Абрамов А. "Время умирать"

ОГЛАВЛЕНИЕ

4 глава. Страх смерти и власть дьявола

Говоря о власти дьявола над этим грешным миром, нельзя не коснуться истории вопроса. После своего восстания сатана был свержен с небес и выброшен на окраины вселенной без каких-либо прав. На тот момент он был самым настоящим изгоем. Все его надежды были связаны с человеком, который еще не был сотворен. Если бы сатана не смог обмануть Адама и Еву, он так и остался бы ангелом вне закона. Правда, нужно признать, что нигде в Писании нет прямого указания на то, что после низвержения сатана потерял свой высокий статус. Но мы также не найдем ни одного упоминания о том, какими правами обладал дьявол с момента изгнания с неба до грехопадения человека. Напротив, подробное описание, данное пророком Исаией, наводит нас на мысль, что низвержение дьявола было для него неожиданным и крайне неприятным переживанием, практически полностью уничтожившим его былую власть.

«Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:9–15). Пророк Иезекииль говорит, что после падения положение дьявола только ухудшилось: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Из этих мест Писания можно уверенно сделать один простой вывод: власть и влияние дьявола после падения с небес были практически равны нулю.

Сотворив Адама, Господь четко определил его права и привилегии. Надо сказать, что они были немаленькими. Адам был поставлен над всем творением и над Эдемским садом, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Практически Адам получил царские права и полномочия для управления землей. Когда после грехопадения Адама сатана завладел его правами, то он смог в полной мере показать, на что он способен.

Определяя сущность дьявола, Христос сказал: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). Пожалуй, большую часть истории человечества можно описать с помощью этих трех глаголов. Поэтому и не удивительно, что в Книге Иова мы видим дьявола, совершенно спокойно приходящего к престолу Господню. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов 1:6–7). При этом Господь не гонит Его от Своего престола, напротив, Он совершенно спокойно с ним разговаривает. С чьими правами сатана пришел к престолу Господню? С правами Адама!

Опираясь именно на эти права, дьявол искушал Иисуса в пустыне, показывая Ему все царства вселенной в мгновение времени и говоря: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). И ведь Христос не обличает дьявола во лжи, потому что дьявол сказал правду, он действительно имел на земле огромную власть. Однако после своего воскресения из мертвых Христос говорит, что теперь вся полнота власти принадлежит Ему и что Он имеет ключи от ада и смерти (Откр. 1:18).

Сегодня права ветхого Адама принадлежат Иисусу Христу, второму Адаму. Однако при этом дьявол продолжает сохранять свою власть над миром, что напрямую связанно со свободной волей человека, с его свободным и суверенным выбором. Если допустить, что завтра все человечество примет истину и уверует в Христа, то власть дьявола на земле полностью прекратится. Но, к сожалению, грешное человечество продолжает верить в ложь и бояться смерти. С помощью этих двух вещей дьявол и сохраняет свою власть над землею. О первой причине апостол Павел пишет в одном из своих посланий, что люди «…от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15).

Страх вообще и страх смерти в частности является одним из самых мощных рычагов управления, используемых дьяволом. Огромное количество людей будет вечно гореть в аду только потому, что они при жизни боялись предпринять решительные шаги навстречу Господу. В первую очередь, боялись покаяться и изменить свою жизнь, боялись принять Господа таким, какой Он есть на самом деле, боялись идти против течения или показаться странными в глазах общества.

Страх не только парализует волю, он искажает восприятие окружающего мира, превращая жизнь в постоянную пытку. Апостол Иоанн очень точно подметил это, сказав, что «в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Боящийся видит то, чего еще нет, мучается от того, что еще не произошло, воспринимает жизнь даже не в черно-белом, а вообще в черном свете. Негативный опыт, этот сын страха, зачастую просто парализует веру. Либо страх изгоняет веру, либо вера изгоняет страх. Жизнью человека может руководить что-то одно: или страх или вера, или дьявол или Бог.

Кроме того, что смертные предпочитают жить в страхе, они еще и продолжают верить лжи. Выбирая ложь и отвергая истину, человечество снова и снова подавляющим большинством голосов, демократично, гласно и открыто продолжает голосовать за господство дьявола. Поколение за поколением люди продолжают отвергать истину, потому что Христос, живое воплощение истины, есть камень преткновения и камень соблазна. Именно на Нем, на Его личности, соблазняются тысячи людей, поставленные Евангелием перед выбором: покаяться и поверить Богу либо продолжать плыть по течению, направляясь прямиком в ад.

Выбирая ложь вместо истины и страх вместо веры, грешное человечество продолжает скитаться в лабиринтах своих заблуждений. Причиной любого заблуждения является незнание. Об этом Христос говорил фарисеям: «…заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Слово Господне есть истина, а дьявол — «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Из этого замкнутого круга есть только один выход — Христос, иначе противящихся постигнет то, о чем говорил апостол Иоанн: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:8).

Иррациональная, нематериальная природа смерти порождает у грешников необъяснимый и подсознательный страх. В глазах большинства людей смерть окутана завесой таинственности, многие почти ничего не знают, а точнее, ничего не хотят знать о ней. А смертным свойственно бояться того, чего они не знают. Именно в незнании коренятся причины иррационального страха перед смертью. Он возникает не в разуме, а в человеческом духе, он неподвластен воле и разуму, он непредсказуем, он необъясним. Зачастую внезапный всплеск этого страха повергает человека в депрессию и отчаяние. Бороться с этим человеческими силами нет никакой возможности, так как смерть принадлежит не столько материальному, сколько духовному миру, а все, что переживает человеческая душа, — это лишь эхо, похожее на раскаты далекой, постепенно приближающийся грозы. И чем тоньше слух смертного, тем лучше он слышит шум этой неотвратимо надвигающейся бури, имя которой — суд Господень.

Пророк Иеремия, пророчествуя, описывает духовные явления терминами природной катастрофы: «Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых» (Иер. 23:19). То, о чем Иеремия говорит языком прообразов, авторы Нового Завета провозглашают совершенно прямо — после смерти и суда грешников ждет абсолютная безнадежность. Именно о таком состоянии говорит Христос в притче о богаче и Лазаре. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: „отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем“. Но Авраам сказал: „чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят“» (Лк. 16:22–26).

Во время земной жизни человек, даже если и захочет, не может испытать состояния абсолютной безнадежности. Ощутить его в полной мере можно только в одном месте — в аду. И прав был Екклесиаст, сказавший: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9:4).

Смерть поставит каждого перед фактом: либо вечной славы, либо вечной муки и безнадежности.