Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Агрегат социальный – социологическая категория для обозначения множества индивидов, обладающих какими-либо общими социальными чертами, но не объединенных общностью цели и единой позиционно-ролевой структурой, а соответственно единством социальной деятельности. С обретением таких качеств А.с. способен превратиться в группу социальную, и, наоборот, при определенных условиях группа может превращаться в A.c. Одну из частных форм A.c. представляет собой толпа.

Антиволевое поведение – поведение человека, противоречащее потребностям, связанным с самооценкой, и чаще всего ориентированное на удовлетворение потребностей, прямо или косвенно связанных с физическим самосохранением. При этом для сохранения или восстановления приемлемой самооценки обычно включаются защитные механизмы личности: замещение, вытеснение, рационализация и т.д.

Антропологическая константа – массовое эмоциональное состояние определенного типа, наблюдаемое во всех человеческих сообществах и на всех этапах их развития. Некоторые ученые (А. Гюттенбюль и др.) относят к числу А.к. социальные страхи и социальную агрессию, доля которых в эмоциональной палитре остается исторически неизменной, при том что источники страха и объекты агрессии со временем меняются.

География толпы – параметр пространственной и эмоциональной неоднородности. В некоторых разновидностях толпы, особенно в толпе агрессивной, обычно выделяются более плотное и эмоционально нагруженное ядро, где аккумулированы эффекты эмоционального кружения, и разреженная периферия. Часто наблюдается несколько градаций периферийности, так что, например, агрессивно действующее ядро окружено кольцами активно поддерживающих, пассивно сочувствующих и просто любопытных «зевак».

График Девиса – наглядное выражение концепции социальных революций, построенной на обобщении широкомасштабных эмпирических наблюдений. Суть концепции в том, что взрыв массового недовольства происходит не тогда, когда экономические и прочие объективные показатели качества жизни очень плохи, но тогда, когда их относительное снижение следует за ростом и накладывается на продолжающие расти ожидания.

Группа социальная – множество людей, связанных общностью целей и позиционно-ролевой структурой.

Гуманитарная экспертиза – комплексная междисциплинарная оценка масштабного социального проекта (технического, экономического и т.д.): вероятного соотношения положительных и отрицательных последствий его реализации. Задачи Г.э. следует отчетливо отличать от задач маркетинга, продвижения проекта и рекламной кампании.

Деанонимизация – прием воздействия, направленный на то, чтобы лишить индивидов, составляющих толпу агрессивную, свойства анонимности и тем самым способствовать их отрезвлению.

Диалогическое общение – метод обучения, воспитания и пропаганды, построенный на сопоставлении точек зрения, открытой дискуссии и доброжелательной критике. Составляя альтернативу авторитарным приемам воздействия, Д.о. способствует формированию гибкого многомерного мышления и, как правило, препятствует образованию социально-политических стереотипов.

Закон поляризации – эмпирическое обобщение опыта социальных катастроф. Состоит в том, что в обстановке массового стресса чувства и реакции людей поляризуются. С одной стороны, наблюдается всплеск отчаяния и ожесточения, самоубийств, умственных расстройств и нравственных патологий; с другой – напряжение творческих сил, «альтруистического перевоплощения» и самопожертвования. 3.п. был впервые отчетливо сформулирован российско-американским социологом П.А. Сорокиным.

Заострение – одна из тенденций, реализующихся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета, особенно существенные для данной аудитории и потому не подверженные сглаживанию, увеличиваются в размере, количестве и социальной значимости; фабула становится функциональнее.

Коммуникация (синоним: общение) – смысловое взаимодействие между людьми; осуществляется посредством знаков (языка) того или иного типа. Для политической психологии существенно различие трех форм: К. межличностной, К. публичной и К. массовой.

Коммуникация массовая – опосредованное техническими средствами воздействие на анонимную рассредоточенную аудиторию с отсроченной обратной связью.

Коммуникация межличностная – обмен сообщениями, при котором адресатами служат одно или несколько конкретных лиц. Чаще всего осуществляется при непосредственном устном контакте, но в современном обществе может быть опосредована телефонной, факсовой, почтовой или электронной связью.

Коммуникация публичная – воздействие на анонимную открытую аудиторию с непосредственной обратной связью: митинг, лекция и т.д.

Конверсия – функция пропаганды, состоящая в том, чтобы радикально преобразовать представления, стереотипы и установки аудитории. Включает в себя также своевременное прикрытие и коррекцию потенциально неблагоприятных (для данной аудитории) аспектов образа, предупреждение и оперативное устранение нежелательных слухов и т.д.

Конверсор – психолог-консультант, отвечающий за успешное выполнение в пропагандистской кампании задач конверсии.

Личностный статус – позиция личности в структуре неформальных связей; степень уважения, внимания со стороны окружающих.

Малые изменения – функция пропаганды, состоящая в том, чтобы ситуативно модифицировать отношение аудитории к предмету, сохранив в неизменности концептуальное ядро.

Манихейское мышление – картина мира, построенная на убеждении в том, что причиной всякого зла служат происки Дьявола, воплощенные в чьих-либо умышленно враждебных действиях. Соответственно ответ на нежелательное происшествие сводится к поиску врагов и борьбе с ними. Термин происходит от имени последователя Заратуштры, религиозного мыслителя Мани, жившего в III веке н.э. в Иране.

Невротический страх – навязчивое эмоциональное состояние индивида или общества, часто беспредметное, побуждающее к неадекватной реакции на реальные или мифические опасности.

Паника – состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Субъектами П. могут оказаться отдельный индивид, малая группа, большая группа или толпа. Может выразиться энергичными, но беспорядочными действиями («вихрь движений»), лишенными сознательной планомерности, или, наоборот, ступором.

Паника массовая – паника, охватившая множество людей и усиливаемая механизмом эмоционального кружения. Может принять форму толпы панической, или бездействия в критической ситуации, вызванного парализацией воли. Наконец, способна превратиться в фиксированное эмоциональное состояние, оказывающее долгосрочное влияние на всю общественную жизнь.

Периферия толпы – пространственно внешняя часть толпы, где эффект эмоционального кружения сказывается слабее, чем в ядре; наличие П.т. (имеющей иногда несколько градаций) придает ядру силу эмоциональной мотивации, дополненную ощущением анонимности.

Превращаемость – свойство толпы сравнительно легко эволюционировать из одного вида или подвида в другой. На свойстве П. построены основные приемы управления и манипуляции толпой.

Пи Ар (PR, public relations) – на русский язык обычно переводится как «связи с общественностью». 1. Теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая механизмы формирования привлекательного образа политического лидера, партии, органа власти, фирмы, товара и т.д. 2. Комплекс целенаправленных действий по формированию привлекательного (или, наоборот, непривлекательного) образа соответствующего социального объекта.

Пи Ар черный – совокупность противоправных приемов ведения политической кампании. Включает преднамеренное подсаживание слухов, передачу заведомо ложной информации через СМИ, сублиминальное воздействие и пропаганду черную.

Примат зрения – свойство человеческого восприятия, состоящее в том, что зрительная информация оценивается как более достоверная, чем информация, получаемая по другим каналам (слуховому и проч.). На этом свойстве построена характерная иллюзия электронных СМИ: искусно выстроенный, в том числе и монтированный, видеоряд зритель принимает за непосредственное (эмпирическое) наблюдение.

Приспособление – тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета «подстраиваются» к преобладающим в данной культуре стереотипам и установкам, иногда приобретая содержание, противоположное первоначальному.

Продвижение – задача рекламной (пропагандистской) кампании, состоящая в том, чтобы представить в привлекательном для данной аудитории виде выигрышные свойства товара. В качестве «товара» может выступать предмет, фирменный знак, политическая фигура, партия, идеология и т.д. (ср. усиление).

Пропаганда – целенаправленное распространение в обществе определенных идей, ценностей, норм и программ поведения. Термин изобретен католической церковью (в 1622 году) в связи с миссионерской деятельностью – распространением христианства среди «языческих» народов. Поэтому в странах романской языковой группы (Франции, Испании, Италии и др.) не носит того негативного оттенка, какой он приобрел в странах германской языковой группы (Германии, Англии, США и др.). В последних термин П. часто сопряжен с ложью, умышленным искажением фактов и т.д., по аналогии с действиями геббельсовского «Министерства пропаганды».

Пропаганда белая – пропагандистское сообщение с достоверно указанным источником.

Пропаганда серая – пропагандистское сообщение с неуказанным источником или указанием мифического источника.

Пропаганда черная – пропагандистское сообщение с ложно указанным источником.

Психическая инерция – влияние предыдущего сообщения на последующие. Люди непроизвольно ищут подтверждения первой версии событий, которая закрепилась в памяти.

Психологический момент – краткий отрезок времени, следующий обычно за шокирующим стимулом, когда индивид и (или) масса находятся в состоянии «оторопи» и готовы следовать первому внешнему импульсу. Момент наиболее подходящий для перелома ситуации, установления контроля и предотвращения или ликвидации паники.

Психосоматическая медицина – направление медицины, изучающее влияние психических состояний на физиологические процессы в организме.

Публика – здесь: группа социальная, собравшаяся на ограниченном пространстве для совместного восприятия классического искусства, научной лекции и т.д. или для делового обсуждения интересующей проблемы. Отличается от толпы конвенциональной механизмом поведения.

Реклама – понятие близкое к пропаганде, но чаще применяемое к задачам торговли, продвижения товаров, товарных знаков или фирм. Поскольку в качестве «товара» может выступать идеология, политическая программа, партия, конкретный персонаж и т.д., постольку технологии, выработанные в торговой Р., широко применяются в политической пропаганде.

Самоосуществляющееся пророчество – прогноз (чаще негативный), который произвел настолько глубокое впечатление на индивида или группу, что в последующем люди своими действиями бессознательно способствуют его осуществлению.

Сглаживание – тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Состоит в том, что детали сюжета, лишенные значимости в глазах данной аудитории, исчезают; фабула становится проще.

Системно-экологическая модель – представление информационных процессов в обществе как единой взаимозависимой системы по аналогии с биоценозом. В социально-информационной системе образуются пустующие ниши, которые могут заполняться своего рода «неспецифическими видами» – слухами.

Слух – передача предметных сведений по каналам коммуникации межличностной.

Слух агрессивный – одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает эмоцию ненависти к какой-либо социальной общности (этнической, конфессиональной, сословной) и в ряде случаев способствует формированию толпы агрессивной.

Слух-желание – одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает оптимистические настроения и ожидания и часто приводит к благодушному бездействию; общество, пораженное эйфорией, впоследствии может стать жертвой деморализации и паники.

Слухоустойчивая среда – оптимально организованная информационная среда, в которой ниши своевременно заполняются авторитетными для данной аудитории источниками. В такой среде вероятность появления слухов снижается, а появившийся слух легко ликвидируется. Условием слухоустойчивости служит также эмоциональный баланс в жизни и деятельности группы.

Слух-пугало – одна из разновидностей слуха по экспрессивной классификации. Отражает преобладающую эмоцию страха или социального пессимизма и усиливает вероятность паники массовой

Стереотип – чрезвычайно обобщенный инертный образ некоторого предмета (обычно той или иной социальной общности и ее представителей), опосредующий восприятие данного предмета индивидом или группой. Предметом может служить и та общность, к которой принадлежат носители С. (автостереотип).

Стихийное массовое поведение (англ. – collective behavior) – несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления». Характеризуется следующими признаками: вовлеченность большого числа людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения.

Ступор – оцепенение, паралич воли; проявляется в резком ограничении (вплоть до полного блокирования) подвижности мышц и мыслительной способности.

Сублиминальное (подпороговое) воздействие – совокупность технических приемов, обеспечивающих воздействие на адресата помимо его внимания и сознания. Включает многочисленные разновидности эффекта двадцать пятого кадра в прямой или косвенной (усложненной) форме.

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой позиционно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Толпа агрессивная – разновидность толпы действующей; эмоциональной доминантой являются ярость, злоба, стремление к разрушению.

Толпа действующая – толпа, выражающая то или иное эмоциональное состояние энергичными действиями.

Толпа конвенциональная – скопление людей в определенном месте и в определенное время по поводу заранее объявленного события.

Толпа окказиональная – относительно случайное скопление людей по поводу неожиданного происшествия. Доминирующей эмоцией служит любопытство.

Толпа паническая – разновидность толпы действующей, в которой эмоциональной доминантой становится ужас, состояние паники.

Толпа повстанческая – разновидность толпы действующей, которая по ряду эмоциональных и поведенческих признаков сходна с толпой агрессивной, но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Т.п. способна превратиться в группу социальную при наличии организующего ядра.

Толпа стяжательная – разновидность толпы действующей; эмоциональная доминанта – жадность, стремление обладать некоторой предметной ценностью или информацией, по поводу чего возникает неорганизованный конфликт.

Толпа экспрессивная – толпа, ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д.

Толпа экстатическая – экстремальная форма толпы экспрессивной.

Усиление – функция пропаганды, состоящая в том, чтобы подкрепить сложившиеся у аудитории представления, стереотипы и установки социальные.

Установка социальная (англ. – attitude) – обобщенный инертный образ реагирования на определенный тип социальных ситуаций, социальную общность (и ее представителей) или личность. Не следует путать с моторной установкой (set).

Фасцинация – эмоциональное кружение умеренной интенсивности, повышающее групповую сплоченность.

Феномен Ла Пьера – характерное для данной культуры расхождение вербальных и поведенческих установок населения. При ответах на вопрос люди склонны утверждать (более или менее искренне), что в определенной предметной ситуации станут действовать определенным образом, а в реально сложившейся ситуации действуют иначе.

Фрустрация – психическое состояние, вызываемое непреодолимыми (или воспринимаемыми за таковые) препятствиями, неожиданно возникшими на пути к желаемой цели. Как правило, влечет за собой одну из двух характерных реакций: либо апатию и депрессию, либо всплеск агрессии.

Цель – модель потребного будущего, на достижение которого направлено действие.

Цель общая – такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения той же цели каждым другим участником.

Циркулярная реакция – синоним эмоционального кружения.

Эволюционная регрессия – актуализация филогенетически ранних пластов психики под влиянием сильной эмоции.

Эмоциональное кружение – обоюдное заражение, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Превышение оптимальной интенсивности Э.к. (см. фасцинация) ведет к деградации группы в толпу.

Эмоциональный баланс – оптимальное насыщение жизни положительными и отрицательными эмоциями. Длительное нарушение Э.б. влечет за собой всплеск неспецифической активности, нацеленной на бессознательный поиск соответствующих эмоций. Одним из источников могут стать виртуальные псевдособытия в процессе циркуляции слухов.

Эффект бумеранга – эффект воздействия (обычно коммуникативного), противоположный замыслу.

Эффект двадцать пятого кадра – явление, впервые продемонстрированное американским психологом Дж. Вайкери в 1957 году. Исходный эксперимент состоял в том, что при скорости кинопленки 24 кадра в секунду ежесекундное мелькание одного и того же 25-го кадра (никак не связанного с содержанием фильма) не фиксировалось сознанием, но возбуждало определенное желание. В последующем демонстрировались многочисленные модификации данного эффекта, задействующие не только зрительный, но и прочие каналы восприятия. В современной политической и психологической литературе термин приобрел более широкое метафорическое значение, включая все варианты сублиминального (подпорогового) воздействия на психику для формирования стереотипов и установок социальных.

Ядро толпы – пространственно центральная часть толпы агрессивной, в которой аккумулируются эффекты эмоционального кружения и проявляется наибольшая сила эмоциональной мотивации (ср. География толпы).