Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА VI. Взгляд Мухаммеда на самого себя

Несмотря на испытанное им в "благословенную ночь" и на дальнейшие случаи вдохновения и экстаза, повторявшиеся с ним более или менее сильно и явственно при возвещении других глав Корана, Мухаммед никогда не приписывал себе сверхчеловеческого достоинства и настаивал только на истине получаемых им свыше откровений, не подтверждая их никакими знамениями и прорицаниями.

"Мухаммед только посланник Божий; другие посланники ему предшествовали. Если бы он умер или был убит, неужели вы покинете его учение? Ваше отступление повредило бы не Богу, а вам самим* (Сура Ш, 138).

В Суре IV находим следующее заявление об ограниченности знания у Мухаммеда: "Мы открыли тебе часть нашего посланничества; есть другая, относительно которой Мы оставили тебя в неведении". "Служение посланного состоит только в проповедывании" (Сура V).

"Я не говорил вам, что обладаю небесным сокровищем, что знаю тайны или что я ангел. Я проповедывал только то, что мне открыто" (Сура VI,50).

"Если бы будущее было мне открыто, я собрал бы себе сокровища и обезопасил бы себя от всяких ударов судьбы. Но я только человек, обязанный возвещать верующим угрозы и обетования Божий" (Сура VII, 188).

"Я не могу ничего изменить пишу только то, что получил через откровение" (Сура X, 16).

"Если бы какаянибудь моя заповедь, говорил Аллах Мухаммеду, вышла у тебя из памяти, или если бы у тебя требовали, чтобы ты открыл сокровища, или чтобы тебя сопровождали ангелы, не огорчайся. Твое служение только в проповедании. Управление всем существующим принадлежит Богу" (Сура XI, 15).

"Скажи: я такой же человек, как вы. Я только получил откровение, что Бог ваш есть Бог единый" (Сура XVIII, 110).

"И прежде тебя, говорит Аллах, Мы посылали вдохновенных людей, спросите у людей Писания. Мы не давали им призрачных тел; они не оставались вечно на земле" (Сура XXI, 78).

"Ты не был с Моисеем на западной стороне горы, когда Мы возложили на него Наше поручение. Ты не был в числе свидетелей. Ты не был на склоне горы Синай, когяа Мы призвали Моисея. Но божественное

милосердие избрало тебя проповедывать народу, у которого не было прежде посланных, чтобы он открыл глаза для света" (Сура XXVHI, 4446).

"Скажи: я не первый из посланных. Я не знаю, что будет со мною и с вами. Я следую тому, что мне открыто. Мне поручено только проповедывать" (Сура XLVI, 8).

Так как "люди писаний" были мусульманами прежде Корана (Сура XXVHI, 53), то миссия Мухаммеда к ним прямо не относится; он послан к арабам, не имевшим откровения прежде него: "Прежде тебя Мы не посылали им ни книги, ни апостолов" (Сура XXXIV, 43).

Коран есть писание для арабов; он не отменяет Пятикнижия и Евангелия для получивших эти книги, но он заменяет их для арабов. Религиозный закон остается прежний для народов, получивших писания; и на земле, и в последний день каждый из них судится своим пророком и по своей книге.

"Христиане пусть судят по Евангелию; кто не судит сообразно тому, что ниспослал Аллах, поступает превратно" (Сура V, 51).

"Из каждого народа Мы воздвигнем в этот (последний) день свидетеля, чтобы свидетельствовать против него: ты будешь свидетельствовать против этих (т.е. арабов)" (Сура XVI, 91).

"Покинем ли мы наших богов, говорят они, ради безумного поэта? Тот, кого они так называют, просвещенный светом истины, пришел подтвердить посланничество пророков. А вы вы испытаете жестокую казнь воздаяние праведное за ваши дела" (Сура XXXVII, 36).