Губин В. Читайте хорошие книги (Справочник для читателя)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Алфавитный список

А теперь остальные - просто по алфавиту.
Абовян Х. «Раны Армении».
Абэ К. «Вторжение». Сатира в виде фантастического контрпримера на формальную демократию. Кроме этого запоминающегося рассказа я не могу ничего порекомендовать из японской прозы, потому что она, по-моему, всё еще занимается перевариванием самурайских бесчеловечностей, что для нас неактуально и неинтересно. Разве что опять-таки нетипичную для японцев, что видно уже из названия, повесть «Сны о России» Я.Иноуэ.
Аксаков С.Т. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», очерки.

Алеман М. «Гусман де Альфараче» - один из первых испанских плутовских романов.
Амаду Ж. - бразильский классик, лауреат международной сталинской премии "За укрепление мира между народами" (1951), наш друг. «Жизнь Луиса Карлоса Престеса», «Город Ильеус, или Земля золотых плодов», «Красные всходы», «Подполье свободы», «Капитаны песка» (основа красивого, политически «обезвреженного» голли-вудского фильма «Генералы песчаных карьеров»), «Габриэла», «Пастыри ночи», «Дона Флор и два ее мужа», «Тереза Батиста, уставшая воевать», «Лавка чудес», «Старые моряки» и др., «Каботажное плавание» - заключительные мемуары.
Андерсон Ш. «Уайнсберг, штат Огайо».
Андреев Л.Н. Рассказы.
Анненков П.В. «Литературные воспоминания» - о Гоголе, Гончарове, Некрасове, Писемском, Тургеневе, Белинском, Бакунине, Герцене, Грановском, Марксе и др.
Арамилев И.А. Охотничьи рассказы.
Аристофан. Комедии.
Арсеньев В.К. «Встречи в тайге», «Дерсу Узала». Когда христианские миссионеры обращали в свою веру таких добродетельных анимистов (одушевлявших окружающее), как Дерсу, они их, видно, готовили сразу для неба, а не для жизни на земле среди людей. И между прочим, советская политика по отношению к малым народностям вроде гольдов была такая же, как отношение Арсеньева к его другу Дерсу. См., например, «Алитет уходит в горы» Т.Семушкина.
Арцыбашев М.П. «Санин» - скандально нашумевший в 1900-х годах роман. Между делом там автор припечатал восторгающий многих интеллигентов опус Ницше: «Санин ... хотел читать “Так говорит Заратустра”, но с первых страниц ему стало досадно и скучно. Напыщенные образы не трогали его души. Он плюнул и, бросив книгу, моментально заснул.» Вкус - дело такое: или он есть, или его нет. У нас им обычно не гордятся, а пользуются, что Санин без затей и проделал. А в общем более поздний роман «У последней черты» намного лучше: полнее и завершённее, - хотя его тогда посчитали неудачным - видимо, по причине нарочитого нагромождения смертей и совмещенной с этим пропаганды одним персонажем прекращения жизни (аналогично буддийским обоснованиям - чтоб не мучиться). Однако читается все это с улыбкой, и видно, что автор - хороший человек. Но все же не всякому можно посоветовать его читать. Русский же язык у Арцыбашева - образцовый.
Д'Астье Э. «Семь раз по семь дней» - о де Голле.
Байрон Дж. Стихотворения и поэмы. «В его звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему.» (Достоевский)
Бальзак О. «Блеск и нищета куртизанок», «Гобсек», «Евгения Гранде», «Отец Горио».
Беккет С. «В ожидании Годо». Пьеса театра абсурда. Форма удачно подошла для изображения мрака в умах части западной интеллигенции в 50-е годы. Теперь актуальна и для нас.
Белинский В.Г. Литературно-критические статьи. «В области развития русской мысли Белинский совершил громадную работу за целые поколения; … недаром “отцом русской интеллигенции” называют именно Белинского» - так написал в начале XX века критик Иванов-Разумник. Между прочим, Белинский спас вкус русской публики, развенчав риторические, ложновеличавые стихи прилежного чиновника Бенедиктова, затмившего было Пушкина! И написал письмо Гоголю, за которое тот должен быть ему благодарен до скончания веков.
Беранже П.-Ж. Песни.
Берберова Н.Н. «Курсив мой: Автобиография». Записки писательницы-эмигрантки. Книжка очень хорошая. Но чтобы она не показалась совсем хорошей, посмотрите на те две полстрочки, которые железная Нина Берберова уделила Великой Отечественной войне: истинно - «чувств никаких не изведав»!
Беркеши А. «Опасный водоворот» - Венгрия, 1956 г.
Бернс Р. Стихи.
Бехер И. «Прощание», «Люизит».
Бжехва Я. «Пора созревания».
Библиотека современной фантастики. К.Саймак, Р.Шекли.
Бирс А. «Случай на мосту через Совиный ручей» - оригинальная литературная выдумка. Еще «Убит под Ресакой», «Офицер из обидчивых» и «Проситель». Есть хорошие сатирические притчи. Многие же рассказы основываются на мистике, процветавшей в то время, и смысла не имеют.

Бласко Ибаньес В. «Кровь и песок» - старый (1908 г.) классический роман о корриде и тореадоре, с мировой популярностью и большим смыслом, неоднократно экранизированный (и при этом в конце концов американизированный); «Хутор» (1898 г.) - повесть о жизни крестьян на райской валенсийской земле, которая им не принадлежала, - тоже испанская классика, и нам понятная. В Валенсии есть проспект Бласко Ибаньеса, что для зарубежных стран - такой почет писателям - не частое явление. Это у нас в новых городках в 40-50-е половина улиц имела названия: Советская, Октябрьская, Трудовая, Чапаева, Толстого, Тургенева, Чехова, Пушкина, Гоголя… Да и целые города назывались: Пушкин, Шевченко, Горький, Серафимович.
Боборыкин П.Д. «Китай-город», «Долго ли?», «Труп».
Богомолов В.О. «Момент истины» и др. повести и рассказы. В «Моменте истины» несколько излишне проницательными вышли описания мыслей верховного главнокомандующего. Как кто-нибудь соберется его покритиковать, так обязательно напишет какую-нибудь несообразность. И в статье «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» («Свободная мысль-XXI», 1995, № 7, стр. 79-103) с разоблачением одного прогитлеровского писаки Богомолов тоже все же наивничает, советуя неизвестно кому выпускать «сборники подлинных документов гитлеровской Германии, свидетельствующих о том, что светило России и ее населению, если бы немцы выиграли войну». Об этом можно почитать у В.И.Дашичева (см. выше), а теперь уж не напечатают.
Боккаччо Дж. «Декамерон».
Бомарше П. «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Борроу Дж. «Лавенгро». Автобиографический роман прирожденного полиглота, филолога и философа о детстве и юности, о жизни в городах и бродяжничестве по полям Англии и Уэльса, о цыганах и кулачных боях, о несоответствии деятельности ради знаний деятельности ради денег. «Ученость без денег - вещь весьма нежелательная, … так как она делает человека негодным для более скромной профессии.» В предисловии к изданию 1967 г. отмечается, что книга «мало похожа на другие произведения английской литературы той поры», и это верно тем более, что автор обошелся без счастливого финала, выпустив ее неоконченной. Борроу еще молодым два года жил в Петербурге и в 1835 г. издал там сборник стихотворных переводов на английский с тридцати языков и наречий, включая песню Земфиры («Старый муж, грозный муж…») из «Цыган» Пушкина.
Брехт Бертольт. Пьесы, «Трехгрошовый роман» - пособие для бизнесменов: «Человек человеку - фунт» (стерлингов, конечно). Брехт заключил, что притча о приумножении «талантов» - вреднейшая из библейских. Именно Понтий Пилат на картине Н.Н.Ге «Что есть истина?» как бы уличает Христа: «Если ты такой умный, то где же твои деньги?»
Брет Гарт Ф. Рассказы и повести.
Брэдбери Р. «451o по Фаренгейту» и др.
Булгаков М.А. «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», «Белая гвардия».
Буль П. «Мост через реку Квай» и не повредит «Планета обезьян». По первой книге в 57-м вышел несколько смягченный фильм, получивший кучу Оскаров. От него остался долго популярный марш.
Вайскопф Ф.-К. «Прощание с мирной жизнью», «В бурном потоке». Романы о последних годах Австро-Венгрии (больше о Чехии), о внутренних и международных делах, о национализме и интернационализме. Второй роман - о 1917 г.
Вале П. «Гибель 31-го отдела». П.Вале был признанным классиком европейского детектива.
Вале П., Шеваль М. «Запертая комната», «Полиция, полиция, картофельное пюре».
Валье-Инклан Р. «Двор чудес», «Крестоносцы правого дела», «Сонаты. Записки маркиза де Брадомина», «Тиран Бандерас». Чехов учил, что в конце рассказов надо ставить звонкие завершения типа «…замирающий стук колес». Валье-Инклан завершает некоторые периоды сокрушительными «резюме» вроде «…с грацией провинциальной алькальдихи».
Велес Луис де Гевара. «Хромой бес». Это первый из «Хромых бесов».
Вельтман А.Ф. «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Русский плутовской роман. Окончание сумбурное, но начало и середина весьма лихие.
Вересаев В.В. «Воспоминания», «Литературные воспоминания», «Записки врача», «Два конца».
Верга Дж. Новеллы.
Веселый Артем. «Россия, кровью умытая».

Виноградов А.К. «Осуждение Паганини», «Повесть о братьях Тургеневых», «Три цвета времени» (об Анри Бейле, известном нам как писатель Стендаль, по цветам в названиях его книг: красный, белый, черный, которые Виноградов связывал с республиканцами, аристократами, католической церковью; действие охватывает Россию, где Анри Бейль побывал в качестве одного из главных интендантов наполеоновской армии, Францию и Италию, в которой он долго жил), «Черный консул» - о Марате, Робеспьере, Лавуазье и др., о восстании негров и установлении республики во французской колонии Сан-Доминго (Гаити) и о распоряжении Бонапарта восстановить там рабство. Виноградов в юности побывал в Ясной Поляне у Толстого, работал в северной экспедиции, учился в Московском университете, в 20-е годы был директором Румянцевской и потом Ленинской библиотеки, работал с Горьким по изданию зарубежных авторов, в 30-е учился в Ейской школе морских летчиков, стал штурманом дальней авиации, летал на авиационных парадах во флагманских экипажах, награжден орденом Трудового Красного Знамени, в Великую Отечественную летал и участвовал в составлении инструкций по аэронавигации и аэрофоторазведке, получил Красную Звезду и звание подполковника - вот какие были времена и люди!
Вирта Н.Е. «Вечерний звон» - Россия сто лет назад. Деревня ищет правду и все еще надеется на справедливость. Книга верная и спокойная, правильно передает чувство центральной России, хорошо читается и запоминается; «Одиночество» - об антоновщине, в тех же местах.
Водовозова Е.Н. «На заре жизни». Драматичная по содержанию и отлично написанная автобиографическая книга. Рассказано, в частности, о Смольном институте до и после прихода туда педагога К.Д.Ушинского. Описаны также Н.Г.Помяловский и В.А.Слепцов.
Войнич Э.Л. «Овод».
Вольтер. «Кандид». Философ Лейбниц в доказательство всеблагости творца утверждал: все к лучшему в этом лучшем из миров. А Вольтер нарисовал это лучшее и неисповедимые пути к нему, и хорошо, что с юмором.
Вулф Т. «Домой возврата нет». Роман размышления, познания, выбора и воспитания. Как когда-то выразился Радищев, «Душа … страданиями человечества уязвленна стала.» Сентенции Екклезиаста: всё бессмысленно с позиций вечности, всё суета сует, - и смирение с существующими бедами людей - отвергнуты с позиций жизни. И это глубоко верно и человечно. (Между прочим, и в науке, например в физике, есть проблемы, в которых запутались по причине одностороннего, метафизического взгляда с позиций самой вечной материи, без учета субъекта.) Но «зло, которое мы ненавидим, ... нельзя ниспровергнуть, пожимая плечами, вздыхая или покачивая головой, пусть даже и очень мудрой.» И много еще интресного и полезного. Однако из-за американского индивидуализма и позитивизма автор не добрался до научно-теоретического понимания, до истмата. Возможно, он бы тут продвинулся, если бы дожил до 2-й мировой войны. А о доме, из которого вырвался, - “Взгляни на дом свой, ангел», - обширное дополнение к Рингу Ларднеру и «Главной улице» Синклера Льюиса.
Альберто Блест Гана. «Мартин Ривас». Из старых южноамериканских единственная мне известная. Но таких и в Европе немного. Истинная беллетристика.
Гарди Т. «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», «Джуд Незаметный» и другие романы, повести и рассказы.
Гатри В. «Поезд мчится к славе». Автор - национальный певец Америки, и книга у него получилась впечатляющая.
Гашек Я. «Похождения бравого солдата Швейка», рассказы и фельетоны.
Гей (Гэй) Дж. «Опера нищего». Спустя два века (1926 г.) на основе этой пьесы, идею которой автору подсказал Свифт, Бертольт Брехт и Курт Вайль сделали знаменитый мюзикл - «Трехгрошовую оперу». Элла Фицджеральд и Луи Армстронг пели из нее куплеты Мэкки-Найфа.
Гейне Г. Стихи.
Гейнс Э. «Автобиография мисс Дейн Питтман».
О'Генри. Рассказы.
Геродот. «История».
Герцен А.И. «Былое и думы», «Кто виноват?», «Сорока-воровка».
Гессе Г. «Игра в бисер».
Гете И.В. «Страдания молодого Вертера», «Герман и Доротея», «Рейнеке-лис», «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Фауст». У нас больше известна первая книга, и это правильно. Впрочем, Лессинг возразил: «…чтобы не наделать больше вреда, нежели пользы, не должно бы это столь теплое
произведение иметь коротенький холодный эпилог? … как другой юноша с подобными наклонностями может уберечь себя от этого. Ведь он, пожалуй, может принять поэтическую красоту за нравственную и вообразить, что если этот человек столь сильно возбуждает наше участие, то значит, что он был хорош. А он вовсе не был хорош. … во времена Сократа такую любовную трагедию, доводящую до самоубийства, простили бы разве какой-нибудь девчонке! Производить таких мелко-великих, презренно-милых оригиналов предоставлено только нашему ново-европейскому воспитанию. Итак, любезный Гете, прибавьте в конце еще маленькую главу, и чем циничнее, тем лучше». Мотив здесь совсем тот же, что у Маяковского в стихотворении «Сергею Есенину»: снизить и развенчать притягательную и опасную красивость.
Гиляровский В.А. «Москва и москвичи».
Гладков Ф.В. «Повесть о детстве», «Вольница», «Цемент».
Годвин У. «Калеб Уильямс». Мыслитель Годвин, первый основательный теоретик анархизма, отчасти учитель и вдохновитель Шелли, написал этот прославленный в свое время роман, один из первых социальных и «криминальных», о несправедливости и об упорном ей противостоянии. Его первая жена - одна из первых феминисток, выступала в печати за права женщин. Их дочь Мэри, вторая жена Шелли, написала знаменитого на западе «Франкенштейна». Так что концентрация талантов и деятельности здесь была экстраординарной. «Калеб Уильямс» и сейчас читается, что называется, взахлеб.
Голдсмит О. «Векфилдский священник». Роман из того же времени и тоже о несправедливости, но счастливый конец сваливается с неба как бы в награду за смирение.
Голсуорси Дж. «Конец главы», «Сага о Форсайтах», «Темный цветок». Если взглянуть пошире и повнимательнее, то окажется, что почти все известные авторы писали против буржуазной морали, естественным образом ханжеской и лицемерной. И сам Голсуорси от нее досыта натерпелся.
Гольдони К. Комедии.
Гомер. «Илиада», «Одиссея».
Гонкур Э. «Братья Земгано».
Горький М. (А.М.) «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Мать», «Фома Гордеев», пьесы, «Литературные портреты» (в серии ЖЗЛ), литературно-критические статьи.
Готорн Н. «Дважды рассказанные истории» и др. новеллы и, возможно, роман «Алая буква».
Гофман Э.Т.А. «Житейские воззрения кота Мурра», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». В романе про кота места, не имеющие к нему отношения, можно пропускать. Чувствуется, что Гофман был одинок, но это не делало его ни меланхоликом, ни мизантропом.
Гоцци К. Сказки для театра.
Грандель Ф. «Бомарше» - удивительная история жизни создателя Фигаро.
Григорович Д.В. «Литературные воспоминания» (в приложении к изданию 1987 года добавлены отрывки из воспоминаний В.А.Панаева) - о встречах с Белинским, Герценом, Тургеневым, Некрасовым, Кольцовым, Достоевским. Автор «Антона-Горемыки», «Деревни» и «Гуттаперчевого мальчика», ребенком воспитывавшийся в глухом Поволжье двумя француженками - своими матерью и бабушкой, а последняя пережила Великую французскую революцию, - рассказывает об их тогдашнем соседе. «Помещик этот, Д.С.К[ротков], известен был во всем околотке своею неукротимою строгостью. Когда он выезжал на улицу деревни в сопровождении крепостного Грызлова, своего экзекутора, или, вернее, домашнего палача, ребятишки стремглав ныряли в подворотни, бабы падали ничком, у мужиков озноб пробегал по телу… - Грызлов, - говорил Д.С., - Марья Федоровна в Москву собирается; нужны деньги… Проезжая по деревням, я видел много там этой мелкоты, шушеры накопилось, - распорядись!.. Это значило, что Грызлову поручалось объехать деревни Д.С., забрать по усмотрению лишних детей и девок (т.е. девушек. - В.Г.), продать их, а деньги доставить помещику.»
Грин Г. «Наш человек в Гаване», «Тихий американец», «Суть дела».
Гюго В. «Девяносто третий год», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется».
Даль В.И. Повести и рассказы. Повести очень выиграли бы, если бы Владимир Иванович оставлял их неоконченными.
Данте Алигьери. «Божественная комедия».
Данинос П. «Записки майора Томпсона». Шаржированный взгляд англичанина на французов и наоборот, несколько, естественно, несимметричный, поскольку имя Даниноса - Пьер.

Державин Г.Р. Стихотворения и замечательные «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина», который «в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так что по тогдашнему в том краю непросвещению и обычаю народному должно его было запекать в хлебе, дабы получил он сколько-нибудь живности».
Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки», рассказы.
Джованьоли Р. «Спартак».
Дидро Д. «Жак-фаталист». Мне кажется, что если бы французской нации понадобилось представить миру из своих рядов наиболее разностороннего своего таланта, то это мог бы быть Дидро. Если я и ошибаюсь, то не очень сильно.
Диккенс Ч. «Большие надежды», «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», «Крошка Доррит», «Лавка древностей», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт».
Димов Д. «Табак».
Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?» и др. литературно-критические статьи. Его слегка измененной фамилией назвал своего положительного героя в финале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов: «?Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Добролюбов до Сибири не дожил, умер в 25 лет. О том, кем он был, дает представление случай, рассказанный впоследствии генералом от кавалерии Н.В.Новицким, а тогда учившимся, по возвращении с Крымской войны, в Академии генштаба. «Как-то утром был я у Добролюбова. ... толковали мы по обыкновению о многом ... Перешли затем к только что тогда написанному добролюбовскому “Темному царству”, как в эту минуту раздается звонок и в дверях появляется, - кто бы вы думали? - сам А. Н. Островский!! Я тут в первый раз да, к сожалению, и в последний раз моей жизни видел Островского, произведшего на меня при этом самое приятное впечатление... я отлично сохраняю в памяти ту горячую, неподдельную благодарность, какую он выражал Добролюбову за его “Темное царство”, говоря, что он был - первый и единственный критик, не только вполне понявший и оценивший его “писательство”, как назвал Островский свои произведения, но еще и проливающий свет на избранный им путь...»
Доде А. «Письма с моей мельницы», «Тартарен из Тараскона».
Драйзер Т. «Американская трагедия», «Гений», «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Финансист», «Титан», «Стоик»; рассказы.
Дрюон М. «Железный король», «Яд и корона» и др. романы серии «Проклятые короли».
Дурова Н.А. «Записки кавалерист-девицы».
Дюма А. «Королева Марго», «Три мушкетера».
«Европейская новелла Возрождения» - в серии БВЛ, 1974 г.
Жеромский С. Очень хороший польский писатель.
«Жизнь Ласарильо с Тормеса» - первая испанская плутовская повесть, анонимная.
«Житие Аввакума», написанное самим «огненным протопопом».
Жорж Санд. «Консуэло».
Загоскин М.Н. «Юрий Милославский».
Запольская Г. «Мораль пани Дульской», пьеса.
Злобин С.П. «Степан Разин».
Золя Э. «Жерминаль» и др. реалистические до натурализма романы. Сейчас их не читают, а стоило бы.
Зощенко М.М.
Ибсен Г. «Кукольный дом» («Нора»), «Враг народа» и др. пьесы.
Игнатьев А.А. «Пятьдесят лет в строю». Воспоминания бывшего графа, оказавшегося в первую мировую военным атташе во Франции и сохранившего для нашей страны больше 200 млн франков. У Финка есть рассказ «Супруги Игнатьевы».
«Изборник» (сборник произведений древнерусской литературы).
Ильф И.А., Петров Е.П. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».
Ирвинг В. Новеллы.
«Испанские повести и рассказы» - сборник произведений авторов XIX века. Вообще испанская литература своеобразна. Их аристократия после средних веков уже не представляла никакого интеллектуального интереса, в этом отношении кроме спеси у нее ничего не было. Поэтому в испанской литературе народ представлен больше, чем в литературах других стран, где изображались в основном высшие классы. Поэтому же она отличается большим реализмом, сильным и выразительным языком, смелым смешением «штилей», даже юмором в по-видимому неуместных ситуациях (но не «черным»).
Итало Звево. «Самопознание Дзено».
«Итальянская новелла Возрождения».

Каипбергенов Т. «Каракалпак-намэ». «Кара» - черный, «калпак» - понятно, колпак, шапка. В русских летописях каракалпаки упоминаются как черные клобуки. Название соответствует содержанию и наоборот, хотя, конечно, эта книга веселее, чем «Шах-намэ». Но она написана еще в восьмидесятые годы. Как то они там сейчас около почти пересохшего Аральского моря, предоставленные, несомненно, сами себе и богу, которого нет?
«Калевала» - карело-финский эпос.
Кальдерон П. «Жизнь есть сон» и др.
Кальма Н. (А.И.) «Джон Браун».
Камоэнс Л. «Лузиады» - поэма великого португальского поэта о плавании Васко да Гамы; сонеты - одни из самых лучших.
Камю А. «Посторонний», «Чума», рассказы. Беспросветные аллегории писателя-философа об этом плохо устроенном мире все же, против ожидания, рождают доброе отношение и к миру, и к автору.
Карлейль Т. «Теперь и прежде». Сборник статей самого читавшегося в Англии моралиста XIX века, но, конечно, «фильтровавшегося» в меру наличных склонностей. «Истинный университет нашего времени - это собрание книг? Возможно ли, чтобы великая душа не имела совести, самого существа всех действительных душ, великих и малых. Человек, сохраняющий чистоту своих рук благодаря тому, что он прикасается к труду не иначе как в перчатках, заслуживает самой жалкой благодарности! ?умейте отличать людей, которым следует верить. Только искренний человек может распознать действительную искренность. ?лисья премудрость до сих пор возится со своей безнадежной проблемой; именно: “дан мир мошенников; требуется привести их совокупную деятельность к честности”? Не в том, чтобы “не иметь никакого дела” с людьми, но в том, чтобы не иметь с ними несправедливого дела, а, наоборот, иметь с ними всякое хорошее и справедливое дело, - только в этом и может быть признано достижимым ? счастье, и только в таком случае этот обширный мир и может сделаться для обеих сторон домом и населенным садом? Брат мой, мужественный человек должен подарить свою жизнь. Подари ее, советую тебе; или ты ждешь случая приличным образом ее продать? ? Никогда ты жизнь свою или хоть часть своей жизни не продашь за надлежащую цену. Подари же ее по-царски; пусть ценой ее будет ничто. Тогда окажется, что ты в известном смысле получил за нее все!» Однако тексты перегружены ссылками на некую божественность, что полтораста лет назад было в порядке вещей, но сейчас сильно надоедает.
Катаев В.П. «Время, вперед!», «Алмазный мой венец», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», «Трава забвения». Первая - повесть-очерк о строительстве Магнитки, динамичная, как и название. Последние три - воспоминания от глубокого детства до знакомства с Буниным, Маяковским, Есениным и др., оформленные как поток сознания, сдобренный иронией.
Каттнер Г. «Робот-зазнайка», рассказы о Хогбенах - фантастика.
Кафка Ф.
Квитка-Основьяненко Г.Ф. «Пан Халявский» - одна из самых смешных наших книг.
Кеведо Ф. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников».
Келлер Г. «Зеленый Генрих», новеллы.
Кирст Г. «Фабрика офицеров».
Китс Дж. Стихи.
Ковалевская С.В. «Воспоминания детства».
Коммин Ф. «Мемуары» - «?о деяниях короля Людовика XI».
Конан-Дойл А. «Записки о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир».
Конрад Дж.
Короткевич В.С. «Дикая охота короля Стаха» и др. повести.
Шарль де Костер. «Легенда об Уленшпигеле». Даже странно, как эта эпическая книга написалась в Бельгии в прошлом (да нет, теперь уже в позапрошлом, 19-м!) веке, настолько явственно она проникнута духом Фландрии XVI века, свергающей кровавое испанское иезуитское владычество. А может быть, и не странно, потому что как раз перед тем в Бельгии шла жестокая и длительная борьба рабочих с хозяевами, которую власти совершенно свирепо подавляли военной силой.
Крейн С. «Алый знак доблести» («эпизод из времен гражданской войны в Америке»), «Мэгги, уличная девчонка» (повесть), рассказы. С.Крейн - один из создателей западного художественного языка XX века, предтеча Хемингуэя, Стейнбека, Э.Колдуэлла и т.п. Чего бы он еще не достиг, если бы не умер в 1900 г., не дожив до 30 лет! Похоже, гуманизма и проникновения в жизнь у него было побольше, чем у «Папы», в этом он был ближе к Драйзеру.
Кронин А. «Цитадель» и др. романы.

Крюи П. «Охотники за микробами».
Ксенофонт. «Анабасис». Ученик Сократа, писатель и историк, описал отступление через Малую Азию под своим же руководством греческих наемников царя Кира после его гибели.
Кузминская Т.А. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне».
Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Поединок», «Юнкера».
Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
Лавренев Б.А. «Седьмой спутник», «Сорок первый», «Стратегическая ошибка» и др. Борис Лавренев - классический советский романтически-реалистический писатель. По «Сорок первому» был снят фильм, не знаю, хороший или плохой, и никогда не узнаю, чтобы не портить впечатления от повести. Удачным фильмом по мотивам лавреневского «Небесного картуза» был польский фильм 50-х годов «Шляпа пана Анатоля». А «Стратегическая ошибка» - о том, как английская средиземноморская эскадра в первую мировую войну пропустила в Черное море немецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау». И после этого кто-то еще до сих пор думает, что Англия позволила бы России захватить Дарданеллы и угрожать ее колониям!
Лаврецкий И.Р. «Эрнесто Че Гевара».
Лажечников И.И. «Ледяной дом».
Шодерло де Лакло. «Опасные связи».
Лакснесс Х. «Исландский колокол», «Самостоятельные люди», «Свет мира». Исландец Лакснесс - нобелевский лауреат. Все три книги очень хорошие.
Ларднер Р. Новеллы. Американский сатирик, писал о провинциальной Америке 20-х годов.
Ларни М. «Четвертый позвонок».
Ларрета Э. «Слава дона Рамиро». Почти неизвестная книга, но если бы ее автор был известным писателем, то она считалась бы одной из самых лучших.
Лассила М. «За спичками», «Воскресший из мертвых», «Сверхумный». «За спичками» трудно начать, но потом трудно оторваться. Майю Лассила - один из псевдонимов лучшего финского писателя. Убит победившими белофиннами.
Левандовский А.П. «Максимилиан Робеспьер».
Леон М(ария) Т(ереса). «Сид воитель» - повесть на основе испанского национального эпоса.
Леонов Л.М. «Барсуки» - без замечаний; «Русский лес» - многовато якобы случайных пересечений, и тем не менее по этой книге видно, что тогда люди действительно жили, о чем-то думали и действовали, а не как сейчас - существуют.
Лесаж А.Р. «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны», «Хромой бес».
Лесков Н.С. «Левша», «Очарованный странник» и мн. др., в том числе «Железная воля», где Лесков в шутливой форме разделался с суперменством. И еще повесть «Полунощники», которая «с точностью документа воспроизводила кронштадский быт в годы особой популярности протоиерея Андреевского собора в Кронштадте Иоанна Кронштадтского».
Лидин В.Г. «Люди и встречи; Страницы полдня».
Ликок С. Юмористические рассказы.
Лобанов М.П. «Александр Островский» - о нашем драматурге.
Лонгфелло Г. «Песнь о Гайавате». Написана под влиянием «Калевалы».
Лондон Дж. «Белый клык», «Мартин Иден», «Путешествие на “Снарке”».
Лопе де Вега Ф. «Валенсианская вдова», «Собака на сене», «Учитель танцев», «Фуэнте Овехуна (Овечий источник)» и др. пьесы.
Лукреций (Тит Лукреций Кар). «О природе вещей». Всем естественникам и «технарям» можно посоветовать прочитать эту энциклопедию естественнонаучных знаний, идей и методологии античных атомистов. Написана и интересно, и умно, и складно. Уже тогда проницательность мыслителей-реалистов простиралась до того, что обращалось научное внимание на наше безразличие к чрезмерной точности, чувствительности. А ведь без этой допустимой неточности не могли бы существовать не только теории, но и вообще какие-либо образы реальности! Вот источник возможности той родовой общности, которая выделяет однородные вещи и которую Платон называл идеями вещей.
Лу Синь. Его называли китайским Горьким. Повести, рассказы, воспоминания (в первую очередь). Очень полезно любителям восточных мудростей и традиций - для отрезвления.
Льюис Синклер. «Бэббит», «Главная улица», «Эроусмит». Последняя и динамична, и уникальна по самой тематике.
Любимов Л.Д. «На чужбине».
Мазуччо. «Новеллино».
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях». Макаренко - величайший педагог-воспитатель истинно гуманистического направления и отличный писатель. По его действиям и размышлениям, изложенным в этих книгах, можно судить о том, чем была или по крайней мере старалась быть советская власть для людей.

Макиавелли Н. «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Малышкин А.Ф. «Люди из захолустья». О превращении людей в советских и создании основ победы в Великой Отечественной войне. От мрака к свету. Близка к катаевской «Время, вперед!», но шире и мощнее. По сравнению с ней некоторые модные ныне книги тех времен по большому счету - просто ни о чем.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Золото», «Приваловские миллионы», рассказы.
Мандзони А. «Обрученные». Впечатляет картина чумы в средневековой Флоренции.
Манн Генрих. «Верноподданный».
Манн Клаус. «Мефистофель».
Манн Томас. В частности - «Признания авантюриста Феликса Круля».
Мариво П. «Удачливый крестьянин».
Мартен дю Гар Р., нобелевский лауреат 1937 года. «Жан Баруа», «Семья Тибо» - один из лучших романов ХХ века: о времени перед первой мировой войной и до ее окончания. Тираж двухтомного издания 1957 г. в сотню печатных листов - 240 тыс.
Мелвилл Г. «Белый бушлат», «Израиль Поттер», «Моби Дик, или Белый кит» (дюже серьезная интерпретация этой книги литературоведами не соответствует характеру Мелвилла вообще и этой игрушки-фантазии на темы мыслей и опыта автора в частности, подчеркнуто - до подшучивания - почтительной по отношению к мощному миру и сильным и дельным людям и слегка ироничной по отношению к автору, классически начитанному и много повидавшему человеку не на своем месте, как сейчас говорится - невостребованному, и без перспективы - таково было общество! - что видно и по «Белому бушлату» и что придает им налет одиночества; и верно: последние три десятилетия он проработал таможенным чиновником и ничего не опубликовал, о нем вспомнили еще через тридцать лет, уже после первой мировой войны).
Мельников-Печерский А.П. «В лесах», «На горах», рассказы.
Мериме П. «Хроника царствования (или времен) Карла IX», новеллы (в том числе «Кармен»).
Мещерская Е.А. «Трудовое крещение» (журнал «Новый мир», 1988 г., № 4) - воспоминания бывшей княжны Мещерской о самых первых послереволюционных годах. И название она выбрала правильно: справедливость преобразований была признана и принята.
Миксат К. «Кавалеры», «Черный город».
Мольер Жан-Батист. Комедии. «После того как католическая реакция уничтожила великий театр итальянского и испанского Возрождения, а пуританская английская революция срыла с лица земли театры Лондона и предала анафеме Шекспира, Мольер вновь поднял знамя гуманизма и вернул европейскому театру народность и идейность.» (Из вступительной статьи Г.Н.Бояджиева к двухтомнику Мольера 1957 г.) «Бессмертный Тартюф - плод самого сильного напряжения комического гения.» (Пушкин) «О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в такой полноте развивал свои характеры, так глубоко следил все тени их?» (Гоголь) «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.» (Л.Толстой)
Мопассан Г. «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «На воде»; «Пышка» и др. рассказы.
Моравиа А. «Римские рассказы», «Конформист». Был фильм «Конформист».
Мордовцев Д.Л. «Ванька Каин», «Господин Великий Новгород», «Лжедимитрий», «Державный плотник», «Замечательные исторические женщины на Руси: Исторические женщины второй половины 18-го столетия», «Идеалисты и реалисты», «Царь Петр и правительница Софья», «Царь и гетман». Последняя особенно хороша.
Морозов Н.А. «Повести моей жизни» - мемуары революционера.
Моруа А. «Байрон» - образец элегантной «интеллектуальной» дискредитации буржуазией великого, но неудобного для нее поэта (как и в фильме «Леди Каролина Лэм»).
Мориц Ж. «Жужанна в Клагенфурте» и другие рассказы.
Моуэтт Ф. «Не кричи: “Волки!”», «Кит на заклание».
Моэм У.С. «Бремя страстей человеческих», «Дождь» и др. рассказы, «Подводя итоги», «Театр». Этот известный и хороший писатель в 17-м году был в России в качестве агента английской разведки. Однако его воспоминания и оценки русских во многом смахивают на развесистую клюкву. Что ж, в литературе ему хватило англичан.
Мюссе А. «Исповедь сына века». Начинается с романтических страстей, а заканчивается буржуазно-мещански - совсем по марсель-прустовски.

Маргарита Наваррская. «Гептамерон».
Навои Алишер. «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин».
Непот Корнелий. «О знаменитых иноземных полководцах».
Неруда П. «Признаюсь: я жил».
Никулин Л.В. «России верные сыны» - как бы продолжение «Войны и мира»: о заграничном походе русской армии после смерти Кутузова и до Венского конгресса; «Мертвая зыбь», «Годы нашей жизни. Воспоминания и портреты.»
Новиков-Прибой А.С. «Цусима», «Капитан первого ранга», рассказы.
Норрис Ф. «Спрут». О том, как «индустриальное общество» в лице железнодорожной монополии развеяло мнение былых пионеров прерий - колонистов Дальнего Запада США, что они заслужили право быть хозяевами земли.
Нушич Б. «Автобиография».
Овидий. «Метаморфозы».
Олдингтон Р. «Смерть героя», «Все люди - враги», «Семеро против Ривза».
Олдридж Дж. «Охотник», «Морской орел», «Дело чести».
Олеша Ю.К. «Зависть». Начало стоит прочитать.
Остен Дж. «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Нортенгерское аббатство» (пародия на готический роман), «Мэнсфилд-парк», «Эмма». Английский способ выражаться косвенно, предположительными конструкциями в бесспорных ситуациях, шутливыми парадоксами вполне представлен у Джейн Остен, как и пришитые белыми нитками благополучные концовки. По прочтении почти все романы смешиваются. В трехтомнике, изданном в 1988-89 гг., среди репродукций с картин английских художников есть чудный портрет маленькой «леди Кэролайн Монтегю-Дуглас-Скотт в виде “Зимы”» Дж.Рейнолдса.
Островский А.Н. Пьесы. На театры, кино, радио и телевидение сейчас надежды нет, поэтому драмы и комедии этого великого драматурга, одного из учителей нашего народа надо читать самим. Французский поэт Поль Валери назвал русскую литературу третьим чудом света после античности и Возрождения, и это еще при том, что А.Н.Островского он, почти наверняка, не читал, как и никто на Западе.
«Памятники литературы Древней Руси». Серия из 10 книг, изданная в 1978-1988 гг., включает произведения от XI до XVII веков: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщину», переписку Ивана Грозного с Курбским, «Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд», «Фрола Скобеева» и т.д. Составители Л.А.Дмитриев, Д.С.Лихачев.
Панаева А.Я. «Воспоминания» о писателях, поэтах и критиках 40-х-60-х годов XIX в., связанных с журналом «Современник».
Панферов Ф.И. «Бруски». О доколхозной деревенской жизни.
Парандовский Я. «Петрарка».
Паустовский К.Г. «Повесть о жизни».
Петров (Бирюк) Д.И. «Сказание о казаках», «Степные рыцари».
«Песнь о Нибелунгах». Оригинальна там завязка кровавых событий. Наши бы не додумались.
Пикуль В.С. «Нечистая сила», «Реквием каравану PQ-17», «Фаворит», «Честь имею». У Пикуля о многом можно узнать. Но не во всем с ним можно соглашаться. Больно уж он и его персонажи сплошь разудалы. Например, в книге «Честь имею» (на том же материале, что и у Егора Иванова) он лихо поносит Пакт о ненападении 39-го года, как будто в окружении тогдашних мировых акул у нас был другой выход. Шапками, что ли, собрался их закидать? Или лучше было бы Западную Украину, Западную Белоруссию и Прибалтику сразу отдать Гитлеру?
Пиранделло Л. Новеллы.
Писарев Д.И. «Базаров», «Реалисты» и др. литературно-критические статьи.
Писемский А.Ф. «Тысяча душ» и другие романы, в том числе отчасти иронический «Масоны» о русских мартинистах, которые «к мистическому учению последователей С.Мартена … присоединяли еще учение и правила наших аскетов … и зато менее вдавались в мистическую сторону»; рассказы, очерки (например, «Русские лгуны»), пьесы, критическая статья «Сочинения Н.В.Гоголя, найденные после его смерти. Похождения Чичикова, или мертвые души. Часть вторая». Белинский, Тургенев, Чернышевский и Писемский одинаково оценивали особенности таланта Гоголя и, соответственно, сильные и слабые стороны этих сочинений.
Платон. «Апология Сократа», «Пир», «Федон».
Платонов А.П. «Епифанские шлюзы», а остальное - на выбор.
Плутарх. «Сравнительные жизнеописания».
По Э.А. «Золотой жук» и др. рассказы. Писал Эдгар По мастерски, но многие уж очень страшно!

Полачек Я. «Нас было пятеро».
Полевой Б.Н. «Силуэты». В очерке «Встреча с легендой» автор рассказал о встрече в 1955 г. в Нью-Йорке с Этель Лилиан Войнич. Глубокая старушка лишь за месяц до того узнала о славе ее «Овода» в СССР. Она дочь известного английского математика Буля («булевы алгебры») и племянница полковника Эвереста, исследователя Гималаев, работала с народовольцами в России, знала Степняка-Кравчинского и с гостями из СССР говорила по-русски.
Полонский Я.П. Стихотворения и поэмы.
Помяловский Н.Г. «Очерки бурсы». При чтении автор предстает проницательным, умудренным опытом, много повидавшим человеком. А прожил он всего 28 лет. Тут хотелось бы обратить внимание на то, что отношение советской власти к людям было таким же, как у русских писателей Григоровича, Тургенева, Некрасова, Ушинского, Помяловского, Г.Успенского, Салтыкова-Шедрина, Короленко, Чехова, Горького, В.К.Арсеньева, да почти у всех, не перебиравших с религией. К властям же последнего десятилетия ХХ века подходящих известных писателей подобрать затруднительно.
Потоцкий Ян. «Рукопись, найденная в Сарагосе». Перед началом чтения надо взять большой лист бумаги и по ходу действия рисовать схему: кто рассказывает, чью историю, кто продолжает; на одном уровне - одна история, пониже - другая, вложенная в нее история (соединить линией с предыдущей), и т.д. По мере надобности подклеивать дополнительные листы. Есть польский одноименный фильм, в две серии которого вполне терпимо ужали такую книгу.
Прево А.-Ф. «История кавалера де Грие и Манон Леско».
Пристли Дж. Б. «Герой-чудотворец», «Улица Ангела». О Пристли как-то мало говорят, а он - один из лучших писателей недавнего времени.
Прус Б. «Кукла». Из польских эту книгу для нас, видимо, надо поставить на первое место.
Козьма Прутков. Сочинения.
Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль», хотя во многих местах надоедает.
Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Ремарк Э.М. «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Жизнь взаймы: История одной любви».
Рид Д. «10 дней, которые потрясли мир».
«Русская проза XVIII века», в 2-х томах.
«Русские повести XIX века 70-90-х годов», в 2-х томах.
Робинсон Д. «Чарли Чаплин».
Роллан Р. «Кола Брюньон».
Фернандо де Рохас. «Селестина. Трагикомедия о Калисто и Мелибее».
Рубинштейн А.Г. «Короб мыслей» пианиста, композитора, основателя московской консерватории.
Руссо Жан Жак. «Юлия, или Новая Элоиза».
Руставели Ш. «Витязь в тигровой шкуре».
Салтыков-Щедрин М.Е. «Пошехонская старина», «Господа Головлевы» и все остальное.
Сватоплук Т. «Ботострой».
Светоний Гай Транквилл. «Жизнь двенадцати цезарей».
Седерберг Я. «Доктор Глас».
Сейфуллина Л.Н. «Виринея».
Сенкевич Г. «Крестоносцы», «Потоп», «Янко-музыкант».
Сервантес М. «Дон Кихот». Писатель, поэт и философ Мигель де Унамуно так сказал о своем любимом испанском языке: «Не зря на нем Сервантес написал евангелие нам - от Дон Кихота». Вот какая это книга.
Сергеев-Ценский С.Н. «Преображение России» (цикл романов), «Севастопольская страда». Русская проза первой половины двадцатого века. Образец естественной преемственности русской и советской литератур. «Преображение…» - в основном о первой мировой войне на нашем фронте.
Сименон Ж. Социально-психологические детективы о комиссаре Мегрэ, а также и не детективы.
Симонов К.М. «Глазами человека моего поколения».
Синклер Э. «Автомобильный король», «100%. Биография патриота», «Джимми Хиггинс», «Джунгли», «Король Уголь», «Столица», «Сильвия», «Замужество Сильвии».
Скотт Вальтер. Его романы, по-моему, уже давно пережили себя. Но указать его надо - для истории литературы.
Смоллетт Т. «Путешествие Хамфри Клинкера».
Соболев Л.С. «Капитальный ремонт».
«Советский рассказ» - два тома в «Библиотеке всемирной литературы» (181-й и 182-й в третьей серии).
Соллогуб В.А. «Тарантас» и др.
Станюкович К.М. «Василий Иванович», «В мутной воде», «Два брата», «Жрецы».
Стейнбек Дж. «Гроздья гнева». Нечто вроде «Хижины дяди Тома», только о белых и о годах 1930-х. Первое место среди бестселлеров 1939-го года.

Стендаль. «Красное и черное», «Люсьен Левен (Красное и белое)», «Пармская обитель». Второй роман менее, так скажем, прославлен, а напрасно. В нем редкостно сочетаются обычные для Стендаля глубина и романтический реализм с юмором, иронией и сарказмом различных оттенков. Его знание общества и характеров, проницательность и писательская изобретательность по временам и в целом изумляют. А вообще, когда прочитаешь хорошую книгу, как будто проживаешь еще одну жизнь. Не совсем ту, что в книге, но рядом. Очень удобно.
Степанов А.Н. «Порт-Артур». Автор двенадцатилетним мальчиком сам был там - связным у отца, командира батареи, знал главных участников обороны, был контужен. Позже участвовал в штурме Кронштадта. Его, выпустившего книгу в провинции в 41-м, нашли, поселили в гостинице «Москва» и предложили (начальник Главпура и пр. А.С.Щербаков по указанию Сталина) еще поработать над ней. И она успела послужить на нашу победу, в том числе и над Японией.
Стерн Л. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие». Эти романы - родоначальники сентиментализма и техники «потока сознания»
в мировой литературе, причем по-английски весьма живые.
Стоун И. «Жажда жизни» (о Ван-Гоге), «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне), «Муки и радости» (о Микельанджело), «Происхождение» (о Дарвине).
Стриндберг А. Пьесы и новеллы (для нас особо любопытна новелла «Ночное бдение», где сопоставляются Карл XII и Петр I).
Сухово-Кобылин А.В. «Свадьба Кречинского» - очень известная раньше пьеса.
Сухотина-Толстая Т.Л. «Воспоминания».
Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи». Очень удачная книга, написана на большом подъеме. Можно сказать, книга о хорошем вкусе в широком смысле. Не случайно герой уважил критика американского мещанства Ринга Ларднера. А вот лейтенанта Генри из «Прощай, оружие» признал ломакой. Вероятно, его затошнило бы и от «Так говорил Заратустра». Осмелюсь утверждать, что и от Набокова тоже.
Сэндберг К. «Линкольн».
Тамсааре А. «Новый Нечистый из Самого Пекла».
Тарле Е.В. «Наполеон».
Твен М. Рассказы, «Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря», «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Человек, который совратил Гедлиберг», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и др. «Янки…» - это научно-историко-фантастический роман, один из первых в этом роде и, вернее всего, лучший. Часто Марка Твена представляют лишь как веселого шутника. В действительности он был гораздо большим, чем просто шутник. Когда о нем говорят (говорили?), например - по радио, то обычно вспоминают Тома Сойера. Но книга о Гекльберри Финне намного глубже и весомее «Приключений Тома Сойера». Он был настоящий демократ, как Шелли, Китс, Мелвилл, Шоу. А в книге о Жанне д'Арк, возможно, лучшей о ней, добрая душа и высокий гуманизм Твена вполне проявились. Эта книга напечатана в 8-м томе (синего) собрания сочинений Марка Твена.
Теляковский В.А. «Воспоминания». Бывший директор императорских театров рассказал о Шаляпине, Собинове, Савиной, художниках Серове, Коровине, Головине.
Теккерей У.-М. «Ярмарка тщеславия». Возможно, это лучший английский роман XIX века.
Терпигорев С.Н. (С.Атава). «Потревоженные тени».
Толстой А.К. «Князь Серебряный».
Толстой А.Н. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб (Оборона Царицына)» и т.д.
Толстой Л.Н. «Живой труп», «Плоды просвещения», «Власть тьмы». Отметим эти пьесы, так как их сейчас совсем не упоминают.
«Тристан и Изольда». (Автор - Готфрид Страсбургский.)
Троллоп А. «Барчестерские башни» - английский патриархальный роман.
Тынянов Ю.Н. «Пушкин», «Кюхля», «Подпоручик Киже», «Восковая персона».
Уайльд О. «Портрет Дориана Грея», пьесы «Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», сказки.
Уильямс Т(еннесси). Пьесы, эссе «Трамвай “Успех”».
Улам С. «Приключения математика». Книга математика польской математической школы, которого называли матерью американской водородной бомбы, тогда как отцом - Э.Теллера, о науке, о себе и о многих других известных ученых - создателях ядерного оружия США. Впечатляет масштаб утечки мозгов в США из бедной, безработной и чреватой
катаклизмами Европы между мировыми войнами. А в последние времена и мы с ними, а заодно и с Европой этим и не только этим поделились от души - вот расплата за отход от классового подхода. Ну и, конечно, гроша ломаного не стоит логика его оправдания участия в создании водородной бомбы: сам же «сомневался, что русские доберутся до Западной Европы. Это была одна из дутых причин супервооружения.» Но: «Я не считал аморальным пытаться вычислить физические явления. Имело ли это стратегическое значение - уже совершенно иной аспект.» Да, но для кого предназначались и кому передавались результаты вычислений?! Так оправдываются скупщики краденого. И бездоказательное приписывание Станиславом М. Уламом Оппенгеймеру, руководителю ученых при создании атомной бомбы, неблагородных побуждений при его выступлении против разработки водородной бомбы выглядит весьма неприглядно. И наши нынешние «утекшие» мозги в большей части работают против нас, да и часть оставшихся выполняет даже заказы НАТО! Это вина и их, и тех, кто привел страну в такое неблагополучное состояние.
Унсет Сигрид. «Кристин, дочь Лавранса». За эту трилогию писательница по справедливости получила нобелевскую премию.
Успенский Г.И. «Нравы Растеряевой улицы», «Выпрямила».
Уэллс Г.
Фаулз Дж. «Подруга французского лейтенанта». Яркий образец вырождения классического английского и вообще западноевропейского романа: большой замах, разрешающийся бессмысленным пшиком - аналогично не по заслугам нашумевшему «Имени розы» У.Эко. Начало вроде интере-сное, глубокомысленное и многообещающее, но по прочтении чувствуешь, что проглотил искусственную, сфабрикованную, деланную чушь. Этот тупик и его неразборчивое восторженное приятие интеллигентской публикой - следствие поражения писателей и масс образованных читателей застойным либерал-демократизмом. Подобное типичное для века индустриальной масс-культуры разрешение и даже выдумывание проблем сатирически изобразил на более сниженном примере (без связи с двумя указанными выше книгами) Марио Варгас Льоса в «Тетушке Хулии и писаке», где заропортовавшийся в нагнетании страстей-мордастей автор перуанского радиосериала собрал весь свой людской материал на стадионе и пробомбил его.
Федин К.А.«Первые радости»,«Необыкновенное лето»,«Братья».
Федоров Е.А. «Каменный пояс».
Фейнман Р. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», «Какое тебе дело до того, что думают другие?» - истории, рассказанные о себе известным физиком. О нем и его первой жене, тяжело болевшей, во время его работы в Лос-Аламосе - фильм «Бесконечность» (1996 год).
Фейхтвангер Л. «Безобразная герцогиня», «Братья Лаутензак», «Гойя», «Лже-Нерон», «Успех» и др. романы; «Москва, 1937». Фейхтвангер в отличие от других западных интеллектуалов даже в 41-42 годах не сомневался в победе СССР над Гитлером.
Фигнер В.Н. «Запечатленный труд». Эта революционерка - «великолепный экземпляр сокола в человеческом образе», по словам Вересаева, - долгие годы просидела в одиночке. Кажется, он же, увидев ее уже пожилой, сказал ей, что она, видимо, была очень красива в молодости, на что она ответила, что тогда у нее было прозвище «Вера, топни ножкой». Может, она и была бесенком, но не из разряда бесов Достоевского.
Фильдинг Г. «История Тома Джонса, найденыша».
Финк В.Г. «Иностранный легион», «Литературные воспоминания».
Фирдоуси. «Шах-намэ» - одна из самых великих книг.
Фицджеральд С. «Великий Гетсби», «Ночь нежна», «Первое мая», «Алмаз величиной с отель “Риц”». Его главная тема - «богатые люди не такие, как мы», на что его знакомый Хемингуэй сострил: «да, они богаче», - а ведь смысл явно был - «у них другой мир, мы для них - прах».
Флобер Г. «Мадам Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо».
Фонтане Т. «Эффи Брист».
Форнальская М. «Воспоминания матери». Ее дочь Малгожата Форнальская, выросшая в СССР, жена Болеслава Берута, была секретарем польской компартии, в 1944 году расстреляна гестапо вместе с генеральным секретарем партии Финдером. Об этом есть эпизоды в одной из серий фильма «Великая Отечественная».
Франк Л. «Трое из трех миллионов».
Франс А. «Боги жаждут», «Остров пингвинов».
«Французская новелла XIX века», в 2-х томах.
Фукидид. «История».
Фучик Ю. «Репортаж с петлей на шее» и разные статьи, даже о строительстве московского метро. Этот веселый и твердый
чех с ясной головой, подпольный коммунистический организатор и журналист был казнен в Берлине в 43-м. «Обязанность быть человеком не кончится вместе с теперешней войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.» Его тюремный репортаж заканчивается знаменитыми словами: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!», - сейчас частенько вставляемыми ради глумливого «оживляжа» нашими желтыми журналистами в их дешевые (но хорошо оплачиваемые) разбитные поделки.
Хаксли О. Новеллы.
Ходасевич В.Ф. «Державин». Правда, там написано почти то, что Державин написал о себе.
Хемингуэй Э. «За рекой, в тени деревьев», «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие», «Старик и море», «Праздник, который всегда с тобой». Последняя книга - воспоминания Хемингуэя о его жизни в Европе и о том, что этот мужественный человек там ел и пил. Это вам не немец Белль, у которого «кусочек хлеба, немного масла, ложечка джема, ломтик сыра?» И подавно не русские писатели, касавшиеся еды почти только в воспитательных видах.
Цвейг С(тефан).
Чапек К. «Война с саламандрами», «Кракатит». Обе обязательно следует прочитать.
Чапыгин А.П. «Разин Степан», повести и рассказы.
Челгрен И. «Люди и мост».
Чернышевский Н.Г. «Что делать?», «Пролог» (автобиографическая; «Кавеньяк», «Тюрго», «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X» - аналитические статьи по истории Франции; «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность».
Честертон Г.К. Рассказы о патере Брауне (детективы), «Писатель в газете» - сборник чрезвычайно глубоких и душевных критических статей. Становится понятным, почему появились рассказы именно о патере Брауне. И есть там вот такой пассаж: «Читать хорошие книги полезно потому, что они не дают нам стать “истинно современными людьми”. Становясь “современными”, мы приковываем себя к последнему предрассудку… Дорога столетий усеяна трупами “истинно современных людей”.» (То же самое можно было бы сказать и о музыке.) Вот пример «современного» и посейчас «открытия»: «Всякий знает, что Ницше проповедовал учение, которое и сам он, и все его последователи считали истинным переворотом. Он утверждал, что привычная мораль альтруизма выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Не все современные люди соглашаются с этим, но все считают, что это ново и неслыханно. Никто не сомневается, что великие писатели прошлого - скажем, Шекспир - не исповедовали этой веры потому, что до нее не додумались. Но откройте последний акт “Ричарда III”, и вы найдете не только все ницшеанство - вы найдете и самые термины Ницше. Ричард-горбун говорит вельможам: Что совесть? Измышленье слабых духом, / Чтоб сильных обуздать и обессилить. Шекспир не только додумался до ницшеанского права сильного - он знал ему цену и место. А место ему - в устах полоумного калеки накануне поражения. Ненавидеть слабых может только угрюмый, тщеславный и очень больной человек - такой, как Ричард или Ницше. Да, не надо думать, что старые классики не видели новых идей. Они видели их; Шекспир видел ницшеанство, он видел его насквозь. ... Не надо думать, что та или иная мысль не приходила великим в голову: она приходила и находила там много лучших мыслей, готовых выбить из нее дурь.»
Чивилихин В.А. «Память». В этой уникальной книге особенно интересна обстоятельно доказываемая версия о том, что автором «Слова о полку Игореве» был сам князь Игорь. Кроме того, Чивилихин успел выступить против модных и рекламируемых сейчас антиисторических измышлений Л.Н.Гумилева.
Чосер Дж. «Кентерберийские рассказы» - фундамент английской литературы, написаны во времена нашей Куликовской битвы. Интересно сравнить их жизнь и нашу - небо и земля. У них уже тогда были студенты и юристы!
Чуковский К.И. «Из воспоминаний» (о Житкове, Репине и др.).
Чуковский Н.К. «Литературные воспоминания». В книге «Россия во мгле» Уэллс, беседовавший с Лениным, назвал его кремлевским мечтателем. Можно подумать, что сказано это было с оттенком доброй снисходительности: вот, мол, хороший человек - работает и верит, что удастся построить счастливую жизнь, хотя это фантастика. Но Николай Чуковский рассказал о посещении Уэллсом (с сыном) известного Тенишевского училища в Петрограде. Переводчиком был отец Николая Корней Иванович. Оказалось, что ученики уже читали почти все произведения гостя! А тот это воспринял
мрачно: посчитал, что ребят специально натаскали к его визиту. Он не поверил, что наши ребята способны на такое. И тут вырисовывается несколько иное понимание слова «мечтатель» - пустой фантазер. Вот вам и мировой фантаст с ползучим эмпиризмом! Кстати уж, подобному же пересмотру следует подвергнуть обычную трактовку слов маркизы Помпадур «ешьте пирожные» в ответ на жалобу, что хлеба нет. Считается (по людской доброте и доверчивости), что тут она проявила полную оторванность от жизни. А на самом деле это была самая обыкновенная издевка: отстаньте, мол, от меня с вашими неинтересными страданиями!
Шаламов В.Т. «Колымские рассказы».
Шарль-Ру Э(дмонда). «Забыть Палермо». Гонкуровская премия 1966 года.
«Шведская новелла XIX-XX веков».
Швейхель Р. «За свободу». Роман о Великой крестьянской войне в Германии, написан сто лет назад.
Шевченко Т.Г.
Шейнин Л.Р. «Записки следователя». Да и издание подревнее?
Шекспир. «Гамлет». На рубеже средневековья и Нового времени литература дала миру два великих образа: Дон Кихота и Гамлета. Оба привержены общечеловеческим идеалам чести, достоинства, добра и справедливости, и оба не были по-настоящему поняты практически до ХХ века. Гамлета считали чуть ли не символом нерешительности. На самом же деле это само воплощение активного, работающего разума, глубоко аналитический и деятельный ум. Но со своими высокими идеалами он оказался одиноким в жестоком, бесчеловечном мире. Вся его «нерешительность» заключается в отсутствии бездумности. Он сознает свое одиночество и чувствует, что тот мир ему исправить не под силу. Так стоит ли затевать борьбу? «Быть или не быть» - и в каком качестве быть? Он обдумывает жизненно важный вопрос как мыслящий, а не как импульсивно действующий человек. Сделав выбор, он действует столь же обдуманно, но неуклонно - как мифические божьи мельницы, что мелют медленно, но верно.
Шелли П.Б. Стихи и трактаты. Байрон, Китс и Шелли - порождение духа Великой французской революции (и все трое закончили жизнь вне Англии). Однажды Шелли оставил о себе такую запись: «Любящий людей, демократ и атеист». Л.Толстой считал его «величайшим поэтом Англии». Б.Рассел писал: «Я не знаю никакого другого поэта, ему равного.» Возможно, нам трудно почувствовать это в переводах. Смерть Китса в 25 лет и Шелли в 30, когда они в своем росте только стали достигать своих потенциальных вершин, напоминает нам о потере Лермонтова. После смерти первой жены суд не отдал Шелли детей на том основании, что тот не верил в бога.
Шеридан Р.Б. «Школа злословия». Классическая английская комедия.
Шиллер Ф. «Коварство и любовь», «Разбойники». Ну а эти настолько классические, что грех их не прочитать.
Шишков В.Я. «Емельян Пугачев», «Странники», «Угрюм-река».
Шолохов М.А. «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за родину», «Судьба человека».
Шопенгауэр А. «Об основе морали» и можно «Афоризмы житейской мудрости». Собрание метких и блестяще выраженных мыслей здравого ума (и все же неосновательно претендующего на первенство в философии, поскольку главная его мысль - другая - ошибочна, так что и эти мысли некомплексны и в общем, как сказал бы Гегель, случайны).
Шоу Б. «Пигмалион» и другие пьесы. Их все можно читать. А эта и детям понятна и полезна.
Шоу И. «Молодые львы», дилогия «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» и др. Есть хорошие экранизации.
Шукшин В.М. «Я пришел дать вам волю» - еще одна книга о Степане Разине.
Щепкина-Куперник Т.Л. «Разрозненные страницы».
«Эпос о Гильгамеше» («О все видавшем») - эпос древней Месопотамии, очень теплый.
Эккерман И.П. «Разговоры с Гете в последние годы его жизни» - в первую очередь ради вступительной статьи (по крайней мере в двух изданиях) Н.Н.Вильмонта «О книге “Разговоры с Гете” и ее авторе Иоганне Петере Эккермане», редкостном подвижнике.
Эри В(инсент). «Крокодил». Повесть о жизни жителя папуасской деревни, его счастливой женитьбе и последующем таинственном исчезновении жены и о дальнейшем его печальном существовании в войну на Тихом океане и после нее.
Эртель А.И. «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». О пореформенной России. Одна из лучших русских книг.
Эшенбах Вольфрам. «Парцифаль».
Юнг Р. «Ярче тысячи солнц. Повествование об ученых-атомниках.»
Ян В.Г. «Чингиз-хан», «Хан Батый», «Огни на курганах», «К последнему морю».
Стихов в списке указано немного, только самые выдающиеся из всеми признанных, так как интерес к стихам - дело слишком индивидуальное. Все же надо упомянуть удивительную троицу из Болгарии: Христо Смирненского, Гео Милева, Николу Вапцарова. Кстати, известная песенная строка: «Как молоды мы были!», - была уже у Вапцарова, но у него речь шла вовсе не о розовом сиропе.