Бережанский П. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава II ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АБСОЛЮТНОГО СЛУХА

Нами установлено, что сущность абсолютного слуха заключается в восприятии ладового качества отдельного звука. Вместе с тем ладовое качество звуки обретают лишь в системе музыкального лада. Не противоречат ли эти утверждения друг другу? Может ли отдельный звук восприниматься как элемент музыкальной системы, как ступень лада? При относительном слухе - не может. Для лиц, не обладающих абсолютным слухом, отдельный звук предстает изолированным от музыкального контекста, звуком немузыкальным, внеладовым, без индивидуализирующего его ладового качества.
Но для обладателей абсолютного слуха никакого противоречия в этих утверждениях нет, как нет для них изолированных от лада звуков. Любой отдельный звук ими воспринимается в контексте музыкально-ладовой системы, как ступень лада с присущим ей ладовым качеством. Абсолютный слух в том и состоит, что ладовое качество характеризует и индивидуализирует в восприятии каждый отдельный звук.
Не объясняется ли это особенностями ладового восприятия, самой природой ладового чувства обладателей абсолютного слуха?
Нами отмечалось, что появление ладов и формирование ладового чувства обусловлено социально, всем ходом развития музыкального искусства и музыкального воспитания.
В то же время ладовое чувство обусловлено и физиологически. С физиологической стороны ладовое чувство представляет собой сложный динамический стереотип. Известно, что любой динамический стереотип формируется при многократном восприятии в том же порядке группы раздражителей, в рассматриваемом нами случае - ладово организованных звуков, образующих в коре головного мозга проторенные нервные пути (57). Многократное восприятие лада с характерными внутриладовыми связями, тяготениями, подчинением элементов лада центру - тонике - приводит к формированию ладового чувства. Ладовое чувство, являясь одной из основных музыкальных способностей, вместе со способностью к слуховому представлению составляет основу музыкального слуха, как относительного, так и абсолютного. И относительный, и абсолютный слух вырастают из ладового чувства.
Какими же психологическими путями осуществляется восприятие, усвоение и узнавание ладового качества звуков?
В психологии известно, что «условием адекватного восприятия отдельного предмета является адекватное восприятие предметного мира в целом и отнесенности предмета к этому миру» (33, 149). По утверждению И. М Сеченова, «всякий предмет или явление фиксируется в памяти не иначе, как членом пространственной группы, или членом преемственного ряда, или тем и другим вместе» (65, 343).
Такой пространственной группой и таким преемственным рядом в музыке является музыкальный лад. Отдельные звуки и интонации лад объединяет в систему средств музыкальной выразительности, делая их соучастниками музыкального высказывания, музыкального контекста. Постепенно происходит слияние, «спаивание» в восприятии отдельных звуков и интонаций с музыкально-ладовым контекстом. Благодаря такому «спаиванию» отдельные звуки и отдельные интонации чувственно накладываются на сохраненную корой мозга «ладовую канву». Это «спаивание» с контекстом обнаруживается даже тогда, когда музыкально-ладовый контекст представлен лишь следовым рисунком (в виде сохранения корой следов от ранее полученных раздражений), когда слышимые отдельные звуки и интонации все же воспринимаются как часть организованного целого. Отдельный звук и отдельная интонация воспринимаются не как «повисшие в воздухе», а как точка или штрих в «ладовой канве», с которой прежде в аналогичных случаях нервная система имела дело. Поэтому смысловое содержание отдельных звуков и интонаций определяется не только и не столько их собственным содержанием (частотой, тембром, высотным отношением), но, главное, местом и значением в данном ладу. Иначе говоря, ладовое качество отдельных звуков и интонаций может определяться соотношением ладового стереотипа, активно действующего или полустертого следового (9, 66).
Вследствие этого воспринимать ладовое качество звуков, а значит, и узнавать их способны как обладатели абсолютного, так и обладатели относительного слуха. Отличие их заключается только в том, что при относительном слухе ладовое качество отдельного звука выявляется в восприятии лишь после ладотональной настройки, особого вида психологической установки, обладатели же абсолютного слуха при узнавании ладового качества отдельного звука в предварительной настройке не нуждаются.
Причина такого различия действительно заключается в природе ладового чувства обладателей абсолютного слуха.
Дело в том, что в период формирования ладового чувства существует некий «водораздел», направляющий само ладовое чувство и музыкальный слух по двум параллельным, но принципиально отличающимся путям развития. Этот «водораздел» включает 3 условия.
Первое. Известно, что ладовое чувство подразделяется на два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам по себе как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени напряжения, направлению тяготения и разрешения в тонику. При этом воспринимается ступеневое качество звука, формируется индивидуальный ступеневый «портрет» каждого отдельного звука лада и в дальнейшем - его ступеневое представление. В другом случае усваивается соотношение между предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается интервальное качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в дальнейшем - интервальные представления (24, 33-34).
Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками. «С одной стороны, интервал узнается слухом как таковой, независимо от того, в каком ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых вариантов <…> может приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е. В. Назайкинский (52, 63).
Такое свойство интервалов позволяет воспринимать, усваивать и узнавать абсолютное интервальное их качество, но исключает возможность воспринимать, усваивать и узнавать абсолютное ладовое качество составляющих его звуков, так как абсолютное дифференцирование возможно лишь на основе некоего однозначного критерия. «Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, отдельные звуковысотные ступени сами по себе не имеют никакой индивидуальности. Эта индивидуальность присуща только отношению между звуками, то есть интервалам», - верно отмечал Б. М. Теплов (67, 91).
В отличие от интервального чувства, ступеневое чувство и ступеневые представления служат основой абсолютного слуха, так как индивидуальные ладовые качества каждой ступени закрепляются за конкретным звуком лада и становятся его постоянным абсолютным индивидуальным ладовым качеством. Однозначность критерия позволяет каждый звук лада четко дифференцировать, воспринимать, усваивать, запоминать и узнавать.
Поэтому первым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха является развитие ладового ступеневого чувства.
Второе. При смене лада нарушается однозначность закрепления за каждым звуком его индивидуального абсолютного ступеневого качества. Музыкантам хорошо известно свойство ладовой переменности, когда один и тот же звук может приобретать различное ладовое качество в разных ладах. Это объясняется тем, что ладовое чувство конкретно, а не абстрактно. Оно формируется и развивается при восприятии характерных именно для этого конкретного лада внутриладовых связей, напряжений, тяготений (24, 33). Другой лад, имеющий иной характер внутриладовых связей, придает включенным в него звукам одного наименования уже иной ладовый смысл, иную ладовую функцию, иное ладовое качество.
Формирование динамического стереотипа возможно лишь при повторении раздражителей одного неизменного значения, смысла и качества. Это обеспечивается при восприятии ступеней одного конкретного лада. Только в этом случае формируется моноладовое ступеневое чувство, при котором каждый звук фиксируется в восприятии и представлении в одном неизменном значении и качестве. Путь, при котором звук одного наименования имеет только одно абсолютное моноладовое качество и в этом одном абсолютном моноладовом качестве воспринимается, дифференцируется, усваивается, запоминается и узнается, ведет к формированию абсолютного слуха.
При восприятии нескольких ладов формируется полиладовое чувство, при котором звук одного наименования приобретает в восприятии не одно, а несколько значений, не абсолютное, безусловное, а относительное, условное, ладовое качество. Путь, при котором отдельный звук может иметь несколько ладовых качеств, и не может без предварительной ладовой настройки абсолютно дифференцироваться, восприниматься, запоминаться и узнаваться, ведет к воспитанию относительного слуха.
В этих полиладовых условиях отдельный звук конкретно ладово не ориентирован, не закреплен за конкретным ладовым контекстом. В ладовом смысле он может трактоваться в нескольких вариантах значений. Ладовую ориентировку обеспечивает лишь ладовое соотношение звуков, и тем более уверенную, скорую и точную ориентировку, чем более организованно и определенно сочетание звуков выявляют ладовые стереотипы. Наиболее скорое и отчетливое выявление ладового стереотипа, ладового контекста достигается при восприятии знакомых мелодий. Вот почему музыкальные клоуны в цирке разыгрывают на поленьях только популярные мелодии. Удары по поленьям остаются шумом до тех пор, пока стук по поленьям не станет музыкой, то есть ладово организованным сочетанием звуков, и не обеспечит ладовую ориентировку, не выявит ладовый стереотип, ладовый контекст. Данные, прямо подтверждающие этот вывод, приводит А. А. Володин. Им установлено, что при короткой длительности звучания (менее 0,1 с) высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. Звучание воспринимается в форме стука без ощущения высоты. «Выделение высотного компонента, однако, можно восстановить, если в последовательность таких стуков внести элемент мелодического движения. Сопоставление быстрозатухающих звуков по высотному признаку в этих условиях оказывается возможным» (16, 55). Б. М. Теплов был прав в том, что «музыкальная высота» (в нашем понимании ладовое качество) вычленяется относительным слухом лишь в отношениях звуков. Но при этом необходимо добавить, что такое отношение звуков должно более или менее определенно и отчетливо выявлять лад.
Как показал Г. Орлов, «сами по себе высотные отношения как звуковые раздражители не могут возбудить содержательную предметную художественную эмоцию. Чтобы возбудить такую эмоцию, интонация должна стать психологическим объектом, отразиться в идеальном плане - превратиться в некий субъективный образ» (56, 195). Исполнение на поленьях случайного набора звуков не вызовет ладового стереотипа, а значит, и восприятия звуков как музыкальных. И хотя сохранится звуковысотное движение и отношение звуков, ладовое их качество не будет воспринято, высота не отдифференцируется в ощущении от тембра, и стук по поленьям будет ощущаться как шум. Впрочем, с таким же результатом можно перебирать и звуки фортепиано вне ладовой их организации. При этом также не происходит актуализации ладового стереотипа, лишенные ладового контекста звуки теряют в восприятии ладовый смысл, ладовое качество и не являются в восприятии музыкальными звуками, колебания струн от ударов по ним молоточками воспринимаются как ничего не выражающий шум.
Это верно лишь в отношении лиц с относительным слухом. Обладатели абсолютного слуха и в этом случае слышат звуки как музыкальные. При абсолютном слухе не нужна предварительная ладовая настройка, восприятие отдельных или ладово не организованных звуков накладывается на ранее усвоенный и закрепленный моноладовый контекст, и благодаря этому звуки воспринимаются как конкретные и определенные точки в моноладовой канве, в связи с чем наделяются в восприятии конкретным ладовым музыкальным качеством и узнаются.
Таким образом, вторым условием формирования способности воспринимать ладовое качество отдельного звука и воспитания абсолютного слуха, является развитие моноладового чувства.
В третьих, известно, что лад не существует вне тональности. Со времени введения 12-ступенного равномерно-темперированного строя каждый музыкальный лад приобрел 12 структурно тождественных высотных уровней, 12 тональностей. Вследствие этого каждый из 12 звуков лада получил 12 вариантов тональных значений. Очевидно, что политональное восприятие, в еще большей степени, чем полиладовое, закрепляет непостоянное, условное, относительное качество в восприятии и истолковании каждого отдельного звука и ведет к воспитанию относительного слуха. Даже анализируя мелодию или аккорд, музыкант с относительным слухом, будучи способным определить ладово-ступеневое качество составляющих мелодию или аккорд звуков, не может определить их тональный уровень и абсолютное значение. Тем более это невозможно при восприятии отдельного звука. Абсолютный слух может быть сформирован при восприятии звуков только одной тональности, то есть в условиях монотональности.
В музыкальной педагогике распространение получила релятивная система развития музыкального слуха, в которой лад осваивается в отрыве от тональности. Направленная на развитие ладового, но не тонального чувства, она не может служить основой развития слуха абсолютного. Но и система абсолютной сольмизации, рассматривающая лад в единстве с тональностью и призванная, по мнению ее сторонников, воспитывать тональное чувство, также не может привести к выработке ни тонального чувства, ни абсолютного слуха. При внешнем различии в главном обе системы схожи. Каждый звук в них, при неизменном положении в общей темперированной системе музыкальных звуков, всякий раз меняет ладовую функцию в каждой новой тональности, становясь то I ступенью, то II, то V и т. д. Развиваемое при этом политональное восприятие исключает возможность формирования монотонального чувства и абсолютного слуха. «Каждый звук имеет два значения, - писал А. П. Агажанов, - первое - его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе - роль данного звука, его функция в конкретной тональности» (2, 81). Только при достаточно длительном совпадении этих двух значений звука, обеспечиваемом при использовании одной любой тональности, формируется монотональное чувство. Именно в монотональных условиях происходит «спаивание» в восприятии отдельных звуков не только с моноладовым, но и монотональным контекстом, в результате чего каждая ступень лада приобретает в представлении единственный высотный уровень, а значит, каждый отдельный звук может узнаваться не только как элемент лада, но и как элемент музыкального звукоряда.
Итак, третьим условием формирования способности восприятия ладового качества отдельного звука и воспитания абсолютного слуха является развитие монотонального чувства.
Теперь мы можем ответить на второй по значимости вопрос: при каких условиях формируется способность воспринимать, различать, запоминать и узнавать ладовое качество отдельных звуков и при каких условиях музыкальный слух направляется по абсолютному пути развития?
Способность восприятия ладового качества отдельных звуков и абсолютный слух формируются при условии развития ступеневого, моноладового и монотонального чувства. В основе формирования абсолютного слуха лежит моноладотональное ступеневое чувство.
Нарушение одного из этих трех условий: замена ступеневого на интервальное, моноладового на полиладовое и особенно монотонального на политональное чувство направляет развитие музыкального слуха по пути относительного восприятия. Отличие абсолютного слуха от относительного, следовательно, заключается в том, что его формирование происходит в одной ладотональности, а значит, «спаивание» отдельных звуков-ступеней осуществляется в восприятии с моноладотональным, а не полиладотональным контекстом.
Ладовое чувство обладателей абсолютного слуха имеет ступеневую моноладотональную природу, в то время как природой относительного слуха является интервальное полиладотональное чувство.
Именно поэтому при абсолютном слухе не только выработанное ступеневое моноладотональное чувство «вылавливает» и упорядочивает в восприятии отдельные звуки и, придавая им моноладотональное ступеневое качество, позволяет их узнавать, но и каждый отдельный звук, носитель закрепленного за ним в представлении ступеневого моноладотонального качества способен этот моноладотональный контекст чувственно актуализировать и выполнить роль моноладотональной настройки.
При относительном слухе после конкретной ладотональной настройки звуки могут в восприятии ладотонально упорядочиваться, соответствующим ладовым качеством наделяться и, при знании тональности, узнаваться, но отдельный звук не актуализирует конкретного ладотонального чувства, так как не является носителем чувственной информации одной конкретной ладотональности, конкретным ступеневым ладотональным качеством в восприятии не наделяется, не узнается и функции настройки не выполняет.
В свете изложенного мы должны уточнить сформулированный в предыдущей главе вывод о сущности абсолютного слуха. Он должен иметь следующую формулировку: сущность абсолютного слуха заключается в восприятии моноладотонального ступеневого качества отдельного звука. Абсолютный слух есть способность слышать в отдельном звуке его моноладотональное ступеневое качество.
Исходя из этого мы можем дать сравнительный анализ психологических механизмов восприятия звуков лицами без музыкального слуха, с относительным и абсолютным музыкальным слухом.
Для лиц без музыкального слуха, то есть с несформированным ладовым чувством, звуки не возбуждают ладового стереотипа и не актуализируют музыкального контекста, в восприятии ладово не упорядочиваются, как следствие, ладово не проявляются и не воспринимаются. Высота не ощущается, звуки слышатся как шум и исключается способность спеть их голосом.
При относительном слухе, то есть интервальном полиладотональном чувстве, ощущение отдельного звука или сочетания ладово неорганизованных звуков также не может возбудить ладовый стереотип, а значит, обеспечить ладовую упорядоченность, восприятие, узнавание и даже точное их интонирование.
Возбуждение стереотипа происходит только при восприятии ладово организованного сочетания звуков, выполняющего роль конкретной ладотональной настройки. При этом звуки приобретают в восприятии упорядоченное место и роль в данной ладотональной канве, а значит, обнаруживают ладовое качество, вычленяющее, в свою очередь, в ощущении звука его высоту и позволяющее эту высоту уверенно проинтонировать голосом.
При абсолютном слухе, то есть ступеневом моноладотональном чувстве, любой звук в восприятии непосредственно наделяется ступеневым моноладотональным качеством, которое сразу узнается, высота вычленяется и интонируется.
В случае обладания и абсолютным, и относительным слухом ладово организованное сочетание звуков может восприниматься как в ранее сформированном моноладотональном контексте, так и относительно нового сиюминутно возбуждаемого ладотонального контекста. Возможно и раздвоение восприятия, при котором звук одновременно воспринимается и узнается в двух ладотональных качествах, абсолютном и относительном. Один из примеров сочетания и абсолютного, и относительного восприятия и представления описал Л. Вейнерт. Его испытуемый, профессиональный певец, обладавший абсолютным слухом, признавал, что при исполнении транспонируемого произведения у него возникает чувство раздвоения, он слышит голос, поющий в оригинальной тональности (67, 154).
Профессиональный музыкальный слух должен и может сочетать абсолютный и относительный его компоненты. Когда говорят, что такой-то выдающийся музыкант имел абсолютный слух, это означает, что он сочетал в себе способность и абсолютного, и относительного ладотонального восприятия. Абсолютный слух без относительного был бы еще менее ценен и полезен, чем относительный без абсолютного. Но абсолютного слуха без относительного не бывает (хотя довольно часто встречается их непропорциональное сочетание как в одну, так и в другую стороны), в то время как относительный слух только и бывает без абсолютного. И в этом его несовершенство и недостаточность для профессиональной музыкальной деятельности.
«Чем больше человек “слышит в звуках”, тем более он музыкален», - утверждал Б. М. Теплов (67, 37). Профессиональный музыкальный слух должен различать в каждом звуке два его ладовых качества, не только относительное при всякой ладотональной модуляции, но и их абсолютное ладовое качество, не зависящее от модуляций и позволяющее эти модуляции не только ощущать, но и осознавать.
Преимущество абсолютного слуха заключается еще и в том, что на любом этапе его развития не исключается возможность обогащения его естественным путем способностью относительного музыкального восприятия. Необходимы, как мы выяснили, особые условия, чтобы сформировать абсолютный слух, относительный же слух формируется и развивается самой природой окружающей нас музыки, для восприятия которой существенным и необходимым является ориентировка не на абсолютные качества, а на относительные значения отношений звуков. Относительный же слух с момента своего проявления исключает возможность естественного формирования абсолютного слуха, так как свидетельствует об утрате возможности закрепиться в моноладотональности и сформировать ступеневое моноладотональное чувство.
Поэтому приоритетное формирование интервального полиладотонального чувства и, как следствие, относительного слуха ведет к воспитанию у музыканта половинчатого музыкального слуха. Его половинчатость характеризуется ограниченностью рамками аконстантного ладотонального восприятия, в то время как ладотональная константность характеризует слух абсолютный. В психологии известно, что способность относить получаемую сенсорную информацию к определенному предмету отсутствует у новорожденных и складывается лишь постепенно на протяжении жизни. «Исходная неопределенность восприятия в конечном итоге “расщепляется”, уступая место, с одной стороны, восприятию, отражающему реальные свойства вещей, то есть константному, и, с другой стороны, восприятию, отражающему их проекционные свойства, то есть аконстантному» (17, 172). Причем раньше формируется константное восприятие, а затем, на его основе, - аконстантное. Во всех видах художественной деятельности художник владеет как константным, так и аконстантным восприятием. И лишь в музыкальном искусстве большинство музыкантов имеют однотипное аконстантное ладотональное восприятие материала музыки - музыкальных звуков. Психологами признается, что исследование условий и закономерностей «становления константного слухового образа - дело будущего музыкальной психологии» (10, 114). Понимание сущности и природы абсолютного слуха как константного типа ладотонального восприятия позволяет приступить к разработке практических рекомендаций для решения задач воспитания способности целостного, и константного, и аконстантного восприятия музыкальных звуков, сочетания абсолютного и относительного слуха.
Отсутствие абсолютного слуха у большинства музыкантов объясняется не их врожденной неспособностью им обладать, а неблагоприятными в период формирования ладотонального чувства условиями. Если бы окружающая нас музыка была моноладотональна, то способность узнавать отдельные звуки была бы элементарно простой и доступной для всех. В этих условиях исключалась бы возможность формирования полиладотонального чувства и относительного слуха. Формируемый музыкальный слух неизбежно принимал бы моноладотональную ступеневую природу. Это означало бы, что слух всех музыкантов был бы с политональной точки зрения абсолютным, так как абсолютный слух - это моноладотональный ступеневый слух, обнаруживающий свою исключительность лишь в условиях полиладотональной интервальной природы окружающей нас музыки.
Таким образом, основные выводы настоящей главы могут быть следующими:
Сущность абсолютного слуха заключается в восприятии моноладотонального ступеневого качества отдельного звука.
Психологической природой абсолютного слуха является ступеневое моноладотональное чувство. Относительный слух имеет интервальную полиладотональную природу.
Условием формирования абсолютного слуха является приоритетное развитие моноладотонального ступеневого чувства. Полиладотональное интервальное чувство, естественным путем формируемое и развиваемое при восприятии интонационно-интервальной и полиладотональной природы окружающей нас музыки, неизбежно приводит к развитию относительного слуха и исключению возможности абсолютного восприятия звуков.
Абсолютный слух представляет собой константный тип ладотонального восприятия музыкальных звуков, аконстантное ладотональное восприятие звуков характеризует слух относительный.

.

Обратно в раздел культурология