Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Глава вторая. ПЕРВООСНОВА - ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

3. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И СОВРЕМЕННОСТЬ

1. Естественное право и судьба позитивного права

Развитие позитивного права и философских представлений о нем решающим образом определяется развитием цивилизации, переходом - как будет показано в следующей главе - переходом человечества от традиционных к либеральным цивилизациям, демократическим переустройством общества.
И вот здесь следует сказать о том, что в отношении позитивного права такая смена вех в цивилизационном развитии общества, переход от эпохи запретительно-предписывающего права к эпохе дозволительного права [2.4.4.], обосновывалась как раз началами естественного права - в том его качестве в котором она на основе возрожденческой культуры раскрылось в условиях Просвещения.

2. Естественное право и основополагающие процессы и категории современного права

В данном месте - с тем, чтобы не нарушить логику изложения и не забегать далеко вперед при рассмотрении философско-правовой проблематики, необходимо вместе с тем:
во-первых, со всей определенностью зафиксировать то обстоятельство, что именно естественное право сыграло решающую роль в становлении право новой эпохи - дозволительного права, стала основой решающих процессов в его становлении, которые будут рассмотрены в следующей главе - революций в праве [3.3.1.]:
во-вторых, естественное право в современном его виде стало через категории неотъемлемых прав человека самой сутью права, отвечающего требованиям либеральной цивилизации, - права человека [3.5.1-5].
Подробное рассмотрение указанных процессов и категорий - впереди.
А сейчас - замечания И.А. Покровского, которые хотя и относятся к далекому от нас времени - к Х1Х веку, но, кажется, вполне применимы и к настоящей поре, когда после семидесятилетнего коммунистического господства в России естественное право порой по-прежнему воспринимается в качестве феномена, оставшегося в истории.
И.А. Покровский, отметив, что реакция против естественного права вызвала в Х1Х веке "отрицательное отношение ко всякому философскому элементу в юриспруденции", пишет, что сами требования жизни все же потребовали такого рода "элементы" и в конце Х1Х века - начале ХХ начались .поиски "потерянной идеи права", "правильного права". И "эти поиски . . привели не к чему иному, как к возрождению того, что казалось похороненным навсегда - к в о з р о ж д е н и ю е с т е е с т в е н н о г о п р а ва"1. А вслед за тем, и именно после возрождения естественного права "дух исканий снова повеял в юриспруденции, Она почувствовала всю свою слепоту и беспомощность без "великих идей" и "истин ". . ."2.