Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 4. НОВЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

Благородный муж предъявляет

требования к себе, низкий — к людям.

Конфуций

Существует великое множество книг, где описывается и объясняется на разные лады то, что произошло в общественном сознании Европы в XV—XVII столетиях. Понятно, что по существу происшедших глубочайших перемен мы здесь можем сказать лишь несколько слов, чтобы увидеть, как все это отразилось на развитии экономической мысли.

В указанное время фактически разворачивались два неодинаковых и в чем-то даже противоположных процесса. Их принято называть Возрождением и Реформацией. Но при всей их несхожести оба они явились восстанием общественного сознания Европы против католической церкви. Вернее сказать, протест был вызван тем состоянием католического христианства — его идеологии и практики, — которое сложилось в ту эпоху.

Видимо, неправильно было бы говорить, что католицизм к тому времени устарел, или окостенел, или выродился, или разложился. Имели место, конечно, определенные элементы и того, и другого, и третьего, и т.д. Но церковь и сама сознавала необходимость перемен, нередко поощряя новые культурные веяния и допуская внутри себя вещи, которые были немыслимы еще за два-три столетия до того.

Не забудем, что католицизм тогда не умер. Он выжил, оправился от всех ударов и, потеряв большие территории в Европе, приобрел еще большие в Америке.

Короче говоря, не будем упрощать. Кризис западного христианства был налицо. И реакция на него вылилась в две очень интересные формы.

Гуманизм

Одно направление пошло по пути постепенного отказа от чисто религиозных ценностей. Как правило, это еще не было законченным атеизмом. Те, кто пошел по этому пути, продолжали верить в Бога (или говорили, что верят в Него). Но они подвергали сомнению догматы христианского вероучения и соответствующую идеологию, в той или иной степени отвергая авторитет церкви. Они хотели почитать Бога так, как им самим казалось правильным.

При таком умонастроении жизнь человека отрывается от церковной жизни, идеалы из небесных сфер спускаются на землю. Религиозный авторитет откровения замещается авторитетом человеческого разумения. Происходит секуляризация 1 жизни и мышления.

В античную эпоху дух Римской империи был, по существу, духом обезличенности. Античному язычеству всегда было присуще равнодушие к человеческому существованию. Человек античности ощущал себя игрушкой внешних сил — судьбы, богов, суровых законов римлян. На этом фоне христианство явилось религией внутренней свободы. Оно давало человеку ощущение если не полной автономности его от внешних сил, то его способности во многом самому определять свою судьбу при жизни, и тем более после земной жизни. Человек ощутил себя личностью.

В описываемую же эпоху, на пороге Нового времени, христианство уже воспринимается многими как источник несвободы, связанности, угнетения человеческого духа и разума, формируется новый стиль жизни. В центре ее оказывается сам человек, свободный от предписаний и навязанных извне представлений (предрассудков). Возвеличиваются индивидуум, его внутренний мир, его стремление к удовольствию и счастью, фактически человек заменяет Бога как объект прославления и поклонения.

Такая культура получила название гуманизма. Из виднейших мыслителей гуманистического направления назовем фламандца Эразма из Роттердама (1469—1536), флорентийца Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), немца Иоганна Рёйхлина (1455—1522). Эразм Роттердамский

Отказ от христианской традиции поворачивает культуру лицом к дохристианской древности. Было бы ошибкой сказать, что до того античность была забыта, а теперь о ней вспомнили. Скорее можно сказать, что на нее теперь глядят другими глазами. Платон и другие античные авторы прочитаны заново и переосмыслены. В этом и заключается Ренессанс (т.е. Возрождение) культурных традиций античности — то, что знаем мы по наследию Леонардо, Микеланджело и Донателло, Рафаэля и Боттичелли, Боккаччо, Чосера и Рабле. В христианской Европе опять повеяло языческим духом.

Спустя столетия легко анализировать, навешивать ярлыки и раскладывать по ящикам. А в те времена мало кто понимал, что происходит и к чему это приведет. Спустя два-три столетия именно из этих процессов выросли культура Просвещения, философский атеизм (в XIX в. перешедший в атеизм бытовой), а также философский и затем экономический материализм и, наконец, "научное мировоззрение". Но пока все оставалось в рамках христианства. Мирандола был дружен с католическими епископами и не думал рвать с церковью. Эразм назвал одну из своих книг "Оружие христианского воина" и состоял в переписке с Лютером.

Эразм Роттердамский

Вот и названо имя, которым обозначена вторая составляющая начавшегося тогда великого переворота. Имя того, кто затеял, возглавил и осуществил второй великий раскол церкви — раскол, который называют Реформацией.

' От латинского слова "секулярис" — светский.

Реформа христианства

Не упразднить христианство, не отойти даже от него, нет, — реформировать. Это значит оживить, дать новые импульсы, сохранив основное — веру, Троицу, Спасителя, заповеди Нагорной проповеди. Реформа Лютера имела целью сохранить и обновить христианство, которое, как он считал, из-за ошибочного поведения католической церкви и греховного стиля папского престола находилось на грани распада.

Мартин Лютер (1483—1546) был очень своеобразным человеком, но его затею нельзя рассматривать как блажь или произвольное решение заносчивого монаха. Реформация назревала давно. Первая попытка связана с деятельностью английского священника Джона Уиклифа (1320 или 1330— 1384). В 1415 г. был сожжен на костре Ян Гус, священник и профессор Пражского университета, учение которого близко подошло к проповеди Уиклифа. Затем подобную попытку предпринял во Флоренции Савонарола (1452—1498). Не прошло и двадцати лет со дня сожжения Савонаролы на костре, как в Германии выступил Лютер со своими 95 тезисами. В 1520 г. папа издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Лютер публично (во дворе университета) сжег эту буллу. Движение стремительно разливалось по германским государствам

Одновременно с Лютером с точно такой же проповедью выступил в Цюрихе священник Ульрих Цвингли (1484—1531). Вслед за Германией забурлила Швейцария. На смену Цвингли, погибшему в одном из боев гражданской войны, пришел Жан Кальвин (1509—1564) и завершил реформацию в Швейцарии. Его учение стало распространяться во Франции и Великобритании. В Нидерландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566—1609). В Скандинавских странах более привлекательной оказалась проповедь Лютера. От слова "протест" появилось слово протестант как общее название всех сторонников Реформации. Возникли протестантские церковные организации.

Мартин Лютер

Реформация и протестантские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению и формированию нового, никогда ранее не виданного хозяйственного уклада, который принято называть капитализмом. Такое мнение ученые вывели из того бесспорного факта, что первыми на капиталистический путь развития встали страны, где победила Реформация: Швейцария, Нидерланды, Англия. К XVIII в. они оказались и самыми богатыми странами Европы. В то же время страны, где победила контрреформация и сохранила господствующие позиции католическая церковь, отставали в хозяйственном развитии и долго оставались беднее протестантских стран. Таковы были Италия, Испания, Австрия, Польша.

Реформация и капитал

Мы уже знаем из первых глав, что само по себе явление капитала так же старо, как человеческое общество. Разве лишь в первобытном обществе еще не было капитала, поскольку люди еще не создавали самовозобновляющихся запасов, а жили тем, что давали им лес, луг, охота и рыболовство.

Почему же мы выделяем особо хозяйственный уклад, называемый нами капитализмом, в чем его новизна по отношению к прошлому? Почему в Европе стал возможным, по существу, хозяйственный переворот? И почему, наконец, протестантские страны начали богатеть быстрее своих соседей?

На первый из этих вопросов можно ответить сразу.

Иная хозяйственная этика

Хозяйственный уклад, именуемый капитализмом, отличается от прошлых укладов не присутствием капитала, а характером экономического поведения людей и отношений между ними. А то и другое определяются представлениями о допустимом (добре) и недопустимом (зле). Обман, насилие, нарушение законов считаются злом при капитализме, как и прежде. Но торговля в любых видах больше злом не считается.

Ссудный процент считается нормальным явлением Стремление к богатству признается естественным для человека. Человек имеет моральное право стремиться к повышению своего благосостояния. Соответственно устроено законодательство: чтобы каждый мог употреблять свои способности и материальные средства так, как он считает нужным. Цена устанавливается по взаимному соглашению между покупателем и продавцом Священны и неприкосновенны частная собственность, частная жизнь человека и сама его личность.

Сопоставим это с тем, что знаем мы про средневековые представления о добре и зле в области практической жизни. Вспомним подозрительное отношение к торговле, неприятие ссудного процента, требование 'справедливой цены" (само по себе благое, но предусматривающее вмешательство властей в ценообразование).

Вспомним, что стремление к земным благам считалось греховным и низменным. Идеалом был монашеский образ жизни, где труд был средством умерщвления плоти, а мирская жизнь считалась неизбежным злом и подлежала неустанному контролю церкви.

Контраст налицо, и немалый. Как стал возможным такой значительный сдвиг?

В романе Дмитрия Мережковского "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)" есть такой эпизод. В доме своего отца Леонардо находит рукопись, написанную его братом Лоренцо, членом флорентийского шерстяного цеха, со слов деда. Там были изображены в виде аллегорических фигур новые добродетели:

Благоразумие, созерцающее настоящее, прошедшее и будущее;

Справедливость с мечом и весами;

Умеренность с ножницами, "коими пресекает каждое излишество";

Бережливость, "подобная муравью, который заботится о нуждах завтрашнего дня".

Джиролама Савонарола

Хозяйственный уклад, называемый капитализмом, возник не от капитала. Он возник от нового отношения к экономической деятельности. Этот новый взгляд на хозяйственную сферу жизни принесла Реформация. Наряду со многими догматами христианства Лютер, Кальвин и их единомышленники по-новому объяснили место человека в природе, его роль в мире земном и его взаимоотношения с миром небесным Они по-иному сформулировали права и обязанности христианина по отношению и к Небу, и к другим людям.

Жан Кальвин

Совокупность норм и приличий человеческого поведения называют моралью или этикой (так называется и наука, изучающая должное поведение). Реформация принесла с собой новую этику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864—1920). Свою книгу он так и назвал: "Протестантская этика и дух капитализма" (см. главу 20).