Мунчаев Ш.М. Отечественная история

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Вопрос о начале Русского государства интересовал историков-летописцев еще в XI—XII вв. Самые ранние летописи начинали свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. В литературно-документальной летописи “Повесть временных лет”, написанной, как считают историки, в XII в., дается довольно подробное описание исторических событий периода, предшествовавшего образованию Русского государства. Государство Русь, по мнению академика Б.А. Рыбакова, сложилось из 15 крупных, населенных восточными славянами областей. Около Киева издавна жили поляне. Их земля считалась ядром древнерусского государства. В дошедших до нас летописях полян называли русью. Их соседями на востоке были северяне, жившие по берегам рек Десна и Северный Донец. Южнее полян, вниз по Днепру, жили уличи, переселившиеся в середине Х в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, а еще далее на запад были расположены земли волынян, буржан и дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли Тивяще на Днестре и на Дунае и Харватии в Закарпатье. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими мерянско-мордовскими племенами Средней Оюи. В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин “племена” (“племя полян”, “племя радимичей” и т.д.). По размерам области были очень большими и каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен.

По мнению ученых, в глубокой древности восточное славянство состояло из 100—200 небольших племен, в каждом из которых имелись свое вече (собрание), решавшее важнейшие вопросы общественной жизни (оно же выбирало военного вождя — князя), дружина из молодежи и общеплеменное ополчение. Они были сконцентрированы в городах, которые именовались в те годы “градами”. Такие “грады” еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округи, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города. На протяжении VI—IX вв. возникали предпосылки складывания древнерусского государства.

Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Многие дореволюционные историки происхождение русского государства связывали с вопросами этнической принадлежности народа “русь”. Некоторые из них, придерживавшиеся норманской теории, считали, что “русь” — это варяги, норманы и другие жители Скандинавии. Однако каких-либо сведений о племени и месте “русь” в Скандинавии не было обнаружено. Это положение еще в дореволюционное время поколебало главный тезис норманской теории. Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, финно-угорских народов Поволжья и других племен. Другие ученые отстаивали славянское происхождение “руси”. К середине VI в. относится и новое упоминание “руси” в письменных источниках. Ядром древнерусской народности, как отмечается в книге “История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.” 1 , является та земля VI в., которая включала племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. В ее состав входили земли полян, северян, руси и других племен. Эти составили союз племен и, видимо, приняли имя наиболее значительного в то время племени русь. Формирование народности шло параллельно с образованием государства.

1 См.: История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М, 1975. - С.58.

К IX—Х вв. сложились основная этническая территория древнерусской народности и древнерусский литературный язык. Древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена, стала единой колыбелью трех славянских народов позднейшего времени: русских, украинцев и белорусов. Итак, образование древнерусского государства стало завершением длительного процесса формирования социальных отношений и классов феодального общества.

Формирующийся в этих условиях феодальный государственный аппарат приспосабливал для своих целей структуру предшествующие ему племен, органы управления, во многом отличные, но во многом сходные по форме и терминологии (например, “князь”, “воевода”, “дружина” и т.д.). К IX—Х вв. определился процесс, вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства. Формировавшийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который должен был помочь ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и решать другие внутригосударственные задачи, а также проблемы защиты от внешних врагов. По уцелевшим обрывкам первоначального летописного текста ученым удалось определить размеры Руси первой половины IX в. Судя по этим сведениям, в состав древнерусского государства входили следующие племенные союзы, имевшие самостоятельное княжение: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские славяне. Сюда же причислялось до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен.

Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединявшее уже половину восточных славян. Превращавшийся в феодальное государство русский племенной союз подчинял себе соседние славянские племена и снаряжал далекие походы. В литературе имеются сведения также о русах, живших в тот период на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х гг. IX в. При всем многообразии суждений и точек зрения на происхождения и становления древнерусского государства все же очевидным является главное: Русское государство сложилось независимо от варягов, — в результате исторически закономерного развития славянских племен. Одновременно с Русским государством в тот же период возникли Болгарское царство, Великоморавская держава и другие государства. Следует отметить, что в IX—Х вв. норманы сыграли важную роль в истории не только многих народов Европы, но древней Руси. Короткий период княжения Олега в Киеве (882—912) оставил определенный след в истории древней Руси. Киевская Русь — первое устойчивое, крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении.

Основными отраслями производства в Киевской Руси в тот период было сельское хозяйство и ремесло. Хотя используемые для обработки земли орудия труда по сравнению с периодом родовой общины были более совершенными, сельскохозяйственное производство в целом находилось на низком уровне. Частые неурожаи и различные стихийные бедствия угрожали многим земледельцам голодом и необходимостью продавать себя в неволю. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы. В эти же годы начался рост числа городов. В летописи (до XIII в.) упоминалось 244 города. В Скандинавии Русь называли “Гердарикой” — страной городов.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники-мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники-посадники и их ближайшие помощники-тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.

Для власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды были обязаны платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах” и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадали в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадали в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники. Несколько позже, во второй половине Х в. и особенно в XI в., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории того периода известны многие восстания крестьян и посадского люда, особенно в XI — начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве 1068 и 1113 гг.

Говоря о становлении Киевской Руси и норманах (или варягах) и их месте в древнерусской истории, следует отметить, что историческая роль варягов на Руси была незначительной, во всяком случае, значительно меньшей, чем роль печенегов или половцев, влиявших на ее развитие на протяжении четырех веков.

Особенности становления древнерусского государства отразились и на развитии феодальных отношений на Руси. Об этом свидетельствует характер ее социально-экономического и политического строя. Основу сельского хозяйства периода раннего феодализма составляло земледелие разных типов. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована, но все же оставалась довольно архаичной, что приводило к частым неурожаям, угрожавшим голодовкой.

В сельском хозяйстве важное место занимала крестьянская община, которая состояла как из одного большого поселения, и ряда разбросанных, включавших в себя и мелкие, и крупные крестьянские хозяйства, которые совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату дани и т.п. Крестьянские общины существовали на Руси на протяжении всей истории феодализма, а затем их количество постепенно сокращалось, так что впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников, а феодальная собственность на землю возникала в процессе усиления имущественного неравенства в связи с переходом значительной части пахотной земли от общинников. В то же время появление феодальных замков с их запасами зерна и других изделий было в какой-то степени прогрессивным явлением, так как создавало определенные резервы на случай неурожая или войны. Основной производительной ячейкой феодального общества были крестьяне, или “смерды”, как их называли в этот период. Землевладельцы, или феодалы, в древней Руси, как и в западноевропейских странах, различались по количеству находившихся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. После принятия христианства особым видом земельной собственности становятся также церковное и монастырское землевладение. С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян против господствующего класса. Недовольство крестьян и их открытые выступления были характерны для многих районов древней Руси в Х—XII вв.

Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Города являлись важными административными центрами, где сосредоточивались богатства и большие запасы крупных продовольственных запасов , которые завозились сюда феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Основанные князьями города сохраняли, как правило, их имена: Ярославль, Изяслав, Владимир, Константинов. Многие из этих наименований дошли до нашего времени.

Большое место в истории древней Руси занимала как внутренняя, так и внешняя торговля. Особенно активизировалась внешняя торговля с конца IX в. Русские дружины осваивали пути в наиболее передовые регионы того времени, такие, как Византия, Кавказ, Средняя Азия и другие.

Политический же строй древней Руси IX—Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он правил при помощи совета, других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская Дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли свою территорию. Практическими делами в княжестве управляли посадники, а в наиболее крупных городах — тысяцкие и сотники. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море. Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в Х в. Нормы раннефеодального права нашли отражение в так называемой “Древней Правде”, изданной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой регламентировались многие стороны жизни.

На рубеже IX—Х вв. началось планомерно наступление русских дружин на Хазарию. В середине 60-х гг. Х в. русские войска Святослава разгромили хазаров, после чего Нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.

В конце IX — в Х в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имели в этот период отношения Руси с Византией, особенно торговые, которые постепенно стали разрушаться из-за военных столкновений. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там к этому времени уже было построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. Для этого она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Частые столкновения между Русью и Византией приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.

Постоянную борьбу в этот период истории приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Из черноморских степей их вытеснили другие кочевники — половцы, под властью которых оказалась огромная территория, называвшаяся Половецкой степью. Вторая половина XI в. и весь XII в. — время борьбы Руси с половецкой опасностью. В 1061 г. произошло первое столкновение с ними. К этому времени древнерусское государство становится одной из крупнейших европейских держав. Оно имело тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии. Взаимоотношения с некоторыми сопредельными государствами и народами носили острый характер.

В конце XII — первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с 'Запада — наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика, где издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи с русскими землями.

Немецкие феодалы сумели к этому времени подчинить себе славянские племена Западной Прибалтики — так называемых поморских славян. На очереди было наступление против населявших Восточную Прибалтику балтов и эстов. В 1200 г. крестоносцы захватили устье Двины и основали крепость Ригу (1201). В 1202 г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, перед которым стояла задача захвата Прибалтики немецкими феодалами.

Вслед за Ригой на землях Прибалтики, несмотря на ожесточенное сопротивление, стали возникать немецкие города. В 1215—1216 гг. была захвачена территория Эстонии, где столкнулись интересы крестоносцев и датчан, отобравших Эстонию в 1219 г.

Единственной силой, которая могла противостоять напору немецких и датских феодалов, была Русь. В 1237 г. Орден меченосцев, переименованный в Ливонский Орден, стал отделением более крупного духовно-рыцарского ордена — Тевтонского. Объединение двух орденов и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность не только для народов Прибалтики, но и для Руси, которая была к этому времени ослаблена монголо-татарским нашествием.

В конце 30-х гг. стало известно, что к походу на Русь готовятся и шведские рыцари. В Новгороде тогда княжил 19-летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1239 г. он начал подготовку к отражению шведской агрессии, укрепив в первую очередь границу. 15 июля 1240 г. произошла знаменитая битва на берегах Невы, в которой русские войска одержали полную победу. После сражения Александр Ярославович получил прозвание Невского. Продвижение шведов было приостановлено,

Но оставался еще более опасный враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. им удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Зимой 1242 г. Александр Невский выступил в поход к Пскову и внезапным ударом выбил из города крестоносцев, после чего отправился с войсками к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. на льду озера, уже подтаявшем, состоялась битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Победа русских на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было остановлено. Ливонские рыцари, отказавшись от всех захватов, заключили в 1243 г. мирный договор с Новгородом.

Победа Александра Невского над шведскими и немецкими феодалами спасла Северо-Западную Русь от порабощения.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое Русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980—1058). Положение Руси упрочилось, Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: попытка унификации языческих культов и принятие христианства. И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б.А Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о нем и его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В Х в. в Киеве уже была церковь Св. Ильи, христианского двойника Перуна (языческий бог). Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникала на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим историки во многом объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В такой ситуации ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, вопрос о крещений и принятии христианства не мог быть оговорен какими-то условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В конце Х в., а точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. К тому времени структура церковной иерархии сложилась следующим образом. Во главе Церкви стоял митрополит Кмейский, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси функционировали епископы, ведавшие всеми практическими делами Церкви. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей давали почти десятую долю своих даней и оброков. Кроме того. Церковь имела свой суд и законодательство и могла вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций Церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и древнерусского. Все это пришло в Россию с усилением влияния христианства. Крещение Владимира — поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на десятилетия. При Владимире крестились княжеская семья и дружина. В больших же городах, таких, как Киев, Новгород и другие, жителей насильно загоняли в реку и заставляли креститься. И все же, несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения оставалась языческой еще в XI в. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большинства населения. Начатая Владимиром в Х в. христианизация была активно продолжена и в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление Церкви как организации.

Переход в христианство имел объективно прогрессивное значение. Он способствовал скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это сказалось в отношении брачного права. Например, у князя Владимира было пять “водимых”, то есть законных жен, не считая наложниц. Многие имели по несколько жен. Христианская Церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви. Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии Церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с князьями создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской Церкви заключалась в ее стремлений ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере она боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: Церковь присваивает Киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения выразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г., и сейчас является памятником архитектуры, шедевром древнерусского искусства. Не менее известным образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. в Новгороде Софийский собор. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило в области просвещения и книгоиздательского дела. Как утверждал академик М.Н Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства. Славянская азбука появилась на Руси в начале Х в. Первоначально она была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. В истории Древней Руси и позже христианство было явлением прогрессивным. Русская Церковь играла сложную и многогранную роль, однако ее главная заслуга состояла в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности.

Один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на не-, сколько веков. Характеристика его в трудах историков неоднозначна: от оценки как прогрессивного явления до диаметрально противоположной.

Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а заботились прежде всего об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов. С ростом числа феодально зависимых людей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве становилась основой экономической мощи князя-феодала. Он заводил дружину, служившую ему для охраны собственности и захвата новых земель. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимыми от князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжеских доходов.

В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти и привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII—XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно стало ослабевать по сравнению с другими и в конечном итоге было сведено на нет. Уже со второй половины XII в. выделяются сильные княжества, правители которых становятся “великими”, “старейшими” в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. До середины XII в. таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, но со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям.

В конце XII — начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Севере-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами “Русской Правды” в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными. Иначе говоря, для каждой из русских земель были характерны свои отличительные особенности, но вместе с тем их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключенными между ними.

Особый политический строй, отличный от других княжеских земель, сложился в XII в. в Новгородской земле. В это время Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал очень выгодное географическое положение — в начале важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. В своей торговле Новгород широко использовал ремесла и различные промыслы. Высшее новгородское сословие — бояре принимали активное участие во внешней торговле. Хотя новгородское сословие и торговля достигли небывалого расцвета, основу экономики составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы.

Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала он наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву, но в ходе развития вечевого строя в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь выполнял функции связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и остальными ее землями, а с другой — отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападения внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть город. Высшим органом власти было вече — собрание мужского населения. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями. Собираться на него имели право все свободные граждане — от бояр до “черных людей”. Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства. Как правило, на вече созывалось несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр.

Главными представительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Тысяцкий избирался из небоярского населения. Как судья он имел дело преимущественно с “черными людьми”, осуществлял контроль за налоговой системой.

Во главе новгородской Церкви стоял епископ (позднее — архиепископ), принимавший участие во всех важных гражданских делах, имевший свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию “народовластия”, видимость участия мужского населения в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовать ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы.

Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Новгород был одним из центров, где начиналось русское государство. Во-вторых,, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Он был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В-третьих, Новгород — единственная русская земля, почти не затронутая монголотатарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное обстоятельство — сложившаяся здесь республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию — вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

В большинстве древнерусских городов деятельность веча обычно ограничивалась призванием князя, законодательством, объявлением войны и заключением мира. Его созыв носил скорее чрезвычайный характер, был связан с решением только важнейших вопросов жизни города. По-иному обстояли дела в Новгороде. В то время как в других землях княжеская власть укреплялась в ущерб рудиментам родовой демократии, здесь вече получило полное развитие. Функции новгородского веча не могут быть перечислены с исчерпывающей полнотой, так как они определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь Новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:

• заключение и расторжение договора с князем;

• избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;

• назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции;

• контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;

• оформление законодательства, примером которого служит Новгородская судная грамота;

• в внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом;

• распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель;

• установление торговых правил и льгот;

• установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;

• контроль за судебными сроками и исполнением решений, в случаях, волновавших весь город; непосредственное разбирательство дел, предоставление судебных льгот.

В Новгороде расцвели те формы политической жизни, которые в большинстве городских центров Руси, если и не были повсеместно ликвидированы сразу, то во всяком случае резко пошли на убыль с татарским нашествием. Но, как уже отмечалось, и независимо от татарского ига, на рубеже XI—XII в. государственный строй в Новгороде приобрел особенности, выделившие его среди других земель и непосредственно связанные с вечем. Стала формироваться выборная местная администрация — орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, постепенно превратив и князя в должностное лицо.

Здесь начал нарушаться тот традиционный для других городов порядок, который В. И. Сергеевич в своей работе “Вече и князь” определил следующим образом: “Вече является, однако, с преобладающим характером народной думы, а не обыкновенного органа для текущего суда и управления. Для этой последней цели призывается князь. Но такое разграничение есть дело удобства, а не принципа. Нельзя же вечу находиться в постоянном сборе для решения текущих вопросов суда и наряда. Но как скоро народ находил нужным, он вмешивался в княжеский суд и управление и даже управлял и судил сам непосредственно”. Неспособность веча постоянно находиться в сборе вела к сосредоточению важнейших функций в руках князя, к превращению веча в сравнительно редкое, если не исключительное явление. Новгород нашел противоядие от этого незаметного, но последовательного перераспределения власти, введя выборные органы. Это не могло не повлиять и на частоту созыва веча. Оно не работало регулярно, но собиралось часто было повседневным явлением новгородской общественной жизни. Без его санкции важнейшие вопросы не решались.

Летописные данные, относящиеся к XI в., рисуют вече как верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью. Это своего рода двоевластие, сосуществование двух антагонистических принципов — демократического и монархического. Длительное равновесие между ними было невозможно. Конфликт должен был разрешиться в пользу одного из принципов. В большинстве земель восторжествовала княжеская власть, в Новгороде — вече, которое превратилось в единственный подлинно верховный орган законодательства, управления и суда, от которого принимают полномочия и которому подотчетны главные носители власти — князь, владыка, посадник и тысяцкий.

Вече собиралось по звону колокола или по кличу биричей. Большинство исследователей полагают, что обычным его местом была площадь перед сохранившимся по сей день Никольским собором на Ярославовом дворе, на Торговой стороне. Здесь, вероятно, находилась вечевая канцелярия и выдавались вечевые грамоты. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые горожане по своей инициативе. Последние случаи, которые не совсем обычны, бывали не особенно часто, они ~ показатель тревожной обстановки в городе, недовольства народа правящей верхушкой. Никакой проверки права на присутствие не существовало. О процедуре обсуждения вопросов и принятия решений трудно судить с определенностью. По существу, все авторы, касавшиеся этих вопросов, исходили из своих представлений о вечевых обычаях. Общие же взгляды на этот процесс сводятся к тому, что каждый мог высказывать свое мнение и это часто мешало должностным лицам, вызывало большие волнения. Принцип принятия решений, видимо, был таков: требовалось прийти к единодушному мнению, а если это невозможно, то к выявлению позиции, достаточно авторитетной, чтобы ее противники не считали более целесообразным отстаивать свою точку зрения. Счета голосов не вели, большинство давало себя знать криками (хотя есть точка зрения, что существовали и некие подобия избирательных бюллетеней — прямоугольные берестяные грамоты). В случае раскола дело решалось дракой, если ни одна из сторон не оказывалась в очевидном меньшинстве, лишавшем ее шансов на победу. Такой ход событий не показался новгородцам незаконным. Напротив, в вечевых столкновениях они видели вполне юридическое решение спорных вопросов — это был суд божий, поле в городском масштабе. Скорее всего, твердого, раз и навсегда установленного порядка вечевых собраний не существовало, многое зависело от конкретных обстоятельств. Но общие контуры системы должны были определяться обычаем с достаточностью, что обеспечивало ее стабильность.

Нередко бурные вечевые собрания, как повествует летопись, сметали начатки организованности, хотя это и не лишало их политической власти. Гораздо важнее попыток восстановления внешней стороны организации вечевых собраний, для которых источники дают слишком мало материала, определение юридических признаков полномочного народного собрания, отличающих его от неконституционных народных сходок.

Как свидетельствуют древние рукописные памятники, вече отличалось от толпы не только размерами, но и рядом юридических признаков. Новгородцы выработали вполне стабильную формулу для определения законного вечевого собрания, повторяющуюся на страницах летописей и грамот с теми или иными сокращениями. Вот ее наиболее полный текст по жалованной грамоте Великого Новгорода Соловецкому монастырю (имена опущены): “И по благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки господин посадник Великого Новгорода степенный и старые посадники, и господин тысяцкий Великого Новгорода степенный и старые тысяцкие, и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все пять концов, на вече на Ярославле дворе пожаловаша”.

Согласно этой формуле, вече было полномочно принимать решения именем Великого Новгорода, когда на нем присутствовали:

• Высшие должностные лица Новгорода — посадские и тысяцкие. Знаком их присутствия служили печати, подвешенные к вечевым грамотам, без которых последние были недействительны. Владыка никогда не присутствовал на вече, ко его согласие (благословение) при решении важнейших вопросов, видимо, было обязательным.

• Представители всех пяти концов города. На хорошо сохранившихся вечевых грамотах рядом с печатями владыки, посадников и тысяцких имеются печати пяти новгородских концов.

• Представители всех социальных групп. Вече, состоявшее из одних только черных людей, не признавалось правомочным.

Таковы некоторые отличительные признаки полномочного, или законного вечевого собрания. Оно строилось по принципу полного должностного, административно-территориального (концы) и социального представительства и равных возможностей для участников отстаивать свои взгляды.

Следующий важный вопрос — кто мог участвовать в вече? Традиционный взгляд, принятый во всей дореволюционной литературе, разделяемый современными западными и большинством советских исследователей, сводится к тому, что в нем могли участвовать все свободные жители города. “Принимавшие участие на вече обыкновенно обозначаются самыми общими терминами, обнимающими все свободное население: это люди без всяких ограничений”, — пишет В.П. Сергеевич. Таким образом, вече в Новгороде — не узко-сословная группа могущественных феодалов, а народное собрание, в котором принимают участие все свободные жители, за исключением женщин, чье присутствие было несовместимо с кулачным характером обсуждения.

Примерно к середине XIII в. отношения с князьями приобретают стабильный характер, вече утрачивает значение в качестве символа сплочения всего города против посягательств на его традиционные вольности. Притупление остроты антикняжеской борьбы объединявшей всех граждан, не могло не привести к усилению конфликтов в обществе. Однако обострение социальных конфликтов подорвало вечевые устои. Благодаря продуманной системе боярского контроля вече оказалось гибкой политической формой, обеспечивавшей реальное верховенство высших социальных групп. История Новгорода знает немало эксцессов вечевого быта, когда народные массы расправлялись с неугодными им сановниками и грабили боярские дома, но экономические и политические основы боярского господства оставались незыблемыми. Этому содействовали и раскол городских низов на группы, каждая из которых ориентировалась на своих бояр, и преобладание столкновений сторон, концов и улиц над классовыми конфликтами, а также ряд правовых мер, оберегавших боярское верховенство, в том числе обычаи, связанные с вечем.

Пользуясь вечевыми традициями для поддержания среди черных людей гордости вольными учреждениями и готовности противостоять княжескому вмешательству, старейшие обезопасили себя от возможности применения простой чадью (рядовичами) законных форм в своих интересах. Вечевые порядки исключали возможность серьезного обсуждения вопроса, роль рядовых горожан сводилась лишь к подаче своего голоса за или против. Особо важная, имеющая решающее значение при таких обстоятельствах подготовительная работа лежала на посадниках и тысяцких, от них же зависела оформляющая решения вечевая канцелярия. Богатыми людьми широко практиковались подкупы, посулы, наем крикунов и кулачных бойцов. Новгородский обычай шел еще дальше, он требовал благословения владыки, обязательного присутствия посадников и тысяцких, ведущих представителей кончанского управления, обладавших кончанскими печатями, и, наконец, представительства всех слоев населения.

Соблюдение всех этих правил ставило черный народ в зависимость от городской верхушки, которая могла не явиться на вече по зову низов, бойкотируя решение выдвинутого вопроса. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных правил превращало вече, даже если оно собрало подавляющее большинство населения, из верховного государственного органа в сборище “коромольников”. Новгородская республика, как и соседние с ней княжества, оставляла народным массам одно надежное средство защиты своих интересов — восстание. Правда, благодаря публичному характеру общественной жизни, начать восстание в Новгороде было легче, отчего они и случались здесь гораздо чаще. Вечевые сходы, по существу, нередко перерастали в восстания, но народное движение как бы облекалось в законные формы.

И все же вече не было просто ширмой боярского всевластия. И простая чадь, и состоятельные люди не раз пользовались демократической формой веча для отстаивания своих интересов. Хотя реальное управление государством было сосредоточено в руках посадников, тысяцких, владык, боярского совета, все черпали свои полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важнейших дел, а выборные могли быть в любой момент отстранены от власти волей веча. Оно содействовало развитию материальной, духовной и политической культуры, внесло огромный вклад в историю государства и права нашей страны. К примеру новгородского веча обращались многие авторы проектов введения в России представительных учреждений. Новгород их интересовал не как объект исторического исследования, а как символ вольности и самоуправления, противопоставляемый царскому деспотизму.

До сих пор история Вольного Новгорода популярна в отечественной и зарубежной историографии.

Феодальная раздробленность на Руси отмечена также экономическим и культурным подъемом русских земель. Укреплялись старые и росли новые города -- их число в XIII в. достигло 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В политическом отношении феодальная раздробленность тоже была шагом вперед по сравнению с раннефеодальной монархией, ибо подготовляла объединение Руси на новом, более высоком и прочном уровне.

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада, как отмечалось выше, русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте. Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие монголо-татарских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило ее экономическое развитие, разрушило сельское хозяйство, подорвало культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым наследием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

Монголо-татарское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель князей, дружинников-воинов и феодалов приостановила развитие феодального землевладения.

Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, по свидетельству крупного историка-исследователя, знатока событий тех лет и специалиста по истории Золотой Орды В.Л. Егорова, до середины XIV в. на земли Северо-Восточной и Юго-Западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов. Крайне ослабленная после разгрома, Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери.

Золотоордынское нашествие имело исключительно тяжелые последствия для Руси, однако русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать из родных мест завоевателей.

В отличие от процесса завоевания стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья в отношении Руси монголо-татары занимали особую позицию: они отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани ордынцы вынуждены были передать русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки — сборщики дани, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси. Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства монголов, сколько героической борьбой русского народа против иноземных захватчиков как во времена Батыева нашествия, так и на протяжении всего периода ига.

Кроме того, монголо-татары открыто не посягали на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на их православную веру, хотя и варварски разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию: и у себя в Золотой Орде, и вне ее не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания нередко считали своими союзниками. Во-первых, русская Церковь 6oролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орлы. Во-вторых, к начальный период ига она поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь, ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали его охранными грамотами на церковное имущество. Позже Церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

В нaчале XIII в. завоевав часть Сибири, монголы в 1215 г. приступили к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть. Из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов, а также получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Последствия были исключительно тяжелы: погибло большинство земледельческих оазисов, они были заселены кочевниками, которые, по существу, уничтожали традиционные для этих мест формы ведения хозяйства.

Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, после чего войска Чингисхана с юга пришли в Половецкие степи и разгромили половцев.

Отношения между Русью и половцами в этот период были весьма своеобразными. Наряду с половецкими набегами на Русь и походами русских князей на половцев между двумя народами существовали оживленные экономические, политические, культурные отношения. Некоторые из половецких ханов приняли христианство, л русские князья нередко женились на дочерях половецких ханов. И даже жена Юрия Долгорукова была половчанка.

Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Не все русские князья, обещавшие участвовать и битве, выставили свои войска. Битва закончилась поражением русско- половецких войск, многие князья и дружинники погибли. В результате государство половцев оказалось уничтоженным, a сами половцы вошли в состав государства, созданного мои голами.

В 1231 г. монголы вторглись в Закавказье, и к 1243г. оно полностью оказалось в руках захватчиков. Последствия этого нашествия для Грузии н Азербайджана были также же тяжелы, как для Средней Азии.

В те же годы другая значительная часть монгольских войск приступает к завоеванию Руси. В 1236 г. войска Батыя начали поход на русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись к Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город (от огня и удушья погибло множество людей, в их числе был епископ и княгиня, оставшиеся в живых были уведены в рабство). В результате была разорена вся Владимиро-Суздальская земля от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, которая закончилась поражением русской дружины. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена.

Тем временем другой отряд монгол осадил Торжок, и 5 марта город был взят. Отсюда монголы двинулись на Север, к Новгороду, но не дойдя ста верст, вынуждены были повернуть назад. Причиной отхода войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но также усталость и обескровленность монгольских войск в предыдущих сражениях. Однако уже на следующий год (1239) монголы начали новый поход на русскую землю. Были захвачены и сожжены Муром, Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В декабре 1240 г. был взят Киев. Отсюда монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Волынский и Галич в 1241 г., Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу монгольские войска вступили значительно ослабленными из-за мощного сопротивления, встреченного ими на Руси. Этим во многом объясняется и то, что на Руси монголам удалось установить свое иго, а Западная Европа испытала только нашествие, причем в меньших масштабах. В этом заключается историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию монголов.

Одной из главных причин поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность. Русские княжества были разгромлены врагом поодиночке. Кроме того, захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали в борьбе с Русью захватническую военную технику, в том числе стенобитные машины, которые пробивали стены русских крепостей, а также камнеметы, порох и сосуды с горячими жидкостями.

Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, много русских было уведено в рабство. Значительное число городов оказалось уничтожено, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов Руси XII—XIII вв. около 50 были разорены монголами, в 14 из них жизнь в последующем так и не возобновилась.

После монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, “ярлык” на великое княжение. Главной формой зависимости от Орды был сбор дани, которую собирали с дома-хозяйства. Сборщиками дани были баскаки, приезжавшие на Русь в сопровождении вооруженной охраны. “Великий баскак” имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.

Сопротивление же народных масс ордынской политике угнетения не прекращалось. Сильные волнения, например, произошли в Новгородской земле. В 1257 г. новгородцы отказались от уплаты дани. Однако Александр Невский, который считал невозможным в этих условиях открытое столкновение с Ордой, сдержал выступление народных масс. В 1262 г. во всех крупных городах русской земли (Ростове, Суздале, Ярославле, Устюге Великом, Владимире) прошли народные восстания, многие сборщики дани были убиты. Напуганные народным движением, ордынцы спешили передать значительную часть сбора дани удельным русским князьям. Таким образом, народное движение заставило Орду пойти если не на полную отмену батрачества, то на его значительное ограничение.

Говоря о периоде монголо-татарского нашествия, о завоевательных успехах Золотой Орды в тот период истории, следует хотя бы кратко охарактеризовать саму Золотую Орду, становление, государственное устройство, основные этапы ее политической истории и завоевательных походов. Эти моменты важны для правильного понимания характера монголо-татарского нашествия на Русь и его последствия .

Золотая Орда была одним из древних государств средневековья, обширные владения которого находились и в Европе, и в Азии. Ее военная мощь и агрессивная внешняя политика постоянно держали в напряжении не только ближних, но и дальних соседей. Монархи многих стран стремились завязать с ней дружественные отношения и поддерживать их как можно дольше. В обширной литературе, опубликованной в разных странах, имеются не только правдивые, но и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников. Такие повествования продолжали существовать и после исчезновения этого государства и дошли до наших дней. В 1206 г., еще за 30 лет до появления орд кочевников под стенами русских городов, на берегу центральноазиатской реки Онон собрался курилтай (съезд) степной аристократии. На съезде решался вопрос об избрании верховного правителя. Им был избран Темутжин, вошедший в историю под именем Чингисхана, — первый владыка единой Монголии. До своей смерти (1227) Чингисхану удалось заложить территориальную основу огромной новой империи, которую составили не только народы, жившие в непосредственном соседстве с Монголией, но также и Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. Во второй половине XIII в., огромные пространства от берега Тихого океана до Дуная оказались под властью монголов. Столицей Монголии, основанной Чингисханом, был Каракорум. Но уже в 60-х гг. XIII в., когда империя распалась на отдельные части (улусы), столица была перенесена в Ханбанлык (нынешний Пекин), а сама правящая династия на китайский манер стала называться Юань.

В степях севернее Балхаша и Аральского моря от Иртыша до Яика (Урала) раскинулся улус старшего сына Чингисхана — Джучи. Его наследники постоянно предпринимали попытки расширить владения отца. В 1235 г. на курилтае было решено оказать мощную поддержку сыновьям Джучи, Орда-Ичену и Бату, в завоевании Восточной Европы. Их войска были усилены отрядами еще нескольких монгольских принцев и лучшим полководцем Чингисхана Субедеем, одержавшим победу над русско-половецкими силами на реке Калке в 1 2 23 г. Возглавил весь поход второй сын Джучи — Бату, называвшийся в русских летописях Батыем.

С осени 1236 г. эта огромная армия, как отмечалось выше, опустошила и обескровила Волжскую Болгарию, Русь, половецкие кочевья, Таврию, Польшу, Чехию, Венгрию, а весной 1242 г. вышла к Адриатическому побережью, что вызвало панику при дворах римского папы и даже французского короля. Однако здесь монголы неожиданно остановились и начали медленно отходить на восток. К концу 1242 г. все их войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях. Именно эта территория и стала ядром будущего государства, известного нам под названием Золотая Орда. Отсчет его политической истории начинается с 1243 г. Тогда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Чтобы иметь представление о мощи и силе этого государства достаточно знать размеры его территории того периода. Общая территория монгольского государства в XIII в. обрисовывается следующим образом. Восточные пределы Золотой Орды включали Сибирь и Ибирь с пограничными реками Иртыш и Чулыман, отделявшими владения Джучидов от метрополии;

окраинными районами здесь являлись Барабинские и Кулудинские степи. Северная граница на просторах Сибири находилась в среднем течении Оби. Южная граница государства начиналась в предгорьях Алтая и проходила севернее озера Балхаш, затем тянулась к западу через среднее течение Сырдарьи и южнее Аральского моря доходила до улуса Хорезм. Этот район древнего землевладения составлял южный улус Золотой Орды с центром в городе Ургенче. На западном берегу Каспийского моря пограничным городом, принадлежавшим Джучидам, был Дербент, который восточные летописи называли Железные Ворота. Отсюда граница тянулась вдоль северных предгорий Кавказского хребта к Таманскому полуострову, полностью входившему в состав Золотой Орды. На протяжении XIII в. кавказская граница была одной из самых неспокойных, так как местные народы еще не были окончательно подчинены монголам и оказывали посильное сопротивление.

Таврический полуостров также составлял часть Золотой Орды с начала ее существования. Именно после включения в территорию этого государства он получает новое наименование — Крым, по названию главного города этого улуса. Однако сами монголы занимали в XIII—XIV вв. лишь северную, степную часть полуострова. Его побережье и горные районы представляли в это время ряд полузависимых от монголов мелких феодальных владений. Наиболее важными и известными среди них были итальянские города-колонии Кафа (Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава).

К западу от Черного моря граница государства тянулась вдоль Дуная до венгерской крепости Турну-Северин, закрывавшей выход из Нижнедунайской низменности. Северные пределы государства в этом районе ограничивались отрогами Карпат и включали степные пространства Пруто-Днестровского междуречья. Именно здесь начиналась граница Золотой Орды с русскими княжествами. Она проходила примерно по рубежу степи и лесостепи. Между Днестром и Днепром граница тянулась в районе современных Винницкой и Черкасской областей. В бассейне Днепра владения русских князей кончались между Киевом и Каневом. Отсюда пограничная линия шла к району современного Харькова и далее выходила к рязанским пределам вдоль левого берега Дона. Восточнее Рязанского княжества от реки Мокши до Волги тянулся лесной массив, заселенный мордовскими племенами. Обширный район современной Чувашии в XIII в. полностью находился под властью монголов. На левом берегу Волги золотоордынское пограничье проходило севернее Камы. Здесь располагались бывшие владения Волжской Болгарии, превратившейся в составную часть Золотой Орды. Проживавшие на среднем и южном Урале башкиры также составляли часть государства монголов. Им принадлежали в этом районе все земли к югу от реки Белой.

Военная мощь Золотой Орды позволяла сохранять в неприкосновенности границы государства на протяжении всего XIII в., и даже в начале следующего столетия.

Обширные границы Орды свидетельствуют о том, что она представляла собой одно из самых больших государств средневековья. В соответствии с военной мощью и огромной территорией должна была находиться и общая численность населения государства. С этнической точки зрения оно представляло собой очень пеструю смесь разных народов: волжских болгар, русских, бурасов, башкир, мордвы, ясов, черкесов, персов, армян, греков, грузин, азербайджанцев. Но основную массу населения Золотой Орды составляли жившие в степях до прихода завоевателей кипчаки, или, как их называли русские, половцы.

В литературе долгое время шел спор о понятиях “монгол” и “татарин”, об их соотношении. Следует, хотя бы и коротко, сказать об этом, ибо слова “монголы” и “татары” широко употребляют, когда население Золотой Орды называют “монголо-татарами”.

Этноним “монголы” был широко известен в древней Центральной Азии. Он применялся как самоназвание нескольких племен, объединенных Чингисханом в единое государство. Однако исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские войска Чингисхана и его наследников, их называли татарами. Это связано исключительно с китайской летописной традицией: с XII в. всех монголов, включая самого Чингисхана с ближайшим окружением, упорно именовали “черными татарами”. Однако ни сами Чингиды, ни монгольские армии, появившиеся в Европе под предводительством Бату, не имели к татарам никакого отношения. Они называли себя исключительно монголами, а свое государство монгольским. Что же касается собственно татар, то они в XII - начале XIII в. обитали вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов кочевников, в том числе и монголов. Китайские императоры за эту службу выдавали татарским предводителям ежегодное содержание серебром и различными товарами. Название “татары” в средневековой китайской историографии соответствовало европейскому понятию “варвары”. Именно поэтому китайцы распространили этноним “татары” и на другие племена, обитавшие к северу от собственно татар. Однако при этом последних они именовали белыми татарами, то есть более культурными, причастными к плодам и достижениям китайской цивилизации, а живущих в северных степях, лесах и горах монголов, именовали черными татарами, что носило уничижительный оттенок, подчеркивало их дикость.

По научной версии профессора В.Л. Егорова, изложенной в его работе “Золотая Орда. Мифы и реальность”, опубликованной в 1990 г., татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, а наоборот, постоянно враждовали с ними. Русские и западноевропейские летописи по отношению к населению Золотой Орды обычно употребляли этноним “татары”, хотя некоторые ученые и путешественники, посетившие в середине XIII в. Золотую Орду, отмечали, что основатели династии Джучи называли себя монголами. В трудах крупных российских историков дооктябрьского периода В.Н. Татищева и Н.М. Карамзина названия “монголы” и “татары” рассматриваются как принадлежащие двум отдельным народам. По их мнению, значительная часть монгольского войска состояла из татар, поэтому и само название “татары” применялось к завоевателям. Эта точка зрения утвердилась в науке в XIX в. В 20-х годах XIX в. вводится в употребление словосочетание “монголо-татары”. Другие источники свидетельствуют, что в войсках Чингисхана, а тем более Батыя, татар практически не было. Как бы там ни было, словосочетание “монголо-татары” (или “татаро-монголы”) сохраняется в литературе и по сегодняшний день, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средние века на границе с Китаем.

Закончив кровавые завоевательные походы, монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только отлаживанием собственного государства, но и установлением отношений с окружавшими соседями. Верховным правителем стал по праву наследования хан Бату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242—1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Бату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входившими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все задуманное Бату удалось осуществить в кратчайшие сроки.

Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума. Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и даней. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, которые переписывали население. На Руси такие “численники” появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь владетелей более низких рангов. Именно поэтому русский князь Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию.

Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться ликвидации всех обособившихся феодалов на своей территории. Нужна была решающая победа , которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у московского князя Дмитрия Ивановича. Получив отказ, он направляет в 1378 г. на Москву войско, которое было разбито в битве на Воже. После этого началась серьезная подготовка к войне против Дмитрия, вошедшей в историю под названием Куликовская битва и сыгравшей огромную роль в дальнейшей истории России. Вступать на эту войну Руси пришлось в исключительно тяжелых условиях. Достаточно отметить, что еще до Куликовской битвы она понесла огромный ущерб от монгольского ига. После страшного нашествия орд Батыя на Севере-Восточную Русь в 1237—123 8 гг. прошло почти полтора века. Трудно даже представить масштабы “батыевского” разорения и опустошения земли русской. В руинах и пепелищах лежали многие города и поселения. Оставшееся в живых население скрывалось в лесных и болотистых дебрях. Системе земледелия, созданной неимоверными усилиями древнерусских землепашцев, был нанесен страшный урон.

18 августа 1380 г. Дмитрий Иванович побывал в Троицком монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель Троицкого монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.

27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу. Он переправляется через Оку — главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? Профессор Н.А. Хотинский в своей книге пишет: “Древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоречивые сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов. Вероятно, более, реальное количество войска указал А.Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К такому же мнению склоняется большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50—60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80—90 тыс. воинов. На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси” 1 .

1 См.: Хотиискич Н.А. История и география Куликовской битвы. — М., 198?. - С.29.57

Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года хан Тахтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от по следствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву: 26 августа она была полностью разорена и опустошена.

После взятия Москвы орды Тахтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но недолго бесчинствовали они на этот раз. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тахтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междуусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани — хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, — снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно нет ! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы поверила в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание бога. Дмитрий Иванович возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников.

После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более слабела. Уже Дмитрий Иванович, подчеркивая свою независимость от ханской воли и нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в Севере -Восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя монгольские войска продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от Куликовской битвы так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. — практически последний год ее существования.

Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.

Для Руси же победа на Куликовом поле над сильным и жестоким врагом имела огромное значение. Куликовская битва не только существенно обогатила русское войско опытом крупных сражений, но и отразилась на всей последующей политической истории русского государства. Победа на Куликовом поле расчистила путь к национальному освобождению и консолидации Руси.

Контрольные вопросы

1. Как складывалась древнерусская народность? Какие племена жили на территории будущего древнерусского государства?

2. Опишите государственное устройство Киевской Руси, социальное положение населения.

3. Как можно охарактеризовать политический строй древней Руси ГХ-Х вв.?

4. С какими врагами приходилось бороться русским князьям в XI—XIII вв., как эта борьба повлияла на процесс формирования древнерусского государства?

5. Расскажите об истории христианизации Киевской Руси. Какое влияние оказала Русская Православная Церковь на формирование духовного облика русского народа, на становление и укрепление русской государственности?

6. Какую роль сыграла Православная Церковь в развитии письменности, техники и ремесел в древнерусском государстве? Как она влияла на изобразительное искусство и архитектуру?

7. Назовите основные политические центры — княжества Древней Руси XII—XIII вв., которые оказали значительное влияние на социально- политические аспекты жизни соседних с ними земель.

8. Расскажите об особом месте Новгородской республики в отечественной истории, о ее социально-политическом устройстве.

9. Почему вече является символом государственной самостоятельности Новгорода? Каковы его основные функции и порядок работы?

10. Каковы особенности монголо-татарского нашествия на Русь? Назовите основные этапы этого исторического события и его социально-экономические, идеологические, политические последствия для развития Русского государства и судеб народов Европы.

11. Как бы вы охарактеризовали политику русских князей по отношению к Золотой Орде?

12. Что послужило идейной и социальной основой для сплочения русского народа в борьбе с монголо-татарским игом?

13. Что значила для Руси победа на Куликовом поле?

14. В чем заключались причины междоусобиц и борьбы за власть в Золотой Орде, каково было политическое устройство этого государства и какие этапы в своем развитии оно прошло от момента возникновения и до середины XV в. — времени его распада?