Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

Богатство в варварском сознании

Последствием этого стала и некоторая переоценка ценностей - престиж военной добычи, почетность ратного дела стали усиливаться. Все чаще в культурных текстах мы сталкиваемся с темой добычи сокровища и раздоров, порожденных им.

Богатство, в разных его обличиях – дорогое оружие, кольца, хорошие кони – один из постоянных мотивов, определяющих поведение варвара и его систему ценностей. Богатство – это знак силы, могущества, удачи. Его сакральный характер особенно рельефно высвечивается в тех “захороненных” сокровищах и кладах, которые археологи до сих пор находят на дне озер, торфяных болот и тому подобных мест. Нередко способ, которым были запрятаны подобные клады, исключает возможность воспользоваться ими в будущем даже для самого хозяина. Яркий тому пример в литературной традиции – клад Нибелунгов, схороненный владыками бургундов на дне Рейна.

Вместе с тем, богатство имело не только знаковый смысл, связанный с самоутверждением человека. Оно было и вполне реальным средством привлечения союзников, членов комитата. Недаром устойчивым клише германского эпоса является термин “кольцедаритель”, используемый в качестве эпитета для конунга.

В поэме "Беовульф", после гибели главного героя в битве с драконом, его соратник, упрекая предавшую своего вождя дружину, говорит, что Беовульф напрасно одаривал их мечами и доспехами - в сражении они не пришли ему на выручку. Отныне, предрекает он, воинам не будет ни даров, ни пиров, и наследные наделы будут ими утрачены.

Однако оценки добытого богатства в текстах эпохи амбивалентны. С одной стороны, приобретенное в результате воинских подвигов золото - символ мощи и значительности его обладателя. С другой стороны сокровища - источник нескончаемого зла и бедствий. Мотив "проклятого клада", губительного для всех, кто его добудет - один из самых ярких в германской поэзии. Таково золото дракона Фафнира, убитого Сигурдом, таков клад, который ценой своей жизни добывает Беовульф.

Варварское сознание фиксирует в культурных текстах причины родовой вражды, которая, как правило, оборачивается трагедией, и источник борьбы - нередко золото.

Снорри в "Саге об Инглингах" рассказывает, как при одном из потомков Одина, конунге Висбуре, начались распри в роду Инглингов. Висбур оставил свою жену с двумя сыновьями и взял себе другую. Когда его сыновья выросли, они потребовали возвратить ожерелье, которое он при женитьбе на их матери дал ей в качестве брачного дара. Получив отказ, братья пригрозили Висбуру, что это ожерелье будет причиной смерти "лучшего человека в его роду". Задумав отцеубийство, они обратились за помощью к вёльве (пророчице) Хульд. Она ответила им, что может наколдовать гибель Висбура, однако предостерегла: впредь убийство будет постоянно совершаться в роду Инглингов. Братья согласились на это. Собрав войско, они ночью напали на ничего не подозревающего отца и сожгли его в собственном доме.

Распадение родовых связей переживается очень тяжело, оно окрашивает и космогонию. В "Прорицании вёльвы", где излагается миф о создании мира и его гибели, одна из основных причин зла - братоубийственная вражда.

Вёльва предрекает:

… все я провижу

судьбы могучих павших богов.

Братья начнут биться друг с другом

Родичи близкие в распрях погибнут

Тягостно в мире, великий блуд,

Век мечей и секир, треснут щиты,

Век бурь и волков до гибели мира,

Щадить человек человека не станет.

Итак, стремление к богатству, к могуществу и, вследствие этого, нарушение запрета на вражду с сородичами - зло, которое подрывает мир.