Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. РОССИЯ В РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ 1917-1921 гг.

III. ОКТЯБРЬСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ и СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Нарастание общенационального кризиса

Важнейшими этапами на пути к общенациональному кризису стали политические кризисы в апреле-июле 1917 г. Во второй половине 1917 г. широкий размах приобретает стачечное движение. 12 августа состоялась Всеобщая стачка рабочих Москвы, выступивших против Государственного московского совещания. Прибывший в Москву на совещание Н. Н. Суханов отмечал: "Трамваи в Москве не ходили. Да и извозчиков почти не было на улицах... Бастовали все городские предприятия, за исключением удовлетворяющих насущные нужды населения. Бастовали рестораны, официанты... К вечеру Москва должна была погрузиться во мрак, так как газовый завод бастовал в числе других предприятий". В этой однодневной стачке участвовало свыше 400 тыс. рабочих Москвы и ее окрестностей.

Крупными выступлениями стали стачки бакинских нефтяников (27 сентября - 3 октября), рабочих одного из крупнейших металлургических заводов Юга России - Юзовского (3 октября), текстильщиков Иваново-Кинешемского района (октябрь). Всего в сентябре-октябре 1917 г. в стачечном движении участвовало около 2,4 млн рабочих. За это же время было зарегистрировано более 3,5 тыс. крестьянских выступлений, многие из которых перерастали в восстания.

На протяжении всего 1917 г. российская экономика продолжала погружаться в экономическую бездну. Страну захлестнул поток бумажных денег. За 8 месяцев Временное правительство выпустило их столько же, сколько царское правительство за весь период Первой мировой войны. Не покрытых золотом кредитных билетов было выпущено на 16,5 млрд руб. В сентябре 1917 г. в обращении появились так называемые "керенки", казначейские знаки достоинством в 20 и 40 руб. Эти деньги, по общему мнению, были "скверными знаками", так как изготовлялись без достаточной степени защиты от подделки. Тем не менее последний министр финансов Временного правительства М. В. Бернацкий признавал, что если бы они не были выпущены в сентябре, то "Октябрьская революция превратилась бы в сентябрьскую".

Ухудшение экономического положения в стране не могло не отразиться на росте революционных настроений масс. Заработная плата не поспевала за стремительным повышением цен. Столичные рабочие к августу 1917 г. в среднем зарабатывали 200 руб. в месяц, в то время как пара мужской обуви стоила 144 руб., а костюм 400 руб.

Россия оказалась на грани хозяйственной катастрофы. Разрушение производительных сил достигло небывалых размеров, в полном расстройстве находился железнодорожный транспорт. С марта по октябрь прекратили работу около 800 предприятий. Один из крупнейших предпринимателей П. П. Рябушинский, выступая в августе 1917 г. на II Всероссийском торгово-промышленном съезде, с горечью констатировал: "Мы все испортили своими собственными руками, и вся экономическая и финансовая жизнь России пришла в расстройство, и все мы вошли в какой-то тупик". Вопрос о том, есть ли для "введения социализма" условия и каким будет этот новый строй, у масс практически не возникал, и не только от веры в будущее, но и от убеждения, что хуже быть уже не может.

С целью ослабления нарастающего в стране общенационального кризиса и укрепления позиций Временного правительства по решению ВЦИК и исполкома Советов крестьянских депутатов было решено созвать в Петрограде Демократическое совещание. По мысли устроителей совещания, представители Советов должны были составлять на нем лишь меньшинство. Большая же часть делегатов совещания должна была представлять городские и земские самоуправления, кооперативы, профессиональные союзы и т. д.

Совещание проходило с 14 по 22 сентября 1917 г. в Александринском театре. На нем присутствовало свыше 1500 человек, в том числе представители основных политических партий России. После корниловского мятежа многие министерские портфели были не заняты, и открытия совещания все ждали с нетерпением. (С 1 по 24 сентября у власти находилась так называемая Директория, или "Совет пяти", в составе: А. Ф. Керенский, А. М. Никитин, М. И. Терещенко, А. И. Верховский и Д. Н. Вердеревский.) Министр-председатель Временного правительства Керенский выступил на совещании, однако, по свидетельству видного деятеля эсеровской партии Н. Д. Авксентьева, "чрезвычайно нервничал, был неровен, не уверен в себе и не произвел большого впечатления. Его приветствовали, но чувствовалось, что прежний энтузиазм уже отлетел".

Кроме решения вновь построить власть на коалиционных началах, было принято и другое; выделить из состава Демократического совещания представителей всех групп и фракций в постоянный орган - Временный Совет Российской Республики (Предпарламент). Предпарламент представлял собой совещательный орган при Временном правительстве, которое должно было до созыва Учредительного собрания нести перед ним ответственность. Однако образованное 25 сентября 3-е коалиционное правительство резко ограничило права и функции Временного Совета Российской Республики.

Заседания Предпарламента открылись 7 октября в Мариинском дворце в зале бывшего царского Государственного Совета. С зажигательной речью выступил Керенский, а затем передал председательствование старейшему члену Временного Совета Российской Республики - "бабушке русской революции" Е. К. Брешко-Брешковской. После этого состоялись выборы в президиум и председателем Предпарламента стал Н. Д. Авксентьев. Фракция большевиков после прочтения Л. Д. Троцким подготовленной декларации покинула Предпарламент, отказавшись от работы в нем.

Большевики приходят к власти

После провала корниловского мятежа большевики, арестованные в ходе июльских событий, были освобождены из тюрьмы. Некоторые из них (Каменев, Луначарский) оказались на свободе еще в начале августа.

Большое значение в борьбе большевиков за массы сыграл VI съезд РСДРП(б), проходивший с 26 июля по 3 августа 1917 г. в Петрограде. Лозунг "Вся власть Советам!" был временно снят. Важнейшим документом съезда стала резолюция "О политическом положении", в которой были учтены указания В. И. Ленина. Сам же лидер большевиков по решению ЦК партии после июльских дней перешел на нелегальное положение и покинул столицу, скрываясь сначала (вместе с Г. Е. Зиновьевым) на озере Разлив (до 8 августа), а затем в Финляндии. VI съезд ориентировал РСДРП(б) на общеполитическую подготовку завоевания власти путем вооруженного восстания.

С конца августа началась массовая большевизация Советов. На заседании Петроградского Совета вечером 31 августа впервые была принята резолюция большевиков по текущему политическому моменту и по вопросу о власти в стране. 5 сентября большевистскую резолюцию принял Московский Совет, 7 сентября - Казанский и Уфимский, 8 сентября - Киевский. После принятия Петрoсоветом 31 августа большевистской резолюции "О власти" председатель Совета Н. С. Чхеидзе вместе с другими членами Президиума - эсерами и меньшевиками - заявил о намерении сложить свои полномочия. 9 сентября, когда на заседании Совета резолюция меньшевиков и эсеров о доверии Президиуму не набрала нужного количества голосов, Чхеидзе, покидая место председателя, сказал: "Президиума больше нет". 25 сентября по предложению большевистской фракции Петроградского Совета председателем был избран Л. Д. Троцкий. Незадолго до этого на VI съезде РСДРП(б) он в числе других "межрайонцев" (членов Петербургского междурайонного комитета РСДРП, выступавших за единство российских социал-демократов) - Д. Б. Рязанова, А. В. Луначарского, М. С. Урицкого, В. Володарского, Д. 3. Мануильского и других - был принят в партию большевиков.

Осенью 1917 г. большевики вновь выдвигают лозунг "Вся власть Советам!", но теперь он означал переход власти к Советам путем свержения Временного правительства. В октябре 1917 г. в России насчитывалось 1429 Советов, в том числе свыше 700 Советов рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о немедленной подготовке вооруженного восстания был поставлен Лениным в письме "Марксизм и восстание", написанном 13-14 сентября в Финляндии. Оно обсуждалось на заседании ЦК 15 сентября вместе с другим письмом Ленина "Большевики должны взять "власть". Однако в тот момент позиция Ленина не была поддержана, и две неделя спустя он пишет статью "Кризис назрел", в которой убеждает своих соратников, что "победа вооруженного восстания пролетариата теперь обеспечена как никогда ранее".

Решение о вооруженном восстании ЦК РСДРП(б) принял на своем заседании 10 октября 1917 г. К тому времени в Петроград возвратился Ленин и впервые после июльских дней участвовал в работе ЦК. С 9 октября Военный отдел и президиум солдатской секции Петроградского Совета начали готовить проект образования Революционного штаба по обороне Петрограда. 12 октября проект был утвержден и создан Военно-революционный комитет (ВРК).

21 октября в воинские части Петроградского гарнизона ВРК назначил своих первых комиссаров. К 24 октября комиссары ВРК были назначены в 51 часть. Кроме того, они находились на промышленных предприятиях, складах оружия, железных дорогах. Одним из главных организаторов и руководителей Петроградского ВРК был левый эсер П. Е. Лазимир. В то же время, являясь органом Петросовета, ВРК был подчинен Л. Д. Троцкому. Главной задачей ВРК стала мобилизация масс на вооруженное восстание.

В ночь с 15 на 16 октября состоялось расширенное заседание ЦК партии большевиков, на котором была вновь поддержана ленинская резолюция о вооруженном восстании от 10 октября. Тогда же был образован вошедший в состав ВРК партийный военно-революционный центр (ВРЦ), в составе: А. С. Бубнов, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин и М. С. Урицкий.

В ночь на 24 октября Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет "Рабочий путь" и "Солдат" и о вызове верных ему воинских частей из пригородов. Рано утром типография "Рабочего пути" была захвачена юнкерами. На заседании ЦК РСДРП(б) было решено принять меры по охране Смольного, создать запасной центр восстания в Петропавловской крепости. Прибытие Ленина в Смольный с конспиративной квартиры вечером 24 октября придало подготовке восстания решающий импульс. К утру 25 октября Петроград находился во власти ВРК. Днем отряд солдат и матросов под командованием комиссара ВРК распустил Предпарламент, депутаты которого спешно поручили Н. Д. Авксентьеву при первой возможности вновь созвать Временный Совет Российской Республики.

25 октября в 22 часа 40 минут открыл свои заседания II Всероссийский съезд Советов, качало работы которого первоначально планировалось на 20 октября, но затем было перенесено. По свидетельству одного из военных руководителей Октябрьского вооруженного восстания Н. И. Подвойского, Ленин в это время "метался по маленькой комнате Смольного, как лев, запертый в клетку. Ему нужен был во что бы то ни стало Зимний: Зимний оставался последней заставой по пути к власти трудящихся. Владимир Ильич ругался... Кричал... Он готов был нас расстрелять". В ночь с 25 на 26 октября Зимний дворец был взят, а Временное правительство арестовано. Осудив переворот, съезд покинули меньшевики, а за ними эсеры и бундовцы. Как заметил Н. Н. Суханов, "мы ушли, совершенно развязав руки большевикам, сделав их полными господами всего положения, уступив им целиком всю арену революции. Борьба на съезде за единый демократический фронт могла иметь успех. Уходя со съезда, мы своими руками отдали большевикам монополию над Советом, над массами, над революцией. По собственной неразумной воле мы обеспечили победу всей "линии" Ленина".

26 октября на съезде по докладам Ленина были приняты декреты о мире и о земле. В ночь с 26 на 27 октября съезд образовал первое, чисто большевистское Советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным. По решению съезда это было временное рабочее и крестьянское правительство, образованное для управления Россией, "впредь до созыва Учредительного собрания".

В первый состав Совнаркома (СНК) вошли: председатель - В. И. Ленин; наркомы: по внутренним делам - А. И. Рыков, земледелия - В. П. Милютин, труда - А. Г. Шляпников, по делам военным и морским - комитет в составе: В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко, по делам торговли и промышленности - В. П. Ногин, народного просвещения - А. В. Луначарский, финансов - И. И. Скворцов-Степанов, по иностранным делам - Л. Д. Троцкий, юстиции - А. Ломов (Г. И. Оппоков), по делам продовольствия - И. А. Теодорович, почт и телеграфов - Н. П. Авилов (Глебов), по делам национальностей - И. В. Сталин.

Один из ключевых вопросов русской революции заключается в том, почему большевики победили в борьбе за власть в 1917 г. Безусловно, на ход и результаты революции значительное влияние оказала Первая мировая война. Если бы Временное правительство ощущало "пульс народа" и не стремилось довести войну до победного конца (широкой поддержки этот лозунг не имел), то оно, вероятно, имело бы больше шансов справиться с теми многочисленными трудностями, которые стали неизбежным следствием крушения старого порядка. Временное правительство слишком долго собиралось начать радикальные реформы. "Нашелся ли бы на свете хоть один дурак, который пошел бы на революцию, - говорил позднее Ленин, - если бы действительно была начата социальная реформа?"

Бесспорно, что росту авторитета крайне левых сил в 1917 г. способствовали лозунги "Мира, земли, хлеба", "Вся власть Советам!" и др. Помимо этого, необходимо отметить и способность большевиков всего за несколько месяцев подготовиться к взятию власти, что было обусловлено большой работой, проводимой ими в тылу и на фронте. Только большевики смогли до конца понять и оценить важнейшую роль вооруженных сил в борьбе за власть.

Попытки обвинить большевиков в получении "немецких денег" для революционных целей имели место уже в 1917 г. Так, еще до июльских дней Временное правительство с подачи французской контрразведки начало, готовить дело против большевиков, пытаясь обвинить их в связях с Германией. Отрабатывался вариант, в соответствии с которым до июля 1917 г. основным каналом для перевода "немецких денег" большевикам в Петроград служила экспортно-импортная фирма Парвуса (А. И. Гельфанда), пронемецкие симпатии которого были хорошо известны властям. Тем не менее "следственная комиссия прокурора Петроградской судебной палаты, расследовавшая в июле-октябре 1917 г. дело по обвинению Ленина в получении немецких субсидий, не смогла найти прямых доказательств, подтверждающих получение большевиками каких-либо сумм через скандинавскую фирму Парвуса-Танецкого (последний был директором-распорядителем фирмы). B 1917 г. часть "немецких денег" все же достигла большевиков через швейцарского марксиста Карла Моора, который являлся "особо доверенным агентом" немцев (о чем стало известно лишь во второй половине 1950-х гг.). И хотя большевики на заседании ЦК РСДРП(б) 24-сентября 1917г. деньги от Моора принимать отказались, заподозрив его в связях с немецким правительством, к этому времени он успел вручить Заграничному бюро ЦК около 35 тыс. долларов. На сегодняшний день данные сведения являются единственным строго документированным свидетельством получения большевистской партией денег от агента немецкого правительства в 1917г. В 1923-1926гг. К. Моору по его просьбе было возвращено около 40 тыс. долларов "ввиду тяжелого материального положения".

В этом "деле" несомненно одно: в захвате власти в Петрограде в октябре 1917 г. "немецкие деньги" никакой роли не сыграли. Гораздо более важным в ходе революции было сочетание внутриполитических факторов - недовольство масс продолжением войны и ухудшением жизни, промедление власти с реализацией земельной реформы, умелая агитация большевиков, захват контроля над петроградским гарнизоном. Октябрьская революция была сделана "чистыми руками", хотя немцы и сочувствовали попыткам РСДРП(б) захватить контроль над страной.

Не случайно видный деятель германского и международного рабочего движения Роза Люксембург, находясь осенью 1918 г. в камере Бреславльской тюрьмы, записала: "Освобождение России... имело глубокие корни в собственной стране и внутренне полностью созрело".

Идея создания однородного социалистического правительства

Имея на II Всероссийском съезде Советов большинство голосов и встретив решительное неприятие социалистической революции со стороны меньшевиков и правых эсеров, большевики образовали однопартийное правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНТС). В значительной степени это был вынужденный шаг: накануне открытия съезда большевики предлагали лидерам социалистических партий войти в правительство, но те отказались. В названии правительства - "рабочее и крестьянское" - был обозначен его классовый характер. Правда, в составе Совнаркома не было рабочих и крестьян. Все его члены являлись профессиональными революционерами, большинство вышло из среды интеллигенции, но, как и их партия в целом, они претендовали на роль истинных представителей и защитников интересов трудового народа, прежде всего рабочих.

В первые же дни правительство, как и руководство большевистской партии (ее Центральный Комитет), оказалось в состоянии кризиса, вызванного расколом в его составе. Несколько членов Совнаркома и членов ЦК партии (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и др.) соглашались с требованием Всероссийского исполкома профсоюза железнодорожников (Викжеля), в котором преобладали меньшевики и правые эсеры, создать "однородно-социалистическое" правительство с включением в него меньшевиков, правых эсеров, народных социалистов. Это являлось бы реализацией идеи многопартийного демократического социалистического правительства, вынашивавшейся: в 1917 г. левой частью меньшевиков и эсеров и встречавшей сочувствие ряда лидеров большевиков. Весомость требований Викжеля обеспечивала и сложная внутриполитическая ситуация. В Москве явно затянулся переход власти, а под Петроградом находились части Краснова-Керенского. Гражданская война становилась реальностью.

Однако большинство членов ЦК во главе с Лениным отказались принять требования Викжеля, считая, что это-переведет революцию на рельсы буржуазно-демекратичеcкого, а не социалистического развития. В ответ народные комиссары В. П. Милютин, В. П. Ногин, А. И. Рыков и И. А. Теодорович оставили свои посты. Вместо подавших в отставку в правительство были введены большевики А. Г. Шлихтер и Г. И. Петровский. Этот эпизод явился продолжением предоктябрьского спора в самой большевистской партии по вопросу о готовности аграрно-крестьянской страны осуществить переход к социализму, о возможности одной партии реализовать свою социалистическую программу в государстве, где пролетариат составляет меньшинство населения.

Переговоры о политическом блоке большевиков и левых эсеров начались в дни вооруженного восстания в Петрограде. Левые эсеры добивались создания однородного социалистического правительства от большевиков до народных социалистов. Этапом на пути заключения блока стало утверждение 17 ноября 1917 г. "Наказа", закреплявшего договоренность большевиков и левых эсеров о взаимоотношениях ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) и СНК, и документа о частичном изменении состава СНК и наркоматов. В ночь на 10 декабря было подписано соглашение о совместной работе. В Совнарком вошли в качестве наркомов: И. 3. Штейнберг - юстиции, П. П. Прошьян - почт и телеграфа, А. Л. Колегаев - земледелия (с 25 ноября). Были образованы и новые наркоматы, которые возглавили члены партии левых эсеров: В. Е. Трутовский - по местному самоуправлению, В. А. Карелин - имуществ Российской Республики. В. А. Алгасов, включившийся в работу наркомата внутренних дел, получил статус "народного комиссара без портфеля, но с правом решающего голоса". Седьмым членом правительства от левых эсеров стал М. А. Бриллиантов, назначенный 19 января 1918 г. членом коллегии наркомата финансов.

К работе в СНК привлекались и другие левые эсеры: заместители наркомов Н. Н. Алексеев (Наркомзем) и А. А. Шрейдер (Наркомюст), а также члены коллегий П. Е. Лазимир, Л. Е. Кроник, М. А. Левин и др.

Двухпартийное советское правительство существовало с декабря 1917 г. по март 1918 г., когда левые эсеры в знак протеста по вопросу заключения Брестского мира вышли из Совнаркома. К тому времени единогласия по ряду проблем уже не существовало, а споры на заседаниях СНК принимали резкий характер. Тем не менее только за ноябрь-декабрь 1917 г. на 37 заседаниях СНК было рассмотрено свыше 460 вопросов, связанных с политической, военной, экономической и культурной жизнью республики.

Экономические основы советского строя

Еще в дооктябрьский период на промышленных предприятиях начал внедряться рабочий контроль, который в тех условиях был средством борьбы с саботажем предпринимателей. Но он не являлся тогда орудием организации или социальной реконструкции производства. 14 ноября 1917 г. рабочий контроль был декретирован и после этого стал быстро распространяться по предприятиям различных отраслей промышленности. К середине 1918 г. специальные органы рабочего контроля (фабзавкомы, советы старост и т. д.) были созданы на 70% предприятий. Рабочие получили доступ к бухгалтерским книгам, складам, могли контролировать обоснованность найма и увольнений. С этой точки зрения можно говорить, что осуществление рабочего контроля было мерой успешной. Однако он оказался не в состоянии регулировать снабжение, заказы, финансирование в масштабе определенной отрасли промышленности и тем более в масштабе всей страны. Даже в пределах отдельного предприятия рабочий контроль не всегда мог способствовать регулированию производства, ибо нити от него часто тянулись за пределы предприятия - к капиталистическим центрам промышленности, к банкам и аппарату крупных монополий. Кроме того, рабочий контроль имел и внутренние противоречия, заключавшиеся в противопоставлении интересов рабочих отдельного предприятия интересам народного хозяйства в целом. Тенденция "хапания", "сепаратизма", "местничества" приобретала в первые годы революции чрезвычайно острый характер.

Необходимость создания единого органа для целей регулирования, управления и планирования экономической жизни страны ощущалась еще Временным правительством. Для этой цели летом 1917 г. были созданы Главный Экономический Комитет и Экономический Совет, но в тот период они не смогли решить возлагавшиеся на них задачи.

Декретом от 1 декабря 1917 г. образовывался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который, по мысли В.И. Ленина, должен был стать таким же всеобъемлющим органом в сфере экономики, каким Совет Народных Комиссаров являлся в политике. Первым председателем ВСНХ (с декабря 1917 г. по 22 марта 1918 г.) был В. В. Оболенский (Осинский). Позже его на этом посту заменил А. И. Рыков (3 апреля 1918 г. - 28 мая 1921 г.). Вслед за ВСНХ стали создаваться местные Советы народного хозяйства (СНХ) - областные, губернские и уездные. Положением от 23 декабря 1917 т, определялись их задачи в соответствии с задачами ВСНХ.

В первые послеоктябрьские месяцы власть была крайне децентрализована. И не случаен тот факт, что на рубеже 1917-1918 гг. именно на местах промышленная политика реализовывалась легче и быстрее, чем общая организация хозяйства из одного руководящего центра. Власть опиралась в этот период преимущественно на революционный порыв масс, на их творческую инициативу. Через фабзавкомы и профсоюзы (их численность с октября по декабрь 1917 г. увеличилась почти в 1,5 раза и составила около 3 млн человек) начали входить в жизнь принципы производственного самоуправления.

1918 г. стал в определенной мере временем "осовнархоживания" территории страны. К середине 1919 г. в Советской России насчитывалось 332 местных экономических органа (СНХ). Система Совнархозов, таким образом, представляла собой горизонтальный срез - организацию промышленности по производственно-территориальному признаку. Однако параллельно шел и другой процесс. ВСНХ формировал с 1918 г. также производственно-отраслевую систему - так называемые главки и центры - главные и центральные правления. Именно это направление взяло впоследствии верх и заложило основу централизованного управления промышленностью в стране.

С конца 1917 г. начинается осуществление политики национализации промышленности. 17 ноября было объявивлено о национализации Ликинской мануфактуры во Владимирской губернии, поскольку ее владелец закрыл предприятие, ссылаясь на отсутствие средств, сырья и на необходимость ремонта. Комиссия по разбору этого дела была создана еще при Временном правительстве и пришла к выводу, что нет никакой необходимости закрывать фабрику и она может продолжать работу. Достаточно часто, таким образом, на начальном этапе революции национализация представляла собой карательную меру со стороны властей за неподчинение предпринимателей. До марта 1918 г. было национализировано 81 предприятие. Вместе с тем рассматривать конфискацию капиталистической собственности только как карательный акт было бы не совсем верно. Правильнее сказать, что саботаж владельцев промышленных предприятий ускорил проведение мер по отчуждению частного имущества в пользу Республики.

Преодолев в ноябре 1917 г. сопротивление чиновников и овладев Государственным банком, большевики установили контроль и за деятельностью многочисленных частных банков, приступив к полной национализации всего финансового дела. Утром 14 декабря отряды красногвардейцев, солдат и моряков согласно заданию Совнаркома начали операцию по занятию всех частных банков Петрограда. Вечером того же дня на заседании ЦИК Советов были приняты декреты о национализации банков и ревизии их стальных сейфов. Декрет от 14 декабря 1917 г. объявлял банковское дело монополией государства. Все существовавшие частные акционерные банки объединялись с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР. При этом объявлялось, что интересы мелких вкладчиков будут полностью соблюдены. По выражению Ленина, буржуазия была оставлена "без души".

В стремлении подорвать благосостояние буржуазии был предпринят шаг, направленный на отмену права частной собственности на городскую недвижимость. Проект этого декрета Совнарком принял 23 ноября, а 16 декабря 1917 г. утвердил, запретив совершение каких бы то ни было сделок по продаже, покупке, залогу и т. д. всей недвижимости и земель в городах.

Законодательное оформление политической системы. Конституция 1918 года

Первым конституционным законом обобщающего характера для Советской России стала разработанная Лениным Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Ее проект был принят ВЦИК 3 января 1918 г.

10 января в Таврическом дворце начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. А еще спустя два дня к нему в полном составе присоединились делегаты III Всероссийского съезда крестьянских депутатов, заседавшие до этого в Смольном. Открывшееся-вечером 13 января 1918 г. под председательством Я. М. Свердлова совместное заседание рабочих, солдатских и крестьянских депутатов закрепило слияние всех Советов России.

18 января, в заключительный день работы объединенного съезда Советов, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была утверждена. Она состояла из четырех разделов. Россия провозглашалась Республикой Советов, которым должна была принадлежать вся власть на местах. Основными задачами советской власти провозглашались уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, подавление сопротивления эксплуататоров. Подтверждались отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле и о ВСНХ, о национализации банков. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность. Для защиты революции декретировалось вооружение трудящихся, образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов. Основными принципами внешней политики Советской России провозглашались борьба за мир между народами, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету народов. Кроме того, Декларация объявляла об устранении эксплуататорских классов от участия в управлении государством. Власть в стране должна была принадлежать исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам.

В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов было провозглашено и законодательно закреплено образование первой советской федерации - РСФСР. Первые итоги государственного строительства подвел V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. Весной 1918 г. была создана комиссия по разработке Конституции, в которую вошли Я. М. Свердлов (председатель), М. Н. Покровский, Н. И. Бухарин, М. И. Лацис, Г. С. Гурвич, М. А. Рейснер и др. Параллельно с этой комиссией ВЦИК над проектом Конституции работал Наркомат юстиции. Окончательный текст проекта поручалось подготовить комиссии ЦК РКП(б), созданной 26 июня под председательством В. И. Ленина. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, основной задачей которой стало установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком. Она открыто провозглашала классовый принцип организации власти и демократических прав. В текст Конституции была целиком включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

В соответствии с декретами II съезда Советов и Основным законом государства, высшим органом государственной власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Первым председателем ВЦИК был избран Л. В. Каменев (27 октября - 8 ноября 1917 г.), затем этот пост занимал Я. М. Свердлов. После его смерти в марте 1919 г. председателем ВЦИК стал М. И. Калинин. В первое время ВЦИК по своему составу был многопартийным. Помимо большевиков в нем находились представители всех партийных фракций II Всероссийского съезда Советов: левые эсеры, социал-демократы, интернационалисты, украинские социалисты, эсеры-максималисты.

Исполнительная власть в стране сосредоточивалась в руках Совнаркома. После роспуска в январе 1918 г. Учредительного собрания по решению III Всероссийского съезда Советов слово "временное" было исключено из названия правительства. Уже в первые дни после взятия власти большевиками в составе СНК произошли изменения. Не вступили в должности наркомов перегруженные партийной и советской работой в Москве И. И. Скворцов-Степанов и Г. И. Ломов, вместо них были назначены В. Р. Менжинский и П. И. Стучка, наркомом по железнодорожным делам стал М. Т. Елизаров; вместо В. А. Антонова-Овсеенко и Н. В. Крыленко, получивших новые назначения, наркомом по военным делам был назначен Н. И. Подвойский. В связи с созданием Наркомата государственного призрения в состав правительства вошла единственная женщина - А. М. Коллонтай.

С октября 1917 г. до принятия Конституции РСФСР СНК издал около 600 декретов, постановлений и других актов, не считая постановлений о назначениях финансовых ассигнований. ВЦИК и его президиум за это же время выпустили свыше 100 постановлений.

Однако роль конституционного регулирования была резко снижена разгоравшейся гражданской войной, которая оказала огромное деформирующее воздействие на советскую государственность, резко ускорив свертывание демократических процессов, приведя к господству чрезвычайных мер, к обескровливанию Советов, которые стали стремительно терять свое влияние.