Херон Б. Молитва об исцелении

ОГЛАВЛЕНИЕ

VI. МОЛИТВА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ (II)

Молитва о собственном исцелении

Я нередко встречаю католиков, которые, заболев, иногда даже серьезно, никогда не молятся о своем собственном исцелении. Когда их спрашивают, почему, они отвечают совершенно по-разному. Некоторые говорят, что многие люди больны еще серьезнее или находятся в более бедственном положении и поэтому куда важнее молиться за этих людей. Этот ответ предполагает ограниченность Бога, который может отвечать только на определенное количество молитв. Отсюда следует, что если я получаю некоторое количество Его исцеляющей любви, то у Него ее остается меньше, чтобы дать другим На это можно ответить, что Бог бесконечен и получение одним человеком Его исцеляюящей любви не означает, что у Него ее будет меньше для других. Можно молиться как о своем собственном исцелении, так и об исцелении других.

Некоторые христиане, и в большей мере это относится к католикам, не молятся о своем физическом исцелении, потому что считают, что болезнь — это крест, посланный Богом, и поэтому благороднее и менее эгоистично будет принять его, чем молиться об исцелении. Если не принимать во внимание те случаи, когда сам Святой Дух указывает кому-либо не молиться о своем физическом исцелении (например, очень старому человеку, справедливо считающему, что теперь Господь призывает его к Себе на небеса), я полагаю, что подобное отношение неверно по различным причинам.

Прежде всего, я не верю, что обычно Бог посылает людям болезни, хотя, несомненно, Он допускает и часто эти болезни обращает во благо. Нередко дьявол играет свою роль, заставляя людей болеть, чтобы они не могли выполнить ту работу, которую предназначил им Бог. Например, если вдруг заболеет приходской священник, то в приходе может не состояться воскресная месса.

Во-вторых, нашим моральным долгом является стремление сохранить хорошее здоровье, чтобы иметь возможность более активно служить Богу и причинять как можно меньше беспокойства другим. Если я упаду и сломаю запястье, то мой моральный долг — постараться вылечить его, обратившись к врачу. Кроме этого, я должен молиться об излечении. Отказ пойти к врачу, мотивированный тем, что я хочу принести в жертву Богу больше страдания и болезни, совершенно неоправдан.

Использование медицины или других лечебных средств с целью сохранения здоровья является нашим моральным долгом. То же самое можно сказать и о молитве об исцелении. Молиться о своем физическом исцелении не более эгоистично, чем обращаться к врачам. И в том и в другом случае мы хотим быть здоровыми, чтобы иметь возможность активнее служить Богу и доставлять меньше беспокойства другим. Я бы добавил, что стремление иметь и сохранять хорошее здоровье составляет часть заповеди любить самого себя. Некоторые христиане считают, очевидно, что Иисус сказал: "Возлюби ближнего твоего, а не самого себя", вместо "Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф 22. 39).

Другие христиане отвечают, что не моляться о своем физическом здоровье лишь потому, что для них важнее духовное здоровье. Не лучше ли сконцентрироваться на важном и оставить в стороне второстепенное?

Безусловно, молитва о здоровье духовном более важна, чем о физическом. Но можно молиться и о том, и о другом. Но на такой ответ можно возразить, что в таком случае становится совершенно бессмысленным исцеляющее служение Иисуса и Апостолов, которые, исцеляли как души, так и тела. Не будем же пытаться превзойти в духовности Иисуса, который придавал большое значение исцелению тела!

И, наконец, еще одна часть христиан не молится о своем физическом исцелении потому, что чувствуют себя недостойными делать это, так как они не совершили ничего такого, чтобы заслужить исцеляющее прикосновение Иисуса, и поэтому их слабые молитвы в любом случае ничего не могут изменить. Но ведь Иисус пришел спасать и исцелять грешников, а не "хороших" людей, которые не нуждаются в прощении. Поэтому, если мы раскаемся в своих грехах, Он простит нас, и мы сможем молиться Ему об исцелении. Вопрос не в том, заслуживаем ли мы исцеления или умеем ли мы хорошо молиться. Исцеляющее прикосновение Иисуса — это и любовь, и страдание, и прощение, и милосердие, и незаслуженная благодать. Поэтому любой раскаявшийся грешник — а это все мы — может обратиться к Иисусу с надеждой на исцеление. Иисус исцеляет людей не потому, что они достойны, а потому что достоин Он!

Молитва о собственном исцелении очень похожа на молитву об исцелении других. Во время причастия я прошу Иисуса наполнить меня, мой дух, разум и тело Своей исцеляющей любовью, особенно когда я сознаю необходимость молиться о конкретном исцелении духа, разума и тела. Я прошу Иисуса наполнять меня исцеляющим светом Его любви. Иногда прошу Духа Святого, Пресвятую Деву Марию, святых и ангелов молиться и заботиться о моем здоровье.

Когда я молюсь о больной части тела, то кладу на нее свои руки, думая при этом, как эта часть тела наполняется исцеляющим светом Иисуса. Я также приказываю болезни уйти именем Иисуса и часто смазываю больную часть своего тела освященным маслом.

Думаю, здесь уместно мое свидетельство. Во время второй мировой войны меня сбила машина и сломала мне левую лодыжку. Кости срослись неправильно, и примерно лет через пятнадцать я начал сильно хромать. Затем меня оперировал известный хирург. Я уже почти не хромал, но если бы мне пришлось побежать, чтобы успеть на автобус, то впоследствии я хромал бы наверняка. С годами хромота усиливалась Мой районный врач ничем не мог мне помочь Тогда я попросил людей, чтобы они молились над моей лодыжкой, и это помогло. Но наиболее сильное улучшение наметилось тогда, когда я начал возлагать свои руки на лодыжку и молиться над ней, как правило, на языках, примерно 30 сек. каждый вечер, смазывая ее освященным маслом; все это я продолжаю делать и теперь. В настоящее время (в возрасте 67 лет) обычно каждое утро я совершаю короткую пробежку, хотя подобной нагрузки моя лодыжка не выдерживала в течение многих лет. Недавно я показал ее доктору-католику, которого я навестил по поводу состояния здоровья какого-то другого человека. Доктор был поражен, что я могу ходить и даже бегать с такой лодыжкой, которая настолько деформировалась и изменила цвет, как моя. Он сказал, что ожидал увидеть меня с палочкой.

Да, мы действительно должны молиться о собственном исцелении, включая и физическое. И если мы будем это делать, то нам удастся сохранить свое здоровье в лучшем состоянии, чем если бы мы не стали молиться о нем. Однако эта молитва предполагает полное отдание своего здоровья в руки Бога и принятия того, что уготовано нам по Его воле, включая и любое испытание болезнью. И должен добавить, что нам следует стараться избегать любой чрезмерной заботы о своем здоровье.

И последнее: исцеление может произойти в ответ и на обычную молитву, а не только на молитву о собственном исцелении. Мне кажется, что часто Иисус ожидает, чтобы человек начал молиться о своем исцелении, перед тем как Он исцелит его. Без сомнения, некоторые читатели этой книги будут ожидать исцеления до тех пор, пока сами не начнут о нем молиться. Почему же не начать прямо сейчас?

Молитва об исцелении пожилых и умирающих

О чем мы просим, когда молимся об исцелении пожилых людей? Мы просим об исцелении духовном и избавлении от страхов, беспокойства, депрессий, тяжелых воспоминаний о прошлом Об этом будет говориться в следующей главе. Однако о чем мы просим, когда молимся о физическом исцелении? По мере того, как идут годы, наш организм неизбежно начинает изнашиваться: глаза хуже видят, уши хуже слышат, спина труднее сгибается, мы замечаем, что все труднее становится передвигаться — можно было бы сказать, что "старая машина" начинает барахлить в разных местах. Молимся ли мы о том, чтобы пожилой человек приобрел зрение и слух, подвижность и силу подростка? Очевидно, было бы неестественно и неуместно просить Бога о том, чтобы Он дал старику тело юноши. Тем не менее люди могут стареть легко и безболезненно, физически легче переносить тяготы жизни, вместо того, чтобы иметь подорванное здоровье, иметь низкую сопротивляемость различным жизненным обстоятельствам и в значительной степени зависеть от помощи окружающих. Мы можем молиться о том, чтобы старение людей происходило первым путем, чтобы дольше сохранялись слух, зрение и подвижность, чтобы рассудок и ум оставались ясными, чтобы стареющий человек мог выполнять свои ежедневные обязанности так, чтобы как можно меньше обременять окружающих.

Молитва об исцелении таких частей тела, как глаза, уши, спина и грудь для пожилых людей может быть очень полезной даже при отсутствии видимого улучшения. Эта молитва может быть использована Богом для того, чтобы замедлить ход болезни, продлить работоспособность органов

Однако это не значит, что мы не должны надеяться на видимое улучшение в ответ на молитву о пожилых людях. Я вспоминаю женщину из нашей молитвенной группы — Уинифрид — ей было около семидесяти лет, когда доктор сказал, что из-за раковой опухоли жить ей осталось три месяца. После молитвы рак исчез, к удивлению врача, и следующие шесть лет Уинифрид прожила, не тревожась по поводу этой болезни. Стоит добавить, что ее муж, примерно одного возраста с ней, получил исцеление от артрита коленного сустава во время первой же молитвенной встречи нашей группы, на которую они пришли, что дало ему возможность поддерживать свою жену. (Оба они пришли по совету прежнего врача Уинифрид).

Очень часто при нашей молитве о физическом исцелении пожилых людей, как, впрочем, и других, сначала отмечается временное улучшение, а затем все возвращается к прежнему состоянию или продолжается ухудшение. В таких случаях я начинаю молитву с благодарения Богу за временное улучшение. Благодарите Бога, если боль уменьшилась или исчезла хотя бы на несколько часов; благодарите Бога, если кто-то смог провести хотя бы одну спокойную ночь.

Одно время я регулярно молился с моей старой тетей, страдавшей от ряда физических недугов. Среди этих недугов была боль в ноге, которая делала ходьбу очень болезненной и трудной. После нашей молитвы состояние ноги всегда улучшалось, боль становилась меньше, и тетя могла ходить более легко. Однако, когда я приходил к ней примерно через две недели, состояние ее было прежним, как до молитвы, и фактически наблюдалась тенденция к ухудшению. Некоторым может показаться, что молитвы о ноге этой женщины были пустой тратой времени. Но я часто думал, что без наших молитв эта женщина провела бы в постели весь последний год своей жизни, а не три месяца, как это случилось. Я должен добавить, что все-таки основное внимание в наших молитвах мы уделяли не физическому исцелению.

Позвольте мне рассказать также и о молитве об исцелении моих дорогих родителей. Мой отец умер в возрасте 93-х, а мать — 94-х лет. Моя сестра, с которой они жили последние годы, заботилась о них с большой самоотдачей и изобретательностью Она тоже молилась об их исцелении. Мой отец опубликовал книгу своих стихов в 87 лет, а мать вела занятия в церкви и каталась в санях с ледяных гор, когда ей было 94 года. За пять недель до своей смерти они победили меня в игре по составлению слов.

В течение многих лет я молился о зрении отца (глаукома, и, позднее, катаракта) и слухе матери, чтобы мои родители могли слышать и видеть до тех пор, пока они не перейдут к более полной жизни, — действительно, так и было! Длительное время окулист удивлялся, что процесс ухудшения зрения у моего отца происходит так медленно. Затем, к величайшему изумлению специалиста, когда отцу был 91 год, его зрение значительно улучшилось, так что после этого ему приходилось посещать врача лишь раз в полгода, вместо каждых трех месяцев. Позднее его зрение снова стало ухудшаться, но благодаря этому неожиданному улучшению мой отец сохранил зрение до конца своей жизни. Я пишу об этом, чтобы показать, что никогда не надо думать, что Бог не собирается совершать чудеса физических исцелений очень старых людей, и что нам следует продолжать молиться об исцелении физических немощей.

В последние годы своей жизни мои родители страдали от многих болезней. Когда я молился об их исцелении, например, артрита у матери и сердечной болезни у отца, я, обычно, говорил им, что не молюсь о продлении их жизни ни на день дольше того, что хочет Бог, и они оба понимали это. Фактически мы все втроем молились о том, чтобы Бог забрал нас в соответствующее время и подготовил нас к этому моменту.

Мой отец умер, проведя три недели в больнице, а мать — три дня в частной клинике. По Божьему провидению оба они умерли, как я думаю, в должное время и в должный час. Они знали, что пришло время уходить, и не хотели быть обузой для других. Я звонил в клинику в день смерти моей матери, мне ответили, что она слабеет, хотя непосредственной угрозы смерти нет. Сразу же после этого разговора я отслужил домашнюю мессу, молясь, чтобы Господь скорее пришел за моей матерью, — и Он пришел. Мой брат позвонил сразу же после мессы и сказал, что она умерла.

Иногда люди цепляются за жизнь, несмотря на то, что уже пришло время оставить эту землю. Возможно, это происходит из-за страха смерти, страха суда, необходимости примирения с кем-то, необходимости что-то сообщить или что-то сделать. Они должны завершить еще какие-то дела прежде, чем будут готовы уйти. Наша задача заключается в том, чтобы молитвой или другими способами помочь им завершить свои дела, чтобы они могли перейти в иную жизнь12.

Поэтому, в некоторых случаях нужно молиться так, как я молился о моей матери: "Пожалуйста, Иисус, скорее приди и забери эту душу". Возможно, эта молитва наиболее подходит для тех случаев, когда человек сильно страдает. Молитва об исцелении иногда приводит к более быстрой смерти, а не к продолжению жизни. Необходимо помнить, что ни один из нас не будет исцелен полностью, пока не попадет на небеса. Нам не следует задерживать окончательное исцеление, если время его уже пришло.

Большинство исцелений происходит постепенно

Большинство исцелений, независимо от того, являются ли они исцелениями духа, разума или тела, происходят постепенно. Исцеления, которые происходят сразу же, являются более редкими, особенно при тяжелых заболеваниях. Из этого следует, что, как правило, необходима длительная молитва об исцелении.

Мы обычно предлагаем больным людям, которые приходят на наши исцеляющие службы или собрания, приходить еще для дальнейшего служения и даже посещать эти службы регулярно продолжительное время. Если во время молитвы об исцелении от депрессии или артрита у кого-то отмечается некоторое улучшение, то когда этот человек придет на молитву на следующей неделе, произойдет дальнейшее улучшение. Более того, если люди не получили помощи в первый раз, улучшение может наступить во время второго, третьего или десятого посещения.

Я помню случай с женщиной лет тридцати, которая попросила нас молиться об улучшении ее физического здоровья. Она страдала от нескольких заболеваний разных частей тела. О всех ее болезнях мы молились около шести раз, но, как казалось, ни одна из них не пошла на спад, хотя женщина почувствовала огромное духовное облегчение. Наконец, примерно на седьмое посещение, исцелилось ее колено, и после этого началось исцеление других частей тела. Теперь эта женщина — одна из лидеров группы исцеления. Если бы она прекратила свои посещения после пятого раза, решив, что никакого физического исцеления не произойдет, или если бы мы перестали в нашей группе молиться о ее физическом исцелении, тогда она упустила бы то, что через наше служение уготовил для нее Бог.

Некоторые люди довольно продолжительное время, даже в течение нескольких лет приходят на наши собрания, чтобы мы молились с ними об исцелении одной и той же болезни, хотя никакого явного улучшения не происходит.

Мне вспоминаются разные люди: один пребывает в глубокой депрессии, другой старадает от сильных страхов, третий — от воспаления плечевых суставов, четвертый — от алкоголизма. Являются ли наши молитвы в этом случае, как полагают некоторые, пустой тратой времени? Я в это не верю, хотя, несомненно, для каждого члена группы исцеления было бы большой наградой увидеть плоды своего служения. Однако, может оказаться и так, что наши молитвы не дали усилиться депрессии или другой болезни. Может случиться и так, что наши постоянные молитвы помогли человеку удержаться на плаву. Или, может быть, Бог использовал их, чтобы помочь кому-то другому. Женщина, испытывавшая сильные страхи, говорит, что состояние ее не улучшилось, тем не менее, в настоящее время она крестилась и стала католичкой, а ее муж начал вновь, после многих лет, ходить к причастию. Что касается алкоголика, то он все еще пьет, а общее состояние его здоровья ухудшилось. Однако после многолетнего перерыва он вполне искренно обратился к таинствам.

Френсис Мак Натт говорил о значении длительной, или, как он называл ее, "проникающей" молитвы об исцелении. Это название может относиться не только к количеству молитвенных собраний, но и к их продолжительности. Иногда отмечались замечательные результаты, когда молитва о физическом исцелении прололжалась несколько часов подряд. Если после десятиминутной молитвы кто-то смог с большей легкостью двигать пораженной подагрой конечностью, то, вероятно, он обретет еще большую легкость после следующих десяти минут или после более длительной молитвы. Все это обуславливает возникновение проблем времени и энергии тех, кто служит молитвой об исцелении. Чтобы знать, как часто и долго следует молиться за больного, необходим дар распознания и свет Святого Духа; это необходимо и ради самого больного, который не должен чрезмерно уставать.

И последнее — поскольку большинство исцелений происходит постепенно, то желательно, насколько это возможно, планировать следующую встречу. Можно просто договориться о повторной встрече на молитвенном собрании на следующей неделе. Можно взять номер телефона и адрес этого человека или дать ему свой. Однако в этом нет необходимости, если молитва проходила с человеком, страдающим артритом. Но если мы молимся с человеком, находящимся в депрессии или способным совершить самоубийство, тогда весьма желательно поддерживать с ним связь. Но если этому препятствуют обстоятельства, например, человек находится в вашей местности проездом, нужно помочь ему завести соответствующие контакты с христианами его района. Было бы ошибкой начинать исцеляющее служение, если отсутствует возможность его продолжения или если нельзя договориться о продолжении этих служений кем-то другим.

Молитва об исцелении по телефону

Все большее число христиан приходят к выводу, что молитва об исцелении по телефону может быть очень полезной. Безусловно, лучше молиться в присутствии больного, но это не всегда возможно по той или иной причине. Молитва об исцелении по телефону бывает более эффективна, чем молитва об отсутствующем человеке; зачастую кажется, что она что-то добавляет к молитве об отсутствующем.

Я сам очень часто молюсь по телефону. Случается, что мне звонят и просят разрешения прийти люди, страдающие депрессией или больные раком. Договорившись о встрече, я часто предлагаю прочесть короткую молитву, и, кажется, нередко это приносит реальную помощь. Бывает также, что мне звонит человек, над которым я уже молился в группе исцеления или в монастыре, и мы продолжаем нашу молитву, но уже по телефону. Человек может жить слишком далеко, чтобы иметь возможность встретиться, или переживает кризис или особые трудности. И, конечно, по телефону просят молиться не только об исцелении: одна дама обычно звонила мне из США с просьбой помолиться о ее супружеских проблемах. Однажды она попросила меня помолиться о разрешении ее финансовых затруднений, что я и сделал, однако, при этом, кажется, предложил ей по возможности нанести визит или позвонить по поводу этих проблем человеку, живущему поближе к ней, так как это было бы гораздо дешевле.

Когда речь идет о молитве по телефону, я не являюсь только дающей стороной. Если у меня возникает особая проблема или угроза заболеть гриппом, я точно так же могу позвонить кому-нибудь из нашей группы исцеления и попросить его помолиться со мной.

При молитве об исцелении физических болезней по телефону хорошо попросить больного положить, если можно, свободную руку на больную часть тела. В целом, если это удобно и если позволяют счета за телефон, полезно также молиться довольно длительное время.

Члены нашей группы исцеления иногда наблюдали замечательные результаты при такой молитве об исцелении. Одна монахиня начинала лучше видеть больным глазом, когда с ней молились по телефону. Другая женщина чувствовала, как проходит ее глубокая депрессия. Нередко люди ощущают исцеляющее тепло в больных частях тела при молитве по телефону. И что совершенно очевидно, при длительной молитве об исцелении они нередко ощущают истинный мир.

Немного об осторожности: я считаю, что молитва об исцелении по телефону, как правило, должна быть простой. Молитва о глубоком внутреннем исцелении и, в частности, о спасении может открыть раны, которые, действительно требуют присутствия человека, осуществляющего служение.

И последнее. Молитва об исцелении по телефону может повлечь за собой реальные трудности для некоторых членов исцеляющих групп: телефонные звонки могут раздаваться так часто, что ситуация может выйти из-под контроля. Один священник, имевший сильный дар исцеления, вынужден был на несколько месяцев сбежать в США, чтобы избежать лавины телефонных звонков. Замужней женщине пришлось дважды менять номер своего телефона. Членам группы исцеления, очевидно, следует подумать, прежде чем давать людям номера своих телефонов. Возможно, им иногда просто не следует подходить к телефону, а читать в это время короткую молитву за любого, кто бы ни был на другом конце провода. Не думаю, что Бог хочет, чтобы мы всегда отвечали на телефонные звонки. Некоторым из нас необходимо молиться, чтобы знать, когда отвечать, а когда — нет. Факт написания этой книги говорит о том, что значительное количество телефонных звонков осталось без ответа.

Конфиденциальность

Членам групп молитвы об исцелении и другим людям, принимающим участие в этом служении, часто рассказывают вещи, доверяемые только врачам, медицинским сестрам или священникам. Ясно, что этим людям необходимо соблюдать конфиденциальность, как священникам и медикам.

Между тем, в нашей молитвенной группе больные люди часто непроизвольно делятся своими проблемами, и эти разговоры могут быть полезны в том случае, если способствуют и помогают другим людям молиться за них. Но при разговоре о своих проблемах следует знать меру.

Здесь, в Кокфостерсе, кроме большой молитвенной группы, собирающейся вечерами по понедельникам, имеется малочисленная группа, примерно из 30 человек, которая собирается по средам днем. Здесь происходят длительные молитвы об исцелении, и здесь Господь совершает замечательные вещи, включая и физические исцеления. Постоянные участники этих собраний образовали группу очень заботливых и любящих людей. Они многим непринужденно делятся друг с другом, что дает им, таким образом, возможность "носить бремена друг друга" (Гал 6. 2) в молитве. Лишь две недели назад одна женщина, которая недавно начала приходить на молитву после операции по поводу рака, попросила нас всех молиться о ее муже, который много пил. На прошлой неделе она явилась с широкой улыбкой на лице и рассказала, что в течение прошлой недели ее муж ничего не выпил впервые за многие годы. Такой перемены, разумеется, не произошло бы, если бы эта женщина не ощущала, что может поделиться своей проблемой.

Я думаю, что все христиане должны, по возможности, быть членами небольших доверительных групп, в которых люди поддерживают друг друга в молитве. Однако обсуждение личных проблем в группе требует благоразумного и конфиденциального отношения, — это то, о чем нам надлежит молиться.

"Отдых в Духе"

Будучи по характеру довольно осторожным человеком, я бы предпочел совсем ничего не писать в этой книге об "отдыхе в Духе", потому что написанное непременно кем-то будет истолковано неверно. Тем не менее, я думаю, было бы несправедливо обойти стороной то, о чем, несомненно, следует сказать, особенно потому, что кто-то может неожиданно столкнуться с этим явлением и удивиться тому, что происходит.

Иногда некоторые люди, в то время, когда мы молимся об их исцелении "отдыхают в Духе" или "побеждены в Духе", или "сражены в Духе", если говорить теми словами, которые, пусть не всегда удачно, зато часто используются для описания этого состояния. Человек, как может показаться, находится в обморочном или предобморочном состоянии, хотя на самом деле он сохраняет сознание. Он может упасть на пол или поникнуть в кресле и пребывать в этом состоянии от нескольких секунд до нескольких часов, хотя последнее случается не часто. Несмотря на то, что обычно это происходит при возложении рук на людей во время молитвы, это состояние может возникать и без всякого прикосновения, особенно в атмосфере сильного поклонения

Нет никакого сомнения в том, что многие люди получили удивительное исцеление духа, разума и тела и замечательные духовные благословения, когда они "отдыхали в Духе". Я сам был благословлен таким же образом. В 1975 г., когда Френсис Мак Натт молился надо мной на службе исцеления, я "отдыхал в Духе" два часа двадцать минут. За это время я не только понял, что не простил некоторых людей, чего до этого не осознавал, но лежа там на полу, я узнал о природе и требованиях христианского прощения больше, чем смог бы когда-либо понять из разговоров и книг. Святой Дух дал мне значительно более глубокое понимание некоторых вещей, и это я считаю одним из величайших духовных благословений в моей жизни.

Кроме этого, я получил знаменательные благословения, "отдыхая в Духе" еще три раза. Дважды эти переживания заставляли меня предпринять путешествия в другие страны, и эти путешествия оказались по-настоящему плодотворными и благословенными. Третье переживание явилось для меня важным духовным благословением, которое остается со мной и по сей день.

Итак, если люди могут получать благо таким путем, "отдыхая в Духе", почему же просто не радоваться этому и не поощрять этот опыт при любой возможности? Ответ заключается в следующем: хотя это переживание может приносить великое благо, оно, вместе с тем, таит большие опасности. На это указывал Френсис Мак Натт в своей книге "Сила исцелять"13, и подчеркивал кардинал Суененс в книге "Отдых в Духе"14.

Возникающие опасности или проблемы могут включать в себя следующее:

1. Сенсационность — люди хотят увидеть множество тел, распростертых вокруг во время службы исцеления, или сами хотят получить эмоциональный толчок.

2. Пребывание в Духе" — не всегда является только делом Святого Духа — в этом могут участвовать и другие факторы.

3. Гордыня — удовлетворение собой при виде людей, "отдыхающих в Духе", в результате моей молитвы над ними. Это ощущение не всегда от Бога.

4. — может открыть глубокие внутренние раны или выявить проблемы, связанные с освобождением от влияния злых духов.

Отец Лео Томас ОР в своей книге "Группа исцеления" пишет: "Я рассматриваю "отдых в Духе" как ценную помощь в исцелении, которая должна оказываться только частным образом. Я убежден, что "отдых в Духе" не следует использовать при большом собрании людей. Человеку, "отдыхающему в Духе" может потребоваться личное внимание, которое невозможно уделить на массовых собраниях"15.

В целом я согласен с отцом Томасом. Тем не менее, нельзя помешать людям "отдыхать в Духе" на больших собраниях. Однако можно существенно влиять на ситуацию, обдумав способы работы группы исцеления. Если люди, над которыми молятся, стоят, тогда, очевидно, многие могут упасть на пол "отдыхая в Духе". Если же эти люди будут сидеть, то тогда, вероятно, гораздо меньше людей будет "отдыхать в Духе", а те, кто войдет в это состояние, просто откинутся на спинку стула, а не упадут на пол. Когда я несу ответственность за организацию публичной службы исцеления, то прошу членов группы исцеления приготовить, по возможности, стулья для тех, над кем они будут молиться, чтобы можно было избежать осложнений, связанных с возможным падением людей на пол. Хотя вера некоторых людей при виде тех, кто падает и "отдыхает в Духе", будет укрепляться, не исключено, что многих это может не только испугать, но и в значительной степени оттолкнуть.

Итак, я считаю, что на службах исцеления, предпочтительней молиться над сидящими людьми, но мне не хотелось бы никого критиковать, например, отца Эдварда Мак Донаха CSSR из Бостона. Он молится над людьми, которые стоят — видимо, так ведет его Бог. Кроме этого я считаю, что лучше молиться в небольших группах, где один человек молится над одним.

Далее, я думаю, что кардинал Суененс и Джон Ричард правы, указывая на двусмысленность использования выражения "отдых в Духе". "Отдых" не всегда может быть в Духе. Он может оказаться простым проявлением человеческих эмоций. Поэтому, если мы все-таки пользуемся этой достаточно широко распространенной терминологией, давайте не будем терять способность распознавания.

И последнее предупреждение: если вы молитесь над человеком, который стоит, постарайтесь, чтобы позади него был кто-нибудь, способный поддержать его в случае падения, или стойте рядом с ним, чтобы иметь возможность сделать это самому. Добавлю при этом, что мне ни за что не хотелось бы так рисковать с человеком, у которого больная спина.

Службы исцеления

Некоторые католики сомневаются в необходимости служб исцеления. Они могли бы сказать, что каждое истинное христианское богослужение, особенно каждая наполненная молитвами месса являются исцеляющими. Поэтому к чему говорить об "исцеляющих службах" и "исцеляющих мессах"? Они могли бы добавить, что, конечно, молиться с людьми об исцелении лучше частным образом.

Действительно, каждое искреннее богослужение и каждая наполненная молитвами месса являются исцеляющими. Однако могут проводиться и поистине необходимы богослужения и мессы, в которых подчеркивается и особо выделяется исцеляющая сторона молитвы. Я думаю, здесь уместна аналогия с мессами, специально проводимыми с целью обретения мира. На каждой мессе мы молимся о мире, но на некоторых мы особо сосредотачиваемся на молитвах о мире.

Что касается возражения о том, что лучше молиться об исцелении в узком кругу, то я считаю, что вопрос заключается не в выборе одного лишь способа, а в использовании и того, и другого. Нам, несомненно, следует молиться об исцелении некоторых людей в узком кругу. Однако службы исцеления нужны нам по двум причинам. Во-первых, некоторые люди слишком застенчивы, чтобы прийти для индивидуального служения, тем не менее, им хотелось бы незаметно присутствовать, стоя в задних рядах. Во-вторых, слишком многие нуждаются в молитве об исцелении, чтобы со всеми можно было провести индивидуальные встречи. Если я в течение двадцати минут беседую с одним человеком о значении прощения, я могу затронуть лишь одну судьбу. Но если я проповедую общине, состоящей из трехсот человек, как я чаще всего и делаю, то могу при этом донести исцеляющее послание Евангелия значительно большему числу людей.

Службы исцеления могут иметь разные формы, в зависимости от обстоятельств. Молитва об исцелении во время мессы или после нее, несомненно, имеет большие преимущества. Тем, не менее, они могут стать невозможными вследствие отсутствия священника или по экуменическим причинам, когда значительную часть присутствующих на службе составляют не католики. В какой бы форме не проводилась служба исцеления, обязательными являются следующие элементы: хвала и поклонение; чтение Писания; учение или проповедь, молитва о покаянии, общие молитвы об исцелении духа, разума и тела; при возможности, возложение рук и помазание елеем. Хорошо также включать молитву о тех больных, которые отсутствуют.

На службах исцеления можно использовать для чтения следующие места из Нового Завета: Мф 8. 14-17; 9. 18-26; 15. 21-31; 17. 14-21; Мк 2. 1-12; 7. 31-37; 9. 14-29; 10. 46-52; Лк 7. 1-10; 8. 40-56; 9. 1-6; 17. 11-19; Ин 4. 46-54; 9. 1-12; Деян 3. 1-10; 5. 12-16; 8. 4-8; Рим 8. 35-39; 1 Кор 13. 1-13

Прошло уже около восьми лет с тех пор, как Центральная Лондонская Молитвенная Группа организовала проведение служб исцеления по первым пятницам каждого месяца. Каждая из этих служб привлекает около трехсот человек, и, я полагаю, представляет собой значительную ценность. Мы начинаем с проведения мессы, проповедь которой обычно связана с исцелением. После мессы два или три человека читают общую молитву об исцелении духа, разума и тела. Затем может следовать возложение рук членами нашей группы исцеления, включающей и врачей. Для этого у нас имеется двухярусная система: те, кому нужна короткая молитва, идут в одну часть зала, там они получают возложение рук одного из членов нашей исцеляющей группы, который около двенадцати секунд будет молиться над ними и затем помажет их священным елеем. Те, кому нужно более длительное служение, идут в другую часть зала, где для них будут служить один или несколько членов группы исцеления в течение пяти или более минут. Весь вечер продолжается два с половиной часа, но если кто-то хочет или должен уйти раньше, он, конечно, может это сделать При проведении службы исцеления важно не заставлять задерживаться больных людей слишком долгое время.

Пост

Как пишет Джон Маккензи в своем известном "Словаре Библии" под заголовком "Пост": "Иисус подразумевает, что Его ученики будут поститься. Иисус сказал: "Также, когда поститесь" (Мф 6. 16), а не "если будете поститься". Он также сказал: "Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф 9. 15; ср. Мк 2. 18 и далее; Лк 5. 33 и далее).

Мы видим, что в Новозаветной Церкви ученики постятся: "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян 13. 2-3). Мы читаем также: "Рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они (Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян 14. 23).

Многие христиане знают по опыту, что следование древней библейской традиции поста при молитве об исцелении нечто добавляет к молитве. Я помню, как лидер домашней церкви, обладающий сильным даром исцеления, рассказал мне, что обнаружил, как при условии воздержания от твердой пищи в течение всего дня перед проведением вечерней службы исцеления он в большей степени был благословлен "словами мудрости". Я знаю женщину, тоже одаренную большой силой молитвы об исцелении, которая всегда старается поститься в течение недели, если в выходные дни ей предстоит вести службу исцеления, т. к. она обнаружила, что пост укрепляет ее исцеляющее служение. Сам я, хотя и не принадлежу к сильнейшей братии, если речь заходит о посте, обычно решаю не есть перед службой исцеления. Я также предпочитаю не молиться об исцелении вскоре после еды.

Существует много различных форм и степеней воздержания от пищи и питья. Я не советую людям предпринимать какие-либо посты без предварительного совета и консультации с врачом. Однако врачи, несомненно, были бы в восторге, если бы многие из нас больше постились. Как грустно думать о том, что в мире, где множество людей умирает от голода, многие христиане в нашей стране и за границей сокращают свою жизнь из-за переедания. Но здесь не место для рассмотрения этого вопроса.

Пост может заключаться как в отказе от какого-то продукта или напитка, например, сахара, конфет, мяса, спиртного или кофе (частичный пост), так и в пребывании без любой пищи и питья, хотя лично я никогда не рекомендовал бы людям полностью воздерживаться от любой жидкости по причинам сохранения здоровья. Пост может длиться от нескольких часов до нескольких дней или более. Он может быть регулярным, как у одной американской сестры, которую я встретил; она не принимала твердой пищи один день в неделю во имя Латинской Америки, где она была миссионеркой. Пост также может практиковаться время от времени, когда кажется, что этого требует определенная ситуация, например, резкое ухудшение здоровья. Растущее число католиков практикуют "пост Межигорья", т. е. пост по пятницам, на хлебе и воде, как просила Пресвятая Дева Мария ради мира.

Важно не то, что мы выбираем тот или иной пост, а то, что мы постимся так, как нас ведет Святой Дух. А Он будет направлять нас самыми различными путями. Один из моих друзей в течение трех дней воздерживался от твердой пищи ради службы исцеления, которую мы проводили в его приходе. Он вовсе не считал это трудным, что явилось для меня подтверждением того, что его пост от Бога. Однако для кого-то другого попытка выдержать трехдневный пост могла бы оказаться большой ошибкой.

Я полагаю, что тем из нас, кто особенным образом связан с молитвой об исцелении, необходимо особенно подумать, что просит нас сделать Бог посредством поста. Я знаю, что сам я могу найти много предлогов, чтобы не поститься: усталость, здоровье, погода, мнение других. Но Бог, кажется, указывает мне в направлении поста. Возможно, и не мне одному!

Исцеление семьи

Здоровье человека часто связано с семейной атмосферой и семейной обстановкой. Поэтому при молитве об исцелении человека часто приходится молиться об исправлении отношений в его семье и обо всей семейной обстановке.

Если на молитве присутствуют муж и жена, часто полезно молиться над ними вместе. Иногда я предлагаю им взяться за руки и прошу Иисуса исправить все, что требует исцеления в их отношениях. Я молюсь также о том, чтобы Иисус был, по возможности, центром их брака, чтобы они все более соединялись в Его любви и свете, чтобы в семейных отношениях их направлял Святой Дух, чтобы существовало совершенное прощение и чтобы их союз был более плодотворным для создания Цартва Божия. Можно также молиться за детей от их брака.

Молясь за все это, важно не забыть поблагодарить Бога за все Его предыдущие благословения, посылаемые этому союзу и этой семье.