Губин В. Читайте хорошие книги (Справочник для читателя)

ОГЛАВЛЕНИЕ

О культуре

Укажем еще некоторые книги общекультурного плана:
Абрамов Ю.А., Демин В.Н. «Сто великих книг» с историями и комментариями (с несколько религиозным уклоном). Выбор ста книг - дело очень неоднозначное, резко зависит от подхода. Так, вместо их выбора «Дворянского гнезда»
я бы выбрал у Тургенева «Записки охотника» или «Отцы
и дети» как самые оригинальные, важные и сильные.
И «Братьев Карамазовых» Достоевского не включил бы
в сотню, а «Бедные люди» - возможно.
Аникин А.В. «Адам Смит». Была издана в серии ЖЗЛ.
«Античная литература» (А.Ф.Лосев, Г.А.Сонкина, А.А.Тахо-Годи, Н.А.Тимофеева, Н.М.Черемухина; под ред. А.А.Тахо-Годи). Учебник для пединститутов.
Артамонов С.Д. «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» Учебник для пединститутов.
Асмус В.Ф. «Декарт», «История античной философии».
Асратян Э.А. «Иван Петрович Павлов».
Афоризмы, максимы, размышления, характеры, анекдоты. Сборники и высказывания по этой тематике есть у многих классических авторов, например, у Л.Вовенарга, Ф.Ларошфуко, Ж.Лабрюйера, Н.-С.Шамфора, А.Ривароля и др.
Берковский Н.Я. «О мировом значении русской литературы». Аналитическое сопоставление ее с европейской и обоснованный панегирик «святой русской литературе». Для преподавателей (и любителей) весьма желательна. В частности, подчеркивается естественное, вот уж действительно общечеловеческое, развенчивание русской литературой якобы величественных - «стоящих над толпой» - индивидуалистических личностей, которым вроде бы позволено все, с чем плохо справлялась литература европейская - бюргерская, романтическая и буржуазная. «Русская поэзия личности, как она представлена в большой нашей литературе, не всегда была доступна Западу... Обычным... было такое возражение против русского искусства: русские пренебрегают большим человеком, гением, героем, они им жертвуют ради “малых сих”, они выравнивают человечество, где у них Фауст, где Манфред, Жюльен Сорель? - они всех опустили до роста Платона Каратаева ... никому не позволено поднять голову. ... Против “сверхчеловека” в драмах Шиллера поднималась бюргерская мещанская страна... Критика “сверхчеловека” у Шиллера - критика снизу вверх... У него не было реальных средств для того, чтобы реальной ценой оценить древних и новых цезарей, лишить их ложного блеска. ...Германия была в XIX веке мелкобуржуазной страной, и этим объясняется проповедь Ницше... “Маленький человек” у Ницше - завистник, уравнитель. Всякая коллективность - это всегда потеря по Ницше ... Запад редко обходился без сопоставления Толстого и Достоевского с Ницше, особенно Достоевский у западных критиков долгое время неизбежно сочетался с Ницше... (Но - В.Г.) Достоевский и Ницше - это не два автора, которых можно сравнивать... Ницше... всего лишь один их героев Достоевского, обсужденный, взвешенный... Достоевский - автор (персонажа. - В.Г.) Ницше со всем превосходством автора над его героем. ... Разумеется, русская литература бесконечно враждебна ницшеанству.»
Гольдштейн А.Ф. «Зодчество». Для учащихся старших классов.
Горфункель А.Х. «Философия эпохи Возрождения». Учебное пособие для университетов.
Губин В.Б. «Физические модели и реальность», «О физике, математике и методологии» - о познании мира физикой, о природе математики, о происхождении и месте вероятности и необратимости, об энтропии - первой ясной физической величине, описывающей не систему, а контроль над ней,
и не существующей без субъекта. :-)
Брехт Б. «О литературе». Сборник.
Водовозов Н.В. «История древней русской литературы» - учебник для пединститутов, «Виссарион Григорьевич Белинский».
Дживелегов А.К. Историко-социологические очерки о творцах итальянского Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Макиавелли и др., их интересах и устремлениях.
Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств».
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. «Искусство Древнего мира».
«Зарубежная детская литература». Учебник для институтов культуры / Сост. И.С.Чернявская.
«Зарубежная литература ХХ века (1871-1817)». Учебник для филологич. фак. пединститутов / Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской.
Зотов А.И., Сопоцинский О.И. «Русское искусство».
Ильина Т.В. «История искусств. Западноевропейское искусство», «История искусств. Русское и советское искусство (в новом варианте - Отечественное искусство)». Учебные пособия для вузов.
«История Древнего Рима».Учебник для вузов / Ред. В.И.Кузищин.
«История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение». Учебник для филологич. спец. вузов / М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов.
«История зарубежной литературы XVIII века». Учебник для филологич. спец. вузов / Е.М.Апенко, А.В.Белобратов, Т.Н.Васильева и др.

«История зарубежной литературы XIX века». Учебник для филологич. спец. вузов / В.Н.Богословский, А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева и др.
«История зарубежной литературы XIX века». Учебное пособие для филологич. спец. пединститутов / С.В.Тураев, С.Р.Брахман, А.Б.Ботникова и др.
«История новейшего времени стран Европы и Америки». Учебник для студентов-историков / Л.С.Белоусов, И.В.Григорьева, И.С.Кремер и др.
«История средних веков». Учебник для пединститутов / Под ред. Н.Ф.Колесницкого.
«История средних веков», в 2-х томах. Учебник для университетов / Под общей ред. С.Д.Сказкина. Издание 1954-го года интереснее.
«История средних веков», в 2-х томах. Учебник для вузов / Под ред. З.В.Удальцовой, С.П.Карпова.
«История русского искусства». Учебник для средних спец. учебных заведений искусства и культуры / Ред. И.А.Бартенев, Р.И.Власова.
«История русской журналистики XVIII-XIX веков». Учебник для университетов и полиграфических институтов. / Под ред. А.В.Западова.
«История русской литературы XIX века (вторая половина)». Учебник для пединститутов / Под ред. С.М.Петрова.
«История русской советской литературы». В 4-х тт. / Отв. ред. А.Г.Дементьев.
Кертман Л.Е. «История культуры стран Европы и Америки (1870-1917)». Учебное пособие для вузов. Оригинальная и глубокая книга. Таких сейчас не пишут и не выпускают. В ней можно прочитать об исторических и классовых особенностях культуры, о двух культурах в буржуазном обществе.
Кнебель М.О. «Вся жизнь» - о советском театре, воспоминания.
Кудрявцев П.С. «История физики», «Курс истории физики». Хорошо, интересно и понятно представлен ход накопления знаний, особенно это относится к науке до 20-го века.
Кусков В.В. «История древнерусской литературы». Учебник для филологич. спец. ун-тов.
Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм». По моему мнению физика, занимавшегося этими вопросами, эта книга лучше всех других показывает соотношение теории и реальности.
Лессинг Г.Э. «Гамбургская драматургия», «Лаокоон», «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье», басни в прозе. Лессинг - писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. «Он был отцом новой немецкой литературы… всему основание было положено Лессингом: подвиг его преемников был только осуществлением его мысли… Гете и Шиллер только довершали то, что уже было сделано Лессингом, - их слушали, потому что Лессинг заставил слушать; им сочувствовали, потому что Лессинг заставил сочувствовать идеям, которые выражали они, - и все, что было здорового в их идеях, было им внушено Лессингом. … Он доставил немецкой литературе силу быть средоточием народной жизни и указал ей прямой путь, он ускорил тем развитие своего народа.» (Чернышевский). Гете писал в автобиографии: «…лессингов Лаокоон … поднял нас из бедной сферы внешних очертаний в свободную область мысли. Разом было низвергнуто искаженное понятие о том, что поэзия должна подражать живописи. Мы были озарены, как молнией, отбросили все прежние понятия, как ветхую рухлядь, нам казалось, что мы спасены теперь от всякого зла.»
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель.»
Любимов Л.Д. «Искусство древнего мира», «Искусство древней Руси», «Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии». Книги для чтения.
Максимов С.В. «Крылатые слова».
Момджян Х.Н. «Французское Просвещение XVIII века».
Муратов П.П. «Образы Италии».
Плеханов Г.В. «История в слове» - высококлассные литературно-критические статьи; преподавателям литературы очень стоит прочитать «Евангелие от декаданса». «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» - разъяснение исторического материализма; была издана под псевдонимом Н.Бельтов против взглядов народников, но и сейчас годится как противоядие от антинаучной обществоведческой отсебятины и от сознательной дезориентации.
Пуришев Б.И. «Зарубежная литература средних веков». Хрестоматия для пединститутов.
Радциг С.И. «История древнегреческой литературы». Учебник для филологич. спец. ун-тов.
«Русская литература: 9 класс. Хрестоматия историко-литературных материалов». Составители И.Е.Каплан, П.Г.Пустовойт. (Воспоминания и статьи о Жуковском, Грибоедове, Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и Герцене.)

Семененко И.И. «Афоризмы Конфуция». Исследование высказываний Конфуция, формы, смысла и места его учения - двухсполовинойтысячелетнего снотворного Китая.
«Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Композиция Вл.Воронцова».
«Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты». Сост. Е.С.Лихтенштейн.
Соколов В.В. «Европейская философия XV-XVII веков». Учебное пособие для университетов.
Сорокина Т.С. «История медицины».
Тэн И. «Философия искусства».
Федоров В.И. «История русской литературы XVII века». Учебник для пединститутов.
«Школьный философский словарь» / Т.В.Горбунова, Н.С.Гордиенко, В.А.Карпунин и др.; сост. А.Ф.Малышевский.
«Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола.»
По истории и литературе писали учебные пособия и многие другие авторы и авторские коллективы. Их почти все читать можно, но постперестроечные - осторожно. Так, в учебнике (!) для 9 класса некоего А.А.Кредера «Новейшая история зарубежных стран» (я смотрю издание 1998 г.) первая мировая война объясняется выстрелами Гаврилы Принципа и глупостью трех императоров - и вина империализма замазывается, черного кобеля отмывают добела! Все остальное уже не важно. С какой стати крупномасштабные боевые действия начались вторжением Германии в Бельгию? При чем тут Гаврила? Полная дезориентация. Еще древний грек Фукидид стал отличать причины событий от поводов. А здесь от учащихся явно и преднамеренно скрыто научное объяснение хода истории и характера общественного строя. Какие там наука и здравый смысл! Откровенная подлая и наглая ложь. Кто ее принимал к использованию? Темна вода во облацех? Таковы же по направленности книжки серии «Программа обновления гуманитарного образования в России».
Не грех также самостоятельно, а не по клевкам СМИ ознакомиться с «Манифестом коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса (тем более что он блестяще написан и в литературном отношении). Как говорится, если вы вконец запутались, прочтите, наконец, инструкцию.
Отдельно - книги о музыке (разного уровня и интереса):
Алтаев А. (Ямщикова-Алтаева М.Б.) «Михаил Иванович Глинка», «Чайковский».
Бажанов Н.Д. «Рахманинов».
Бронфин Е.Ф. «Джоакино Россини».
Верфель Ф. «Верди».
Виноградов А.К. «Осуждение Паганини».
Владыкина-Бачинская Н.М. «П.И.Чайковский», «Роберт Шуман», «Джордж Гершвин».
Волынский Э.И. «Джордж Гершвин».
Гаал Д.Ш. «Лист». Издание 1986 г., перевод, тираж 500 тыс. И герой, и книга, и наши тогдашние читатели заслуживали того.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы: И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен.»
Долматовский Е.А. «Рассказы о твоих песнях» (советских времен) вместе с текстами.
Згорж А. «Один против судьбы» - повесть о Бетховене.
Ильин М. (И.Я.Маршак), Сегал Е.А. «Александр Порфирьевич Бородин».
Калинина Н.А. «С.В.Рахманинов».
Кремлев Ю.А. «Йозеф Гайдн», «Эдвард Григ», «Клод Дебюсси».
Кремнев Б.Г. «Бетховен», «Шуберт».
Кунин И.Ф. «Римский-Корсаков».
Нюрнберг М.В. «Джузеппе Верди».
«Оперные либретто: Краткое содержание опер» (в 2-х томах).
Оржиховская Ф.М. «Себастьян Бах».
Попова Т.В. «Моцарт».
Рубинштейн Л.В. «Музыка моего сердца» - рассказы о композиторах и музыкантах.
«Слово о музыке: Русские композиторы XIX в.: Хрестоматия». Книга для учащихся старших классов / Сост. В.Б.Григорович, З.М.Андреева.
Соколова О.И. «Сергей Васильевич Рахманинов».
Соловцова Л.А. «Джузеппе Верди».
Стендаль. «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «Жизнь Россини». 8-й том собрания сочинений в 15 т. 1959 г. Тираж 340 тыс.
«100 опер. История создания, сюжет, музыка». Составитель М.С.Друскин.
Теодор-Валенси. «Берлиоз».
Черная Е.С. «Франц Шуберт».
Черный О.Е. «Глинка», «Даргомыжский», «Могучая кучка», «Мусоргский», «Римский-Корсаков», «Чайковский». Повести не перегружены литературными достоинствами, но
вместе хорошо показывают связь, преемственность и развитие русской классической музыки. «Три жизни. Повести и рассказы». Повести - о Гайдне, Моцарте, Бетховене.

Аналогично о художниках:
Алпатов М.В. «Александр Иванов».
Алтаев Ал. (Ямщикова-Алтаева М.Б.) «Леонардо да Винчи», «Микельанджело», «Рафаэль».
Анисов Л.М. «Шишкин».
Бенуа А.Н. «История русской живописи в XIX веке». Обзор русской живописи с позиций ее «серебряного века». Показательно, как методологически дефектная абсолютизация «искусства» (изобразительных находок, новизны) - отмела художественную ценность изображения передвижниками реальных наших людей в изменяющейся жизни и вообще изображения с какой-либо идеей сверх чисто индивидуально-человеческой. Тем самым она затушевала особое, глубоко гуманистическое, прогрессивное достижение русской школы живописи, духовно родственное русской реалистической литературе XIX века.
Вагнер Л.А. «Повесть о художнике Венецианове».
Вазари Дж. (1511-1574 гг.). «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Волынский Л.Н. «Семь дней», «Лицо времени» - о русских художниках, «Зеленое дерево жизни» - о художниках Франции конца XIX в., «Дом на солнцепеке» - о Винсенте Ван-Гоге.
Голубева Э.И., Крестинский А.А., Кузнецова Э.В. «Беседы о русских художниках». Пособие для учителей и учащихся 8-9 классов.
Гор Г.С., Петров Вс.Н. «Художник Перов».
Дитякин В.Т. «Леонардо да Винчи».
Дурылин С.Н. «Нестеров в жизни и творчестве».
«Знаменитые русские художники: Биографический словарь» - о 100 художниках, изд. «Азбука», 2000 г. К каждой статье дана одна (черно-белая) иллюстрация и литература о художнике. Дополнительно дан словарь терминов с подробными разъяснениями. К сожалению, пропущен Н.А.Касаткин, автор написанной в 1894 году «Шахтерки» - типичной будущей советской молодой рабочей в поселке или городке; кроме того, имеется доза противопоставления русского советскому, как будто советское не было развитием лучшего русского (о чем и свидетельствует «Шахтерка»).
Кончаловская Н.П. «Дар бесценный» - о художнике В.И.Сурикове, ее деде.
Некрасова Е.А. «Томас Гейнсборо».
Нестеров М.В. «Давние дни».
Паустовский К.Г. «Исаак Левитан», «Книга о художниках».
Пророкова С.А. «Репин».
Репин И.Е. «Далекое близкое». Замечательные воспоминания Репина о его детстве, учебе в Академии художеств, о Крамском, Васильеве, Ге.
Смирнова-Ракитина В.А. «Валентин Серов».
Смольников И.Ф. «Короткая заря» - о художнике Ф.А.Васильеве, «Сердце художника» - о В.А.Серове, «Повести трудных и радостных лет» - о В.А.Серове, М.А.Врубеле, К.А.Коровине.
Фейхтвангер Л. «Гойя, или Тяжкий путь познания».
Фенина С.В. «Беседы о русских художниках».
Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках» - о Федотове, Перове, Крамском, Репине, Сурикове, Васнецове, Левитане.
Шкловский В.Б. «Повесть о художнике Федотове».
О художниках, композиторах, ученых и других выдающихся личностях у нас выпускалась серия книг «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), где можно почерпнуть много полезного помимо указанного здесь. Недавно «Урал LTD» переиздал большую, исключительно удачную по содержанию и исполнению дореволюционную биографическую серию издателя Ф.Ф.Павленкова, в общем поразительно близкую по критериям, подходу и духу советской ЖЗЛ (часто даже более жесткую), чего не скажешь о нынешних послесловиях в ней - вплоть до бредовых. По русским биографиям и по подходам авторов статей явно открывается, что передовая мысль России в конце XVIII и весь XIX век была занята проблемой прогресса и освобождения людей, и вовсе не случайно и не искусственно ее глубочайшая ветвь пришла к марксизму, и что СССР стал именно высшим развитием России, а не продуктом чуждого ей прерывания естественного хода ее истории.