Блок М. Феодальное общество

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Двухтомная монография М. Блока «Феодальное общество» вышла в 1939 и 1940 гг. Том первый—«Формирование связей зависимости»—состоит из двух частей Часть первая: «Среда» (книга I. «Последние вторжения»; книга II. «Условия жизни и духовная атмосфера»); часть вторая: «Связи человека с человеком» (книга I. «Кровнородственные связи»; книга II «Вассалитет и феод»; книга III. «Связи зависимости низших классов») Том второй — «Классы и управление людьми» — состоит из трех книг (книга I «Классы»; книга II. «Управление людьми»; книга III. «Феодализм как социальный тип и его действие»). Здесь публикуется целиком II книга первой части I тома. Примечания автора (почти исключительно — ссылки на источники) опущены.

Глава первая

1 Работа Блока входила в основанную в 1920 г. Берром «Библиотеку исторического синтеза», серия «Эволюция человечества» (т. XXXIV и XXXIV бис.).

2 О них говорится в предыдущей книге «Феодального общества»: там рассказано о нападениях на Европу арабов, венгров и норманнов в VIII— XI вв. и их последствиях.

3 Анализ аграрного строя на протяжении всего средневековья сделан Блоком в книге «Характерные черты французской аграрной истории».

4 Империя, созданная Карлом Великим, стала распадаться при его преемниках и во второй половине IX в. была окончательно разделена на Западно-франкское королевство (Франция), Восточнофранкское королевство (Германия) и Италию, временно объединявшуюся с Бургундией и территориями между Рейьом и Маасом (будущая Лотарингия) (разделы 843 и 888 гг ). Одновременно внутри этих королевств происходило дробление на отдельные феодальные образования.

5 «Каролингские missi», «государевы посланцы» франкских королей, выполняли их поручения на территории Каролингской империи и контролировали местных правителей.

6 Начиная с середины VIII в. франкские государи совершали походы в Италию, стремясь подчинить ее и поставить под свой контроль папство.

243

Внуки Карла Великого боролись за императорскую корону, которую в 875 г. получил Карл Лысый из рук папы римского. Второй его поход в Италию состоялся в 877 г. и закончился изгнанием Карла Лысого его племянником, германским королем Карломаном.

7 Герберт из Орильяка—папа Сильвестр II.

8 Св. Эд (лат. Одой) — один из инициаторов клюнийской реформы, направленной на укрепление авторитета церкви. Аббатство Клюни, центр этой реформы, было основано в Бургундии в 910 г.

9 Реформа католической церкви при папе Григории VII, использовавшем клюнийское движение для усиления могущества папской власти.

10 Сант-Яго — город в Испании, основанный близ могилы св. Иакова, апостола Испании.

11 Анналы Ламберта Герсфельдского охватывают период всемирной истории от Адама до 1077 г.

12 Точка зрения Блока в некоторых вопросах близка к взглядам А. Пиренна. Пиренн связывал начало средних веков не с варварскими завоеваниями V—VI вв., а с событиями VIII—IX вв. Книга Блока тоже начинается с описания арабских нападений на Европу, которым Пиренн придавал решающее значение в переходе от античности к средневековью. Он считал, что арабские нападения прервали торговлю между Западным и Восточным Средиземноморьем, и тем самым стали неизбежными переход на Западе к натуральному хозяйству и усиление крупных земельных собственников. За Пиренном Блок шел отчасти и в трактовке экономики «первого феодального периода», придавая, в частности, торговле особое значение. Отказываясь говорить о «натуральном хозяйстве» в период раннего средневековья. Блок спорит с упрощенной трактовкой этого понятия в предшествующей историографии. Но вместе с тем он отвлекается от решающего обстоятельства, а именно, что воспроизводство крестьянского хозяйства происходило за счет внутренних ресурсов и в сущности было простым, а не расширенным. Наличие международной торговли не противоречило господству натурального хозяйства.

13 Испания была завоевана арабами в 711—718 гг.

14 Венгры (мадьяры) поселились на Дунае в конце IX—начале Х в.

15 Блок имеет в виду средневековое бюргерство.

16 Феодальные государства, созданные на Востоке в результате крестоносных завоеваний. Главным из них была Латинская империя (1204—1261).

Глава вторая

1 Оттон I, Оттон II, Оттон III, Генрих II.

2 Эно—область в Нидерландах (ныне в Бельгии).

3 Нона (лат.)—девятый час в церковном суточном распорядке.

4 Абак — счетная доска, применявшаяся в древности и в средние века; напоминает современные счеты.

5 Нормандское завоевание — завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом в 1066 г. Битва при Гастингсе произошла 14 октября 1066 г. В ней Вильгельм одержал решительную победу над англосаксонским королем Гарольдом.

6 Вильгельм Завоеватель пожаловал лондонцам широкие торговые и другие льготы.

7 «Каролингским Ренессансом» в научной литературе называют период подъема образованности и оживления литературы и искусства во Франкском государстве при Карле Великом и его преемниках. Эти явления наблюдались преимущественно при дворе императора и в отдельных монастырях.

8 Солецизм — ошибка в построении фразы, соединение слов против правил грамматики.

9 Койнэ—общий язык (греч.), здесь имеется в виду латынь.

10 Flamen—у древних римлян жрец отдельного божества.

11 См. прим. 7 к гл. первой.

12 Роберт II—герцог Нормандии.

244

13 Мать Оттона III — византийская принцесса Феофано, племянница византийского императора Иоанна I Цимисхия, жена императора Оттона II с 972 г.

14 Сид, Родриго Диас де Вивар, по прозвищу Сид Компеадор («господин битв») — испанский дворянин, отличившийся в боях против арабов, герой эпоса «Песнь о моем Сиде». Химена — его жена.

15 «Оттоновская привилегия» была пожалована папе 13 февраля 962 г.

16 Контрреформация — политика папства и католической церкви, направленная на подавление реформационного движения XVI в.

17 Манихейство (по имени Мани, полумифического вероучителя III в.) — религия, возникшая в Иране и распространившаяся в Азии и Европе, вплоть до Италии и Франции. В основе ее лежит учение о борьбе между силами добра, света и духа (царство бога) и силами зла, тьмы и материи (царство дьявола). Всемирная история представляет для манихеев борьбу этих противоположностей и завершится мировой катастрофой, в результате которой дух освободится, а материя погибнет. Манихейство требовало умерщвления плоти, безбрачия, отказа от богатства и собственности. Западные ереси катаров (альбигойцев) и вальденсов испытали на себе влияние манихейства.

18 В Восточной Европе и Византии манихейское влияние проявилось в ереси павликиан и богомилов.

19 В своей «Хронике, или истории двух градов» Оттон Фрейзингенский в соответствии с учением Августина о борьбе между Градом божьим и Градом земным рассказывает о событиях всемирной истории, большое место отводя современному ему конфликту империи с папской властью; в нем он видит предвестие близящегося конца света.

20 «Апокалипсис» («Откровение Иоанна»)—последнее включенное в Новый завет сочинение, составленное в 68 или 69 г. «Апокалипсис» предрекает пришествие Антихриста, «тысячелетнее царство Христово» и конец света. В средние века эти мотивы были очень популярны и использовались, в частности, еретиками, предсказывавшими скорейшее наступление этих событий.

21 Исследованиями Блока, а затем других ученых (Фосильона, Поньона, Дюби) доказана необоснованность точки зрения, согласно которой волнения, вызванные ожиданием конца света, усилились именно перед 1000 г.

22 См Первое послание к фессалоникийцам, 5, 2.

Глава третья

1 Григорий Турский—автор «Истории франков»; Евсевий Кесарийский— автор «Жизни Константина», «Церковной истории»; св. Иероним—церковный писатель; Павел Орозий — испанский священник, автор очерка всемирной истории — «Истории против язычников», популярной в средние века; Регинон Прюмский, автор «Всемирной хроники»; Вустерская и Питербороская хроники — англосаксонские хроники, составленные соответственно в Вустерском и Питербороском монастырях начиная с IX в.

2 Гиберт Ножанский — французский хронист, автор «Деяний господа посредством франков» (о крестовых походах). О подложных мощах повествуют его «Приметы святых».

3 В трактате «Да и нет» Абеляр вскрывал противоречивость мнений церковных авторитетов.

4 В Исландии, культура которой и после христианизации (ок. 1000 г.) сохраняла связь с германским язычеством, в XII—XIII вв., расцветает самобытная прозаическая литература (исландские саги). Крупнейшие из исландских историков — Ари Торгильссон и Снорри Стурлусон — в гораздо меньшей степени, чем латинские хронисты, ссылаются на сверхъестественные силы и «промысел божий», объясняя историю преимущественно человеческими поступками.

5 Аврелий Августин — автор сочинений «О граде божьем», «Исповедь» и др.

245

8 Хроники Оттона называются: «История двух градов» и «Деяния импе­ратора Фридриха I», но в своих произведениях он употреблял понятие «смена, переменчивость времен».

7 «Лжеисидоровы декреталии» — сборник фальшивых документов, созданный в IX в. и приписанный Исидору Севильскому. В состав сборника входили папские послания (декреталии), решения соборов, «Константинов дар» и другие подложные акты, с помощью которых церковь обосновывала папское верховенство.

8 В 962 г. Оттона I в Риме папа короновал императорской короной— так была «восстановлена» Римская империя.

9 «Деяния», песни о подвигах (chansons de geste)—поэзия на народном диалекте, появившаяся во Франции с конца XI в. и развивавшаяся до XIII в. События, воспеваемые в песнях, относятся ко временам Карла Великого и его преемников, но трактуются с точки зрения людей периода расцвета феодализма

10 Хариульф, французский хронист, писал жития святых.

11 Ганелот — персонаж «Песни о Роланде».

12 «Вальтариус» — латинский героический эпос, составленный, по-видимому, около IX в. Повествует о побеге Вальтера Аквитанского и его невесты яз владений короля гуннов Этцеля (Аттилы) и о борьбе Вальтера с бургундским королем Гунтером. В «Вальтариусе» германское сказание переработано на основе античных литературных образцов и под христианским влиянием.

13 В романах о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола использованы народные кельтские предания Уэльса о короле бриттов Артуре, в V— VI вв боровшемся против англосаксонских завоевателей. Рыцарские романы об Артуре сочинялись с XII в.

14 Жозеф Бедье—автор исследования «Эпические сказания» (т. 1—4, 1908—1913).

15 «Паломничество Карла Великого» — французская героическая песнь XII в (о паломничестве Карла Великого в Иерусалим); «Фловант»—героическая песнь конца XII в., ее герой—франкский король Дагоберт I.

16 Вас — автор «Истории герцогов Нормандии», «Деяний бретонцев» («Брут»), «Деяний нормандцев» («Ру»); Бенуа де Сент-Мор—автор «Романа о Трое» и «Истории нормандских герцогов».

17 Санкт-Галленское аббатство в Швейцарии. Анонимное произведение «О деяниях Карла Великого» (884—887 гг.) приписывают Ноткеру Заике.

18 «Песнь об Антиохии» — героическая песнь о I крестовом походе и взя­тии Антиохии, возникла около 1180 г.

19 «Песнь об Анно» — старейший образец поэзии на немецком языке.

20 «Песнь о Нибелунгах»—немецкий эпос XIII в.

21 «Лис», «Роман о Ренаре» — героико-комический цикл XII—XIII вв. В нем фигурируют звери, персонифицирующие представителей феодального общества. Герой эпоса — умный и хитрый Ренар — обманывает и побеждает других зверей, олицетворяющих дворян и духовенство.

22 Ранульф Глэнвилл — юстициарий и главный советник английского короля Генриха II, автор первого сборника обычного права: «О законах и обычаях Англии» (есть предположение, что этот трактат написан его племянником Хюбертом Уолтером).

Глава четвертая

1 Шартрская школа схоластической философии переживала расцвет в XI— первой половине XII в. Наиболее известные ее представители: Фульберт Шартрский, основатель школы; Бернард Шартрский, Гильберт Порретанский, Гильом Коншский, Бернард Сильвестр Турский, Тьерри Шартрский, Иоанн Сольсберийский. В Шартре наряду с общими проблемами схоластики изучались математика и другие естественные науки, большое внимание уделялось античному философскому наследию.

246

2 В Болонье начиная с XII в. существовал университет, знаменитый своим юридическим факультетом; болонская школа права была наиболее авторитетной в Европе. В Париже также с XII в. был университет, влиятельнейший центр образования и богословия (в особенности в XIII столетии).

3 Книга Бытия, 28, 12.

4 Сочинения Гиберта Ножанского «О моей жизни» написано как подра­жание «Исповеди» Августина.

6 Архипиита — анонимный немецкий поэт из окружения императора Фридриха I Барбароссы.

6 Бернард Шартрский говорил ученикам: «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они (т. е. мыслители древности), не потому, что обладаем лучшим зрением, и не по­тому, что мы их выше, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост своим величием».

Вегеций — римский автор пособия по военному искусству; Валерий Мак­сим—римский писатель, автор сочинения «Достопамятные деяния и изрече­ния», пользовавшегося популярностью как пособие по риторике.

«Песнь песней»—любовная поэма, возникшая во II в. до н. э. и включенная в Ветхий завет; приписывалась царю Соломону (X в. до н. э.).

9 Святой Антоний — один из основателей монашества, его житие составлено Афанасием в IV в.

10 Солин—римский писатель, автор популярного в средние века компендиума, содержащего сведения о природе, географии и истории.

11 «Хроника» Виллардуэна оправдывает захват крестоносцами Константинополя.

12 «Хроника» Роберта де Клари выражает взгляды мелкого крестоносного рыцарства.

13 «Деяния римлян» — популярный сборник историй, возникший в начале XIV в. и включающий свыше 300 рассказов, сказок и легенд античного, восточного и христианского происхождения с аллегорически-морализующей тенденцией

14 Анжуйская империя Плантагенетов в XII—начале XIII в. включала Англию и значительную часть Франции.

15 Вельфы—немецкий княжеский род, с VIII—IX вв. владевший землями в Швабии и Бургундии; в 1070 г. получили от императора Баварию к которой в XII в. присоединили часть Саксонии. В результате последовавшей борьбы с императорами в 1180 г. потеряли большую часть своих владений.

16 Кретьен де Труа — французский поэт, живший при фландрском » шампанском дворах, автор поэм, примыкающих к циклу романов о короле Артуре: «Эрек и Энид», «Клижес», «Ланселот, или тележка», «Гильом Английский», «Персеваль, или сказание о Граале» и др. Использовал бретонские легенды и провансальскую поэзию.

17 Окончательный разрыв между католической и православной церквамч произошел в 1054 г.

18 Герхо из Райхерсберга — один из деятелей церковной реформы

19 Стефан Лэнгтон — архиепископ Кентерберийский, назначенный чапой вопреки воле английского короля Иоанна Безземельного, который отка­зался его принять, за что был отлучен от церкви. Иоанн вызвал недовольство английских баронов, чье выступление, поддержанное рьщарством, привело в 1215 г. к изданию «Великой Хартии вольностей».

Глава пятая

1 Випо—автор «Истории Конрада (II)».

2 Салические (т. е. приморские) франки жили до середины IV в. на по­бережье Северного моря, от устьев Рейна до Шельды; во второй половине IV в. заняли территорию до Мааса, к середине V в.—до Соммы, завладев большей частью Северной Галлии. Рипуарские (т. е. речные) франки жили

247

по течению Рейна. Вестготское королевство в Испании существовало в V— начале VIII в.

3 См. прим 22 к гл. третьей.

4 Гинкмар Реймсский — приближенный Карла Лысого, автор «Вертинских анналов».

6 Урбан II являлся инициатором I крестового похода.

6 Тертуллиан был противником греческой философии.

7 Бомануар составил «Кутюмы Бовези», свод обычного права северо-французской области Бовези.

8 В скандинавских странах в качестве хранителей обычаев выступали осо­бые должностные лица. В Исландии главой судебного собрания (альтинга) являлся выборный «законоговоритель», который должен был сохранять в па­мяти действующее право и периодически рассказывать его участникам собра­ния В Швеции такую функцию выполняли лагманы.

9 Сейзина (saisine, нем. Gewere) — фактическое владение, пользование, присвоение, господство над землей и людьми.

10 Квиритская собственность — гражданская римская собственность, част-вая собственность римского гражданина.

н Блок имеет в виду введенное Л. Леви-Брюлем понятие «причастность» «партиципация», употреблявшееся им для характеристики архаического мыш­ления первобытных людей, которое он квалифицировал как «прелогическое», качественно отличающееся от логического мышления, исключающего противоречия. «Прелогическое» сознание, по Леви-Брюлю, допускает мысль о мистической сопричастности, взаимодействии людей и других существ, вещей м сверхъестественных сил. Блок заимствует лишь формулу, а не идею мистической «партиципации».

12 «Дигесты» — часть «Корпуса гражданского права» (Corpus luris Civilis) Юстиниана, содержит выдержки из трудов римских юристов.

13 Итальянские походы Фридриха I Барбароссы предпринимались с целью подчинения империи Италии, в частности богатых североитальянских (ламбардских) городов, и привели к новому конфликту императора с папой.

14 Плацентин преподавал право в Мантуе и Болонье; им была основана в Монпелье первая французская юридическая школа.

15 Ваккарий — специалист по каноническому праву, представитель Болонской школы, преподавал римское право в Англии.

16 Кодекс Юстиниана—собрание законов Римской империи II—начала VI в , был издан Юсткрианом в 529 г.

17 Пизанская хартия издана не в 1132, а в 1162 г. В ней содержится признание императором Фридрихом Барбароссой статута самоуправления Пизы

18 «Саксонское зерцало»—свод обычного права «земского» и «левног»»> Саксонии, автором его считается Эйке фон Репгов.

19 Имеются в виду обобщающие трактаты по богословию XII и XIII вв. например «Теологическая сумма» Фомы Аквинского).

20 Бальи—должностное лицо в феодальной Франции, ведавшее управ­лением н судом по поручению короля или сеньора.