Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

Варвар и женщина

В систему означенных смысловых понятий органично вписывается и отношение варваров к женщинам, любви, браку. С одной стороны, чувственная сторона любви не могла не доминировать в мироощущении варвара. Самому сильному воину доставалась не только лучшая часть "неживой" добычи, но и "живой". С другой стороны, чувственный аспект отношения к женщине был тесно взаимосвязан со знаковым. Обладание самой красивой, а тем более, знатной женщиной, поднимало престиж воина в его собственных глазах и, главным образом, в глазах окружающих.

Неудивительно поэтому, что нередко варварские вожди поступали так, как, например, Гейзерих, конунг вандалов, захвативший Рим в 455 г. Вместе с огромной добычей он уводит с собой вдову Валентиниана III Евдоксию и его дочерей Евдокию и Галлу Плацидию.

Тацит сообщает, что германцы до такой степени ценят своих женщин, что крепче бывают связаны своими обязательствами те племена, которые вынуждены в числе заложников отдавать также и знатных женщин.

Характерна история сватовства Меровинга Хильперика к вестготской принцессе Галсвинте, рассказанная Григорием Турским. Соперничество с братом, конунгом Сигибертом, имевшим, в отличие от него, женой не простолюдинку, а “девушку тонкого воспитания, красивую, хорошего нрава, благородную…”, побудило Хильперика посвататься ко второй дочери вестготского короля. Сватовство и последующая женитьба Хильперика на Галсвинте завершились тем, что в конечном итоге чувственность победила ценности социокультурного порядка: конунг вернулся к бывшей своей наложнице Фредегонде, тайно приказав удушить опостылевшую жену. Случай, нередкий в варварском мире. Однако следует подчеркнуть, что прямолинейная чувственность перестала быть единственной определяющей компонентой отношения варвара к женщине. Знатность рода, династические связи, верность слову, все то, что цементировало социокультурный каркас отношений, постепенно теснило природную данность и оцивилизовывало германское общество.

Сплав мотивов воинского могущества, удачливости, проявляющейся на поле брани и в добыче, богатстве, с мотивами любовного поведения особенно ярко проявляется в древнегерманском обычае “утреннего дара”. После первой брачной ночи муж преподносил новобрачной при пробуждении какое-нибудь приношение. Подарки эти могли быть весьма различными по своему характеру и ценности. Иногда это были деньги, иногда - какая-либо ценная вещь, иногда - упряжка быков или лошадей. В качестве дара могла быть пожалована и земля. Например, уже упоминавшийся Хильперик пообещал в качестве утреннего дара невесте города Лимож, Кагор, Бордо, Беарн и Бигорр с их территориями. Чем могущественнее был варвар, тем значительнее был его утренний дар жене, тем сильнее этот дар сигнализировал о знаковой стороне любовных отношений.

Как и всякое богатство, утренний дар мог явиться и причиной распри, а то и войны, как это случилось в истории с даром Хильперика Галсвинте. Вообще источником борьбы, причиной вражды культурные тексты эпохи нередко называют богатство и женщин.