Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕДИАЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 2. КОНЦЕПЦИИ МЕДИАЭКОНОМИКИ

МЕДИАЭКОНОМИКС КАК РАЗВИТИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ И СОЦИОЛОГИИ СМИ

«Не существует резкого раздела, который указал бы четкий переход от классической политической экономии к экономике»[14], – отмечает канадский исследователь В. Моско, анализируя развитие данной традиции в медиаисследованиях. Его точка зрения абсолютно верна, поскольку СМИ, выступая одновременно и как сектор экономики, и как важнейший социальный институт современной демократии, и как индустрия производства ценностей, представлений и идей, и как индустрия свободного времени, неотделимы от современного общества.

Р. Пикар, один из наиболее авторитетных медиаэкономистов, обратил особое внимание на анализ взаимоотношений в классическом треугольнике «СМИ – аудитория – рекламодатели». Пикар сформулировал суть медиарынка предельно четко, введя понятие сдвоенного – из товаров и услуг – рынка СМИ. На этом рынке товары представлены содержанием, т.е. упакованными вместе информацией, мнениями и развлечениями, а в качестве услуги выступает организация предприятиями СМИ доступа к аудиториям, которую получают рекламодатели.

Массмедиа – сдвоенный рынок товаров и услуг. СМИ продают содержание аудиториям, следовательно, содержание – товар, произведенный для аудитории. Выполняя свою сервисную функцию, СМИ оказывают услугу рекламодателям, организуя для них доступ к целевым аудиториям.

Своей книгой «Медиаэкономикс. Концепции и проблемы» Р. Пикар открыл дорогу обширному потоку учебной и исследовательской литературы, посвященной теоретическому осмыслению экономических особенностей и пониманию путей максимальной эффективности предприятий конкретных индустрий СМИ и медиаиндустрии в целом. Книги по экономике газетной и аудиовизуальной индустрии создают сегодня прочную основу для изучения и понимания законов медиаэкономики. «Медиаэкономикс. Теория и практика», выпущенная под редакцией А. Александер, Дж. Оуэрса и Р. Карвета[15], «Медиаэкономикс. Познавая рынки, индустрии и концепции» А. Альбаррана[16], «Экономикс развлекательной индустрии» Г. Фогеля[17], «Экономикс Интернета», вышедшая под ред. Л. МакНайта и Дж. Бэйли[18], «Экономика и законодательство американских газет» С. Лэси и Т. Саймона[19], «Экономикс телевидения. Пример Великобритании» Р. Коллинза, Н. Гарнэма и Г. Локсли[20] – этот перечень далеко не полон и может быть продолжен еще многими работами в данной области.

Особенностью этих книг, которые будут широко использоваться в данной работе в следующих разделах, стал детальный и конкретный анализ отдельных индустрий СМИ. Многие из авторов, представляя классическую традицию политико-экономических исследований СМИ, в этих работах перешли на позиции Медиаэкономикс, начав изучать оптимальные пути ведения медиабизнеса. Отмечая экономические особенности конкретных медиаиндустрии, исследователи стали уделять особое внимание взаимодействию рынков рекламы и содержания, спроса и предложения, конкуренции и монополии. Эти проблемы, собственно, и являются ключевыми в дальнейших разделах работы.

Рассматривая влияние различных областей теоретического знания на осмысление актуальных проблем медиаэкономики, необходимо сказать и о тех сферах общественных наук, которые также оказали на нее значительное влияние. Выше нами уже неоднократно отмечалась меж-дисциплинарность медиаэкономики. В этом пункте мы подошли к точке пересечения ее с важным блоком социально-политических наук – социологией СМИ, социальной психологией. Исследования эффектов и воздействия СМИ на общество и аудиторию выросли из классической сегодня книги американского журналиста Г. Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне», в которой проанализирован правительственный процесс управления общественным мнением. Работа предложила не только осмысление широкомасштабных последствий процесса воздействия СМИ на общество. В ней появилась одна из первых и все еще актуальная формула коммуникационного процесса:

Кто? Что? Как? Кому? С каким эффектом?

Кто передает сообщение – коммуникатор.

Что передается – сообщение, текст.

Как осуществляется передача – через канал.

Кому направлено сообщение – аудитории.

С каким эффектом – эффективно.

Для становления медиаэкономики, впрочем, как и для других направлений в исследованиях СМИ, работа Г. Лассуэлла имела большое значение, поскольку поставила в центр изучения социальные и индивидуальные эффекты, к которым приводит деятельность СМИ. Аудитория рассматривалась Г. Лассуэллом как пассивное образование, слепо воспринимающее сообщение. Исходя из этого он сравнил эффекты, производимые СМИ, с эффектом «подкожной иглы», как бы впрыскивающей аудитории необходимое отношение к действительности и последующие реакции и поведение.

В процессе становления методологической и понятийной основы медиаисследований важнейшую роль сыграла также работа У. Липпмана «Общественное мнение». В ней особое влияние уделялось восприятию аудиторией материалов, распространяемых посредством СМИ. Идея Липпмана о стереотипах – заменителях реальных фактов, которыми вынужден пользоваться современный человек из-за невозможности охватить все события действительности, – имела большое значение для осмысления воздействия рекламы. На основе анализа политических и рекламных кампаний Г. Лассуэлл и У. Липпман подошли к констатации, что СМИ могут использоваться в качестве инструментов мобилизации, убеждения. При этом они действуют в интересах разного рода институтов и социальных акторов – правительства, политических партий, политиков. Важнейшей, если не главной, силой в этом ряду выступают и рекламодатели.

Осознав мощное воздействие СМИ на аудиторию, социологи «указали» рекламодателям основное направление изучения взаимоотношений СМИ и аудитории. Однако на втором этапе изучения эффектов массовой коммуникации (1940–1970) исследователи стали подвергать сомнению идею неограниченных возможностей воздействия СМИ. Так, исследования ученых Йельского университета под руководством К. Ховленда доказали, что массовая коммуникация воздействует дифференцированно («психодинамическая модель»). Главным выводом авторов стало утверждение о том, что эффекты коммуникации определяются психологической структурой индивида. В результате эти работы вызвали к жизни целое направление прикладных исследований аудитории СМИ, которые обращали внимание как на ее демографические, так и на психографические характеристики.

Говоря об исследованиях воздействия рекламы, следует подчеркнуть важность того вклада, которой был внесен исследователями рекламных эффектов в становление исследований СМИ. Давая обзор ранних этапов исследований СМИ, М. Назаров прямо на это указывает: «Успехи рекламы и анализ пропаганды союзников в Первой мировой войне создали иллюзию всемогущества прессы»[21]. Так, имя Поля Лазарсфельда, вошедшее в историю медиаисследований, тесно связано с изучением развлекательной функции массмедиа и осмыслением процесса воздействия СМИ на потребление. В работе, написанной вместе с Э. Кацем, «Персональное влияние: место людей в потоке массовой коммуникации»[22], обращалось внимание на то, как люди формируют свое представление о моде и способах проведения свободного времени. Именно в ней было доказано наличие двухступенчатого потока массовой коммуникации, в котором небольшая «первичная» группа – лидеров общественного мнения – оказывала значительное влияние на формирование мнения вторичной, более широкой группы – массовых потребителей. Изучая процесс восприятия, Лазарсфельд и Кац пришли к выводу о наличии разветвленной цепочки восприятий сообщений СМИ, отношений к ним, впоследствии активно разработанной специалистами по маркетингу. Ученики П. Лазарсфельда с течением времени признали в нем «гуру» рекламной индустрии, а Э. Дихтер и X. Херцог вообще вошли в историю маркетинговых коммуникаций как основоположники исследований мотиваций потребителей.

История становления медиаисследований, их взаимосвязи с исследованиями рекламной индустрии, конечно, намного богаче, чем несколько концепций, описанных выше. Однако важность, показательность данного примера, на наш взгляд, именно в том, что он связывает исследования СМИ и рекламы именно на начальном этапе их развития.