Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Методологические принципы формирования культурологической образовательной парадигмы

1.1. Философские основания изучения истории русской культуры

1.1.1. Общие положения

Метод и конкретная предметность изучения истории русской культуры, основная логика истории русской культуры, как и общий смысл культуры в принципе, раскрываются в контексте целостной философской теории, интерпретирующей сущность бытия и человека, значение и логику истории, закономерности познания.

Проблема русской культуры и сегодня находится в центре внимания философов. Она остается открытой для осмысления и переосмысления в связи с противоречивыми общественными процессами конца века, многовекторным духовным развитием современной цивилизации. Особенность современной культурной ситуации состоит в том, что в научном обращении нет привилегированной теории культуры, претендующей на монополию. Это открывает возможность свободного философского поиска в области теории культуры, создает предпосылки для качественного разнообразия ответов на поставленные вопросы. И поиск такой стал в отечественной культурологии реальностью. Ныне в России уже не могут вызывать удивление или порицание фундаментальные расхождения между теоретиками культуры, предлагающими различные решения самых принципиальных вопросов теории культуры. Современная поисковая парадигма включает в себя экзистенциалистский и феноменологический, структуралистский и постструктуралистский, феминистский и неофрейдистский, неодарвинистский, деконструктивистский и постмодернистский подходы к культуре. Новейшие опыты теоретического осмысления истории русской культуры опираются на идеи и концепции В.С.Соловьева, Л.П.Карсавина, Г.П.Федотова, М.М.Бахтина, «антропологической школы изучения истории культуры», Ю.М.Лотмана и московско-тартусской семиотической школы, на теорию и практику школы «Анналов», научно-педагогический опыт «Школы диалога культур» (В.С.Библер, А.В.Ахутин, Л.Б.Туманова, М.С.Глазман и др.), на теорию этногенеза и пассионарности Л.Н.Гумилева, антропософию (Г.А.Бондарев и др.) и т.д., и т.п. Изучение истории русской культуры может вестись в разных направлениях и приводить к разным результатам в зависимости от того, на каком теоретическом фундаменте оно ведется, как вследствие этого определяется предмет истории культуры, какова философская база исследовательской и образовательной деятельности.

Было бы излишне самонадеянно при формулировании философского основания изучения истории русской культуры претендовать на некое сверхзнание как итог снятия существующих фундаментальных противоречий и контроверз историко-культурной мысли. Но, коль скоро есть возможность, не оглядываясь на контролирующие инстанции, обосновать конкретный концептуальный философский подход к истории культуры, нужно воспользоваться этим ментальным и историческим шансом и попытаться предложить оригинальную концепцию, опирающуюся на надежный философский фундамент.

Современный философский подход к изучению истории культуры предполагает освоение нового категориального аппарата, преодоление сугубо рационалистического схематизма, дополнение его интуитивно-образным видением предмета, позволяющим полнее определить уникальное содержание истории русской культуры. В конечном счете тем самым реализуется возможность целостного личностного отношения к культуре, ее постижения. На важность такого результата указывают В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов: «Путь передачи и принятия культуры всегда глубоко личностен. Поэтому ее полноценная передача - это передача от человека к человеку, от учителя к ученику (...) развитие культуры интенсифицируется и обогащается, если система образования, т.е. система трансляции культуры хорошо отлажена, лишена перекосов в рассудочную сферу» .

Образцом для меня является творческая свобода и раскованность концептуального мышления, характерная для русской философской традиции, для индивидуальной философской манеры классиков отечественной мысли: Н.А.Бердяева, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Г.П.Федотова, П.Я.Чаадаева, Л.И.Шестова, а затем для современных культурологов В.С.Библера, Л.Н.Гумилева, Г.Д.Гачева, А.Л.Доброхотова, Ю.М.Каграманова.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. С.236-237.