Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 5. Этнонимы

1. Как возникает этноним?

Ребенок получает первое знакомство с этнической жизнью прежде всего через свой собственный этноним — самоназвание народа или другой этноним (название соседнего народа или того народа, о котором он знает из телепередач, газет или книг).
Разнообразный мир культуры посылает в сознание ребенка прежде всего слово-этноним. Любое слово-этноним обладает историческим смыслом. Раскрытие этого смысла вводит в сознание расширенное географическое пространство, экологическое разнообразие мира, специфическую историческую жизнь регионов, дает понимание основ человеческой цивилизации и гуманизма. История этнонимов учит доброжелательству, неприятию этнического высокомерия, французам не мешает то, что они носят этническое имя одного из германских племен.
Как возникает этноним? Любознательного человека часто интересует этот вопрос. Может быть, и вы задавали его себе или кому-нибудь другому. В названии некоторых народов иногда звучит что-то знакомое, понятное. Так, многие скажут, что поляки — это «люди полей», а гурали, живущие в Польше в горной местности, — это «люди гор», «горцы». Конечно, это правильно. Однако, строго говоря, любой этноним (название народа) означает только одно: определенный народ, и ничего больше. Ни то, в какой местности он живет, ни то, какой он, ни то, чем занимается. На вопрос, что означает слово поляки, можно ответить, что это древний славянский народ. Характеризовать его можно по-разному. Всем известно, что поляки дали миру Коперника и Шопена, много других писателей, ученых, артистов: этнопсихологи, может быть, отметят жизнерадостный и гордый нрав и другие черты национального характера поляков. Но поскольку мы обратились сейчас к этнонимике — науке о названиях народов,

100

нас интересует не это. Мы хотим выяснить, как произошло данное название, какое значение имело оно при своем возникновении. Эта проблематика составляет предмет исторической семантики. Добавим еще, что, задумавшись о связи названия поляк с полем и выделив суффикс -к, обозначающий в славянских языках национальность или обитание на какой-либо территории (словак, туляк), мы проделали небольшое этимологическое изыскание. По поводу этнонима поляки нужно уточнить, что он восходит к названию поляне — одного из древнепольских племен VIII—IX вв. Оно звучало точно так же, как и название народа, жившего на Днепре и основавшего Киев.
Можно было бы представить, что этноним половгул (сами себя они называли куман и кипчак) также указывает на обитание этого народа в поле. Но это не так. Истину установили наши и зарубежные тюркологи. Оказывается, слово половцы имеет ту же историческую семантику, что и сорочины — так иначе в Древней Руси называли тот же народ. Оба интерпретируются как «желтые», только первое восходит к древнерусскому слово половый («желтый»), а второе — к тюркскому слову capы (тоже «желтый»). Причем здесь «желтый» обозначает не цвет волос или кожи, а принятое в кочевом мире цветовое обозначение части света. В данном случае этот центр, который у многих народов считался самостоятельной частью света. Нужно сказать еще, что на Руси слово сорочин часто путали с сарацин. Сарацинами в Византии называли турок и арабов. Примером с половцами мы хотим показать, что этимология — одна из сложнейших и ответственных отраслей языкознания. Ведь при анализе слов вскрывается история не только языка, но и народа.
Есть названия народов, которые на русском языке сразу обнаруживают свою историческую семантику, настоящую или ложную. Украинцы действительно стали называться так потому, что жили у самого края области, освоенной оседлым земледельческим населением, дальше которой простиралось «дикое поле». Однако это слово не сразу получило отчетливое этническое содержание, первоначально так называли и южнорусское население, заселявшее лесостепь и степь. Тем не менее этимология слова украинцы совершенно понятна. Другой пример — немцы. Кажется, тоже все понятно: «не умеющие говорить по-нашему, вроде как немые». Такое объяснение существует и в науке. Но больше

101

оснований считать, что в славянские языки название «немцы» по пало от одного из древнегерманских племен, которое римские авторы называли Nemetes. Данные ряда индоевропейских языков дают основание это слово толковать как «бродячие», «кочевники». Итак, лингвистический анализ помогает выяснить историческую семантику этнонимов, их изначальное значение. В прошлом эти слова могли и не обозначать еще определенного народа, т.е. были именами нарицательными, а не именами собственными. Как известно, имя собственное только обозначает объект, не указывая на какие-либо качества, оно не должно сообщать специфических атрибутов того, что оно обозначает Этноним — это название народа, а не его характеристика. В этнониме, выражаясь языком лингвистики, исчезает мотивированная характеристика. На примере с поляками и украинцами мы показали, что историческая семантика, прошлое значение этнонима еще могут оставаться понятными и в нашу эпоху. Если углубиться на несколько столетий в прошлое по следам слова украинцы, мы обнаружим, что было время, когда это слово еще только превращалось из нарицательных в имя собственное. В этнонимике, науке об этнонимах, задача проследить превращение термина из нарицательного в имя собственное — важнейшая не только в плане историческом. Она встает также при анализе названий жителей определенных областей. Такие названия, как казаки, поморы, сибиряки, не обозначают особого народа, или, как говорят специалисты этнологи, особого этноса, особой этнической общности. Казаки, поморы и т.д. представляют собой этнографические группы, которые имеют местные хозяйственные и бытовые особенности. Некоторые этнографические группы возникали на основании сословных различий, например однодворцы в южнорусских районах. Не являясь этносами, такие группы образуют как бы структуру этноса.
В эпоху феодализма, когда преобладало областное, территориальное самосознание, было много мелких этнографических групп. Замкнутость, характерная для земледельческого быта того времени, способствовала сохранению даже в отдельных селах своеобразных обычаев, нравов и особых черт культуры. В России такие различия еще явственно ощущались и в XIX в. Например, по форме мужской шапки или по деталям женской одежды можно было узнать не только губернию, откуда родом человек, но чуть

102

ли не уезд. Вспомним, что в «Истории села Горюхина» А С Пушкин с юмором характеризует обитателей этого села отмечая особенности их быта, исполнение песен, сочиненных Архипом Лысым, и проч. Даже язык горюхинцев был своеобразным «Язык горюхинский есть решительно отрасль славянского, но столь разнится от него, как и русский. Он исполнен сокращениями и усечениями — некоторые буквы вовсе в нем уничтожены или заменены другими. Однако же великороссиянину легко понять горюхинца и обратно».
Сельское население в доиндустриальные эпохи распадалось на территориальные общности с узким кругом брачных и других связей. Лишь капитализм, буржуазные революции и развернувшиеся в более поздние эпохи национально освободительные движения окончательно заменили областное самосознание общенародным. Поморы и сибиряки точно так же, как москвичи воронежцы туляки — это группы русского народа получившие название по месту проживания. Некоторые исследователи склонны видеть в территориальных наименованиях жителей микроэтнонимы.
Этнографические группы к сожалению еще мало изучены об разуют как бы внутреннюю структуру народа (этноса). Один французский ученый, взяв за пример человека, родившегося на юге Франции, в гористой Гаскони выделил у него 19 этнических оболочек, относя его к «этнической общности» деревни долины, Гаскони, Франции, Западной Европы и даже к «североатлантической общности». Это, однако, было сознательным доведением проблемы до абсурда в целях выяснения границ понятия «этнос». Роль этнографических групп как элементов структуры этноса обычно четко прослеживается влпоть до развития капитализма. Например накануне Великой французской революции жители провинции Наварра, Беарн и других считали себя не французами, а отдельными народами. Интересно что Жанна д’Арк, родившаяся в Лотарингии, рассказывала будто она услышала голос с неба: «Иди во Францию». В эту эпоху Францией считался, по существу лишь Иль де Франс домен короля Самостоятельной этнической общностью во Франции долго были провансальцы но впоследствии и они слились с французами, стали этнографической группой этого народа. Что касается населения Иль-де-Франс, то оно не только вошло в состав французской нации, но и передало ей свое название.

103

Жизнь этнографических групп всегда неотделима от истории народа, в который они входят. Часто название одной из важнейших групп переходит на весь этнос, как название жителей Иль-де-Франса стало названием всего французского народа В происхождении названий русских, украинцев и белорусов действовал такой же механизм нам представляется, что в данном случае эти названия возникли как своеобразное отражение самоназвания древнерусской народности. В XIV—XVI в.в. ее уже не существовало. Но население северных земель, где зародился мощный очаг государственности, считало себя воспреемниками древнерусского государства и поэтому продолжало называться русскими. Украинцы и белорусы воспринимались как части этой древнерусской народности, т.е. как ее этнографические группы. Это обстоятельство определило хотя и разную формально, но близкую по своей логике этимологию названий украинцы и белорусы — и то, и другое означает часть древнерусской народности. Правда, в отношении Белоруссии и белорусов до сих пор точно не выяснено, почему установилось название, связанное со словом «белый». В примере с тремя близкими восточнославянскими народами запоздалое самосознание древнерусской народности уже не отвечало действительности. Все три народа с самого начала формировались самостоятельно на основе предшествующего субстрата. Но появление их названий прослеживается совершенно четко через на звание этнографических групп. В терминах украинцы и белорусы как в большинстве аналогичных, на первый план выдвигался территориальный признак или культурный, но обозначающий какую-то местную особенность Важна взаимосвязь, соотнесенность этнонимов русские, украинцы, белорусы.
Такая соотнесенность выражена и по противопоставлению Когда называли себя «людьми лесов» а соседей «людьми полей», то исходили из идеи общего равенства человеческих коллективов при различии образа жизни. Часто обнаруживается характерное противопоставление типа «горцы» — «жители низин», а в случае с этнонимами, обозначающими «человек», — противопоставление «чужим», «врагам», «нелюдям». В этнонимике действует тот же «закон ряда», который сформулирован для топонимики Владимиром Никоновым. Суть его заключается в том, что «названия не возникают в одиночку, они соотнесены друг с другом они стоят как бы в ряду названии коротком, это пара названии, или

104

более длинном». «Закон ряда» следует всегда помнить, занимаясь историей этнонимов. Закон отражает тот факт, что этнонимы возникали не сами по себе, изолированно, а выражали определенные связи между коллективами, т.е. связи межэтнические. Такой вывод показывает, что этническое самоназвание возникло не только на почве этнической обособленности, но и на более широком основании — межэтнических связей и распределительных отношений.

2. древнейшие этнонимы (предэтнонимы)

Исследователи установили, что основная общественная единица у австралийских аборигенов — локальная группа. В качестве названия такой группы бытует название местности. А последнее дается по тому или иному местному растению, минералу и т.д. То же самое мы встречаем у андаманцев, живущих на островах. Индийского океана. Они, как и австралийцы, занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Охотники семанги в девственных лесах Малакки называют свои разрозненные общины по видам деревьев дающих яд для стрел.
У эскимосов каждая отдельная группа носит название, образованное от названия местности, в которой они проживают, и слова мют (миут), означающего «люди». Само название местности указывает на те или иные ее природные ресурсы. Одна из групп канадских эскимосов называется уткухикалитмиут, что значит «обитатели земли мыльного камня» (из этого вещества они делали плоские сосуды для жировых ламп, освещавших и отапливавших жилище которые пользовались популярностью у соседей).
У всех народов, относящихся к группе хозяйственно-культурных типов охотников рыболовов и собирателей, не обнаружено устойчивых племен Так, у австралийцев юго-восточного Квинсленда А. Хауитт насчитал более 20 племен, а Дж. Мэтью — лишь два Даже у более развитых земледельцев Новой Гвинеи (но плуга еще не знавших) сплоченных племен не оказалось. То что некоторые исследователи папуасов называют иногда племенами, представляет собой население в том пункте и в его окрестностях, где работал данный исследователь В некоторых случаях как этноним вводится слово, которое на местном языке означает «человек”.

105

Таково происхождение названия арапеш введенного Mapгарет Мид. Точно так же поступили в Центральной Австралии Б. Спенсер и Ф. Гиллен, назвав группу, которую они исследовали аранда.
Таким образом названия у охотников, собирателей и рыболовов, а также у архаических земледельцев выступают еще как нарицательные, они не перешли грань имен собственных. Это предэтнонимы.
Также нельзя считать настоящими этнонимами те названия общин, которые в древности носили тотемный характер. Когда такие общины были основной экономической и общественной ячейкой не могло существовать ни народов, ни этнонимов. Кровнородственные общины (роды) объединялись во фратрии (братства). Фратрии как правило было две. Названия фратрии для нас уже более важны На одной торжественной церемонии у ирокезов сохранивших яркие следы фратриального устройства оратор обращался к собранию двух фратрии: «Хо, Инстатунда (люди неба)! Хо, Мгасхегу (люди земли)!». Это еще не этнонимы, но они отражают более высокий уровень группового самосознания. У тлинкитов индейцев севере западного побережья Америки члены фратрии называли друг друга аххани. (земляк) или ахгакау (приятель) а членов другой фратрии — кунетеканаги (не наш, чужой), но в глаза их именовали ахсани (дядя) или ахкани (зять шурин). У эскимосов члены одного стойбища называют друг друга «товарищ по местожительству». У танаина (кенаицев) на юге Аляски то же самое своих называют «свои» «приятели» членов другой фратрии — «чужие». Даже у банаров, развитого земледельческого народа в Южном Вьетнаме население ближайших деревень себя называет таринг (свои), других — тамон (чужие). В Сибири нганасаны друг друга называют ня (товарищ по охоте). В широком смысле ня означает «народ» «люди» фратриальные или другие групповые названия психологически подготавливают почву для появления этнонима, но сами они еще не этнонимы. Характерная ситуация у аранда. У них есть две группы которые себя называют шкракиа а соседей мульянука. Зато соседи себя называют накракиа а эти две группы — мульянука.
Древнейшие самоназвания типа «свои» в очень редких случаях стали этнонимами. В этом направлении развивается например семантика названия тибетских кочевников скотоводов — докпа.

106

Док по-тибетски означает «стойбище» (где живут члены разных родов), па — «люди». Общий смысл — тоже «свои». Но докпа осталось названием этнографической группы в составе тибетцев.
С исторической семантикой «свои» вполне оправданно связывает этноним славяне польский лингвист Я. Отрембский Этимологию термина он возводит к реконструированному slou и суффиксу –en. По его мнению, первоначальное значение слова «славяне» — «принадлежащие к одной домашней общине». Член такой общины назывался sluga, ее округа — sloboda Я. Отрембский находит то же значение в этнонимах шведы (suebi suiones у Тацита), швабы (suebi у Тацита) и сабиняне (sabmi) (название группы племен, с которыми древние римляне в V—IV вв. до н.э. вели войну, у древних римлян было мнение, что сабиняне — потомки бога солнца Саба и поэтому их так называли). Другой польский лингвист Ст. Роспонд выводит этимологию славян от slay (влажный) давая этнониму смысл «болотные», «рыболовы низовий», Николаи Марр брал за основу другой вариант написания этнонима, известный в древности — склавины, видя в нем родство со словом скифы. До сих пор иногда делают попытки вывести термин славяне от «слова» и даже «слава».
Две самые аргументированные точки зрения польских лингвистов не противоречат одна другой. Я. Отрембский вскрывает самый древний пласт развития названия славяне, а Ст. Роспонд рассматривает уже ту эпоху, когда стало проявляться разделение народов по хозяйственно культурным типам.

3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы

В российском атласе народов мира выделено 1,6 тыс. этнонимов. В настоящее время бытует в несколько раз больше этнонимов, так как мелкие народы в атласе не показаны, а у многих народов существует не один этноним. А сколько этнонимов донесли до нас из прошлого письменные источники! Из этой массы большинство названий народов возникло в доклассовую и раннеклассовую эпоху. Языковые различия тогда не играли основной роли. Даже в древнейших рабовладельческих государствах Месопотамии народы не выделялись по языку. Зато на первых этапах развития отдельных этносов люди обращали большое внимание на хозяйственные и культурно-распределительные особенности. Психологическое

107

различие по линии «мы» и «они», «свои» и «чужие» выражалось в понятиях, отражающих хозяйственно-культурные типы. Людей, занимающихся северным промыслом морского зверя, соседи могли назвать «морскими людьми», «обитателями землянок или снежных хижин». Такие этнонимы есть, например, у эскимосов. Этноним бедуин происходит от арабского слова беду — «степь». В этом этнониме предполагается отличие от оседлого населения Здесь выражен лингвистический закон, который, в свою очередь, отражает противопоставление по хозяйственно-культурному типу.
Так было всегда Оседлых приморских коряков на Камчатке кочевые оленеводы-коряки (и они сами себя) называют нымыльу (жители селения). Оленеводы-коряки называют себя чавчывав (оленные). Приморские чукчи, занимающиеся охотой на морского зверя, называют себя анкалыт (морские жители), а тундровые чукчи-оленеводы именуют себя чавчуват (почти так же, как называют себя оленные коряки — чавчывав). На Амуре есть тунгусоязычная народность — негидальцы, они занимаются рыболовством Негида, означает на их языке и языке их родственников эвенков «береговой», «житель берега». Оленные же эвенки, занимающиеся в горных районах добычей пушнины и мясной охотой, совсем недавно себя называли дункан (жители сопок). Еще один пример противопоставления по хозяйственно-культурному типу оседлые эвенки, живущие по побережью. Охотского моря, называют себя мэнэ, мэнэл — «живущие на одном месте», а своих соседей, кочующих с оленями, — орочел («оленные»).
Мы привели несколько примеров, чтобы показать, что этнонимы, возникающие по хозяйственно-культурному типу, отражают очень точно либо ведущую отрасль хозяйства данного народа, либо образ жизни, с ней связанный. «Морские жители» не потому себя так называют, что живут у моря, а потому, что с ним связана вся их трудовая деятельность. И еще запомним, что такой этноним направлен на выделение народа из среды окружающих его соседей. У многих этнонимов, образованных по хозяйственно-культурному типу, можно обнаружить «партнера». Но часто бывает, что сквозь мглу истории до нас дошел только один из них, хотя совершенно ясно, что такой этноним не мог возникнуть изолированно. Обычно названия этого рода даются соседями.

108

В этнониме, образованном по хозяйственно-культурному типу, в разных случаях берется разных признак. Так, в сочинении византийского автора Прокопия Кесарийскго сохранилось упоминание о саамах (лопарях), живущих на севере Скандинавии. Он называет их схритифиони. Другие древние авторы называют их фении. Первая часть этнонима, сообщенная Прокопием Кесарийским, разъясняется с помощью норвежского языка и указывает на хождение на лыжах. Если эскимосы обязаны своим названием обычаю есть сырое мясо («те, кто ест сырое мясо» на языке их соседей индейцев), то имя индейского племени ассинобойтв, живущего в Северной Америке, переводится как «камневарители» (по древнему обычаю — варить пищу в сосуде с помощью горячих камней). Народ бондо («обнаженный») в Индии получил свое название из-за скудности их одежды. Однако этот народ предпочитает самоназвание ремо (люди). А вот название каракалпаки и карапапахи (черные шапки) широко употребляется в Турции и России. Очень много народов, называющих себя «горцы». Например, одно из самоназваний ингушей — ламур (от лам — «гора»).
Прозрачна этимологическая семантика в названиях многих народов Сибири Селькуп означает «таежный человек», долганы себя называют тыа кисите (лесной человек), а лесные энцы именуют себя пэбай или муггади (отсюда Мангазея) — «лесные». Те эвенки, которые в Забайкалье перешли к скотоводству, называют себя мурчен (конные), а те, которые используют в качестве транспорта собак, — хундьгсал (хозяева собак). Но у большинства народов, использовавших верховых оленей для транспорта, широко бытовал этноним срочен и его варианты (оленные). Этот же смысл в этнониме сроки и самоназвании улъта, в этнониме улъча. Та часть эвенков на Амуре, которая вела оседлый образ жизни и занималась рыболовством и морским промыслом, называлась кумачам (от кума — «нерпа»)
Уже древние авторы пытаются связать название того или иного народа с типом его хозяйства Так, у Тацита варварские народы Европы были отнесены либо к Германии, либо к Сарматии в зависимости от того, занимался ли данный народ в основном земледелием или скотоводством. Следуя своей логике, он отнес венедов, возможных предков славян, живших оседло, к германцам, и сделал ошибку По нашему мнению, хозяйственно-

109

культурные типы, разделяя мелкие общности отдельные народы (да и то в начальные периоды их существования), не разделяют большие этнолингвистические общности, какими являлись германцы и славяне.
В древности отдельные части складывающихся народов (то, что мы сейчас называем этнографическими группами) часто различались по хозяйственно-культурному типу. В «Повести временных лет» упомянуты поляне и живущие по соседству дреговичи и древляне. На территории полян находился Киев. Это была хорошо освоенная местность с пахотными полями Дреговичи и древляне жили в лесах, на что указывают и их названия. Правда, чаще считают, что название дреговичи происходит от названия болот в Полесье, но Я. Огрембский с большим основанием доказывает происхождение названия этого племени от дрезны (дерево, хворост).
Еще в более древние времена, во II—III вв. н.э. , из Скандинавии в южные районы Европы хлынул поток многочисленных германоязычных готов. Они проникли даже в причерноморские степи, и их потомки жили вплоть до XVI вв. Крыму и на Тамани. Это остготы Другая же их часть, вестготы дошли до Испании и даже до Африки. Территориальное и хозяйственно-культурное обособление готов отразилось в том, что ушедших на запад на зывали еще тербитами (лесные жители), а ушедших в степи — греитунгами (степные жители).
Из сочинении Геродота до нас дошли сведения о населении причерноморских степей. Там жили скифы которые были в основном скотоводами. Себя они называли смлотами или паралатами а персы именовали их соками. Эти названия интерпретировали самым разным образом. Наконец, голландский ученый А. ван Виндекенс нашел для их этимологии верный семантический круг. Прежде всего он вывел саков от иранского спака — «собака». Их этнониму давался смысл «стража стад». Отсюда понятна этимология скифов и более позднего индоевропейского народа куисанов от глагола «наблюдать», «сторожить». Этимологии разные а смысл один. Следует сказать, что у иранских народов собака пользовалась большим уважением Культ собаки был также у арабов, туркменов он по-видимому, был свойствен всем народам занимающимся развитым скотоводством, особенно кочевым. По верованиям зороастриицев собака сопровождала душу умершего

110

в загробный мир. По легенде сообщаемой Геродотом персидского царя Кира воспитала кормилица по имени Спака. Исследователи с полным основанием видят здесь тотемный миф Это соотносится с делением скифов по Геродоту на скифов скотоводов и скифов земледельцев. Прокопий Кесарииский сообщает, что склавинов и антов предков славян, называли общим именем — споры. Последний термин расшифровывается как «плужники». Несколькими веками раньше Тацит упоминает племя германцев Reudignii. Ученые доказали что это название происходит от термина означающего «выкорчевывание леса». В современном немецком языке die Rodung — «выкорчеванное место» Реудюнии занимались подсечно-огневым земледелием в широколиственных лесах на севере Германии.
Во всем мире встречается много этнонимов идущих от названия пахотного орудия или поля. Но эта связь не всегда ясна. В Камбодже живет небольшой народ самрэ. Основные жители страны кхмеры воспринимают это слово как «татуированные» и объясняют это тем что линии татуировки у самрэ будто бы на поминают борозды на заливном рисовом поле называемом срэ ( м — словообразовательный суффикс в монкхмерских языках) Самрэ — древний народ исконно занимающийся рисоводством. В соседнем Вьетнаме на юге страны есть народ срэ который в отличие от своих горных соседей ведущих подсечно-огневое земледелие развивает орашаемое земледелие. Древние термины получают как видим новое осмысление. В старом феодальном Таиланде национальные меньшинства всячески третировались. Зато этноним основного населения страны писаи (или кхонтаи) верхушкой общества интерпретировался как «свободные» и даже «великие». У других же небольших тайских народов живущих в Лаосе и на севере Вьетнама тай или тхай, по некоторым данным может означать «плужники». Пожалуй аналогичное развитие претерпел этноним арии который многие тысячелетия назад означал «пахари» а затем стал названием господствующего народа в Древней Индии. Все это свидетельствует об историческом развитии семантики этнонимов на разных этапах в термин вкладывают различный смысл определяемый социально экономическим и культурным развитием.

111

4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания

Знаменитый этнограф-сибиревед Лев Штернберг обратил внимание на то, что у отсталых народов «человеком» называют только соплеменника. Поэтому многие народы и принимают в качестве самоназвания слово «человек» Штернберг заметил также, что самоназвание нивхов нивух, означающее «человек», в более узком смысле означает «односельчанин», «из моей деревни», а слово нети (например, в самоназвании нанайцев) имеет значение «из этой земли», «здешний». Как видим, семантика развивается от конкретного к общему (Недаром у одного народа Севера слово «отец» буквально означает «кормилец детей» ). Приведем еще другой пример, разъясняющий, как из конкретных понятий развиваются более общие. У одной из австралийских групп слово нгалинья означает «женщина», а происходит оно от шали — на звание мочала из дуба, которое женщины кладут на бедро, чтобы меньше резал край ладьеобразного корытца. В нем на переходах несут ребенка, этим же корытом роют землю собирают в него коренья, нгали — символ женской работы. В древнейших этнонимах, или предэтнонимах, отражен лишь намечающийся прогресс к общечеловеческому родовому самосознанию. Дальнейшая ступень — когда слово «человек» стало относиться к сплоченной этнической группе. Такое самосознание еще не стало общечеловеческим. В поведении народов, осознавших людьми только себя, это представление, к сожалению, находило соответствующее выражение — представителей иных этносов считали врагами. Итак, эпоха, когда понятия «человек», «люди» превратились в этнонимы, следует за той, когда стали выделяться хозяйственно культурные типы.
С представлением о том, что члены только своей группы и есть единственные люди, в жизнь входит враждебное отношение к соседям Общество идет к строю «военной демократии», к рубежу, за которым рождаются классы и государство. Не случайно во многих языках слово «человек», часто образующее этноним иногда имеет другое значение — «мужчина». Так, слово энэте, от которого образовано название энцы, означает «человек», «мужчина», то же относится и к названию кетов. У части ненцев (их этноним означает «человек») есть другое самоназвание — хасава («мужчина»). Такой же смысл несет самоназвание хор, хоро народа

112

мунда в Индии. Этнонимы со значением «человек», «люди» удержались у многих народов мира К этому слову восходит само название немцев Deutsche (от древнего diot, diota), согласно некоторым мнениям, этноним тюрк и др.
В истории разных стран становление классового общества было связано с эпохой так называемой военной демократии, постоянных вооруженных столкновений, военных союзов и переселений народов. Ясно, что в таких условиях этноним «человек», «люди», если он сохранял понятную этимологию, выглядел слишком претенциозным. Но эта эпоха не уничтожила этноцентризма с его пренебрежительным взглядом на иноплеменников. Рождаются другие этнонимы, но в том же духе.
В первые века нашей эры в Риме обостряются внутренние противоречия. Над ним нависает внешняя опасность со стороны варваров, прежде всего германцев и славян. Мелкие племена объединяются в военные союзы. Это хорошо организованные воины, подчинившие свою жизнь превратностям войны. И вот вместо разрозненных племен, которых римляне знали как хаттов, хашавов, батавов, сугамбров, атауриев и др , к 258 г. перед властителями мира предстает союз франков, что значит «свободные». Известны и другие союзы германцев — саксы (товарищи по оружию), алеманы (все мужи). Варварам суждено было покончить с Римской империей, заселить ее земли и стать основой новых европейских народов. Исключительный ли это случай? Нет. Во многих странах мира приблизительно с III в. н.э. народы проходят стадию военной демократии.
В некоторых районах этот процесс наблюдался позднее. Морган, собиравший материал об американских индейцах в середине XIX в., сообщает о племенах чироков, называющих себя тсэло ки (великий народ), сенека, самоназвание которых нунда-вэ-о-но (великий народ холмов). Такой род этнонимов мы предлагаем называть манифестационным. Общество ирокезов не пошло дальше военной демократии. Но у франков Карл Великий создал обширную империю в войнах против баварцев, саксов, арабов, славян и др. Он дал начало династии Каролингов. Известное во многих европейских языках слово «король» происходит от названия этой династии. По имени же Лотаря II, внука Карла Великого, было образовано название Лотарингия.

113

Перенесение имени феодала или династии на народ — распространенная форма манифестационных этнонимов эпохи феодализма. Так, старое название турков османы происходило от имени правителя удела в государстве сельджукидов (середина XIII — середина XIV в ). Слово турок относилось тогда к крестьянам и имело у аристократов смысл «мужики», «темный народ». Ногащы получили название по имени Ногая — крупного политического деятеля Золотой Орды конца XIII в., узбеки — по имени Узбека — золотоордынского хана XIV в Правда, некоторые авторы предполагают, что сам Узбек получил имя, в котором отразилась память о народе узы (озы), жившем на территории Средней Азии в древности Коибалы, ныне исчезнувший сибирский народ, назывался по имени владетеля Койбала (XVII в. ). Как видим, со времен Великого переселения народов престижно манифестационные названия часто становились самоназваниями, сознательно выбираемыми или получившими распространение в результате политического господства. По происхождению они могут быть самыми различными.
В истории нередки случаи, когда феодальные дружины и правитель в государстве были чужеземцами. Сколько осложнений эти факты породили впоследствии для историков! Некоторые расценивали приход такой дружины как доказательство чужеземной основы государства. Мы хорошо знаем эту точку зрения применительно к Руси (норманская теория). Современной исторической наукой доказано безусловная самостоятельность процесса возникновения государства в Древней Руси. Но по поводу происхождения самих слов Русь и русские велась, да и сейчас еще ведется, дискуссия. Все гипотезы сводятся к двум местные они или заимствованные. Существует давняя традиция выводить Русь от названия аланского племени роксоланы (эпоха понтийскго царя Митридата IV Евпатора — II в до н.э. ). Интересная гипотеза принадлежит академику Борису Рыбакову: он связывает Русь с топонимом — называнием реки Роси (Оскол), притока Днепра. Другая точка зрения исходит из наблюдения, что термин Русь появился сначала на севере восточнославянских земель и затем распространился южнее Во II—III вв. в южной Прибалтике было известно племя руги. Кем они были этнически, трудно сказать они жили на смежной территории балтов славян и германцев. В V в руги известны уже на среднем Дунае Движение ругов

114

аналогично переселениям на юг других северных народов, например уже упоминавшихся готов. О возможности этимологической связи Руси с ругами говорят некоторые документы, в которых княгиня Ольга именуется правительницей ругов. А. И. Попов и другие развивают северный вариант происхождения названия Русь. Они исходят из того, что финны и карелы термином руотси называли то шведов, то русских. Этот термин ведут от рутсменов (весельные люди), или рутскарлов (гребные воины) — названий дружинников у варягов. Допускают также, что на Киевщине это слово слилось с рос, росомон (готское племя) и, может быть, с другими этнонимами, бытовавшими там в древности.
Приведя эти гипотезы, мы обнаруживаем, что этноним и топоним Русь, по-видимому, носили вначале манифестационный характер, будучи названием верхов Еще раньше — это, очевидно, название людей, сделавших своей профессией военные набеги на судах. В случае с Русью произошло то же, что и с другими заимствованными в другой языковой среде этнонимами. Более тысячи лет назад слово русский стало наполняться тем содержанием, которое давала ему активная хозяйственная, политическая и культурная жизнь древнерусской народности. Из нее потом вышли современные русский, украинский и белорусский народы. Два из них сохранили древний этноним, дав ему новое содержание. Так меняется историческая семантика этнонима.

5. Судьба этнонима

Главный наш вывод, который вытекает из сказанного выше, состоит в идее развития семантики этнонимов. Отправной пункт этого развития — имя нарицательное, конечный — имя собственное, например, как в рассмотренном уже слове славяне от значения «свои», «общинники» через «болотные», «рыболовы низовий» к этнонимам народов словенцы и словаки.
Пример со славянами относится к самоназваниям. Точно так же меняется и содержание названий народов, даваемых им другими. В России до XIX в. название татары относилось ко многим восточным народам. В эпоху Петра I немцами называли также голландцев и датчан. В быту это сохранилось дольше. Н. В. Гоголь в примечании к «Ночи перед Рождеством» от лица пасечника Рудого Панька пишет: «Немцем называют у нас всякого, кто только

115

из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец». В Турции франками до недавних пор называли западноевропейцев. До революции 1917 г. киргизами называли казахов и даже туркменов, а гуяганами и греками — молдаван.
К развитию семантики относится также и кардинальное изменение содержания этнонима, когда этноним переходит от одного народа к другому. Был в древности в Малой Азии народ хатти. На каком языке он говорил — неизвестно. Его этноним восприняли победители-индоевропейцы, которые изменили его в хетты (II — начало I тыс. до н.э. ) и сделали своим названием. В VI в. на Балканах на землях бывшей Восточной Римской империи расселялись славяне. Часть их восприняла через топоним Македония древнегреческий этноним македонцы. Латыши называют русских примерно так же, как назывался древнерусский племенной союз, — криеви. Земли древнего балтийского племени пруссов были заняты немцами, и у последних появилось название одной из их этнографических групп — пруссаков. Это конкретная историческая жизнь этнонима, передавшегося через топоним. Ее специально мы сейчас не рассматриваем. А вот перенесение на славян тюркского этнонима болгары, на романизированных кельтов — германского этнонима франки, на франкоязычных даков, а также на гетов этнонима римляне (румыны) — все это примеры другого рода. Эти манифестационные названия появились в результате сознательного расширения их первоначального смысла.
Проблемы исторической семантики этнонимов заключаются в ее связи со всей многообразной жизнью народа. Этнонимы это доказывают также тем, что они становятся названиями профессий, каст и т.д. В силу тех же законов, когда этноним нес определенный социальный знак, в эстонском языке слово saks, обозначавшее первоначально немцев (вспомним племенной союз саксов), стало нарицательным со значением «барин», «господин». В Индии же название племени байга стало синонимом слов «жрец» и «колдун» Название племени саарш стало обозначать касту кузнецов. Имя собственное превратилось в нарицательное. Подобным образом в немецком языке появилось слово der Hune — «великан» (по имени народа гунны), в чешском — obr с тем же значением (от обров — аваров), в грузинском — гмири («богатырь», «исполин», «герой» — от названия народа киммерийцы

116

— предшественников скифов в причерноморских степях). Русское слово «кумир» оказывается родственным грузинскому «гмири».
Итак, название народа означает только тот или иной конкретный народ. Здесь же мы развивали вопрос о происхождении таких названий, об их сложной истории. Для лингвиста, историка, этнолога этноним — бесценный исторический документ, который способен рассказать очень многое.