Берус В. Философский практикум

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

МИРОВОЗЗРЕHИЕ, ЕГО СУЩHОСТЬ И СТРУКТУРА.  МИРОВОЗЗРЕHЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ. (Тема 1).

I. По содержанию представленных фрагментов определите форму мировоззрения и охарактеризуйте присущие ей особенности мышления.

1."Генерал Гаррисон, призвав однажды Текумсе, вождя племени шауни (Северная Америка), чтобы поговорить с ним, сказал ему: "Поди сюда, Текумсе, и присядь около своего отца!" – "Ты – мой отец? – Сурово ответил вождь. – Нет! Вот это солнце (указывая на него) – мой отец, и земля моя мать, и я останусь на ее груди". ( Тайлор Э. Б. Первобытная культура.- М., 1989. С. 156).
2." Камчадалы рассказывают о боге Туиле, что он катается на санях под землей, и когда собака его стряхивает с себя снег или блох, тогда бывает землетрясение". ( Тайлор Э. Б. Указ. соч., с. 175.)
3."Зулусы рассказывают сказку об одном племени амафен. Амафены были ленивы… и говорили: " Мы будем жить не трудясь, если станем есть то, что запасают люди, обрабатывающие землю". Все племя собралось… и, подготовив пищи, отправилось в пустыню. Вскоре, прикрепленные к их спинам бесполезные мотыги превратились в хвосты. Тела их покрылись шерстью и они превратились в павианов…". ( Тайлор Э. Б. Указ. соч., с. 175.)
4." И когда обратишь глаза свои к небу и увидишь солнце, луну, звезды, и все, что ни есть на небе, не дай себя завлечь и не делай культа из этого". ( Цит. по: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. СПб., 1995. С. 9-10.)

II. Проанализируйте и сравните следующие высказывания  о философии.

1." Все точное знание… принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон: эта Ничья Земля и есть философия". ( Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. С. 7.)
2."… есть некая реальная философия как элемент устройства нашего сознания, и есть философия понятий и учений, предметом которой является философия же, как это ни покажется парадоксальным".
 ( Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990. – М., 1990. С. 23.)
3." Научная идея, которая не сумела себя подтвердить, уходит из науки.  
Иное дело философия. Если философское предположение не получило подтверждения со стороны ученых, не беда. Придет время, и еще неизвестно, кто окажется прав.
Выходит, философия – это безответственное мышление? Придумывай, фантазируй, потом разберемся. Однако прекрасные идеи, которые продемонстрировали бы красоту мысли, придумать нелегко.
Одна наивная дама спросила Альберта Эйнштейна…, что он делает, когда ему в голову приходит потрясающая идея? Тот ответил: увы, это бывает поразительно редко".
( Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 2001. С.139-140).   
4." Люди будущего… столкнутся не с выбором, а со сверхвыбором".  (Во всем: начиная от продуктов питания, заканчивая страной проживания и стилем жизни.- В. Б.)
" По мере углубления проблемы сверхвыбора человек, у которого отсутствует четкое представление о собственных ценностях, постепенно впадает в угнетенное состояние. Неудивительно, что миллионы молодых людей следуют в будущее неустойчивым курсом, кидаясь то туда, то сюда, как неуправляемая ракета".
"… Десятки миллионов детей на законном основании заставляют сегодня тратить бесценные часы их жизни, усердно трудиться над материалом, ( в давно устаревших школах) практическая польза которого в будущем вызывает большие сомнения. Стоит ли от всех детей требовать изучения алгебры? А не извлекут ли они гораздо больше пользы из… компьютерного программирования? Философии? Теории массовых коммуникаций?"
( Тоффлер Э. Шок будущего.-М., 2001. С. 328; 452-453; 454.)
 
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ( ТЕМЫ 2 - 3 ).
I. О чем говорится в следующих изречениях? Кому они могут принадлежать? Какие особенности мышления характеризуют?
1. Лобон из Аргоса утверждает..., из песен (семи мудрецов) ему принадлежит эта: "Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль Ищи одну мудрость, Выбирай одно благо: Так ты заткнешь бесконечноречивые Языки болтунов". (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М., 1989. С. 109.)
2." А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается но ро­ковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправ­ды..." ( Фрагменты... С. 127.)
         3." А я говорю тебе, всё есть воздух! Сгущаясь и сплачиваясь, он становится во­дой и землей, разрежаясь и рассеиваясь - эфиром и огнем, а вернувшись к своей природе - снова воздухом". (Фрагменты...С. 131.)
4.    "Это перед нами и на наших глазах происходит.
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг, по отрядам не зная покоя,
Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь.
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необьятной мятутся".
(Лукреций. О природе вещей. Т. 1.-М., 1946. С. 79-80.)

I. Истолкуйте изречения Гераклита Эфесского.

1." Море - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям -негодная для питья и губительная". (Фрагменты... С.206.)
2." Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти переменившись, суть те. а те, вновь переменившись, суть эти". (Фрагменты... С.213-214.)
3." Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно". (Фрагменты... С. 201.)
4."Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых". (Фрагменты... С. 214.)
5."Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается". (Фрагменты... С. 214.)
6."Под залог огня все вещи и огонь под залог всех вещей, словно как под залог золота -имущество и под залог имущества - золото". (Фрагменты... С. 222.)
7." Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее ме­ра". (Фрагменты... С.231.)
8. "Душе присуща самовозрастающая мера". (Фрагменты... С.250.)
9. " Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора...". (Фрагмен­ты... С. 195.)
10." Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой Речью, они подобны незнающим ее, даром, что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я... Они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие". (Фрагменты... С. 189.)
III. Выявите атрибуты бытия в понимании Парменида. Почему он наделял бы­тие именно такими чертами?
"Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не "было" и не "будет", раз ныне все сразу.
"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то
Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,
Иль погибать, но держит крепко. Решение вот в чем:
Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
Путь второй отмести как немыслимый и безымянный
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.
Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в    прошлом"?
"Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
И не делимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,
Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно непожвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.
То же, на месте одном, покоясь в себе пребывает
И пребудет так постоянно: Мощно Ананкэ
Держит в оковах границ, что вкруг его запирают,
Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:
Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.
То же самое мысль и то, о чем мысль возникает,
Ибо без бытия, о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
Все, что приняли люди, за истину то полагая:
"Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно",
"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий".
Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно
Отовсюду, подобно глыбе прекруглого Шара,
От середины везде равносильное, ибо не больше,
Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот".
 (Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. С. 296-297.)

I. Какие строчки прочитанного выше фрагмента поэмы Парменида поясняются следующих отрывках лекции М. Мамардашвили.

1." Что с нами происходит, когда мы в небытии? Мы видим какие-то стороны предметов... (Например). Я вижу несомненно дом. Но что я вижу в действительности? - Я ви­жу одну стенку, другую, часть крыши. Но, тем не менее, ... я говорю себе, что я вижу дом. Хо­тя, чтобы увидеть дом, которого я не вижу в действительности, я должен обойти его. Это обхождение называется у греков очень странно (обхождение, которое предпринимается, чтобы уви­деть предметы), оно называется неподвижностью. В этом обхождении я все время на одном месте, так же как и тогда, когда хожу по кругу - поэтому бытие и называется круглым. Видение предполагает как бы обхождение - со всех сторон. И вот дом в целом есть бытие, и то, в силу чего для меня есть бытие, - особая вещь, называемая мышлением."
2." Тиран заподозрил своего друга в измене (потом оказалось, что друг верен ему), ти­ран огорчился. Но затем, поскольку он остается тираном, он заподозрил другого друга, и опять оказалось, что это не так. Тиран вновь испытал состояние раскаяния и сказал себе, что надо до­верять людям. Потом снова все повторилось... Дурная повторяемость явления...
По отношению к этому бытие есть то, что неподвижно и Одно. В том смысле, что в бы­тие человек выходит из дурной последовательности..., раз и навсегда. Пребыл раз и навсегда, то есть извлек опыт и смысл."
3." Бытие открывается там, где нет никакой самодостаточной психологии".   (Мамар­дашвили М. Лекции по античной философии. - М., 2002. С. 53-69.)
IY. К характеристике какого явления относится следующее изречение Платона. Выявите главные черты этого явления. Поясните, как вы понимаете эти сущест­венные признаки.
1."Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает и не уничтожается, ни увеличивается ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, без­образно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отноше­нии, безобразно в другом; ни что для одних оно прекрасно, для других оно безобразно". Пре­красное не предстает "перед созерцающим его "идею" в виде какого-либо облика..., ни в виде какой-либо речи, ни в виде существующего в чем-либо, например, в каком-либо живом суще­стве, или на земле, или на небе, или каком либо ином предмете".
( Цит. по: Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1998. С. 133.)
Y. О каком расхождении во взглядах Платона и Аристотеля ведет речь современ­ный исследователь?
1."Аристотель показывает, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может (эта ошибка позднее стала называться гипостазированием)". (Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. С. 306.)

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 НОВОГО ВРЕМЕНИ ( ТЕМЫ 5 - 6 ).

  1. Завершите рассуждения Ф. Бэкона и Р. Декарта подходящими, по вашему мнению словами. Аргументируйте свой выбор.

1." Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому, если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено в них. Поэтому единственная надежда - ……………".
 (Бэкон Ф.  Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека.// Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М., 1978. С. 13.)

2." Затем, внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что…..." ( Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.// Сочинения. В 2 т. Т. 1. С.269).
             
3. " Мы не можем сомневаться в том, что пока мы сомневаемся, ………….. .  Из этого мы познаем различие между……." ( Декарт Р. Первоначала философии// Сочинения. В 2 т. Т. 1. С. 316).

  1. Кому принадлежат следующие рассуждения, какое он представляет направление в теории познания Нового времени?

1." Шаги, которыми разум (mind) доходят до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место (empty cabinet), и, по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения." ( Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. Ч. 1. – М., 1991. С. 492).

III. О ком это написано? Как эти слова соотносятся с содержанием идей того, о ком пишется?

1."Учась в университете в возрасте 16 лет, он впервые…испытал разочарование в философии Аристотеля; и не из-за никчемности автора, к которому он всегда относился с величайшим уважением, а из-за бесполезности метода; аристотелевская философия (как имел обыкновение говорить Его Милость) хороша только для научных диспутов, но она бесплодна в том, что касается конкретной пользы для жизни людей…" (Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 3. – СПб., 1996. С. 162).

IY. Проанализируйте фрагменты из произведений  Макиавелли и исследований о его творчестве. Охарактеризуйте его понимание роли религии, соотношения политики и морали, «государственного интереса».

1."Размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, и что в нем всегда одинаково много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в страну, как мы видим из истории древних государств, которые изменялись вследствие перемены нравов, но мир сам по себе оставался один и тот же".
( Из "Рассуждений на первую декаду Тита Ливия". Цит. по: Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. С.145.) 
         2."Христианство «признает святыми большею частию людей смиренных, более созерцательных, чем деятельных», оно полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни обессилил мир м предал его в жертву мерзавцам. (Из «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия». Цит. по: Горфункель А. Х. Указ. соч. С.149 – 150.) 

3."Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно…». ( Из «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия». Цит. по: Горфункель А. Х. Указ. соч. С.153.)

Y. Проанализируйте высказывания Т. Гоббса о естественных правах и государстве. Каково их соотношение? Приведите примеры иных взглядов на этот вопрос.

         1."Конечной причиной… целью людей …при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении…. Каковая не гарантируется естественным законом. Естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие…) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать… не в силах гарантировать человеку безопасность». ( Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения: в 2 т. – М., 1991. Т. 2. С.129).
        2."…государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.» ( Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения: в 2 т. – М., 1964. Т. 2. С.197).
 
YI. Сравните взгляд К. А. Сен-Симона на цели общества со взглядом Т. Гоббса.

"На современном уровне просвещения и цивилизации не должно существовать ни одного политического права, которое основывалось бы на праве наиболее сильного… Королевская власть законна только в том случае, если короли употребляют свою власть на то, чтобы заставить богатых способствовать улучшению морального и физического существования бедных.
Я должен был обратиться прежде всего к богатым и сильным, чтобы расположить их в пользу новой доктрины. Я доказывал им…, что их интересы существенно совпадают с интересами народной массы, …что они принадлежат к классу трудящихся, являясь одновременно его естественными вождями, что признательность народной массы за те услуги, которые они оказывают ей, является единственной наградой, достойной их славных трудов». Из сочинения А. Сен-симона «Новое христианство". Цит. по: Мир философии. Ч. 2. – М., 1991. С. 452).

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XYIII – НАЧАЛА XIX ВЕКОВ (ТЕМА 7 ).

I.  Коперник и Кепплер пришли к лучшему пониманию накопленных астрономических данных, отказавшись от традиционного предположения, что Земля и человек находятся в неподвижном центре вселенной. Они приняли гипотезу о том, что Земля и человек на ней вращаются вокруг Солнца.
   Вопрос: почему теорию познания Иммануила Канта называют “коперниканским переворотом” в философии?

II. Объясните следующее высказывание о Гегеле.
"Суть этого идеалистического приема состоит в том, что Гегель превращает предикаты вещей, выражающие общие свойства вещей в субъекты, а субъекты – действительные матреиальные единичности – в предикаты, даже в продукты предикатов". ( Ситковский Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975. С. 10.)

  1. Поясните, как вы понимаете следующие высказывания Гегеля. Есть ли различия в содержании понятий «Абсолютный дух» и «Абсолютная идея» в гегелевской философии?
  1. "Всемирный дух, столь занятый действительностью и отвлекаемый внешними событиями, не мог обратиться внутрь, к самому себе и наслаждаться собой на своей подлинно родной почве". (Гегель Г. В. Ф. Из речи в Берлине 22 октября 1818 г. // Гегель. Политические произведения. – М., 1978. С. 368.)
  2. "Движение, направленное к тому, чтобы раскрылась форма знаний духа о себе  (превращение духа в "абсолютный дух"), есть работа, которую он осуществляет как действительную историю". (Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. – СПб., 1992. С. 49.)
  3. "…Но в философии дух празднует примирение с самим собой…" ( Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975. С. 17.)
  4. "Абсолютная идея есть всеобщее… чистая всебщность". ( Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975. С. 67.)
  5. "Природа есть инобытие идеи, ее временное состояние". (Компилляция из высказываний Гегеля).

6. Человеческое познание превращает телесные вещи во всеобщее, раскрывая идеальные сущности вещей. Тем самым человек, выступающий как исполнитель устремлений абсолютной идеи, ликвидирует отчужденное от идеи состояние мира". (Ситковский Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975. С. 21.)
                                   

СОВРЕМЕННЫЕ ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ
 И РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ
 ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ( ТЕМА 8 ).

I. Определите философские направления к которым относятся приведенные ниже высказывания. Кратко охарактирезуйте основные идеи этих направлений.
          1." Мораль - это зверинец; предпосылка ее - та, что железные прутья могут быть полезнее, чем свобода, даже для уже уловленных; другая ее предпосылка, что существуют укротители зверей, которые не останавливаются перед самыми ужасными средствами… Чтобы иметь правильное представление о морали, мы должны поставить на ее место два зоологических понятия: приручение животного и разведение известного вида". ( Цит. по: Зотов А. Ф. Современная западная философия. - М., 2001. С. 190 ).
2." Абсолютность свободы делает человека не свободным… от своей свободы. Он с необходимостью должен выбирать, не может не выбирать. Человек… "осужден быть свободным". ( Современная буржуазная философия. Учебное пособие // Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. - М., 1978. С. 366 ).
3." В основе образования понятий, посредством которого действительность вбирается в науку, должен лежать определяющий метод данной науки…" ( Цит. по: Губман Б. Л. Смысл истории. - М., 1991. С. 49 ).
               4." Он пишет о том, что все философские системы, пытающиеся представить завершенную, законченную картину мира, метафизичны по своей сути. Но не потому, что процесс познания бесконечен, а постольку, поскольку в реальности жизнь целостна, не разделима на части аналитическим путем. … Познать "жизнь" можно только путем сопереживания или же вживания, но не путем формулирования закономерностей или же эмпирического наблюдения".
    ( Берус В. В. Исторические типы философии. С. 94 ).

  1. Заполните пробелы в составленной русским мыслителем А. С. Лаппо-Данилевским таблице. Для решения этой задачи необходимо:  пользуясь лекционным материалом, выяснить, какой закон иллюстрирует эта таблица, в рамках какого философского направления этот закон сформулирован. Перечертите таблицу в свои лекционные тетради.

 

Состояния мышления

Объект

Принципы
объяснения

Метод
объяснения

Теологическое

Абсолютное, последние причины

Трансцендентный

Преобладание воображения над разумом

 

Абсолютное, последние причины

Имманентный

 

 

 

Относительность познания

 

( Лаппо-Данилевский  А. С. Публичные лекции: "Научные основы социологии в их историческом развитии". - СПбО архива РАН. Ф. 113. Оп. 1. Ед. хр. 344. Л. 82  ).

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ ( ТЕМА 9 ).

I. Почему мы ведем речь о "русской философской культуре", а не о "русской философии"? Приведите различные точки зрения о существовании феномена "русской философии" ( воспользуйтесь материалом лекции. Смотрите: Берус В. В. Исторические типы философии. Курс лекций. - Барнаул, 2002. С. 104 - 114).

Прочитайте следующие высказывания. Идентифицируйте их с именами русских философов и названиями философских течений, а также с соответствующими категориями их философских систем.

  1. "Человек должен из состояния религиозно-пассивного и рецептивного перейти в состояние религиозно-активное и творческое" - это есть новое, небывалое еще … сознание". ( Цит. по Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1999. Т. 2. С. 357.)
  1. "…деспотизм, гипертрофия государства и анархизм; жестокость, склонность к насилию и доброта; обостренное сознание личности и коллективизм; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт". ( Цит. по: Берус В. В. Исторические типы философии. С. 113.)
  1. "… очень редко душе удается проснуться от самоочевидностей разума…". ( Цит. по: Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. С. 369.)
  1. "В результате преклонение перед идеей революционной справедливости парализовало стремление к истине, привело многих к сектантству и духовной ограниченности". ( Берус В. В. Исторические типы философии. С. 110.)

МАТЕРИЯ, ДВИЖЕHИЕ,
ПРОСТРАHСТВО И ВРЕМЯ. ( ТЕМА 10 ).

I. Сравните следующие высказывания о материи, выявите существенные отличия.

1." Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

2." Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в на-шем мире вещественное бытие. ... Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времени, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе пре-дыдущего..., так что все новое в среде вещества происходит за счет преж-него или в ущерб ему, и 2) непроницаемость в пространстве, в силу кото-рой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места... Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения... Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразною внутреннему все-единству идеи - вот задача мирового процесса...". ( Методические материалы по философии. - Барнаул, 2001. С. 23 - 24.)

II. Дайте свое толкование следующих высказываний А. Эйнштейна.

1." Если вы разговариваете с милой девушкой, то вечность пройдет для вас как один миг. А если вас посадить на раскаленную плиту, то один миг вам покажется вечностью".

2." Представь себе жука, который ползет по огромной вогнутой по-верхности, и ему кажется, что эта поверхность плоская. Я такой же жук, только я понял, что поверхность не плоская, а кривая".

III. К какому историческому типу философствования может быть отнесено следующее рассуждение о времени?
      
       "Ты предшествуешь любому прошлому, ибо в вечности своей ты всегда в настоящем, превосходя любое будущее, ибо будущее, однажды пришед, становится прошлым: в то время, как ты всегда один и тот же. …Годы твои – один лишь день, а день твой – это не день сегодня, но такое сегодня, что не разменивается на "завтра" и не растворяется во "вчера". Твое "сегодня" – вечность. Время и вечность суть два несоизмеримых понятия…". ( Методические материалы по философии. - Барнаул, 2001. С. 23 - 24.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. (ТЕМА 11 ).

I. Определите, какие подходы к проблеме человека представляют следующие высказывания.

1." Существо человека состоит в том, что он больше, чем просто че-ловек, если представлять последнего как разумное живое существо. Чело-век в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи эк-зистенцией, заключается в обитании вблизи бытия. Человек - сосед бы-тия". ( М. Хайдеггер )
2." Человек по своей природе травоядное и плотоядное существо. При этом он слаб, плохо вооружен и может стать жертвой прожорливости более сильных животных. ... Любовь людей к своим ближним есть резуль-тат необходимости помогать друг другу и бесконечного множества по-требностей, зависящих от той же физической чувствительности." ( К. А. Гельвеций )
        3." Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному ин-дивиду. Она есть совокупность общественных отношений". ( Методические материалы по философии. С. 23. )

II. О какой сущностной черте человека идет речь в данных цитатах?
1." В крике новорожденного звучит не жалоба, а возмущение и гневное негодование: он кричит не от боли, от недовольства, вероятно потому, что хочет двигаться и воспринимает свою неспособность к этому, как скованность, лишающую его свободы. Какова же могла быть цель природы в том, что ребенок появляется на свет с громким криком? Ведь в грубом естественном состоянии это было бы чрезвычайно опасно для ребенка и его матери. Волк, даже кабан, привлеченный криком, мог бы пользуясь отсутствием матери или слабостью ее после родов, сожрать его. Ни одно животное, кроме человека, не возвещает громко при появлении на свет о своем существовании, это, по-видимому, предусмотрено мудростью природы, чтобы сохранить вид". ( Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собрание сочинения в 8 т. - М., 1974. - Т. 7. - С. 369 ).
2."Животное, поддерживая свой организм, знает меру. Лошадь отличает травы съедобные и несъедобные, обыкновенные и ядовитые. Голодная кошка сначала осторожно лакает молоко.
Человек не только переедает. Он потребляет множество вредных продуктов. Более того, существует теория, что человек стал самим собой только благодаря потреблению того, чего не следовало потреблять." ( Гуревич П. С. Философская антропология. - М., 2001. С. 212 - 213 ).

III. Какая проблема философской антропологии может быть сформулирована в результате сравнения этих двух поэтических произведений?

Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь - вот корень, стебелек,
Здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял.
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
(Английский поэт XIX века Теннисон).

**************************************
Внимательно вглядись!
Цветы "пастушьей сумки"
Увидишь под плетнем!
(Хоку японского поэта XYII века Басё).

IY. Сформулируйте главную идею, исходя из которой определяют понятие общества в представленных ниже цитатах. Сравните и выявите сущностные различия в подходах к определению общества, продемонстрированных И. Бентамом и О. Контом.

1."Общество есть фиктивное тело, состоящее из индивидуальных лиц, которые рассматриваются как составляющие его члены. Что же такое в этом случае интерес общества? - сумма интересов отдельных членов, составляющих его.
Чтобы определить с точностью общее стремление какого-нибудь действия, затрагивающего интересы общества, поступайте следующим образом. Начните с какого-нибудь одного лица из тех, интересы которых кажутся затронутыми наиболее непосредственно, и определите:

  1. Ценность, каждого замечаемого удовольствия, которое, по-видимому, производится этим действием… .
  2. Ценность каждого страдания, которое, по-видимому, производится этим действием… .
  3. Сложите все ценности все ценности всех удовольствий, с одной стороны, и все ценности всех страданий - с другой.
  4. Определите число лиц, интересы которых являются затронутыми, и повторите вышеуказанный процесс относительно каждого. Сведите баланс; если он будет в сторону удовольствия, он даст общее хорошее стремление относительно целого числа или общества заинтересованных индивидуумов… .

Дело правительства состоит в том, чтобы содействовать счастью общества посредством наказаний и наград… . Мы уже увидели, в чем состоит счастье: в наслаждении удовольствиями, в обеспечении от страданий.
 ( Из работы Иеремии Бентама, английского философа и юриста ( 1748 - 1832 ) "Введение в основания нравственности и законодательства". Социальная философия. Хрестоматия.Ч.1.- М., 1994. С.31-32 ).

2."Положительное мышление… Для него человек в собственном смысле слова не существует, существовать может только человечество, так как всем нашим развитием, в каком бы отношении его не рассматривать, мы обязаны обществу. Если идея общества еще кажется абстракцией нашего ума, то это преимущественно в силу старого философского мировоззрения; ибо, по правде сказать, именно идея индивида отличается … таким характером". ( Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1920. С. 55).

Y. Самостоятельно сформулируйте определения общества, исходя из следующих оснований.

  1. От природы
  2. От психики человека
  3. От действий человека (деятельности)
  4. От продуктов деятельности человека
  5. От дискурса.

Воспользуйтесь помощью лекционного материала и учебника: Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1999.
.

Обратно в раздел философия