Мунчаев Ш.М. Отечественная история

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА V. СКЛАДЫВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени и территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата русские земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, земли по реке Яику. Шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. Рос и численный состав населения. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10,5 млн человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения и существовали “черные” волостные крестьянские “миры”, происходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. На берегах Дона еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей — казаков. Российское казачество имеет богатую и интересную историю, которая отражена во многих дореволюционных и в современных публикациях, книгах, статьях и других изданиях.

Зарождение казачества связано с периодом образования русского централизованного государства. Как отмечалось выше, поселения казаков появились на Дону еще в XVI в. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Казаки сами решали свои внутренние, в том числе судебные, и внешние дела, включая проблемы войны и мира. Все вопросы обсуждались на общем сходе — круге, здесь же выбирались и казачьи атаманы. В то же время внутри самого казачества происходило расслоение на “домовитых” (богатых) и “голытьбу” (бедных). Этот процесс интенсивно стал развиваться позднее. Российское правительство старалось завлечь казачество в сферу своего влияния, оказывая им помощь хлебом, деньгами, оружием, одновременно возлагая на них в определенной мере и оборону южных границ государства. Сходным по происхождению и организации, хотя и со значительными отличиями, было и запорожское казачество на Украине, которое привлекалось в те годы польским правительством для охраны южных границ Речи Посполитой.

Из среды российских казаков вышла масса “землепроходцев”, прошедших через всю Сибирь и уже в 40-х гг. XVII в. достигших берегов Тихого океана. Преодолевая большие трудности, казаки и зарождающиеся промышленники с конца XVI в. двигались за Урал. Уже во второй четверти XVII в. они прошли моря Северного Ледовитого океана и подошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649—1651 г. Ерофей Хабаров из Якутска достиг Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и другие), ставшие впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Поморья. К концу XVII в. в Сибири жило около 11 тыс. русских крестьянских семей. К этому времени сюда уже не ввозили хлеб — он выращивался на месте. Именно в эти годы начинается бурный процесс освоения и развития Сибири. Русские поселенцы оказали большое влияние на хозяйство и культуру местного населения, создали пашенное земледелие, положили в XVII в. начало превращению этого края в один из зернопроизводящих районов России.

XVII век в истории России знаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. Например, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.

Землевладение дворян увеличивалось в результате массовой раздачи им земли правительством России в начале XIII в., и особенно при правлении первых Романовых. Дворянские земли росли главным образом за счет крестьянских общин. Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного строя. Господствующим классом были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, то есть, по существу, оформление общегосударственной системы крепостного права.

Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Российского государства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах их зависимость от феодалов и от государства. По этому же Соборному Уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство возложило на них в то же время ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Создавая государственную систему крепостного права, правительство стремилось мобилизовать народные силы на укрепление России, подъем ее экономики, усиление армии, на решение других внутренних и внешних задач.

В этих условиях развитие торговли приобрело особое значение. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва, ставшая с ее громадным торгом и более чем 120 специализированными рядами главным торговым центром страны. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось отсутствием выхода к морям, засильем иностранного капитала. Английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки страны. Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточились вначале в руках английских, а затем и голландских торговцев.

В создавшихся условиях русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. российским правительством был принят новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост товарного производства в XVII в. привел к резкому росту городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения, например, только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.

Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном Уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России.

В последней четверти XVII в. в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Соборным Уложением 1949 г. была узаконена неограниченная власть самодержавия, а также укреплена победа его над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические тенденции по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, в первой четверти XVIII в. переросли в качественную форму. Постепенно средневековая Московская Русь начала превращаться в Российскую империю.

Со второй половины XVI в. политический строй эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, победном исходе для царской власти в ее соперничестве с властью церковной.

Свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц и земские выборные органы.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала Церковь, которая претендовала на большую власть. Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был отправлен простым монахом в монастырь.

Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс — волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, а оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершал набеги на владения иранского шаха. В августе 1669 г. он с казаками высадился в Астрахани, несколько позже, 4 сентября 1669 г., отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и другие.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. 4 июня 1671 г. Степан Разин был доставлен в Москву и казнен на Красной площади.

Несмотря на обострение социально-политических и экономических отношений в стране, рубеж XVII—XVIII вв. явился важным периодом в истории феодальной Руси. Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни: экономику, внутреннюю и внешнюю политику, науку, быт, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к целенаправленной к их реализации.

Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из государственных деятелей России того периода посвящалось такое большое количество литературы (книги, статьи, художественные произведения), как Петру I.

Мы не будем останавливаться на описании жизнедеятельности Петра I. Целесообразно более подробно остановиться на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в судьбе России. Известный ученый, большой знаток истории России периода Петра I, профессор Е.В. Анисимов в своей статье “Петр I: рождение империи”, обстоятельно анализирует петровские реформы. В данном случае мы воспроизведем некоторые страницы из этой статьи, касающиеся реформ Петра I 1 .

1 См.: Анисимов Е.В. История отечества: люди, идеи, решения. — М., 1991. С. 186-220.

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Государственные преобразования начались в конце XVII — начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота — все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. В его деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне — с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за

нарастающей скоростью маховика самодержавной инициативы Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создание новых административных преобразований — губерний, объединявших несколько уездов. Основной целью этого было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров.

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела Тце только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система “приказ-уезд” была удвоена: “приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд”. Подобная схема была заложена в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы. Управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой “консилии министров” — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат, создание канцелярии с большим штатом служащих, контор , (специализированных филиалов) — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Петр I придавал огромное значение писанному законодательству, он считал, что “правительственный” закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохое состояние подданных ассоциировалось у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого — единственная панацея от трудностей жизни.

В период правления Петра I закон реализовывался через систему бюрократических учреждений. Ни одна структура — от торговли до церкви, от солдатской казармы до частного дома — не могла существовать без управления, контроля или наблюдения со стороны специально созданных органов.

Идея Петра как реформатора России была направлена, во первых, на создание такого совершенного законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, а во-вторых, на образование совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает переходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.

Петр главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Обобщив опыт шведской государственности с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов так называемый Генеральный регламент 1719—1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата. Он же создал образец регламента центрального учреждения — Адмиралтейской коллегии.

Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную функцию. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту — как к уставу, а к служащим — как к солдатам или офицерам. И дело не в особой воинственности Петра или войнах, ставших для него привычными: за 36 лет царствования (1689—1725) он провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущество военной модели. Воинская дисциплина — это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую .нравственность.

Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявлялось и в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716 г. основной военный закон — Воинский устав — по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Так как не все нормы военного законодательства были применимы в гражданской сфере, то использовались специально составленные выборки. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные за преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

В указе 1723 г. Петр I разделил все преступления на две части: государственные и частные. Под государственными имелись в виду все преступления, совершаемые “по должности”, причем считалось, что преступление чиновника приносит государству даже больший ущерб, чем измена воина на поле боя, ибо это грозит подрывом основ государственности, разорением страны. Именно поэтому чиновников-воров, лихоимцев и мздоимцев предписывалось наказывать особенно сурово. Так, в указе 1711 г. царь угрожал губернаторам, вовремя не поставившим рекрутов, что “ежели в две недели кто не исправится... то наказаны будут яко изменники и предатели отечества”.

Выпестованная Петром I регулярная армия (во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов) заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. По образному выражению В.В. Лапина, специалиста по истории русской армии, в России XVIII—XIX вв. не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. XVIII в. стал “веком дворцовых переворотов” во многом благодаря гипертрофированному значению военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти.

Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем широко распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении как администрации, так и населения. Такое крупное мероприятие, как перепись населения, было осуществлено также силами военных, причем в этой процедуре была занята почти половина офицерского корпуса. К такой практике правительство прибегало и впоследствии.

Петр I осуществил еще одно мероприятие, связанное с использованием военных в общегражданских делах. В ходе подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск: полки расселялись на землях тех крестьян, с “подушного числа” которых изымалась подать на нужды их полков. Такой закон (1724) должен был регулировать взаимоотношения населения с войсками. Однако он привел к тому, что власть командира полка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но исполняло также функции “земской полиции” — пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, осуществляло общий политический надзор за перемещением населения согласно введенной тогда же системе паспортов. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Влияние личности Петра I на устройство режима самодержавного правления было довольно значительным. Он реализовал потенциально заложенные в этом институте идеи и привнес новые — оригинальные или заимствованные из других стран.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия “служилых людей”. Верхушка служилого сословия — служилые “по отечеству”, то есть по происхождению, превратились в дворян, а низы, жившие главным образом на юге, стали так называемыми “однодворцами”.

Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней части этого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу высокое положение обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в табеле о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью преобразования с применением принципа личной выслуги, то есть строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов. Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие “дворянин” с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, но и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом. В 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат — запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Существенной была реформа в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, привнеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдий. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. По образному выражению профессора Е.В. Анисимова, ремесленники, купцы, жители русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гильдии и цехов. Посадское население было поделено на две гильдии: первую составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, лица интеллигентных профессий, а во вторую включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Петр оставил неизменной систему распределения налогов по “животам”, когда наиболее состоятельные горожане были вынуждены платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым консервировались средневековью социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений.

Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов — действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления, и их должности были даже включены в Табель о рангах. Судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе — вот и все основные права, предоставленные магистратам.

Социальные преобразования коснулись крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имел тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а значительная часть их — кабальные холопы — согласно традиции имели право выхода на свободу по смерти своего господина.

При Петре процесс сближения холопов и крестьян был резко усилен. Вначале были отменены возможности выхода холопов на свободу.. Согласно указам они должны были служить в армии. Окончательный удар холопству был нанесен переписью душ в 1719—1724 гг., причем холопы были вначале переписаны, а затем по указу 1723 г. были навсегда внесены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.

То, что происходило в социальном строе России петровского времени, свидетельствует об унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой реформатора, ставившего своей целью создание так называемого “регулярного государства”, которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое.

Для законодательства Петра была характерна четкая регламентация прав и обязанностей каждого сословия и соответственно более жесткая система запретов.

Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад. Уже само это по себе затрудняло выход из платежной общины для перемены статуса. Чтобы не парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г. разрешило помещичьим крестьянам при уплате огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком. Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными. Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый “торгующий крестьянин”. Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезными из них следует признать размещение в 1724—1725 гг. армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и вменение полицейских функций армейским командирам, а также введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Петр 1 осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодного) управления Русской Церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра 1 ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой Церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал ее институты для проведения своей политики. Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.

Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических судеб России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет: Сенат — с 1711 по декабрь 1917 г., синодальное устройство Православной Церкви — с 1721 по 1918 г., система подушной подати — с 1724 по 1887 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного было подобных институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

Следует сказать несколько слов о крепостнической политике Петра I, о тех указах, которые им были приняты в этой части. Была ли в тех условиях какая-либо альтернатива этой политики? Ею стала бы только отмена крепостного права. Мог ли Петр I отменить крепостное право? Отвечая на этот вопрос, профессор Е.В. Анисимов дает правильный ответ, а именно:

для Петра не существовало никакой альтернативы. Крепостничество утвердилось " России задолго до его рождения. Оно пропитало все корни жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное право в России в отличие от Западной Европы играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I хорошо это понимал, поэтому всеми доступными ему средствами укреплял такой строй.

Итоги преобразования Петра I были значительными в области как внутренней, так и внешней политики. Все изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых, буржуазных отношений. В России возникает мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобретает металлургия. Преобразования Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение. Их осуществление во многом было связано с личностью самого Петра I, который являлся крупным государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель и дипломат, Петр I умел в тех сложных условиях быстро оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач. В то время изменения и реформы, осуществлявшиеся на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, сферы экономической жизни.

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII в. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. В середине века начинается все возрастающая критика крепостничества и всех его порождений. Однако между этими процессами в России и Западной Европе была значительная разница, которая не сводилась только к существенным различиям в уровне социально-экономического развития и остроте противоречий между старыми и новыми отношениями. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории. В стране вырастала крупная промышленность, но в ней переплетались капиталистические, полукрепостнические и крепостнические аспекты. Развитие товарно-денежных отношений вовлекало в свою орбиту значительную часть помещиков и некоторую часть крестьянских хозяйств. Разрушая натуральный характер сельского хозяйства, этот процесс постепенно создавал предпосылки для проникновения в него капиталистических отношений, однако в XVIII в. они не могли быть в полной мере реализованы. Нарождающаяся русская буржуазия не превратилась в самостоятельный класс, она оставалась все еще средневековым сословием купечества, была тесно связана с крепостным строем, со всеми его атрибутами.

К этому же времени существенно изменилась территория и самой России, хотя в количественном отношении такие изменения были не столь велики, как в XVIII в., когда в ее состав вошли огромные, почти не заселенные или мало заселенные просторы Сибири и Дальнего Востока. К концу XVIII в. границы России значительно продвинулись на запад — от 200 до 600 км. Начиная от устья Днестра, южная граница шла через Черное море к устью Кубани, включая Крым и все Северное Причерноморье. На Северном Кавказе она проходила в основном по Кубани и Тереку, а в конце века протянулась и за главный Кавказский хребет в связи с вхождением Грузии в состав страны. В результате всех этих процессов численность населения России в XVIII в. заметно увеличилась. К концу века она достигала 37,5 млн человек. Изменился и национальный состав.

По мнению ученых-историков Московского университета им. М.В. Ломоносова, на протяжении XVIII в. в территориальном распределении населения отмечаются три важнейшие тенденции: а) в результате значительных изменений границы на новые западные районы приходилось около 20% его общего количества; б) население Центра, Севера, Северо-Запада и Среднего Поволжья росло медленно; в) происходил резкий рост населения в южных и восточных районах, что значительно повысило их удельный вес как в составе общей численности жителей страны, так и в экономической жизни. Как и в прошлом, основная масса населения жила в деревнях. Даже к концу XVIII в. городское население составляло немногим более 3%. И все же это положение начало меняться, хотя и медленно. Становление новых промышленных районов приводило к соответствующему перераспределению жителей между сельскими районами и формирующимися торгово-промышленными центрами. По мере реализации петровских реформ и этот процесс начинает приобретать новые обороты.

Для послепетровского периода была характерна ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть, за право расхищать казну и безнаказанно грабить государство, сопровождавшаяся дворцовыми переворотами. Это открывало путь на престол огромной Российской империи людям, которые меньше всего подходили для этой роли. Петр I скончался 28 января 1725 г. после продолжительной болезни, а преемника так и не успел назначить. Спор решили гвардейские полки. Дворянские по своему составу, они с этого времени превратились в основное орудие борьбы за власть между соперничавшими группировками.

Выдвинувшиеся при Петре I представители новой знати, заручившись поддержкой гвардейских полков, возвели на престол Екатерину I. Практически власть оказалась в руках князя Меншикова. В 1726 г. был создан Верховный тайный совет — новый высший орган власти, который оттеснил на второй план Сенат. В этих условиях не могло быть и речи о продолжении крупных реформ. После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I — Петр II, а к Верховному тайному совету, фактически к Меншикову, перешли функции регента. Его политика вызывала недовольство даже у недавних союзников. В сентябре 1727 г. он был арестован, сослан в далекий Березов, где вскоре и умер. Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка стремится пересмотреть преобразования и по возможности восстановить порядки, существовавшие в России до их проведения. Князья Долгорукие, подобно Меншикову, пытались закрепить свое влияние осуществлением нового проекта брачного союза. Однако в январе 1730 г. молодой император во время очередной охоты простудился и скоропостижно умер.

В ходе обсуждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, дочь брата Петра I — Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были составлены кондиции, то есть условия вступления Анны Иоанновны на престол. Они ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу его аристократической верхушки, заседавшей в Верховном тайном совете. Согласно кондиции право заключения мира, установления новых налогов, производства в чины, командования армией, выбора преемника государю и многого другого переходило в руки Верховного тайного совета.

Анна Иоанновна, подписавшая кондиции после прибытия в Москву, превращалась в безропотную марионетку. Однако эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна провозгласила себя самодержавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал фаворит императрицы курляндский герцог Бирон, пользовавшийся ее безграничным доверием. Он занял господствующее положение при дворе. В годы бироновщины на получение доходных должностей и продвижение по службе могли рассчитывать только иностранцы. Это вызывало протест со стороны русского дворянства. Вместо Верховного тайного совета был восстановлен Сенат, но уже через год он был оттеснен на второй план Кабинетом, составленным царицей. Незадолго перед своей смертью императрица назначила себе преемника — сына своей племянницы Анны Леопольдовны, причем регентом ребенка была определена не мать, а Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, который в ноябре 1740 г. лишил Бирона прав регента. Регентом была провозглашена Анна Леопольдовна.

Переворот не мог удовлетворить интересов широких кругов русского дворянства, так как он все еще сохранял за немцами руководящее положение в государстве. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы, были арестованы воцарившиеся на престоле представители Брауншвейгской семьи. Участники переворота получили щедрые награды, а те из них, которые не имели дворянского звания, были возведены в дворянство.

Говоря о дворцовых переворотах второй четверти XVIII в., следует отметить, что они происходили сравнительно легко, без особых осложнений. Их успех во многом объяснялся открытым недовольством русского дворянства пагубным влиянием на различные стороны жизни России иностранного засилья в период царствования Анны Иоанновны, а также обязательной службой, установленной в свое время Петром I.

Удовлетворяя требования дворянства, правительство в 1732 г., учредило корпус кадетов. Дворянские дети после окончания этого учебного заведения получали офицерские чины. Несколько позже, в 1736 г. были удовлетворены домогательства дворян об отмене бессрочной службы. Один из сыновей дворянской семьи освобождался от службы для управления имением. В период царствования Анны Иоанновны обязанности дворян заметно сокращались, в то же время расширялись их права над крепостными крестьянами.

Основное содержание политики абсолютизма в этот период состояло в стремлении правительства помочь дворянству приспособить свое хозяйство к развивающимся товарно-денежным отношениям и преодолеть воздействие формировавшегося капиталистического уклада на крепостную вотчину. Однако приостановить этот процесс уже было нельзя.

Елизавету Петровну сменил Петр III (1761—1762), ее племянник, малообразованный человек, не способный руководить государством. В результате переворота (в июле 1762 г.) императрицей стала его супруга Екатерина II, правившая страной 34 года. В отличие от своих предшественников она была умным и крупным государственным деятелем, хитрым и ловким политиком, тонким дипломатом и оставила заметный след в истории России. Ее царствованию посвящена огромная литература, написанная современниками и последующими историками. В период правления Екатерины II были осуществлены крупные мероприятия как во внутренней, так и во внешней политике, но они проводились во многом крепостническими методами. Она понимала, что интересы дворянства и самодержавного строя требуют развития торговли, промышленности, просвещения и предприняла по этим направлениям ряд прогрессивных по тем временам мер.

Начала же свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у Церкви было отнято более 1 млн душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия — Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В то же время в пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В августе 1767 г. Екатерина П издала самый жесткий указ за всю историю существования крепостничества. В соответствии с ним любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. В то же время период царствования Екатерины II вошел в историю как век “просвещенного абсолютизма”. В своих действиях она широко использовала методы лавирования. Для маскировки продворянской, прокрепостнической политики она применяла политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свои связи и переписку с учеными и просветителями того времени. Это создавало о ней мнение, как о просвещенном и гуманном монархе.

Царствование Екатерины II сопровождалось невиданным разгулом фаворитизма. Непрерывной смене фаворитов сопутствовали огромные пожалования им земли, крестьян, денег, дворцов, званий, орденов. С другой стороны, серия указов 60-х гг. венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков, обязанных безропотно подчиняться их воле. По Указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу. Юридически помещики были лишены лишь одного права — лишить своих крепостных жизни.

В “просвещенный век” Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Принятые в эти годы законы свидетельствовали о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Указ 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца к другому, он юридически оформил крепостное право на Левобережной и Слободской Украине.

К проявлениям политики “просвещенного абсолютизма” следует отнести и созыв Уложенной комиссии. Цель ее состояла в том, чтобы заменить устаревшее Уложение 1649 г. новым сводом законов.

Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социально-политической активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья, яицких казаков. Своего апогея эта тенденция достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Он был выходцем из донских казаков, участником Семилетней войны, боев в Польше и с турками, получивший за отличие в боях первый офицерский чин. Арестованный властями, он бежал из Казани и скрывался на Яике. Здесь он принял имя императора Петра III и возглавил выступление яицких казаков.

Первая попытка объявить себя Петром III закончилась для Пугачева неудачей. Он был схвачен и заключен в тюрьму в Казани. Лишь после побега и повторного возвращения на Яик ему удалось возглавить мощное движение народных масс — последнюю в истории России крестьянскую войну. Восстание началось в сентябре 1773 г., а уже 5 октября Пугачев подошел к губернскому городу Оренбургу. Началась его шестимесячная осада. К восстанию присоединились башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, горнозаводские рабочие, приписанные к заводам крестьяне.

К району восстания спешно стягивались правительственные войска. Сражение под Татищевой крепостью 22 марта 1774 г. закончилось победой правительственных войск. После поражения начался второй этап крестьянской войны: Пугачев вынужден был снять осаду Оренбурга и, преследуемый правительственными войсками, двинулся на восток. Главные события крестьянской войны развернулись на территории горнозаводского Урала и Башкирии. К восстанию присоединились работные люди. Ряды восставших пополнили народы Поволжья: удмурты, марийцы, чуваши. 12 июля 1774 г. Пугачев был уже около Казани. Однако на помощь осажденным пришел царский генерал Михельсон и нанес повстанцам поражение. Пугачев вместе с остатками разбитой армии переправился на правый берег Волги — в районы, населенные крепостными и государственными крестьянами. Начался третий период крестьянской войны. '. Большое значение в численном росте войска восставших имели манифеста Пугачева. Наиболее полно крестьянские чаяния отразил манифест 31 июля 1774 г., провозгласивший освобождение крестьян от крепостной неволи и податей.

Крестьянская война разгорается с новой силой. Пугачев двинулся к Нижней Волге, где к нему присоединились бурлаки, донские, волжские и украинские казаки. В августе он подошел к Царицыну и переправился на левый берег Волги. Однако находившиеся при нем яицкие казаки схватили его и 12 сентября 1774 г. выдали правительственным войскам.

Крестьянская война закончилась поражением. Пугачевскому движению присущи были те же черты, которые были характерны для крестьянских войн и приводившие к их неудачам: стихийность, локальность, отсутствие четких представлений о будущем устройстве общества. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Тем временем царское правительство продолжает осуществлять начатые до восстания Пугачева реформы. В 1775 г. оно провело некоторые реорганизации, надолго определившие пути социально-экономического развития страны в духе просвещенного абсолютизма. Дело в том, что крестьянская война обнаружила слабость местных органов власти. Это стало очевидно в самом начале восстания. Поэтому потребовалось проведение областной реформы, которая преследовала охранительные цели. Была создана разветвленная сеть губернских уездных органов власти, позволявшая усилить бдительный надзор за жизнью населения. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Областная реформа реализовала давнишнюю мечту дворян о создании своих корпорации и сословных учреждений. На практике это значительно увеличило штат чиновников. Определенные выгоды от реформы извлекло также городское население, особенно верхушка купечества. Горожане получили свои выборные органы власти. Параллельно с ними городом управлял городничий, назначаемый правительством.

Одновременно правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. Важно отметить, что манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: “Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства” и “Жалованная грамота городам”, опубликованные 21 апреля 1785 г. Они свидетельствует о стремлении самодержавия консолидировать дворянство и верхушку городского населения, в основном торговое купечество. Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.

Кроме того, правительство устанавливало строгую цензуру за информацией, стремясь не пропускать никаких сведений о событиях во Франции. Тщательно проверялась литература, поступавшая из-за границы, в книжных лавках производились обыски с целью изъятия книг о Французской революции. Вместе с тем усилились преследования внутри страны. Одной из первых жертв этой политики стал Александр Радищев — автор знаменитого “Путешествия из Петербурга в Москву”. Вслед за ним репрессиям подвергся Н.И. Новиков. Их судьбу разделили и некоторые другие представители русского просвещения.

История России конца XVIII в. существенно отличается от предшествующего периода. В действиях Павла I, сменившего на престоле Екатерину, во многих случаях отсутствовала преемственность. Правительственные меры соответствовали личности императора — человека капризного, деспотичного, переменчивого в своих решениях, легко поддававшегося необузданному гневу и столь же легко менявшего гнев на милость. Некоторые меры Павел I осуществил в пику матери, исходя из желания сделать наоборот. Так, он освободил Радищева из ссылки, а Новикова из Шлиссельбургской крепости.

Казарменному образу жизни, являвшемуся в глазах Павла идеальным, не соответствовали дворянские вольности, и он потребовал возвращения дворян из долгосрочных отпусков в полки. Не явившиеся были уволены из армии.

По Указу 5 апреля 1797 г. крестьянин должен был три дня работать на себя, а три — на барина. Указ устанавливал не норму, а рекомендацию. Однако при Павле I были изданы и некоторые указы, учитывавшие интересы крестьян. С 1797 г. запрещалось продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, а через год был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли. В целом они в какой-то мере облегчали участь крестьян.

Правление Павла I, и особенно его внутренняя политика, вызывали острое недовольство различных кругов дворянства: офицерский корпус раздражали и держали в страхе вспышки гнева императора, которые порождали неуверенность в завтрашнем дне; столь же неуверенно чувствовали себя вельможи, находившиеся под постоянной угрозой опалы; не вызывал восторга разрыв с Англией и у широких кругов дворянства, чье хозяйство было связано с рынком — традиционным покупателем товарных излишков сельского хозяйства были английские купцы . Наконец, к императору враждебно относились члены собственной семьи, прежде всего супруга и старший сын Александр, которых он заподозрил в намерении отнять у него корону. Заговор возник еще в 1800 г. Сначала его возглавил вице-канцлер Н.П. Панин, а после его ссылки руководство перешло к петербургскому военному губернатору Палену. Заговорщики в ночь на 12 марта проникли в Михайловский замок и убили Павла.

Итак, изучение различных сторон развития России в XVIII в. свидетельствует о крайней сложности и противоречивости исторического процесса, наличии большого числа нерешенных и спорных вопросов. Вместе с тем для этого периода были характерны существенные изменения почти во всех сферах социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Так, был решен ряд крупных задач прогрессивного значения, в том числе: воссоединение украинского и белорусского народов с Россией, вхождение в состав России народов Прибалтики, получение выходов к Балтийскому и Черному морям, возможности освоения и использования огромных пространств плодородных земель на юге, создание регулярной армии и флота, развитие крупной мануфактурной промышленности.

Конец XVII—XVIII в. является важным периодом в истории внешней политики. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобретала первостепенное значение, от ее успеха во многом зависело преодоление экономической отсталости.

Первым шагом, направленным на осуществление этой цели, были Азовские походы. Летом 1695 г. русские войска под командованием Головина прибыли под Азов. Крепостью, однако, овладеть не удалось, так как русские войска, не имея флота, не могли блокировать город с моря. Осада была снята. Всю зиму русские войска готовились ко второму походу. Азов удалось обложить с суши и с моря, и 18 июля 1696 г. гарнизон крепости сдался. Овладение Азовом еще не обеспечивало морских путей на запад, так как Черное море еще оставалось в руках Османской империи. Тем не менее Азовские походы дали толчок программе постройки крупных военных кораблей. Одновременно с укреплением военной мощи правительство вело и дипломатическую подготовку к предстоящей борьбе.

В 1697 г. Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз против Османской империи сроком на три года. Морские державы — Голландия и Англия, на которые рассчитывала Россия, остались глухими к ее предложениям о союзе против Турции. В создавшейся ситуации Венеция и Австрия стремятся заключить сепаратный мир с Османской империей. Летом 1698 г. в России вспыхнул стрелецкий бунт, поездка в Венецию отпала, и Петр I спешно отбыл в Россию. По пути на Родину он встретился с польским королем и саксонским курфюрстом. Эти переговоры положили начало Северному союзу против Швеции, к которому несколько позже присоединилась и Дания. Заключение Северного союза означало коренной поворот во внешней политике России — вместо борьбы за выход к южным морям на первый план была поставлена задача овладения побережьем Балтики. Этому благоприятствовала расстановка сил в Западной Европе. Внимание великих держав было сосредоточено на подготовке к войне за испанское наследство, что лишало их возможности оказывать поддержку Швеции.

В результате в 1699 г. был заключен союз между Россией, Саксонией и Данией. Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в августе 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.

После этого Петр объявил войну Швеции и двинул войска к Нарве, рассчитывая на союзников — Саксонию и Данию. Однако шведский король Карл XII высадил под Копенгагеном десант и в августе 1700 г. вынудил Данию заключить с ним мир. Освободившиеся 12 тыс. солдат Карл XII срочно перебросил к Нарве, осажденной к этому времени 34-тысячной армией Петра. Шведы 19 ноября внезапно атаковали русские войска и добились победы. Поражение под Нарвой обнаружило отсталость страны в экономическом и военном отношении. Одержав победу, Карл XII считал Россию выведенной из войны. В России же начали готовиться к войне более серьезно, учитывая при этом ошибки, допущенные при Нарвском сражении.

Оправившись от поражения, русские войска стали одерживать ряд серьезных побед. К маю 1703 г. вся Нева оказалась в их руках. У устья этой реки 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу, ставшему через Ю лет столицей государства. В 1704 г. шведские гарнизоны в Нарве и Дерпте капитулировали. В это время Карл XII занял Варшаву. Чтобы не лишиться своего последнего союзника, Россия решила оказать помощь польскому королю. Русская армия вступила на территорию Речи Посполитой, однако спасти союзника не удалось. С этого времени вся тяжесть борьбы с сильным противником легла на плечи одной России.

После побед в Польше и Саксонии армия Карла XII весной 1708 г. начала свой поход к границам России. Шведский король намеревался в одном сражении разбить русскую армию, овладеть Москвой и принудить Петра заключить выгодный мир. Русская армия, уклоняясь от генерального сражения, медленно отходила на восток. Однако Карл XII отказался от прямого пути на Москву через Смоленск и повернул на Украину, рассчитывая на поддержку гетмана Мазепы.

Одновременно шведский король предполагал пополнить свою армию отрядами украинских казаков, а также надеялся на помощь крымского хана.

С 1 апреля 1709 г. шведская армия начала осаду Полтавы. Здесь же, под Полтавой, концентрировалась и русская армия. Генеральная битва началась ранним утром 27 июня 1709 г. и закончилась разгромом шведской армии, остатки которой во главе с королем бежали к Днепру. В ходе боев было захвачено в плен более 16 тыс. шведов. Карл XII вместе с Мазепой едва спаслись от плена, укрывшись в османских владениях. Полтавская победа оказала решающее влияние на весь ход Северной войны. Военные действия были перенесены в Прибалтику, где русские войска овладели Ригой, Ревелем, Выборгом и Кексгольмом. Победа под Полтавой имела также громадное международное значение.

После благоприятного для России хода Северной войны ее постигла неудача в русско-турецком конфликте 1710—1711 гг. Осенью 1710 г. Порта объявила войну России. Петр I намеревался раньше неприятеля вступить в Молдавию и Валахию. Весной 1711 г. русская армия во главе с Петром I двинулась на юг и уже к июню достигла реки Прут. Здесь она была окружена силами неприятеля, который, несмотря на численное превосходство, в сражении 9 июня 1711 г. так и не добился решающего перевеса . Начались переговоры, которые закончились в середине июля подписанием Прутского договора: Османской империи возвращался Азов, Россия обязалась не вмешиваться в дела Речи Посполитой, Карлу XII предоставлялся свободный проезд в Швецию. Мирный договор с Портой позволил России сосредоточить свои усилия на решении основной внешнеполитической задачи — борьбе за укрепление на Балтийском море. Здесь военные действия в 1711—1715 гг. протекали на южном берегу Балтийского моря и в Финляндии. Окрепший к этому времени балтийский флот России 27 июня 1714 г. в морском сражении у мыса Гангут одержал крупную победу над шведами. Территория Швеции стала уязвимой не только с суши, со стороны Финляндии, но и с моря, где флот России приобретал господствующее положение.

После полтавской победы и крупных успехов русских войск в Прибалтике военная мощь Швеции была подорвана. Россия, закрепив за собой берега Балтики, готова была заключить мир. Однако Швеция не хотела мириться с потерей богатых прибалтийских провинций и решила продолжить войну. Однако основные усилия воюющих сторон были сосредоточены на дипломатической подготовке благоприятных для себя условий мира. В 1716г. русская дипломатия во взаимоотношениях с государствами Западной Европы достигла наибольших успехов. Швеция оказалась в изоляции, так как в состав возглавляемой Россией коалиции, помимо Дании и Саксонии, вошли Речь Посполитая, Пруссия и Ганновер. Попытки Карла XII создать помехи торговле России с Западом через Балтийское море вызвали недовольство морских держав. Однако перспектива заключения выгодного для России мира встревожила Англию. В результате усилий английской дипломатии антишведская коалиция распалась.

В мае начались мирные переговоры со шведами на Аландских островах, однако после гибели Карла XII (1718) в Швеции восторжествовала реваншистская группировка, стремившаяся к продолжению войны. Это привело к прекращению переговоров на Аландском конгрессе. Русское командование в 1719—1721 гг. трижды организовало успешные десантные операции на территории Швеции . В 1719 г. русский флот одержал победу над шведскими войсками у острова Эзель, а в 1720 г. — у острова

Грегам. И тогда Швеция решила пойти на мир. В мае 1721 г. в Ништадте (Финляндия) были возобновлены переговоры, которые завершились 30 августа подписанием мирного договора. К России отходили Лифляндия, Эстляндия а также острова Эзель и Даго. Россия возвращала Швеции Финляндию и обязалась уплатить за территориальные приобретения. Таким образом, Россия получила надежный выход к Балтийскому морю, что создавало благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития страны. Более того, она вышла на широкую международную арену, превратившись в великую европейскую державу, без участия которой не мог решиться теперь ни один вопрос международной жизни .

После окончания Северной войны Россия получила возможность активизировать внешнюю политику в Закавказье, установить более тесные связи с ее народами.

Поход на Кавказ и в Иран, вошедший в историю под названием Каспийского похода Петра I, начался в июле 1722 г. Успех похода закрепил подписанный в Петербурге в 1723 г. договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с несколькими городами, в том числе Дербентом. В 1724 г. российское правительство заключило с Портой Константинопольский договор, по которому султан признал приобретения России в Прикаспии, а Россия — права султана на Западное Закавказье. В целом поход способствовал росту политического влияния России в Закавказье и установлению более тесных экономических связей между ними.

Внешняя политика России во второй четверти XVIII в. все еще продолжала традиции Петра I. Россия вела борьбу с Османской империей за выход к Черному морю, добивалась решения украинского и белорусского вопросов, а также стремилась закрепить успехи, достигнутые в Прибалтике в результате Северной войны. Одновременно с этим русской дипломатии пришлось решать проблемы, связанные с Прикаспием.

В то же время следует отметить, что в эти годы внешнеполитические задачи решались Россией менее энергично. В значительной мере это объяснялось сложностью социально-экономических вопросов в самой стране и экономическими последствиями, связанными с Северной войной. Кроме того, в послепетровский период в России заметно ощущалось иностранное засилье, прежде всего в армии, где многие командные должности оказались в руках немцев. Была введена прусская система обучения, солдат снаряжали в немецкие мундиры.

Союзница России — клонившаяся к упадку Речь Посполи-тая становилась добычей более сильных соседей, которые открыто вмешивались в ее внутренние дела. После военных действий, которые развернулись за польский престол и продолжались с 1733 по 1735 г., королем вновь стал Август III, сторонник России.

Что касается ситуации на юге, то российская дипломатия, зная об агрессивных намерениях Порты, пыталась заручиться поддержкой Ирана, который к тому времени изгнал со своей территории османских захватчиков. С этой целью Россия в 1735 г. возвратила владения вдоль западного и южного берегов Каспийского моря. По условиям договора между двумя странами Иран обязывался не допускать использования этой территории каким-либо государством в агрессивных целях (имелась в виду Турция). Несмотря на это, по инициативе Турции в Закавказье были направлены крымские войска. Это спровоцировало начало русско-турецкой войны. В 1735 г. русские войска заняли столицу ханства Бахчисарай, летом следующего года Азов перешел к России. В 1737 г. удалось занять Очаков. Однако эти победы не имели решающего значения. В сентябре 1739 г. был подписан мирный договор между Османской империей и Россией.

В результате дипломатической борьбы Россия получила Азов, но обязывалась в военном отношении его укреплять. К России также отошла небольшая территория на Правобережной Украине, Большая и Малая Кабарда на Северном Кавказе. Таким образом, четыре года напряженной борьбы, стоившей Россия больших жертв, окончилась весьма скромными результатами — частичной отменой условий Прутского мира 1711 г. Россия по-прежнему не имела выхода к Черному морю, даже владение Азовом не давало ей права держать флот на Азовском и Черном морях.

Третьим по счету конфликтом этих лет была русско-шведская воина 1741—1743 гг. Она окончилась Абоским миром, по которому к России отошла небольшая часть Финляндии. Главный же итог войны состоял в том, что Швеция вновь подтвердила приобретения России в Прибалтике.

Со второй четверти XVIII в. усиливается влияние России на Казахстан. До этого времени казахские земли являлись ареной междоусобных войн, они подвергались набегам со стороны более сильных соседей. В поисках защиты от набегов казахи вынуждены были обратились к России, способной обеспечить их безопасность. У нее же были свои мотивы для сближения с Казахстаном — через его территорию проходили торговые пути в Среднюю Азию и Индию. В 1731 г. Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии части Казахстана в российское подданство. В течение 1740—1743 гг. к России присоединилась средняя часть Казахстана.

Показателем возросшего влияния России на международную жизнь явилось ее активное участие в общеевропейском конфликте второй половины XVIII в. — Семилетней войне (1756—1763). Россия вступала в войну 1757 г. В первом же сражении у деревни Гросс-Егерсдорф 19 августа 1757 г. русские войска нанесли прусским серьезное поражение, а в начале 1758 г. овладели Кенигсбергом. Население Восточной Пруссии присягнуло императрице России — Елизавете.

Кульминацией военной кампании 1760 г. было взятие 28 сентября Берлина русской армией под командованием Чернышева. Фридрих II стоял на краю гибели, но его спас резкий поворот во внешней политике России, вызванный вступлением на престол Петра III, который сразу же разорвал военный союз с Австрией, прекратил военные действия против Пруссии и даже предложил Фридриху военную помощь. Лишь свержение Петра III предотвратило вступление России в войну против своих вчерашних союзников.

Участие России в Семилетней войне не дало ей никаких территориальных приобретений. Тем не менее победы русских над прусской армией, считавшейся лучшей в Европе, укрепили ее престиж. Война стала полезной школой, которая послужила толчком к расцвету военного искусства.

После Семилетней войны одним из главных противников России на международной арене становится Франция, которая стремилась создать так называемый “восточный барьер” в составе Швеции, Речи Посполитой и Османской империи. Речь Посполитая становится ареной столкновения этих государств.

В условиях обострившейся обстановки России удалось заключить союз с Пруссией. Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, в то время как Фридрих II стремился к ее территориальному разделу. В 1764 г. королем Польши был избран С. Понятовский, поддержанный Россией и Пруссией. Был решен в угодном союзникам духе и вопрос о правах некатоликов: теперь они наравне с католиками могли занимать в государстве любую должность.

Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи Посполитой, потребовала вывода оттуда русских войск. В 1768 г. она объявила войну России. В течение первых лет войны турецкие войска вынуждены были оставить Хотин, Яссы. Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий.

Необходимо особенно отметить две крупные победы русских войск. Первое произошло 25—26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном море и под Чесмой одержала блистательную победу. Месяц спустя в сражении при Калуше русские войска под командованием талантливого полководца П.А- Румянцева нанесли туркам серьезное поражение, но на этом военные действия не прекратились.

Франция продолжала подталкивать Османскую империю к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели — завоевать часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск. В создавшихся условиях русское правительство вынуждено было согласиться на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой: Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошло Поморье, а также часть Великой Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии.

Теперь уже Турция согласилась вести мирные переговоры. Главным же пунктом разногласий в этих переговорах (1772) был вопрос о судьбе Крыма — Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось разгромить войска турок при Козлудже, что вынудило противника возобновить переговоры. Ю июля 1774 г. переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора. По этому миру к России переходила Керчь, Еникале, а также Кабарда. Одновременно она получала право строительства военно-морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы.

Однако турки уже в 1775 г. нарушили условия договора, самочинно провозгласив крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата — Шагин-Гирея. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием в апреле 178 3 г. указа Екатерины II о включении Крыма в состав России.

Из других внешнеполитических шагов России того периода следует выделить заключение в 1783 г. договора с Восточной Грузией, вошедшего в историю под названием “Георгиевский трактат”, который укрепил позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.

Османская империя, хотя и признала присоединение Крыма к России, однако усиленно готовилась к войне с нею, ее поддерживали Англия, Пруссия, Франция. В конце июля 1787 г. султанский двор по дипломатическим каналам потребовал права на Грузию и Крым. Не дождавшись ответа от России, Османская империя начала военные действия нападением на крепость Кинбург, однако была отбита русской армией, которой командовал А.В. Суворов.

Продолжая активную антироссийскую политику, Англия и Пруссия подтолкнули на войну против России Швецию, все еще не потерявшую надежду пересмотреть условия Ништад-ского мира. Летом 1788 г. она без объявления войны напала на Россию. Несмотря на то что главные силы русской армии в это время находились на юге, шведам не удалось добиться каких-либо успехов. Балтийский флот под командованием адмирала С. К. Грейга разгромил шведов. Не принесли успехов Швеции и последующие военные действия с Россией в 1789—1790 гг.

Одновременно продолжалась и война с Турцией. В разгроме османской армии и флота большая заслуга принадлежит выдающемуся российскому полководцу Суворову, стоявшему во главе армии, и незаурядному флотоводцу Ф.Ф. Ушакову.

1790 г. ознаменовался двумя выдающимися победами. В конце августа была одержана морская победа над турецким флотом. Другим важным событием был штурм и взятие крепости Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном численностью 35 тыс. человек при наличие 265 орудий считалась недоступной, но 2 декабря под Измаилом появилась армия Суворова, на рассвете 11 декабря начался штурм и крепость была взята русскими войсками.

Эти победы вынудили Турцию пойти на прекращение войны и в конце декабря 1791 г. заключить мирный договор, который подтверждал присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией.

Большое место во внешней политике России продолжает занимать в эти годы Польша. Слабость Речи Посполитой позволила осуществить ее первый раздел. В то же время усиление Польши противоречило интересам Пруссии, Австрии, России. У них был формальный повод для вмешательства в дела Речи Посполитой. Польше не разрешалось изменять конституцию, однако она 3 мая 1791 г. приняла новую конституцию. В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и шляхта обратились к России за помощью. По их призыву в нее были введены русские и прусские войска, создавались условия для нового раздела.

В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань). А Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния.

Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские войска под командованием Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия — в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от престола и до своей смерти (в 1798 г.) жил в России. Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины, этнически близких к русским народов, способствовало взаимному обогащению их культур.

После подавления движения в Речи Посполитой между Россией, Англией и Австрией в конце 1795 г. был заключен тройственный союз.

Отсутствие преемственности и последовательности в период правления Павла I (по сравнению с царствованием Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. Так, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел I после смерти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Таких примеров в практике внешней политики России того времени было немало.

В конце XVIII в. Россия активно участвовала в военных событиях в Европе. Ее блистательные победы во многом связаны с именем А.В. Суворова. В апреле 1797 г. театром военных действий была Северная Италия, откуда ему в течение полутора месяцев удалось изгнать французов. В трехдневном ожесточенном сражении Суворов разгромил французов при р. Аоде. 4 июня союзная армия с ходу вступила в сражение при р. Треббин, которое также закончилось блестящей победой Суворова.

Успешные действия Суворова обнаружили подлинные цели участия Австрии в коалиции, стремящейся овладеть землями, из которых были изгнаны французы. Ему было предложено отправиться в Швейцарию, но австрийцы, не дождавшись его прихода, оставили в одиночестве русский корпус Римского-Корсакова. Они не обеспечили также войска Суворова продовольствием, чем усложнили его переход через Альпы. Спеша на выручку Римскому-Корсакову, Суворов избрал самый короткий и трудный путь — через Сен-Готардский перевал. Переход, вызвавший изумление всей Европы, был успешно завершен, но помощь Римскому-Корсакову запоздала, он уже был разгромлен.

В ответ Павел I отозвал войска в Россию и в 1800 г. разорвал союз с Австрией. В том же году были разорваны дипломатические отношения с Англией из-за того, что она, как и Австрия, не проявила должной заботы о русском вспомогательном корпусе, действовавшем против французов.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что в конце XVIII в., в годы царствования Павла I, происходят серьезные изменения во внешней политике России: она заключает мир с Францией и вступает с ней в новый союз — против Австрии и Англии.

Контрольные вопросы

1. Какова была структура феодально-крепостнического строя в России в конце XVII в.?

2. Назовите факторы исторического развития России, которые способствовали тенденции возникновения и эволюции абсолютизма в политическом строе в конце XVII в.

3. Как происходило усиление самодержавия и какие политические институты власти способствовали складыванию абсолютной монархии в России?

4. Перечислите основные государственные, социально-экономические и культурно-научные преобразования, осуществленные в период правления Петра I.

5. Какое влияние оказали реформы Петра I на социально-экономическое развитие России?

6. Охарактеризуйте социально-политическое состояние Русского государства в послепетровскую эпоху.

7. Какие социально-политические и экономические изменения в Русском государстве отличают царствование Екатерины II?

8. Что пробудило социально-политическую активность русского трудового населения в России в XVIII в.? Каковы причины и последствия крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева?

9. Какие войны вела Россия в XVIII в. и как они влияли на ее территориальное и международно-политическое положение?

10. Расскажите об укреплении международного положения России в конце XVIII в. Какую политику проводило Русское государство в отношениях с другими странами?