Мунчаев Ш.М. Отечественная история

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА IV. ИСТОРИЯ МОСКВЫ - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Москва...

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нем отозвалось!

Эти бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва...

На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревне в этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли Волго-Окского междуречья пришли славянские племена — кривичи и словене с севера, вятячи с юга. И все же “начало Москвы” скрыто в глубине веков. Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы — “Москвы” — предельно скудны. Московь появляется в русских летописях с XII в. Но первое упоминание связано с приглашением суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого в 1147 г. своего союзника Новгород -северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря — героя “Слова о полку Игореве”) с дружиной на военный совет: “Буди, брата, ко мне на Московь”. И на обрывистом лесистом холме , что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко запылали костры, зашумел богатый пир. А через девять лет после этого события, в 1156 г., Юрий Долгорукий, судя по сообщению Тверской летописи, заложил здесь город: построил новую, более обширную деревянно-земляную крепость “на устнижс Нсглинны выше реки Аузы (Яузы)”.

Хорошо защищенное и расположенное на перекрестке важных торговых путей место было необходимым условием для развития любого средневекового города. У Москвы было и то, и другое. Крутой берег и непроходимые чащи вокруг защищали его от внешних врагов, а течение Москвы-реки вблизи реки Клязьмы делало город удобным для торговли. Москва открывала торговые пути на Оку и Волгу всем, кто направлялся к Ростову и булгарам на Волге из Рязанских и Северских земель — с юга и из Смоленской земли — с запада.

Молодая Москва сначала была дальним уделом Владимиро-Суздальского княжества. Но князь Юрий Долгорукий, по сути, произвел на Московье резкую смену “первобытно-общественной эпохи на феодальную”. Отторгнув ее от вятичей, он ликвидировал общинно-племенной институт власти, сменяя языческую религию. Поэтому время с середины XII в. до начала XII в. было очень важным, переломным для процесса возрастания и мужания Москвы, превращения ее из маленького городка в огромный средневековый город-символ русского народа и государства. И уже вскоре, на рубеже XII—XIII вв., Москва начинает играть заметную роль среди городов Владимиро-Суздальской Руси. Первым князем здесь был Владимир Всеволодович (1194—1228), которому досталось Московь в наследство от отца Всеволода Большое гнездо, имевшего четверых сыновей. Однако раздел владений, произведенный Всеволодом, не устроил братьев. Юрий, получивший в наследство великокняжеский престол, произвел перераспределения владений (в частности, отнял у Владимира и Москву), что вызвало недовольство старшего и младших братьев. Мирные переговоры ни к чему не приводили, дело доходило до военных столкновений: началась борьба за московский стол. В результате Владимир Всеволодович почти самовольно княжил на Москве в 1212— 1213 гг., а затем, по общему согласию братьев, — в 1217—1228 гг. Но умер он, как сообщает русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестную ныне летопись, князем московским. И ничем, кроме борьбы за московский стол, да неудачным сражением с половцами под Переславлем Русским, княжение его не ознаменовалось.

Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского — Даниил Александрович. Именно он сделал первые важные шаги на пути подъема Москвы в XIV в. на великокняжескую ступень свою развития. Будучи московским князем, Даниил удерживал за собой Переяславль и Дмитров, а в начале XIV в. захватил и Коломну. Именно с деятельности Даниила начинается процесс собирания раздробленных земель русских (Северо-Восточной Руси) вокруг Москвы — будущего центра Государство Российского Москвы. Великую цель поставили перед собой князья маленького удельного Московского княжества в начале XIV в. — превратить Москву в “стол” русской земли, каким был Киев 1 , и многое сделали для достижения этой высочайшей цели. Ничто не остановило их на пути: ни борьба со множеством почти равных по силам князей, ни жестокие условия монголо-татарского ига, истощавшего Русь.

1 “Столом” на Руси называли прежде всего трон государя-князя. А город становился “стольным” с появлением в нем княжению двора, княжьего стола.

И вскоре, победив в остром соперничестве Тверь, Москва превращается в центр территориального объединения Руси. Большое значение для собирания русских земель имело и перенесение в 1326 г. резиденции митрополитов Русской Православной Церкви из Владимира в Москву. А в середине XV в. в положении русской метрополии произошли важные изменения. С этого времени митрополита стал возводить на кафедру не патриарх Константинопольский, а Собор русских иерархов. “И от сих мест, — отмечено в летописи, — начаша ставить митрополитов на Москве, к Царьграду не ходя”.

Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги, как бы почувствовав, что именно этот город является сердцем земли русской. Под руководством Дмитрия Донского русские воины отразили нападение литовского князя Ольгерда. А в 1238 г. Москву разорил Батый. В 1380 г. разгромом войск татарского темника Мамая на Куликовом поле было положено начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Однако в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Вероломному хану открыли ворота Кремля сами москвичи. А он изрубил 24 тыс. москвичей, собравшихся здесь, в том числе женщин, стариков и детей. Кремль был сожжен дотла.

В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар. Но с этого времени в летописях используется слово “Кремль”, связанное с перестройкой крепости. И именно в этот год был впервые построен в Москве каченный мост через Неглинную.

Московский Кремль уже при Дмитрии Донском был каменно-деревянным и в таком виде просуществовал до 1485 г.

Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462—1505). В 1480 г. Севере-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным. Иван III стремился превратить Москву в “третий Рим” взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом — изображением Георгия Победоносца. Доктрина превращения Москвы в “третий Рим”, тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров возлагала особую мессианскую роль на московских государей, охранителей “большого” православия и покровителей всех православных. В посланиях великому князю Василию III (Иван III лишил своего внука Дмитрия Ивановича наследства и передал великое княжение старшему сыну от второго брака с Софьей Палеолог Василию III Ивановичу) монах Филофей, один из авторов этой доктрины, писал: “Да весть твоя держава, благочестивый царь, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной Христианом царь... Яко два Рима положа, а третий стоит, а четвертому не быти, — уже твое христианское царство иным не останется...”

В столице возникшего Русского централизованного государства в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов. Была предпринята попытка грандиозной перестройки Кремля, и прежде всего его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади, которая до XVI в. называлась Торгом, потом Троицкой, после пожара 1 571 г. Пожаром, а уже со второй половины XVII в. получила название “Красная”.

Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в. было обусловлено рядом причин. Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей. Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков, на их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православии по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла. И, наконец, в-третьих неоценимое значение имели последовательные, упорные и умелые действия московских великих князей по собиранию русских земель.

На службу к Ивану III просились из Литвы, в которой в XV в. росло влияние Польши; православные князья объясняли свое нежелание оставаться под ее властью гонениями на их веру. В результате двух войн с Литвой (1500—1503 гг. и 1507— 1508 гг.) Иван III и Василий III овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговом, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию III удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства. В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, где развивались наука и искусство. Еще в начале XV в. в одном из московских монастырей жил и создавал свои замечательные произведения великий русский иконописец Андрей Рублев. В Москве создавались лучшие книги того времени, переписанные от руки. Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новых летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.

Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна IV Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и “всего освященного Собора русскыя митрополии...” А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна ГУ Васильевича. Но в грамоте оговаривалось, что “совершенное митрополитом Макарием не может быть крепко и что только Римскому и Константинопольскому первосвященникам дано преимущество венчать царей”. Это замечание грубо оскорбило русских: патриарх, сам нуждавшийся в признании своего сана от турка, присваивает себе право дать или не дать царский титул Государю свободного православного Русского царства — прямого наследника павшей Византийской империи.

Поэтому после смерти Грозного в 1584 г. московские власти стали предпринимать усилия для появления на Руси первосвятителя, поскольку считали, что царская власть станет общепризнанной, когда появится высший церковный иерарх. В 1589 г. в Москву из Константинополя прибыл патриарх Иеремия со свитой и при участии “всего священного собора” епископов русской церкви возвел митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Русская Православная Церковь стала автокефальной.

В начале XVII в. Россия была потрясена событиями, которые получили у современников название “смутное время” — символ вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, который спас страну от катастрофы, отстоял ее независимость и восстановил государственность. В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страш-"ный голод, унесший миллионы жертв.

Во главе национально-религиозной оппозиции первоначально встал патриарх Гермоген. По сути, он и начал духовное сопротивление” объявив, что если “королевич” (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу “не государить”. Когда стало ясно, что эти условия выполнены не будут, патриарх принялся рассылать по городам грамоты с призывом к сопротивлению. И города стали сговариваться между собой о создании ополчения, которое должно освободить Москву.

Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей подняться над своекорыстными сословными и групповыми устремлениями и объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский — смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.

В августе 1612 г. князь Пожарский пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. Москва была освобождена. В честь этого события в 1818 г. на Красной площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны слова: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.

С середины XVIII в., после того как благодаря петровским реформам Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства еще более возросло.

В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем — для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение как важнейшего культурного и общественного центра росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России — “Московские ведомости”. Появление первого московского журнала — “Полезное увеселение” — также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков. Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета. В этот период в Москве издавалось пять научных и десять литературно-публицистических журналов.

За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.

Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления. В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.

Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов — Театральной и Красной. В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение — Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы — Москву и Петербург.

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело. Средства на строительство, кроме выделенных правительством, поступали и от Городской Думы, и от отдельных граждан. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1 834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.

Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал “Вестник Европы”. “Словесность и политика составят две главные части его” — так определял свою программу издатель. Журнал “Русский вестник”, издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при университете Благородного пансиона и “Дружеского литературного общества”. А через Ю лет было учреждено “Общество любителей российской словесности”, просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой.

Большое оживление в культурную жизнь Москвы вносили литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, BJI. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы.

Изгнание французский армии сначала из Москвы, а затем из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества. В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней и “заговор 1817 г.”, направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация “Военное общество”, здесь родился “Союз благоденствия”.

События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.Н. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.

Самым крупным событием в литературной жизни Москвы в последекабристский период можно считать приезд А.С. Пушкина в сентябре 1826 г. и чтение им трагедии “Борис Годунов” в домах С.Л. Соболевского и Д.В. Веневитинова.

В 40-х гг. прошлого века шла острая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Горячие споры вспыхивали в Московских салонах: то у Елашных у Красных ворот, то в доме Аксаковых на Смоленской, то у Погодина на Девичьем поле, где в эти годы часто и подолгу жил Н.В. Гоголь.

Период после окончания крымской войны ознаменовался новыми крестьянскими волнениями, отменой в 1861 г. крепостного права. Вступление России на путь капиталистического развития отразилось и на жизни Москвы. Появилось много новых заводов и фабрик, особенно на окраинах, переоборудовалась промышленность, росла сеть железных дорог, оживляясь торговля. Значительно выросло население: если в начале 60-х гг. насчитывалось 400 тыс. жителей, то в 1897 г. их количество выросло до 1 млн.

Большие изменения произошли в общественной жизни Москвы. Властителями дум передовой части общества стали разночинцы, и в первую очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Большим событием в литературной жизни Москвы стали торжества, связанные с открытием памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. В Москву съехались гости со всех концов России. Праздник продолжался четыре дня. 5 июня в помещении Благородного собрания состоялось открытие Пушкинской выставки, а на следующий день был открыт памятник. 7 и 8 июня прошли заседания “Общества любителей российской словесности”. Апогея торжества достигли 8 июня, когда на втором заседании Общества любителей российской словесности в Колонном зале выступил Ф.М. Достоевский. Его речь о Пушкине произвела поистине ошеломляющее впечатление, она была пронизана верой в светлое будущее многострадальной России, в великое предначертание русского народа, верой во всеобщее братство людей.

На рубеже XIX и XX вв. Россия выделялась глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. Оставаясь абсолютной монархией, она прочно вошла в пятерку крупнейших государственных держав мира по абсолютным объемам производства. Однако индустриализация страны не была завершена, и аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике. Россия вся состояла из противоречий, она соединяла в себе новейшие формы крупной промышленности, финансового капитала и пережитки крепостничества, роскошь _знати и нищету народных масс. С одной стороны, Россию представляла прогрессивная интеллигенция, внесшая выдающийся вклад в мировую культуру, а с другой — неграмотное "большинство народа. Стремление угнаться за новейшими достижениями прогресса сочеталось с азиатским консерватизмом и деспотией. Россия была подобна вулкану, который в любую минуту готов был взорваться. В начале XX в. она вступила в эпоху революций, и они огненной лавой прокатились по ее огромным просторам, унеся с собой миллионы жертв. Москва вместе с Россией пережила и выстрадала всю тяжесть голодных, жестоких, братоубийственных революционных лет, а затем гражданскую войну, НЭП, издержки индустриализации и культурной революции. Кровавые раны оставили на ее теле взорванные храмы и уничтоженные памятники. Но и это было отнюдь не последним испытанием для России и ее древней столицы — Москвы.

1941 г. вновь потряс основы Российского государства. И снова русский народ, как и в прежние времена, оказался лицом к лицу с могущественным врагом. Кованый сапог фашизма нарушил неприкосновенность российских границ, и для миллионов советских людей Москва стала единственной надеждой на спасение. Пока билось ее сердце, пока работал ее мозг, жива была и вся Россия.

Полчища фашистских захватчиков, вероломно напавших на СССР, рвались к столице. И подошли так близко, что языки пламени успели лизнуть ее окраины. Сталин, уже готовившийся к худшему, с тревогой спрашивал у командующего Западным фронтом Г.К. Жукова: “Вы уверены, что мы удержим Москву?...

Говорите честно...”. “Москву, безусловно, удержали”, — отвечал Жуков и оказался прав. Москва не сдалась. Защитники столицы и г. Тулы — последнего южного форпоста — смогли остановить противника. А контрнаступление начавшееся под Москвой, отбросило врага на 100—300 км. В результате грандиозной битвы за Москву было разгромлено 38 дивизий противника, его потери доходили до 0,5 млн человек. Потери наших войск составили 514 тыс. человек.

Победа под Москвой имела огромное значение. В результате была снята непосредственная угроза столице, немецко-фашистские войска потерпели первое — с начала второй мировой войны — крупное поражение. Окончательно были сорваны планы “молниеносной войны” Гитлера. И именно от Москвы началось победное шествие советских войск, завершившееся полным разгромом фашистских захватчиков и освобождением Европы от коричневой чумы.

Крупнейшим мемориалом, посвященным Великой Отечественной войне, стал комплекс на Поклонной горе, расположенный по левую сторону Можайского шоссе, уходящего на запад. Именно на этом направлении немцы рвались к Москве, здесь проходила одна из запасных линий обороны на случай прорыва врага. Торжественное открытие мемориала состоялось в год 50-летия Победы, и 9 мая 1995 г. около него был проведен парад.

У стен Кремля в Александровском саду в декабре 1966 г., в 25-летюю годовщину разгрома гитлеровцев у стен древней столицы, были торжественно погребены останки неизвестного воина из братской могилы на 40-м километре Лениградского шоссе. 8 мая 1967 г., накануне Дня Победы, на месте захоронения был открыт мемориал “Могила Неизвестного солдата”. Москва помнит и чтит память своих защитников — тех, кто геройски погиб, отстаивая ее честь и свободу, тех, кто в поте лица своего без сна и отдыха ковал победу на заводах в тылу России.

Неразрывна связь Москвы и России, нельзя отделить историю города от истории страны и ее народа. Все, что выпало на долю России, в полной мере испытала и ее столица. 12 июня в Москве был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации, и с декабря 1991 г. Москва стала столицей России. В повседневный обиход вошли понятия “Государственная Дума”, “Городская Дума”. И здесь нельзя не вспомнить, что основы городского управления были заложены не одно столетие назад. Так, в конце XVII в. управление городом было сосредоточено в Земском приказе, а Рязрядный приказ выполнял часть полицейских функций. По городской реформе 1699 г. был создан первый орган местного управления — Бургомистерская палата (вскоре переименованная в Ратушу), состоящая из бурмистров — людей, выбранных на собраниях посадских людей. В 1720 г. на смену Ратуше пришел Магистрат (его члены избирались только купцами и промышленниками, входившими в 1-ю гильдию), а в 1785 г. была учреждена Городская Дума.

Сегодня Московская городская Дума — представительный и законодательный орган власти, который принимает законодательные акты, утверждает городской бюджет, устанавливает налоги и т.д. Исполнительная власть в Москве осуществляется — мэрией. Высшим должностным лицом Москвы является мэр, в настоящее время — Юрий Михайлович Лужков.

Москва живет по своему уставу, который был принят Городской Думой 28 июня 1995 г., имеет свои герб и гимн. В Уставе города сказано: “Гербом Москвы является изображение на "темно-красном геральдическом щите всадника — Святого Георгия Победоносца, в серебряных доспехах, поражающего зо-"Лотым копьем черного Змея”.

По преданию. Святой Георгий — римский воин родом из Лидии (местность в юго-западной части Малой Азии), ставший христианином. Во время гонения на христиан, предпринятого императором Рима Диоклетианом, он принял мученическую смерть за веру. Отсюда и обращение христиан к Георгию как к Великомученику и Святому. С именем Георгия связана легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону.

Культ Святого Георгия пришел на Русь из Византии в Х в. Первые изображения всадника на коне появились на княжеских печатях еще во времена Александра Невского, но это было изображение самого князя, державшего в руке меч. В период правления великого князя Ивана III всадник, поражающий копьем змея, в сочетании с двуглавым орлом стал основным символом государственного герба России. Однако долгое время всадник не ассоциировался ни со святым Георгием, ни даже с царем или князем, а воспринимался как “человек на коне, который копьем колет змея”.

Георгием Победоносцем всадника стали называть в первой половине XVIII в. Тогда он появился на официальном гербе Москвы. Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы — на флаге города. По Уставу: “Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба — Святого Георгия Победоносца”.

Москва исторически становится и религиозным центром России, причем это положение сохранялось даже тогда, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. Этому своему духовному статусу Москва обязана в том числе Русской Православной Церкви, так как здесь находилась резиденция ее патриархов.

Православие — наиболее массовое вероисповедание России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. В 1905 г. в России действовало 48 375 православных церквей. Численность белого духовенства (включая низший мир) составляла 103 437 человек. В этом же году в России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20 199 человек 1 . В Москве действовали сотни церквей и 25 монастырей (15 мужских и 10 женских). Каждая слобода в городе считала необходимым иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку.

1 См.: Русское православие: вехи истории. — М. Изд-во политической литературы, 1989. — С. 380.

Но к 1939 г. в России практически не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии, было уничтожено множество церквей.

В 1936 г. был разрушен собор Казанской Божьей Матери, воздвигнутый Д. Пожарским на Красной площади рядом с могилами геройски погибших русских воинов. Был взорван и Храм Христа Спасителя — дань благодарных потомков героям 1812 г., возведенный на средства, собранные всей Россией.

В настоящее время в Москве открываются закрытые храмы, восстановлен Храм Христа Спасителя, воссозданы Казанский собор и Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади. Но, к сожалению, оказалось, что не все памятники можно восстановить. В самом центре Москвы, напротив нынешнего здания мэрии, стоял памятник выдающемуся русскому военачальнику периода русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. генералу М.Д. Скобелеву. Этот памятник был построен на собранные народом деньги. К сожалению, он до сих пор не восстановлен.

В последнее время стали возрождаться приходские церкви. К Московской епархии, возглавляемой патриархом, относятся более 200 приходских храмов, мужские (Свято-Данилов, Донской, Сретенский, Новоспасский и Свято-Никольский) и женские (Рождества, Богородицкий, Покровский, Зачатьевский и Новодевичий) монастыри.

Кроме того, Москва исторически стала центром для старообрядцев всех толков. В городе им принадлежат два собора: на Рогожском и Преображенском кладбищах. Столица России оказалась также одним из духовных центров ислама. Здесь функционирует несколько мечетей, в том числе и центральная. В Москве представлены сегодня и другие религиозные учреждения. Католикам принадлежат костелы св. Людовика, Непорочного Зачатия, а также приход в посольстве Германии. На Армянском кладбище находится храм Армяно-Григорианской Церкви. Немало в Москве и представителей различных протестантских концессий и сект. Свои общины имеют пресвитериане, адвентисты, пятидесятники, методисты, приверженцы иудаизма.

В Москве действуют представительства и других Православных Церквей, крупных монастырей России и зарубежья, в том числе подворье Антиохийского, Иерусалимского, Соловецкого монастыря и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Для внешнего облика города характерна радиально-кольцевая планировка. И по этим кольцам, как по кольцам на стволе дерева, можно определить возраст столицы: Китай-город, Белый город (нынешнее Бульварное кольцо), Земляной город (ныне Садовое кольцо), Московская кольцевая железная дорога, Московская кольцевая автомобильная дорога. Дороги, которые издревне вели к Москве, со временем превращались в основные радиальные улицы: дорога на Тверь стала Тверской, на Дмитров — Большой и Малой Дмитровками, а от крепостных ворот стали ответвляться все новые и новые улицы, образуя пучки городских магистралей.

По мере развития города вокруг Кремля возводились все новые укрепления. Постройки Китайгородской каменной стены с 13 башнями, шесть из которых имели проездные ворота, относятся к XVI в. Возведение стен и башен Белого города было завершено в 1593 г. В этот же период посад за стенами Белого города укреплялся земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями. Именно это укрепление и получило в дальнейшем название Земляного города.

История Москвы отразилась в ее городской застройке. Самые разные стили и направления смешались и до сегодняшнего дня мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.

Церкви Троицы в Никитниках (1630—1650), Николая Чудотворца в Хамовниках (1682), Рождества Богородицы в Путинках (1654), возведенные в стиле нарышкинского, или московского, барокко с их узорчатой кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой и цветными изразцами возвращают нас в XVII в. Пашков дом, здание Благородного собрания, Екатерининской дворец, построенные в стиле русского классицизма со свойственным ему спокойным величием и четкостью архитектурных форм, свидетельствуют о том, что эти постройки относятся уже ко второй половине XVIII в. Величественные здания Большого театра и Манежа, Александровский сад напоминают о начале XIX в. Первые годы XX в. оставили нам здания в стиле модерн: Художественный театр, особняк Рябушкинского на Малой Никитской улице, Ярославский вокзал.

О конструктивизме 20—30 гг. напоминают Шуховская радиобашня, дом газеты “Известия”, дворец культуры автомобильного завода “АМО”. Особые черты столице придали высотные здания, сооруженные в послевоенные годы — Московский государственный университет на Воробьевых горах, Министерство иностранных дел на Смоленской площади, жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной, гостиница “Украина”.

Сегодня Москва — динамично развивающийся мегаполис, многие ее улицы и проспекты трудно узнать коренному москвичу, так сильно они преобразились. Похорошела Красная площадь, возродилась Манежная площадь, где создан подземный торгово-рекреационный центр, поражает своим размахом мемориальный комплекс на Поклонной горе, вознеслись над Москвой золотые купола Храма Христа Спасителя. Все это яркие свидетельства возрождения исторического облика столицы России. Ведь именно в ней сконцентрировались не только наши национальные, но и общечеловеческие святыни. Каждый памятник Москвы это одна из страниц истории России. И ни одно из поколений не имеет морального права переписать или перечеркнуть эту страницу. Давно пора положить конец варварскому отношению к нашей каменной летописи, сделать так, чтобы больше никакое правительство и никакая власть не могли уничтожить памятники царям, полководцам, политическим или творческим деятелям. Наоборот, должно предупреждением прозвучать для нас, современников, эхо взрывов, которые смели с лица московской земли соборы и храмы, мечети и монументы. Это эхо до сих пор отражается в наших душах, больно сжимает сердца москвичей, но оно будит наше самосознание, приводит всех нас к пониманию того, что образ исторической Москвы должен быть для россиян священным.

В заключение следует привести стихотворение выдающегося русского поэта и патриота М.Ю. Лермонтова, посвященные Москве:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой столетним русским великаном,

Намеряться главою и — обманом

Тебя нисвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец: ты вздрогнул — он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!... Ты жив, и каждый камень твой —

Заветное преданье поколений...

Контрольные вопросы

1. Расскажите о том, как и когда возникла Москва.

2. Кто был первым московским князем?

3. Чем было ознаменовано правление сына Александра Невского Даниила Александровича?

4. Расскажите, с чем было связано появление доктрины “Москва — третий Рим”.

5. Чем было обусловлено усиление Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в.

6. Назовите первого русского царя. Как можно охарактеризовать годы его правления?

7. Какой памятник в Москве рассказывает нам о событиях Смутного времени?

8. Как отразилась на историческом облике Москвы Отечественная война 1812 г.?

9. Кому принадлежала идея создания в Москве триумфальных ворот?

10. Расскажите о духовной, литературной жизни Москвы XIX в.

11. Какие храмы и памятники были уничтожены в Москве в период с 1917 по 1953 г.? С чем это было связано?

12. Какие памятники в Москве рассказывают нам о подвигах русских людей во время Великой Отечественной войны?

13. Расскажите о современной Москве, об органах городского самоуправления.

14. Расскажите историю герба Москвы.

15. Почему Москва является религиозным центром нашей страны?

16. Какие наиболее крупные православные храмы в Москве вы знаете?

17. Что изменилось в историческом облике Москвы в настоящее время? Каким должно быть отношение современного человека к историческом памятникам? Допустимо ли уничтожение памятников, даже если они поставлены людям, деятельность которых, по мнению политиков, считается отрицательной?