления их истинности, обоснования методов анализа является чрезвычайно острой. В XX в. она приобрела даже несомненную болезненность, ибо была поднята на уровень обсуждения вопроса о принципиальной познаваемости прошлого, о пределах и границах исторического знания.