Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Становление цивилизационной теории

«ТОЙНБИАНА» И КРИТЕРИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

У. Макнейл. ЗАМЫСЕЛ А. ТОЙНБИ

Перевод осуществлен по изд.: AfcNeil W.H. Some Basic Assumptions ofToynbee's A Study of History//The Intent OfToynbee's History/Ed, by E.Gargan. Chicago, 1961. P. 29-32.

Идеи, выдвинутые в работе А. Тойнби, произвели огромное впечатление на широкую публику, что само по себе стало событием в интеллектуальной истории нашего времени. Но вместе с тем его работа стала серьезным вызовом академическому сообществу и профессиональным историкам. Этот вызов имеет две стороны. Во-первых, он смело пересек условные границы между дисциплинами в сфере истории. Восприняв все познаваемое прошлое человечества как сферу своих занятий, он выявил ритмы и принципы, которые вряд ли мог заметить менее панорамный взгляд. Для глубокого постижения смысла истории необходимо широкое постижение про-

61

шлого, которое не может быть достигнуто через кропотливое изучение разрозненных фрагментов истории. Никакое приумножение специальностей или сужение изучаемой сферы истории с целью получения более точных данных не может само по себе способствовать такому обогащению нашего понимания истории человечества. Нам крайне необходимо взаимодействие крупномасштабных теорий, смелых гипотез, рискованной интуиции с выверенным конкретным знанием. Сосредоточиваясь только на втором аспекте, накапливая все более детализованные факты и все полнее изучая подробности, мы можем оказаться слепыми по отношению к общим аспектам реальности.
До появления А. Тойнби англоязычный мир в течение по крайней мере двух поколений оставлял всеобщую историю на усмотрение блестящих дилетантов, таких, как Г. Уэллс, или же авторов студенческих пособий, усилия которых были направлены не столько на создание синтеза, сколько на изложение более или менее упорядоченной информации, заимствованной из работ специалистов.
Вторая стороны брошенного нам вызова со стороны А. Тойнби заключается в прорыве привычных границ нашей дисциплины уже не в горизонтальном, так сказать, плане, а в вертикальном. Я имею в виду то, что А. Тойнби связал свое изучение истории с конечными философскими и теологическими проблемами: каковы судьбы человечества? Какие законы действуют в человеческом обществе? Какую роль Бог играет в человеческих делах? Профессиональные историки склонны избегать этих великих загадок человеческого бытия. А. Тойнби же смело вторгся туда, куда мы боялись ступить, и пришел к своим собственным выводам. Его огромная популярность вызвана прежде всего его способностью дать полноценное выражение тех конечных проблем, которые всегда занимали и до сих пор занимают думающих людей.
Комментарии. См. с. 72.