Салий Я. Гадания, астрология, реинкарнация...

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вызывание духов

Является ли грехом вызывание духов? Я был на таком сеансе. Вызванный дух мне сказал, что в прошлом воплощении я был преждевременно умершим ребенком в Маньчжурии. Кроме того, он предсказал мое будущее, которое, к сожалению, отнюдь не выглядит радужным, а будет, собственно, кошмарным. Кроме вопроса, является ли грехом вызывание духов, у меня еще есть второй: должно ли предсказанное исполниться?

Есть области, в которые человеку нельзя вторгаться из праздного любопытства. Кто с этим не считается, вредит самому себе, а зачастую и другим. Нельзя, например, из одного лишь любопытства внедряться в чужие страдания. Это касается не только различных форм садизма, когда, например, человек, подталкиваемый интересом, как будет вести себя жертва, целенаправленно терзает ее. Фридрих I Барбаросса приказал однажды поместить нескольких сирот в условия полной изоляции от человеческого слова; все дети умерли. Никому, будь он даже император, не позволено ставить такие эксперименты на других людях. Но достойно порицания и то обыденное любопытство, которое собирает толпы вокруг каждого несчастного случая и любит совать нос чуть ли не в самую середину человеческой трагедии. Чужое страдание неприкосновенно даже тогда, когда мы хотим прийти на помощь, а уж тем более, если мы далеки от такой мысли.

Точно так же нельзя легкомысленным образом проникать в сферу своей или чужой сексуальности. Ведь это сущностное измерение личности; и более того, это место таинственной возможности зачатия нового человеческого существа. Слишком велико достоинство пола, чтобы делать его объектом каких-либо действий из чистого любопытства либо ради забавы, или же на основании чувственного ощущения, что "нам хорошо друг с другом". Тем более все, что происходит за гранью смерти, не может быть объектом любопытствующего поиска, ибо это касается окончательного предназначения человека. Если для нас действительно так важно общение с близкими, отошедшими в мир иной, то связь с ними надо искать в истине, а значит — в Боге, в Чьих справедливых руках они пребывают, во всеохватывающей личной связи, состоящей в умножении наших добрых дел и молитв, чтобы стать нам сколь возможно близкими во Христе, Который умер за нас всех. Остальное — всю боль разлуки и всю невозможность непосредственно ощутимой встречи — надо с упованием вверять Богу, который лучше нас знает, что нам необходимо.

Вот что первое приходит мне в голову относительно спиритических сеансов. Но следует знать, что всяческие вызывания духов сурово осуждаются в Священном Писании: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Лев 19, 31). Дважды Священное Писание сравнивает этот грех со страшным преступленем — сожжением собственных детей в жертву Молоху (Втор 18, 10-12; Лев 20, 1-7). Это преступление в Ветхом Завете каралось смертью: "Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями побить их, кровь их на них" (Лев 20, 27).

Преступления, которые в Ветхом Завете подлежали смертной казни, у христиан принято считать смертными грехами, т. е. приводящими к духовной смерти. Вспомним единственное в Библии описание вызывания духа (1 Цар 28): оставленный Богом царь Саул, пытаясь установить контакт с умершим Самуилом, этим еще сильнее укореняется в своей неверности Богу.

Приверженцы спиритических сеансов часто говорят: "Но ведь ничего плохого на этих сеансах не происходит. Часто они начинаются молитвой, чтобы всеблагий Бог соизволил вдохновить приходящих духов на добрые советы, а участникам помог эти советы выполнить". Но давайте задумаемся, не является ли эта молитва взыванием к имени Господа уже не просто всуе, но и с безбожной целью.

Вызывание духов имеет под собой, по крайней мере, два безбожных принципа, поэтому нет ничего удивительного в том, что оно так строго осуждается в Священном Писании. Во-первых, оно основано на явном или скрытом пренебрежении словом Божьим: как будто свет его слишком слаб или ненадежен и надо слушать указаний более достоверных. Вы уже встречались с энтузиастами спиритизма, так что знаете: для некоторых слова, услышанные на спиритическом сеансе, становятся важнее всего Святого Евангелия.

Возьмем хотя бы то, что было сказано Вам: якобы в предыдущем воплощении Вы были преждевременно умершим манчьжурским ребенком. Если Вы этому поверили, значит для Вас уже не существует наука слова Божьего о неповторимости человеческой жизни: "Не забывай о сем, ибо нет возвращения" (Сир 38, 21); "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр 9, 27). Хорошо еще, что "дух" не внушил Вам гордыни. Потому что императору Юлиану Отступнику духи поведали, что он новое воплощение Александра Великого. И он принял это так близко к сердцу, что отклонил выгодное предложение мира с персами, что закончилось для него трагически (Сократ Схоластик. Церковная история, III, 21). А Плотину явился дух, который специально о нем заботился, и оказалось, что это не какой-нибудь второстепенный демон, а божество высокого ранга. "Однако не удалось его ни о чем-либо спросить, ни рассмотреть получше, ибо приятель, бывший свидетелем, то ли из зависти, то ли с перепугу, задушил птиц, которых держал и за которыми должен был следить".

Это цитата отнюдь не из сочинения какого-нибудь шутника, эти слова принадлежат преклонявшемуся перед Плотином и, между прочим, неглупому философу Порфирию (Жизнеописание Плотина, 9).

Второй принцип, наверное, еще более безбожный. Чтобы верить в спиритические сеансы, нужно утратить веру в возможность свободы. Обратите внимание: сама идея этих сеансов основана на том, что мир духовных существ якобы подчиняется законам своеобразной механики, достаточно их познать и использовать, чтобы духи стали послушны нашей воле: появлялись по нашему приказу, отвечали на наши вопросы и т. д. Заметьте, что и ментальности "духа", который говорил с Вами, отказано в идее свободы: он предсказывал Вам будущее, как если бы оно было детерминировано сверху.

Как известно, Иисус Христос не видел возможности обращения грешника под влиянием контакта с потусторонним миром. В притче о богаче и Лазаре богач просит Авраама: "так прошу тебя, отче, пошли его [Лазаря] в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк 16, 27 слл).

К сожалению, истина такова: тот, кто не считается со словом Божьим, не обратится даже под влиянием воскресения самого Сына Божьего (ср. Мф 28, 12-14). Короче говоря, если кому-нибудь захочется прибегнуть к советам духов, пусть он сначала правдиво ответит себе, слушает ли он всех тех советов, которые заключены в слове Божьем.

И последний вопрос: как быть с предсказанным Вам будущим? Должно ли оно сбыться? Следующие далее замечания будут касаться предсказаний будущего не только "духами", но и разными гадалками, а также через сны, гороскопы и т. д. Итак, предсказания, действительно идущие от Бога, если они касаются человеческих судеб, никогда не бывают необратимыми. Вспомним пророчество Ионы, предвещавшее разрушение Ниневии. Или то, что говорил Бог у пророка Иеремии: "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер 18, 7-10). Только заветы, касающиеся деяний любви Божьей по отношению к людям, исполняются неизменно, ибо любовь Бога предваряет наш свободный выбор и не зависит от него.

Отчего же люди вместо того, чтобы вслушиваться в слово Божие и своим обращением содействовать лучшему будущему, собственному и мира, охотно подставляют ухо детерминистическим предсказаниям? Почвой для такой позиции служит темная вера в то, что человек (и даже целые народы) якобы лишь пассивный объект игры различных сил, стоящих выше его. Здесь нет места ни вере в опеку Божьего Провидения, ни в возможность активного влияния на то, каким будет наше будущее.

Но почему предсказания часто сбываются? Если я заранее сообщу, что Вас ожидает огромная неприятность с совершенно неожиданной для Вас стороны, то практически невероятно, чтобы это предсказание не сбылось. Ведь оно не только довольно неконкретно, но и касается чего-то такого, что имеет непосредственное отношение к любому человеку. Очень редко можно встретить предсказание, которое не обладало бы этими двумя чертами.

Здесь еще стоит напомнить о таком известном понятии, как "самоисполняющееся пророчество". Если, например, родители роковым образом поверят, что какой-то из их детей — неудачник, из которого наверняка ничего не выйдет, то их позиция будет столь сильно довлеть над несчастным ребенком, что негативные ожидания родителей действительно начнут оправдываться. Я слыхал о том, как цыганка нагадала одному человеку, что он умрет 22 октября, но не хотела назвать год смерти. Сколько раз приближалась эта дата, столько раз несчастный, принявший это предсказание слишком близко к сердцу, переживал адские муки ожидания; самым трудным был непосредственно фатальный день, но когда он проходил, наступало огромное облегчение. А через год — снова то же самое. В четвертый раз он уже не смог выдержать сильного напряжения и в день 22 октября выбросился из окна. Гадание исполнилось. Даже если эта история вымышлена, она раскрывает механизмы самоисполняющегося пророчества.

Должно ли исполниться то, что напророчил Вам дух на спиритическом сеансе? Отвечаю: это в огромной степени зависит от Вас.