Ботеах Ш. Кошерный секс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая. Секс. Досье

Глава 5. Секс и традиционная мысль

Аскетизм - это заблуждение.
Тело нужно холить и лелеять.
Важность физической любви.

В нашем разводе частично виноват и я. Я стремился вознести свою жену на пьедестал.
Вуди Аллен

Бигамия - это один муж в нескольких экземплярах. Моногамия - это то же самое.
Эрика Йонг, Fear of Flying
***
Позвольте мне вновь вернуться к вопросу о том, почему я, раввин, пишу книгу о сексе. Работая с молодыми людьми, я вижу, что главный вопрос, который все время всплывает по ходу нашего общения, - это их личные отношения. Я горячо верю в брак и в то, что основной причиной развода является неудовлетворенность людей физической стороной любви. 60-е годы прошлого века, внушившие нам, что секс - это "таблетка удовольствия", оставили нам пагубное наследие, но в то же время привели и к одному положительному последствию - дали нам возможность свободно говорить о сексе.

Истинная причина, по которой я пишу о сексе, заключается в том, что он священен. Эта тема настолько же религиозна, насколько религиозна дискуссия о вере в Б-га. Только через сексуальный контакт в этом мире появляется новая душа, только через сексуальный контакт мужчина и женщина сливаются в одну плоть, каковой они были до создания. Это одно из немногих мистических переживаний, открытых для большинства из нас.

Так считают не все. Как говорили древние еврейские мистики, чем возвышеннее идея, тем чаще на нее посягают.

С незапамятных времен люди в целом и некоторые религиозные люди в частности, смотрели на секс только как на физический акт, называя его грязным и унизительным. Сегодня появилось совершенно новое и очень опасное воплощение этого суждения.

Однажды во время лекции о месте секса в обществе я упомянул о том, о чем написал в предисловии этой книги. Я сказал, что сегодня секс стал настолько доступным, что у людей почти не осталось поводов вступать в брак. Зачем жениться, если сексом можно заняться везде и в любое время?

Реакция студентов на эту мысль оказалась чрезвычайно враждебной. "Что за поверхностная, незрелая причина для женитьбы! - воскликнул один студент. - Насколько же ограниченным и безрассудным нужно быть, чтобы жениться только ради того, чтобы заниматься сексом? Как это унизительно!"

Я просто не поверил своим ушам. Секс! Ограниченный и унизительный? Поверхностный и незрелый? Однако с этой точкой зрения согласились почти все студенты. А если бы я преподнес свою идею по-другому и сказал бы, что мужчина женится на женщине, потому что действительно хочет узнать ее, и интимная близость - это единственный способ полного познания, посмели ли бы они назвать это знание "ограниченным" и "унизительным"?

Конечно, они принижают значение секса только потому, что для них, в отличие от ТаНаХа, он не является высшей формой мудрости и познания. Сегодняшние молодые люди лишены высшей формы единения с объектами своей привязанности, потому что для них секс - это только плотское удовольствие. Совместный поход в картинную галерею - вот что они называют гораздо более значимым духовным опытом.

Аскетизм - это заблуждение
На первый взгляд, вполне логично предположить, что чем больше человек погружается в земную жизнь, чем больше человек наслаждается чувственными удовольствиями, тем менее духовным он становится и тем дальше отходит от Б-га. Ведь у Б-га нет тела, он не ест и не спит, не женится и, само собой разумеется, Б-же упаси, не занимается сексом. Б-г пребывает не на земле, а на небе. И, таким образом, чтобы приблизиться к Б-гу, человек должен следовать по его пути. Как известно, "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" и "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное".

Нередко считается, что сводя к минимуму, а еще лучше, вообще отказываясь от земных и чувственных желаний, человек естественным образом приближается к Б-гу. Он должен поститься, а не есть вкусную пищу, рано вставать и молиться, а не валяться в кровати, и жить в безбрачии.

Поэтому многие религии называют самым верным способом попасть в рай отказ от всего телесного и материального. Некоторые религии пропагандировали самобичевание и монашеский образ жизни как шаг к достижению рая на земле. Католическому духовенству запрещено заниматься сексом, а индусы пытаются свести его к минимуму. У меня есть знакомый еврей, который стал кришнаитом. У них с женой двое детей и он клянется, что они занимались сексом всего два раза в жизни.

Тело нужно холить и лелеять
Древняя иудейская мысль не согласна со всем вышеперечисленным. Иудаизм утверждает, что секс - это не просто удовлетворение человеческого инстинкта и не просто способ продолжения рода. Секс - это самый священный опыт и самое священное обязательство человека. Самый первый отрывок ТаНаХа открывается таким стихом: "В начале сотворил Б-г небо и землю". Это значит, что и небо, и земля были равны для Б-га, и "увидел Б-г, что это хорошо".

Понимание того, что небо и земля равны для Б-га, имеет решающее значение. Земля не менее священна, чем небеса. И обязанность человека - найти Б-га на земле, открыть необычное в обычном, духовное в физическом. Священна и человеческая плоть, и человеческий дух. Мы все должны научиться не просто прощать себя за то, что мы люди, но наслаждаться и прославлять свою человеческую природу. Мы должны не сражаться с ней, а использовать ее. Не изменять ее, а сконцентрироваться на ней. Не стыдиться ее, а понять ее и развивать ее ради своей пользы.

Понятие священного, таким образом, в иудаизме существенно отличается от понимания, принятого в других религиях. Цитадели религий - всегда священные места. Священна синагога, священна церковь. Но в иудаизме одни места могут быть "священнее" других. Для еврея, например, помолиться у Западной Стены в Иерусалиме - значительно большая привилегия, чем молитва в расположенной рядом с его домом синагоге. Там он чувствует себя ближе к Б-гу. Точно так же священнее синагоги может быть и спальня.

В спальне мы находим и постигаем Б-га через тепло и близость другого человека. Святостью брака мы приглашаем в наши отношения Б-га - как духовного партнера, который может нам подняться над нашими собственными комплексами и слиться воедино.

В Талмуде рассказывается история о Раве Кахане и его наставнике. Однажды Рав Кахана спрятался под кроватью своего учителя, который сначала ласкал свою жену и свободно говорил с ней о сексе, а затем они занялись любовью. И тогда Рав Кахана сказал своему учителю: "Ты похож на голодного человека, который никогда раньше не занимался любовью, ибо ты удовлетворяешь свое желание так нескромно".

"Ты здесь? Выходи! Негоже тебе лежать под моей постелью!" - возмутился учитель.

"Это - одна из тем Торы, и я должен изучить ее", - ответил Рав Кахана.

Нежность и любовь, которые мужчина выплескивает на свою супругу во время этой исключительной близости, по определению священны.

Важность физической любви
Таким образом, утверждает еврейская мысль, внешняя оболочка важна так же, как и внутренняя красота. "Только ограниченные люди не судят по внешнему виду, - писал Оскар Уайльд. - Настоящая тайна мира скрыта в видимом, а не в невидимом".

Конечно, иудаизм не заходит столь далеко. В иудаизме считается, что тайна скрыта и в видимом, и в невидимом, и в теле, и в душе. Когда евреи, освобожденные от египетского рабства, бродили по Синайской пустыне, Вс-могущий приказал Моисею и еврейскому народу построить скинию, чтобы Он мог находиться средь них. Также Б-г сказал Моисею сделать медный умывальник, чтобы священники могли омывать в ней свои руки и ноги, прежде чем входить в святилище.

Как рассказывается в Талмуде, Моисей посчитал, что нельзя изготавливать этот умывальник из медных зеркал, которые использовали в Египте дочери народа Израилева. Но Б-г еще раз повторил Моисею, что умывальник должен быть сделан именно из этих зеркал, потому что зеркало - это один из тех простых предметов, которые помогают мужу и жене поддерживать любовь и близость, и поэтому особенно люб Г-споду.

Кроме того, Талмуд утверждает, что вместе с манной - хлебом, который Г-сподь посылал евреям с неба на протяжении их 40-летних скитаний по пустыне, Он также давал им различные благовония.

А великий средневековый мыслитель Маймонид, например, говорит о праве надевать особое белье, подходящее для секса, в качестве составной части onah, супружеских обязанностей мужа.

Иногда в Иудаизме тело ставится выше души. Например, еврею разрешено нарушать шаббат, если того требует состояние здоровья. Ради благополучия тела человек обязан компрометировать чистоту души. Ведь мы живем не для того, чтобы достичь святости после жизни, мы должны стремиться к ней во время жизни. И секс играет в этом значительную роль.

"Мы достигаем высшей духовности через наши материальные тела. Это основа иудаизма, которая демонстрирует, как физические удовольствия становятся возвышенными и священными". (Техила Абрамов)

Иудаизм дает нам руководящие принципы - их можно назвать эротическими каналами общения, которые не ограничивают наш сексуальный опыт, но направляют его в нужное русло и делают его настолько "продуктивным", что секс становится полным страсти и, таким образом, способен поддерживать чувства и любовь на протяжении многих лет. Иудаизм не зацикливается на понятии вины, не напоминает о сексуальном прошлом человека и о его грехах. Мы всегда можем затребовать нашу невинность обратно. Что бы человек ни сделал в прошлом, завтрашний день приносит новые неограниченные возможности начать все сначала.