Салий Я. Гадания, астрология, реинкарнация...

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мода на гадания и колдовство

Я иногда слышу, что занимающиеся гаданием на картах, астрологией, вызыванием духов, изготовлением и продажей, магических предметов, отлучены от таинств до тех пор, пока не прекратят совершать эти грехи. Я этим не занимаюсь, но уже не раз слыхала от порядочных и образованных людей, что в этом все же что-то есть. Однако еще никто не пробовал мне объяснить, почему это грешно.

Ворожба и магия были у народов древнего мира явлением повсеместным и санкционированным религиями древних египтян, вавилонян, греков, римлян, да и практически всех остальных древних народов. Тем более стоит задуматься, почему в Ветхом Завете столь категорически запрещены любые практики такого рода.

"Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающей духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Гостодь, Бог твой" (Втор 18, 9-14; ср. Лев 19, 31; 20, 6. 27).

Но почему, спросим, Богу омерзительны такие вещи? Почему те, кто это делает, совершают вероломство по отношению к Богу? Являются ли такие действия некой формой идолопоклонства или контакта с силами, восставшими против Бога?

Действительно, именно в таком плане — как одно из проявлений идолопоклонства — воспринимаются в Ветхом Завете гадания и различные виды магии. В то же время Библия не отрицает некоторую реальную эффективность практик такого рода. Лишь подчеркивается, во-первых, что их сила проявляется в той мере, в какой допускает это Бог; оттого что не существует темных сил, способных создать даже ничтожно малую угрозу Божьему господству над миром или потеснить его. Вспомним хотя бы историю волхва Валаама, которому не удалось повредить народу Божьему, хотя именно с этой целью призвал его царь; более того, Бог Своей силой заставил его благословить этот народ (Числ 22-23).

Во-вторых, силу, сопровождающую магию и ворожбу, Библия представляет неизменно связанной со смертью: она либо оказывает смертельное действие, либо окончательно приводит к смерти. Примечательно, что, описывая нечестие царя Манассии, библейский автор перечисляет его оккультные действия сразу после слов о том, что Манассия собственного сына принес в жертву Молоху: "И провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его" (4 Цар 21, 6). Вы, наверное, заметили, что детоубийство как акт идолопоклонства было названо среди различных оккультных действий и в процитированном нами ранее тексте из Второзакония 18, 9-4.

Бессилие же ворожей, колдунов и астрологов против смерти и разрушающая сила греха очень ярко изображены в пророчестве о Вавилоне из Книги Исаии: "Придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. ... Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сжег их; не избавили души своей от пламени" (Ис 47, 9. 13-14).

Отчего гадания, вызывание духов и магические действия характеризуются таким тяготением к смерти и уничтожению? На мой взгляд, оттого, что люди, прибегающие к такой практике, не знают о том, что конечной мерой действительности является любовь, при этом у них есть предчувствие, что окончательные решения их судеб принимаются не ими. В такой ситуации становится понятным объемлющий их жуткий страх. Они стараются ослабить этот страх, пытаясь заглянуть в будущее и заклиная действительность, дабы она стала к ним благосклоннее.

Не веря в любовь, эти люди трактуют свободу как нечто в крайней степени мнимое. Гадания и другие виды оккультизма, с одной стороны, позволяют им почувствовать себя активными в ожидании того, что, в их представлении, неотвратимо. С другой же стороны, с помощью заклинаний и чар человек, фаталистически настроенный, пытается освоить действительность, которая противостоит ему как враждебная сила. Ему кажется даже, что магическими приемами он может заставить ее служить ему сверхъестественным образом.

Здесь мы в самом деле оказываемся лицом к лицу с "или — или". Или существует Бог, Который есть любовь и Который любит нас, ждет от нас доверия и призывает нас к свободе и принятию ответственности за себя и не только за себя. Или мы находимся в зоне действия слепых, а то и враждебных нам сил, и единственное, что в малой мере от нас зависит, — это возможность, в частности с помощью ворожбы и магии, попасть в такое место этой зоны, которое кажется нам наиболее выгодным.

Наконец, ответьте, пожалуйста, сами: можно ли вообще представить себе, чтобы человек, пытающийся узнать свое будущее по картам или звездам, мог в то же время вверять с упованием и любовью свою судьбу любящему нас Богу? Будет ли работать над развитием своей свободы человек, увлеченный колдовством и магией? Даже если у него родится ребенок, он больше внимания будет уделять наблюдению за звездами, под которыми тот родился, чем размышлениям о том, насколько важно иметь настоящий контакт с собственным ребенком и сколь неизмерим вред, вызываемый ошибками в этой области.

Книги Апостолов полностью разделяют негативное отношение Ветхого Завета к гаданиям и магии. В Послании к Галатам (5, 20) волшебство названо среди "дел плоти", которые препятствуют наследованию Царства Божия. В Откровении (9, 21) чародейства осуждаются наряду с; убийствами, блудодеяниями и воровством, а чародеи упомянуты вместе с любодеями, убийцами и идолослужителями (Откр 22, 15; ср. 21, 8). Кроме того, я советую Вам вчитаться в следующие фрагменты Деяний Апостолов: 8, 9-13; 13, 5-12; 16, 16-20.

В то же время из Нового Завета следует, что вера во Христа должна тянуть за собой радикальный разрыв со всякой магией и ворожбой. Описание обращений, совершившихся в Ефесе благодаря Апостолу Павлу, содержит и такие сведения: "А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми" (Деян 19,19).

Вышеприведенный тезис, к сожалению, сохраняет силу и при обратном прочтении: нынешняя популярность различных оккультных занятий свидетельствует об отступничестве от христианской веры. Известнейший современный религиовед Мирча Элиаде даже утверждает, что "участие в оккультизме предсталяет собой одно из наиболее эффективных ... средств критики и отрицания религиозных и культурных ценностей Запада" (Okkultyzm — czary — mody kulturalne, Krakow 1992, s. 63).