Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Нормальное разбитие

Глава II. Что люди пытаются делать

6. Как люди обращаются со своим окружением?

Люди обычно обращаются со своим окружением таким образом, что от
каждого их поступка получает некоторое удовлетворение либидо или мортидо,
предпочтительно же оба вместе. Удовлетворение получается при этом от чувства
сближения, или созидания, и удаления, или уничтожения. Однако Ид вряд ли
обладает хоть малейшей способностью учиться или приводить вещи в надлежащий
порядок, как мы себе это представляем.
Иначе обстоит дело с Эго, управляющим в нормальных условиях нашей
способностью обращаться с разными объектами, например с собственными руками,
ногами или мышлением. Ид способно лишь желать, Эго же умеет исполнять и
учиться. Ид напоминает капризного римского императора; Эго подобно верному
слуге, пытающемуся исполнить его неразумные желания. Император говорит:
"Желаю иметь к обеду truffes au champagne!". [Трюфели в шампанском (франц.).
(Прим. перев.)] Слуге известно, где и как добыть желаемое императором и как
приготовить еду ему по вкусу. Сам император никогда не сумел бы найти и
одного трюфеля. Если он что-нибудь хочет, ему приходится добывать это через
слугу, связывающего владыку с миром за стенами дворца. Точно так же Ид
говорит: "Желаю иметь жену и детей!" И Эго должно устроить жизнь индивида на
ближайшие годы таким образом, чтобы желание Ид могло быть удовлетворено. Эго
обращается с окружением двумя способами: манипулируя и обучаясь. Действия Ид
могут быть обнаружены во всех поступках индивида, если заметить, какие
желания в действительности удовлетворяются их конечным итогом (не принимая
во внимание ни способа удовлетворения, ни собственных объяснений индивида).
Что касается Эго, то его работа видна во всевозможном упорядочении мыслей и
поступков индивида, который думает, что все сделанное им и сводится к этой
работе. Если речь идет о сновидении, то деятельность Ид обнаруживается
желанием, которое удовлетворяется в этом сне; труднее увидеть в этом случае
работу Эго, если только желаемое не подверглось заметному манипулированию,
выдающему его участие. Именно по этой причине часто случается, что после
пробуждения Эго находит увиденный сон странным и нелепым. При изучении
математики, напротив, работа Эго во всем выполненном манипулировании и
обучении вполне очевидна, работа же Ид остается скрытой, и иногда нелегко
понять, какие подсознательные желания удовлетворяются констатацией того, что
дважды два -- четыре.
Ид некоторым образом "естественнее" Эго, подобно тому, как корова
"естественнее" бифштекса. Бифштекс -- это корова, подвергнутая манипуляциям
человеческого Эго. Природа упорядочена, но не путем манипулирования. Деревья
естественным образом растут в лесу. И только манипуляции человеческого Эго
заставляют их расти правильными рядами в саду. Семена прорастают там, где
они находят лучшую почву, или куда их заносит ветром. И только Эго может
заставить цветы расти красивыми клумбами. Эго и есть тот, кто сажает в
клетки животных, роет прямые каналы, видит в небе созвездия и создает
противоположности, исключающие друг друга. В природе, и точно так же в Ид,
нет никаких противоположностей, исключающих друг друга. В наше время все
знакомы с электронами и атомами. Имеет ли смысл спрашивать об атоме, твердый
он или мягкий, темный или светлый, хороший или плохой? Более того, нельзя
утверждать, что он материя или энергия, время или пространство. Он и то, и
другое или ни то, ни другое. В психиатрии, как и в физике, нам придется
отбросить не только представление о противоположностях, исключающих друг
друга, но также представление о причине и следствии в том смысле, как их
обычно понимают. В природе явления не вызываются и не объясняются. Они
попросту происходят в разные моменты времени. Представления о причине и
объяснении изобретены нашим Эго. Они не являются частью природы. Идеи этого
рода еще раз свидетельствуют о склонности нашего Эго наводить во всем
порядок. Явления не происходят "потому что". Они происходят "когда" и "как
если бы", и нам приходится этим довольствоваться.
Таким образом, в Ид любовь не исключает ненависти. Любовь и ненависть
могут существовать бок о бок в одно и то же время по отношению к одному и
тому же лицу; они могут переплетаться друг с другом во всех наших чувствах,
относящихся к этому лицу. Но люди склонны рассматривать любовь и ненависть
как противоположности, исключающие друг друга; поэтому Эго "удивляется",
обнаруживая в некоторых случаях почти одновременно крайние проявления
привязанности и стремления к уничтожению. Крайняя привязанность часто
переходит в полное уничтожение. Поэтому вспыльчивый мужчина нередко убивает
женщину, которую страстно любит. Полиция, которой приходится иметь дело с
реальностями, а не с упорядоченными идеями, хорошо это знает; в подобных
случаях возлюбленный оказывается первым человеком, на которого падает
подозрение (а не последним, как хотело бы думать наше логичное Эго). Этот
ход мыслей настолько привычен, что кажется логичным, хотя он в той же мере
нелогичен; происходит же он из практического опыта, знающего, каким образом
Ид бросает логике свой вызов.
Другая важная особенность Эго -- это способность к обучению. Люди
узнают действительность, запоминая разные вещи; это позволяет им делать
общие утверждения, -- в известном смысле, пророческого характера. Человек,
не замечающий, что делается вокруг, попадает под дождь снова и снова. Но,
если он достаточно долго живет в одном месте, он может понять, что облака
определенного вида приносят с собой дождь. Он делает обобщение (пророчество)
-- низкие темные облака приносят дождь. Чтобы сделать такое обобщение, его
Эго извлекает или абстрагирует из ряда наблюдений над облаками представления
о темном и низком. Что касается Ид, то на него в этом полагаться нельзя,
поскольку оно строит слишком уж много фантастических обобщений, ни на что не
годных. Если, например, дети рождаются дома, то Эго ребенка может впасть в
ошибку, будто появление доктора с его черным чемоданчиком означает нового
младенца. Здесь Ид делает ложное обобщение, поскольку оно не умеет извлекать
из происходящего точный смысл; в сновидениях, служащих лучшим материалом для
изучения Ид, доктор может означать младенца, что бы он с собой ни принес,
или же черный чемоданчик может означать младенца, хотя бы его принес не
доктор. Если бы Эго представляло себе мир таким образом, оно ничего не могло
бы сделать.
Ид больше, чем Эго, похоже на нетронутую природу; но оно не способно
обращаться с действительностью, потому что не умеет манипулировать объектами
и не в состоянии строить полезные обобщения. Чтобы эффективно обращаться с
окружением, рекомендуется наблюдать, учиться, обобщать и манипулировать с
помощью Принципа Реальности, соответственно контролируя инстинкты своего Ид.
Однако, несмотря на все сказанное, в ряде случаев Ид удивительным образом
проявляет больше мудрости, чем Эго; этим видимым противоречием мы займемся
подробнее в параграфе, посвященном интуиции.

7. Как человек растет и меняется?

Как легко понять, цель либидо состоит в том, чтобы поддерживать у
взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо
выражается в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы
имеем индивида, "непрерывно гоняющегося за обещанием оргазма", по удачной
формулировке Сен-Сира. Очевидно также, что мортидо помогает индивиду выжить,
внушая ему желание устранить все ему угрожающее. Если, однако, индивид живет
среди цивилизованных людей, эти первичные стремления ему приходится
скрывать. Поскольку жизнь устроена так сложно, что побуждения Ид фильтруются
через Эго, непосредственные проявления либидо и мортидо удается видеть лишь
в особых случаях.
Ид умеет только желать. Оно не способно учиться и расти, хотя в
определенные периоды жизни меняется его сила, как это происходит во время
созревания, а также время от времени меняется его направление, например при
рождении ребенка. С желаниями Ид может произойти одно из двух: либо они
удовлетворяются, частично или полностью, либо подавляются. Если они
удовлетворяются, чувствуется облегчение напряжения, как это бывает у
человека сразу же после нормального полового акта, или сразу же после
нанесения себе раны при неудачной попытке самоубийства. Если желания Ид
подавляются, то напряжение возрастает, что приводит к дальнейшим попыткам
его снять.
Поскольку первичные стремления к созиданию и уничтожению остаются в
своей основе неизменными, рост или изменение человеческой личности состоит в
изменении способов снятия этих напряжений.
Ид способно выражаться лишь в форме, соответствующей состоянию тела и
его окружения. У новорожденного многие функции еще не развиты. Ид сосущего
младенца не может выражаться никаким способом, требующим хождения, поскольку
его нервы и органы, необходимые для хождения, еще недостаточно развиты.
Младенец лишен ряда удовольствий, так как не может управлять своим телом,
пока не созреют нервы, ведущие к различным органам и мышцам. Он пользуется,
однако, всем, чем может. Важнейшие движения, которыми он наделен от
рождения, -- это сосание и произведение звуков. Всякое удовлетворение либидо
и мортидо должно быть, следовательно, достигнуто с помощью этих механизмов,
с некоторым содействием других, менее развитых. Инстинкты Ид обычно лучше
удовлетворяются с участием другого лица; и в самом деле, можно заметить, что
младенец получает наибольшее удовольствие от сосания груди.
По мере того как ребенок растет, его нервная система берет под свое
управление все новые виды действий, что открывает новые пути для
удовлетворения его Ид, пока наконец не наступает возраст силы и зрелости,
когда становятся достижимыми конечные цели -- взрослая половая деятельность
и агрессия. Возрастают возможности ребенка получать удовлетворение, и вместе
с тем расширяется круг его деятельности, поскольку человек любит жить
возможно шире. После периода наслаждения сосанием ребенок научается
управлять своим кишечником и мочевым пузырем, и это дает ему добавочные
возможности наслаждения. Еще больше способов удовлетворения доставляет ему
умение пользоваться руками и ногами. Позже, когда созревают его половые
органы, он пользуется ими, чтобы получать свое наибольшее эмоциональное и
физическое удовлетворение. На каждом новом этапе человек более или менее
перерастает удовольствия предыдущего этапа, органы же, переставшие служить
для наслаждения, используются для более заурядных целей. Таким образом, он
переживает стадии наслаждения ртом, наслаждения кишечником и мочевым
пузырем, наслаждения телом и наслаждения половыми органами.
Однако в ряде случаев, когда новый способ удовлетворения ему не слишком
удается или когда обстоятельства мешают ему экспериментировать с этим новым
способом, человек продолжает придерживаться прежнего способа. Так обстоит
дело у сироты, лишенного многих возможностей развития и потому продолжающего
по младенческой привычке сосать свой большой палец; в этом случае ребенок
застрял на одном из своих ранних этапов развития. В других случаях ребенок
может развиваться нормально, но в периоды стресса возвращаться к предыдущему
этапу, отказываясь от недавно обретенного способа снимать напряжения; это
происходит с ребенком, вновь принимающимся сосать свой большой палец, когда
мать уезжает на отдых, и перестающим делать это после ее возвращения.
По мере своего роста нормальный человек не только проходит естественным
путем последовательные стадии пользования органами соответственно развитию
нервной системы, тела и желез; у него меняются также скорость, способы,
частота и сами объекты удовлетворения. Эти изменения сильно зависят от Эго и
происходят обычно в согласии с Принципом Реальности. Человек узнает, что
некоторые пути удовлетворения часто ведут в конечном счете к худшей
неудовлетворенности, и пытается вести себя в таких случаях благоразумнее. Он
извлекает уроки из опыта. Ид, по-видимому, лениво и упрямо держится своих
привычек, снова и снова пытаясь получить удовлетворение на тех же старых
бесплодных путях, если только Эго не очень твердо придерживается своего
курса. Если Эго недостаточно бдительно, то Ид заставляет индивида повторять
без конца одни и те же бездумные или недостойные ошибки.
Ид не только ничему не хочет учиться, пользуясь снова и снова теми же
негодными методами в своих попытках получить удовлетворение; временами оно
довольствуется поддельными реальностями -- воображением, мечтами или
видениями, которые доставляют наркотики. Иногда ему удается даже убедить Эго
в реальности воображаемого; это называется галлюцинациями. Например, в
алкогольной горячке вышедшее из-под контроля мортидо может искать
удовлетворения в мрачных видениях змей и чудовищ, заменяя этим убийство или
самоубийство. Такие зрительные галлюцинации кажутся индивиду реальными,
поскольку критерий реальности в его Эго перестал действовать. В некоторых
случаях молодой человек пытается удовлетворить свое либидо, вообразив, что
его любит какая-нибудь красивая женщина, часто даже не знающая о его
существовании. Если ему и в самом деле удается уверовать в свои выдумки, это
называется иллюзией. Подобными же иллюзиями страдают и женщины.
С возрастом люди стараются вести себя достойнее и осторожнее,
воздерживаясь от поступков, которые могут лишить их собственного уважения и
уважения других; поэтому напряжения мортидо все чаще направляются в обратную
сторону, против самого индивида. Ребенок может дать волю своему мортидо в
приступе ярости, не очень этим смущаясь; взрослый же человек, испытывая гнев
или досаду на своих сотрудников, обычно пытается сдержать себя, и в
результате этого мортидо может направиться на его собственное тело.
Два самых обычных способа, которыми пользуется при этом мортидо, -- это
повышение кровяного давления и изменение сечения кровеносных сосудов
желудка. Если такое превращение эмоции в физическую реакцию происходит
слишком часто, оно оставляет более или менее стойкие изменения. Например,
кровяное давление может перестать снижаться после спокойного уикенда, как мы
видели в случае мистера Кинга; или же постоянные нарушения кровообращения в
желудке могут привести к тому, что небольшая часть стенки желудка
подвергается видоизменению, и образуется "язва желудка". Чтобы предотвратить
такие вещи, бесполезно давать пощечины стенографистке или пинать мастера в
мягкое место; надо научиться не раздражаться от пустяков, в том числе от
финансовых потерь. В конечном счете лучше уж остаться при своем желудке, чем
при своих деньгах. Слишком часто получается так, что человек предпочитает
сохранить свое имя на двери кабинета, отдавая свой желудок хирургам.
По мере того как индивид растет, Эго все более эффективно исполняет три
своих задачи: облегчение либидо, облегчение мортидо и уменьшение угрозы со
стороны внешнего мира. Хорошим примером служит земледелие, в котором мортидо
доставляет энергию атаковать землю, а либидо -- энергию ухаживать за
растущим урожаем; между тем продажа этого урожая уменьшает угрозу голода и в
то же время увеличивает шансы более полного удовлетворения либидо и мортидо,
облегчая женитьбу. И все это оставляет еще место для роскоши "божественного
неприятия" и для эстетических переживаний.
Итак, личность нормального человека растет и меняется по мере того, как
он учится новыми методами удовлетворять свое либидо и мортидо, пользуясь
новыми органами и способностями, которыми он научился управлять, и покидая
прежние, менее эффективные пути. В этом росте ему содействует Принцип
Реальности, помогая постоянно бороться с постоянно навязываемыми ему менее
эффективными, а подчас и опасными попытками искать удовлетворения на старых
путях.