Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Грузия в XII и начале XIII веков

Давид IV Агмашенебели (Строитель)

1. Воцарение Давида IV. Изменение международной обстановки. При воцарении Давида IV в Грузии была тяжелейшая ситуация. Царская власть фактически распространялась лишь на Западную Грузию. Кахети-Эрети вновь стремилось к обособлению, Тбилиси находился под властью мусульманского эмира, Картли и южная Грузия были разорены и опустошены турками-сельджуками. Население покидало свои обжитые места и переселялось в горы или укрывалось в крепостях. Давид Агмашенебели (Восстановитель или Строитель) прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необходимо было сломить самоуправство крупных азнауров и укрепить царскую власть. Особенно выделялся своей непокорностью представитель рода Багвашей Липарит V. Давид пленил его, но когда Липарит покаялся в своей строптивости, царь освободил его. Однако вскоре царь увидел, что клдекарский эристав вновь изменил ему и решил избавиться от него навсегда. Давид изгнал его из Грузии, а Клдекарское эриставство передал преданному царю азнауру. Некоторое время спустя царь расправился и с другим непокорным азнауром – владетелем Зедазенской крепости Дзаганом. Таким образом, дидебулы убедились в том, что Давид, в отличие от Георгия II-го, не потерпит измены.

Давид из верных ему азнауров организовал военные отряды, которые нападали на турок и уничтожали их. Была восстановлена дисциплина и наведен порядок в грузинской армии. Между тем на Ближнем Востоке сложилось положение, благоприятствующее борьбе Грузии против турок-сельджуков.

В 1092 году скончался султан Малик-шах и между его наследниками разгорелась ожесточенная борьба за власть, что сильно ослабило сельджукское государство. В 70-ых годах XI века в отдельное государство выделился Румский султанат. После смерти Малик-шаха распад сельджукского государства еще более ускорился. Но все же главным было то, что все внимание турок было перенесено на борьбу с крестоносцами.

В 1095 году во французском городе Клермоне римский папа Урбан II призвал народ двинуться в восточные страны на «освобождение гроба господня от рук неверных» – мусульман. По словам папы, все несчастья, обрушившиеся на страны Европы (неурожаи, массовые эпидемии чумы, войны) вызваны тем, что могилой Христа в Иерусалиме владеют мусульмане.

К этому периоду в европейских странах накопился огромный военный потенциал, увеличилось число рыцарей.

В 1096 году рыцари из разных стран Европы устремились на Восток. Они и составили главную силу крестовых походов. Так началось одно из важнейших событий в мировой истории – крестовые походы. Раньше всех к Иерусалиму двинулись бедняки и бездомные, но при первом же столкновении с сельджуками были полностью перебиты.

Отряды рыцарей из разных стран сошлись в столице Византии – Константинополе. Византийским императором в то время был Алексий I Комненос. Ему удалось на некоторое время приостановить падение империи и отразить нашествие кочевых племен – печенегов. Это был народ тюркского происхождения. Первоначально они жили между р. Волгой и Аральским морем. В IX веке они двинулись на Запад и стали совершать нападения на Византийскую империю. У западных границ империи печенеги были разбиты. После этого Алексий Комненос намеревался использовать крестоносцев против сельджуков. Однако собрать эту огромную военную силу в Константинополе (приблизительно 100 тысяч рыцарей) было делом небезопасным и византийцы поспешили перевести их в Малую Азию.

Первый крестовый поход завершился успешно. Крестоносцы в 1098 году взяли Антиохию, в 1099 – после ожесточенных боев освободили Иерусалим. На восточном побережье Средиземного моря крестоносцы основали свои царства и княжества (Иерусалимское царство, Антиохское княжество, Трипольское и Эдесское графства).

Царь Давид IV воспользовался тем, что турки-сельджуки были заняты войной с крестоносцами и прекратил им выплату дани.

2. Реформы Давида Агмашенебели. Изменение международной обстановки в пользу Грузии несомненно имело важное значение. Несмотря на это, никакие успехи крестоносцев не могли вывести Грузию из тяжелейшего положения. Оставалось положиться на собственные силы.

В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необходимо было проведение реформ. Одной из важнейших была церковная реформа. Тяжелая ситуация в стране отразилась и на церкви. Духовенство состояло из недостойных лиц и противников царя. Церковную реформу попытался провести еще Баграт IV в 60-ых годах XI века, когда в Грузию приехал крупный церковный деятель Георгий Мтацминдели. Однако тогда замысел царя не был осуществлен, поскольку политическая обстановка была неблагоприятной.

Давид IV решил навести надлежащий порядок в церкви и с этой целью в 1104 году созвал церковный собор. Собор проводился в Руис-Урбниси. На этом соборе были приняты важные решения по различным вопросам, касающимся церковной жизни (ношение церковного украшения, венчание, рукоположение, освящение и др.).

Спустя некоторое время после Руис-Урбнисского собора Давид принял важнейшее решение. Он создал высшую должность мцигнобартухуцеса Чкондидели. Мцигнобартухуцеси был начальником царской канцелярии (ему подчинялись 26 служащих), а Чкондидели – один из самых влиятельных епископов. Царь объединил эти две должности и отныне любые церковные и светские дела мог разбирать мцигнобартухуцес епископ Чкондидский. Авторитет и влияние мцигнобартухуцеса-епископа Чкондидского еще больше возросли, когда царь подчинил ему и высшее судебное учреждение страны – «Сааджо Кари». Первым на эту должность царь назначил своего наставника Георгия Мцигнобартухуцеси.

Давид организовал полицейский аппарат «мстовари» (соглядатаи), с помощью которого царь имел возможность быть в курсе всех событий, происходящих внутри страны и за ее пределами.

Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная царю армия. С этой целью царь провел военную реформу. Он создал личную царскую гвардию – монаспа. При Давиде грузинская армия делилась на три части: это были монаспа, гарнизоны, стоявшие в городах и крепостях и основная часть войска. Ясно, что вся тяжесть ложилась на основную часть. Военная реформа закончилась в 1118 году, когда Давид переселил с Северного Кавказа половцев. Давид, возможно по политическим соображениям, был женат на дочери половецкого князя Атрака Шараганисдзе (Шарукана) – Гурандухт.

Половцы были народом тюркского происхождения. Они жили на территории северного Казахстана. В середине X века половцы двинулись на запад и заняли обширные территории до самого Дуная, но создать единое государство не смогли.

В 1103-1116 годах половцы были неоднократно разбиты Великим Киевским князем Владимиром Мономахом. Переселению половцев в Грузию препятствовала война, которую они вели с осетинами. Царь Давид перешел на Северный Кавказ и подчинил себе осетин под условием вассальной зависимости. При Давиде влияние Грузии на Северном Кавказе еще больше усилилось. Здесь стали распространяться грузинская письменность, грузинский язык, культура, христианство. Все это еще больше сближало северокавказские народы с Грузией. Давид переселил в 1118-1120 годах в Грузию, примерно 40 тысяч семей. На северном Кавказе Давида сопровождал Георгий Мцигнобартухуцес Чкондидели, который здесь же и скончался. Каждая половецкая семья была обязана давать царю одного всадника. Возросший таким образом военный потенциал страны мог быть использован для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. С другой стороны, большая часть грузинского населения освобождалась от воинской службы и могла заниматься хозяйством, что способствовало экономическому подъему страны. Таким образом, сильная в военном отношении Грузия была бы надежно защищена от внешних врагов и пошла бы по пути своего дальнейшего развития.

3. Борьба с турками-сельджуками. Объединение страны. В 1104 году сторонники царя – кахетинские дидебулы захватили в плен Кахети-Эретского царя Агсартана и привели его к царю. После этого Давид присоединил к себе Кахети-Эрети. Почувствовав опасность, грозившую ему в результате объединения страны, гандзийский атабаг направил против грузин огромное войско.

В 1104 году Давид одержал блестящую победу при Эрцухи. В 1110 году грузины взяли город Самшвилде. Струсившие турки поспешили оставить занятые крепости. В 1115 году был освобожден Рустави, а в 1117 году Давид IV занял расположенный на крайнем востоке город-крепость Гиши. В 1118 году грузинские войска освободили Лоре. Стало ясно, что настала очередь и города Тбилиси.

Усиление Грузии чрезвычайно встревожило турок-сельджуков. Они надеялись окончательно сломить Грузию, тем более, что им удалось не раз нанести поражение крестоносцам. Сельджукский военачальник Иль-Газ одержал победу над князем Антиохии Рожером, который погиб на поле боя вместе с другими рыцарями-крестоносцами. Можно предположить, что после этого боя состоялась тайная встреча Давида Агмашенебели и Иерусалимского царя Болдуин II-го (1119-1131). Участники Дидгорской битвы – крестоносцы-рыцари, видимо, прибыли в Грузию с Болдуином II-ым и остались здесь.

По приказу султана Махмуда Мухаммедовича была собрана 300-тысячная армия, которая под предводительством Иль-Газа двинулась на Грузию. Этой грозной силе противостояли 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 аланов (осетин) и 100 крестоносцев. Сражение произошло на Дидгорском поле. Как сообщает канцлер Антиохии Готье, царь Давид обратился к своим воинам со следующими словами: «Воины-христиане! Мы легко победим врага, если будем самозабвенно драться за Отечество наше. Одно я посоветую вам – дадим же всевышнему нашему обет, что из любви к нему все мы сложим голову на этом поле брани и не пропустим врага. И чтобы не бежать нам отсюда, завалим вход в ущелье деревьями».

12 августа 1121 года грузины под предводительством Давида Агмашенебели на Дидгорском поле одержали блестящую победу над турками. Враг не смог воспользоваться своим численным превосходством, так как царь вынудил турок драться в узком ущелье. Большую роль в победе сыграла самоотверженность 200 воинов, которые выполнили замысел царя. Своим внезапным нападением они внесли панику и замешательство в стане врага. В этот момент грузинское войско под командованием Давида и его сына Деметре атаковали сельджуков с двух сторон. Кровопролитная битва длилась несколько часов и закончилась блестящей победой грузин. В течение трех дней грузины по пятам преследовали беспорядочно отступающего врага и захватили большую добычу и множество пленных.

После Дидгорской победы в 1122 году Давид освободил город Тбилиси и столицу Грузии из Кутаиси перенес в Тбилиси. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров.

Как передает арабский историк Аль-Фарики, при Деметре I, в 1153-1154 годах в самом Багдаде так благожелательно не относились к мусульманам, как в Тбилиси.

В 1123 году Давид Агмашенебели освободил Дманиси. В 1123 году в Ширван вторгся султан Махмуд и послал Давиду наглый вызов: «Ты – лесной царь и никогда не выйдешь в поле, чтобы сразиться со мной. А если надумаешь и пожелаешь, пришли мне богатое подношение и выйди на встречу со мной». Царь Давид поспешно собрал 50-тысячное войско и двинулся к нему навстречу. Историк Давида пишет, что, узнав о надвигающейся силе, султан струсил и отступил назад.

В 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году представители армянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.

Великий царь Грузии Давид IV Агмашенебели скончался 24 января 1125 года. Он оставил своим потомкам Грузию, границы которой простирались «от Никопсии до Дарубанда и от Овсетии до Арагаца». Царя похоронили в Гелатском монастыре. Грузинская церковь причислила Давида к лику святых и днем его поминовения установила 26 января (8 февраля).

Грузия при царе Деметре I и царе Георгии III

1. Царь Деметре I. После смерти Давида Агмашенебели царский престол занял его старший сын Деметре I. Ему в наследство досталось от отца могущественное государство, простиравшееся от Черного моря до Каспийского. Хотя единого государства турок-сельджуков уже не существовало, но у южных границ Грузии образовалось несколько мусульманских владений.

Царь Деметре воздерживался от активной политики и стремился сохранить Грузию в границах, доставшихся ему от отца. Тем не менее ему пришлось пойти на определенные уступки и вернуть Ани и Ширван их прежним владетелям, но с условием их вассальной зависимости от Грузии.

Осложнилась ситуация и внутри страны. В 1130 году младший брат царя Деметре организовал против него заговор, за что был жестоко наказан – ослеплен.

Мусульманские владетели никак не мирились с усилением Грузии. Гандзинский эмир, находившийся в вассальной зависимости от Грузии, встал на путь неповиновения Грузии. В 1138 году Гандза была взята грузинами. В знак победы царь снял городские ворота и пожертвовал их Гелатскому монастырю.

У царя Деметре было два сына: старший Давид и младший Георгий. По закону наследования царский престол принадлежал Давиду, но по неизвестным нам причинам сам царь Деметре отдавал предпочтение младшему сыну Георгию. Опасаясь, как бы после смерти отца и вправду престол не занял Георгий, Давид не раз пытался свергнуть отца с престола.

В 1155 году он добился желанной цели: Деметре отрекся от престола и постригся в монахи. Давид V тотчас занял царский трон и стал энергично управлять страной. Однако он успел лишь назначить на высокие должности своих сторонников, так как через шесть месяцев после воцарения он скончался. После смерти Давида V-го престол вновь занял Деметре I, который также неожиданно скончался в 1156 году. Его похоронили в Гелатском монастыре.

2. Царь Георгий III. В 1156 году воцарился младший сын Деметре I – Георгий III (1156-1184). К этому времени сын старшего сына Деметре I Давида V-го царевич Деметре был несовершеннолетним. При царе Георгии III разгорелась жестокая борьба за завоевание Армении. Георгий неоднократно занимал Ани и древнюю столицу Армении Двин, но окончательное их присоединение к Грузинскому царству произошло при царице Тамар.

В 1177 году против Георгия III вспыхнуло крупное восстание. Царевич Демна (Деметре) пытался занять царский престол и в этом его поддерживал тесть – амирспасалар Грузии Иоане Орбели. К восставшим примкнула большая часть дидебулов из восточной и южной Грузии, недовольная усилением царской власти. Восставшие намеревались захватить в плен находящегося за городом царя, но не добились цели. Георгий возвратился в Тбилиси и стал собирать вокруг себя своих сторонников. Одним из первых к царю явился командующий половецкой армией Кубасар с 500 воинов. Несмотря на то, что в руках восставших была сосредоточена большая военная сила (около 30 тысяч человек), они колебались, надеясь на поддержку извне. Они даже разослали послов к мусульманским правителям и стали ждать от них помощи. Между тем Георгий взял инициативу в свои руки и атаковал восставших. При первом же столкновении ряды восставших дрогнули, между ними произошел раскол, в результате чего часть их перешла на сторону царя (среди них был Саргис Мхаргрдзели – отец Захария и Иоане). Царевич Демна и Иоане Орбели заперлись в крепости Лоре. Царь осадил крепость, после чего восставшие были вынуждены сдаться царю. Георгий жестоко расправился с восставшими. Царевич Демна был казнен. Такая же участь постигла Иоане Орбели. Из рода Орбели спаслись лишь те, кто находился за пределами Грузии, и кому удалось бежать.

После подавления восстания царь назначил на высокие должности преданных себе людей из средних и незнатных азнауров. Амирспасаларом-мандатуртухуцесом стал Кубасар, а мсахуртухуцесом – Апридон. У Георгия III не было сыновей и после его смерти на престол должна была вступить его дочь Тамар. Воцарение женщины было редким явлением не только в Грузии, но и во всем мире. Чтобы избежать трудностей в дальнейшем, царь Георгий решил возвести свою дочь на трон еще при своей жизни. В 1173 году он венчал ее на царство в качестве своей соправительницы. С тех пор отец и дочь правили страной совместно. В том же году по инициативе Георгия III-го и Тамар было созвано собрание, на котором было принято решение о введении высшей меры наказания для воров и бандитов, так как в стране участились грабежи и воровство. Была создана специальная служба «искателей воров». Проведенные мероприятия не преминули сказаться: число грабежей и воровства резко сократилось. В 1184 году Георгий III скончался. Его похоронили в Гелатском монастыре.

Грузия при царице Тамар

1. Внутреннее положение страны в начале царствования Тамар. С 1184 года, после смерти Георгия III-го, Тамар стала единоличной правительницей Грузии. Впервые в истории Грузии на царский престол вступила женщина. Дидебулы посчитали удобным моментом для восстановления утраченных при Давиде Агмашенебели и Георгии III прав. Они вторично венчали Тамар на царство, чтобы этим подчеркнуть свое влияние. Знатные дидебулы потребовали у молодой царицы отстранения назначенных при Георгии III низкородных чиновников. Тамар была вынуждена уступить им и отстранила двух везиров – амирспасалара-мандатуртухуцеса Кубасара и мсахуртухуцеса Апридона.

Спустя некоторое время мечурчлетухуцес Кутлу-Арслан предъявил составленный им план реорганизации государственного управления и ограничения царской власти: в Исани рядом с царским дворцом должен быть основан т. н. «карави» – собор, на котором должны были решаться основные вопросы управления государством, а царице лишь докладывали бы о принятом решении и она должна была «исполнить» это решение. Осуществление подобного плана подразумевало резкое ограничение царской власти и, естественно, царица Тамар не могла принять его. Она приказала арестовать Кутлу-Арслана. Однако у него оказалось много сторонников из высшей городской знати, которые требовали его немедленного освобождения, в противном случае они грозили вооруженным нападением.

Тамар освободила Кутлу-Арслана и послала к его единомышленникам на переговоры двух почтенных дам: Краваи Джакели и Хвашак Цокали. Переговоры дали свои плоды: идея создания «карави» провалилась, однако права Дарбази – царского совета были расширены. Отныне все важные решения царица принимала «в единстве и с согласия» Дарбази.

По мнению Иванэ Джавахишвили, Кутлу-Арслан был представителем низкого сословия, которого после восстания царевича Демны Георгий III выдвинул на высокий пост. Сторонники же Кутлу-Арслана были в основном представителями третьего сословия. Их главным требованием была передача законодательной власти «карави», с сохранением царице лишь исполнительной власти («карави» был органом, сходным с парламентом). Нико Бердзенишвили придерживается мнения, что Кутлу-Арслан и его сторонники были знатного происхождения. Их требования были типичными для феодалов – они требовали ограничения царской власти.

Важнейшим вопросом стал выбор мужа для царицы Тамар, так как он должен был стать самым влиятельным лицом в царстве после царицы. По словам летописца, на одном из совещаний эмир Картли и Тбилиси назвал претендента на руку Тамар – сына Великого князя Владимиро-Суздальского княжества Андрея Боголюбского – Юрия.

В конце XII века в России существовало несколько княжеств. Одно из них – Суздальское княжество особенно усилилось при князе Андрее Боголюбском. Именно его сына и выбрали дидебулы в мужья царице.

После смерти Андрея Боголюбского княжеский трон захватил дядя Юрия Всеволод. Юрий, гонимый дядей Всеволодом, нашел приют у половцев. За Юрием был послан тбилисский купец Занкан Зорабабели. В 1185 году Юрия, прозванного грузинами Георгием Руси, привезли в Грузию и женили на царице Тамар. Сама Тамар была против такого скоропостижного замужества. Она считала, что прежде следовало хорошо изучить личность Юрия, но ей все же пришлось уступить решению Дарбази. Часть дидебулов была противницей Юрия, так как имела своего кандидата. Вскоре Юрий обнаружил все свои дурные качества и держать его далее при дворе не имело смысла. В 1187 году Георгий Руси был выдворен из Грузии. Через год Тамар вторично вышла замуж за Давида Сослана, воспитанного при грузинском дворе теткой царицы Тамар – Русудан. В отличие от Георгия Руси грузины хорошо знали Давида Сослана. Согласно Вахушти Багратиони, Давид был потомком Деметре, сына Георгия I-го по отцовской линии, т. е. был из рода Багратионов. Между тем Георгий Руси не собирался мириться со своей участью. Он дважды пытался вернуться в Грузию. Видимо, у него было здесь много сторонников, особенно в Западной и Южной Грузии. Часть крупных феодалов поддержала Юрия и восстала против Тамар. Восставшие благословили его на царство в Гегути и затем выступили против Тамар. В такой крайне тяжелый момент царица сумела сплотить вокруг себя своих сторонников и с их помощью разгромила восставших. Единомышленники Юрия были смещены с высоких постов и лишены имений. В 1193 году Георгий Руси еще раз попытался вернуться в Грузию. На сей раз он появился со стороны Эрети, но его никто не поддержал и он потерпел окончательное поражение.

2. Внешняя политика. Политическая ситуация внутри страны была налажена. Теперь царица Тамар занялась внешними делами. К этому времени особенно усилился правитель Азербайджана атабаг Абу-Бекр. В 1195 году в Шамхорской битве грузины нанесли ему жестокое поражение. Особенно отличились братья Шалва и Иванэ Ахалцихели. Шалва завладел знаменем халифа, которое было затем пожертвовано Гелатскому монастырю. Эта победа свидетельствовала о могуществе грузинского государства.

Грузины присоединили к своему царству значительные армянские города – Двин и Ани, теперь границы Грузии приблизились к озеру Ван.

Усиление Грузии не давало покоя правителям мусульманских государств. Среди них был Румский султан Рукн-ад-дин, давно собиравшийся в поход на Грузию. Закончив военные приготовления, Рукн-ад-дин послал царице Тамар письмо, полное наглых угроз: «Я выступаю со своей огромной армией, чтобы уничтожить всех мужчин в Грузии. Жизнь сохраню лишь тем, кто примет магометанство». А его посол добавил на словах: «Если царица Тамар поменяет свою веру на мусульманскую, султан возьмет ее в жены, а если нет, она станет его наложницей». За подобное оскорбление царицы амирспасалар Грузии Закариа Мхаргрдзели влепил послу султана пощечину и поверг его наземь. Царица Тамар послала ответное письмо Рукн-ад-дину: «Я, надеющаяся на силу вседержателя Бога и уповающая на деву Марию, получила достойное гнева божьего письмо твое, и узнав ложь твою, хочу, чтобы судьею между нами был Бог. Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же – на силу вседержателя Бога и святого креста, который ты хулишь. Ныне я посылаю все войско мое встречать тебя. Да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда его, но не твоя!» Грузинское войско под командованием Давида Сослана двинулось против врага. Царица сама проводила войско до Одзрхе (нынешний Абастумани), осталась там и все время молилась.

В 1202 году в битве при Басиани грузины одержали блестящую победу над многочисленным врагом. В бою прославили себя Шалва Ахалцихели, Закариа и Иванэ Мхаргрдзели. Грузинам досталась большая добыча и множество пленных. Попавший в плен брат Рукн-ад-дина был продан царицей за лошадиную подкову.

Поражение Рукн-ад-дина дало возможность царице Тамар проводить активную политику на юго-западе. В 1204 году грузинское войско захватило значительный стратегический город-крепость Карс.

После первого крестового похода государства, созданные европейскими рыцарями, вели ожесточенную борьбу с мусульманскими завоевателями.

В 1187 году египетский султан Салах-ад-дин, по происхождению курд, занял Иерусалим. Второй и третий крестовые походы не смогли вернуть утерянных позиций. В конце XII века крайне осложнилась обстановка в Византийской империи. Алексий III сверг с престола своего брата Исаака Ангелосса и ослепил его. Сын Исаака бежал в Европу за помощью. А в это время в Венеции собирались участники четвертого крестового похода. Венеция являлась первым торговым конкурентом Константинополя. Венецианцы решили использовать рыцарей против Византии. Крестоносцы возвели на императорский трон Исаака и его сына, но против них вспыхнуло народное восстание. В 1204 году крестоносцы штурмом взяли Константинополь и нещадно разграбили его.

Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь был объявлен столицей Латинской империи, которая просуществовала до 1261 года.

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов, свергнутый с императорского престола Византии Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

В 1210 году Закариа Мхаргрдзели предложил царице совершить поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад.

Этот поход, разумеется, не имел целью подчинение Ирана. Это был обычный грабительский поход, предпринимаемый в феодальном мире. Он еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии. В 1213 году царица Тамар скончалась (существует версия, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамар, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь.

Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

Государственное управление

Во главе грузинского государства стояла царская династия Багратионов. Первый царь объединенной Грузии Баграт III величался: «царь абхазов, картвелов, ранов и кахов». Территориальный рост царства отражался и на титулатуре. Давид IV Агмашенебели упоминается как «царь абхазов, кратвелов, ранов и кахов, сомехов, шарванша и шахан-ша». Царь абхазов – означало царя Западной Грузии; царь картвелов – Тао-Кларджети, ранов – Эрети, кахов – Кахети, сомехов – Лоре-Ташири (Давид этот титул получил в 1118 году), шарван-ша – Ширвана, и шахан-ша – царя Анисского царства (два последних титула в титулатуру Давида вошли с 1124 года). В титулатуре царей единой Грузии на первом месте стоял «царь абхазов», поскольку Баграт III именно этот титул получил первым. Иногда в источниках в сокращенной и упрощенной форме титул царей единой Грузии называется «царь абхазов» вместо перечисления всех семи титулов, которые подразумеваются. Грузинские цари в определенный период носили византийские титулы. Давид IV сразу после воцарения отказался от византийских титулов. Царская власть в Грузии была неограниченной. Царь единолично правил страной.

Для решения важнейших государственных вопросов собирался совет Дарбази. Между членами Дарбази существовала строгая иерархия. Самые почетные члены (везиры, католикос-патриарх, наставник наставников) восседали на обшитых золотом скамьях, а остальные сидели на простых сиденьях. Чиновники вообще стояли на ногах. На заседании Дарбази председательствовал сам царь. Заседания проводились двух видов: По «высшим правилам» и «низшим правилам». По «высшим правилам» проводились празднично-торжественные заседания. Основные злободневные вопросы рассматривались на деловом заседании Дарбази по «низшим правилам». В функции Дарбази входило решение всех важных вопросов внутренней и внешней политики: законодательство и правосудие, вопросы мира и войны, назначение и смещение чиновников, прием царей или послов иностранных государств и многие другие вопросы.

Царь управлял страной с помощью совета везиров. В период царствования Тамар в Совет входили шесть везиров (везир – в переводе с арабского значит «советник», «помощник»).

Первым среди царских везиров считался Мцигнобартухуцеси-Чкондидели, который был наделен огромной властью и принимал участие во всех сферах государственной жизни страны. Он также участвовал в военных походах (под личным руководством Георгия Мцигнобартухуцеси-Чкондидели были освобождены Самшвилде и Рустави). Ему подчинялись 26 везиров.

Большим влиянием пользовался и амирспасалар – главный военачальник. В его обязанность входило также руководство военным ведомством. Только он один пользовался правом не снимать сабли во время совещания с царем. Первым заместителем амирспасалара был Амирахор.

Немалой властью был наделен и мандатуртухуцес, который выполнял приблизительно те же функции, что и теперешний министр внутренних дел и министр связи. Символом его власти был золотой жезл. Помощником мандатуртухуцеса был амиреджиби (начальник привратников). Мечурчлетухуцес заведовал государственной казной и финансами. Его помощник назывался «нацвали». Мсахуртухуцес заведовал имуществом и хозяйством царя и членов его семьи.

Атабаг был воспитателем наследника престола. Эта должность в Грузии появилась в XIII веке, при царствовании Тамар. Атабаг был в определенной мере противопоставлен Мцигнобартухуцесу-Чкондидели. Атабаг был воспитателем будущего царя и пользовался большим почетом. Каждый везир занимал определенное место по правую или по левую сторону царя.

Местное управление находилось в руках эриставов (некоторые из них носили почетный титул эристав-эристава). Эриставы имели своих подчиненных чиновников.

Наряду с обычными эриставствами существовали особые, «окраинные» эриставства (монапире), на которые возлагалась защита государственных границ и наблюдение за соседними территориями.

Управление городами возлагалось на эмиров. Подвластные территории либо непосредственно входили в состав грузинского государства (что обусловлено было большинством христианского населения на этих территориях), как, например, северная Армения и западный Ширван, либо подчинялись грузинскому царю на условиях вассальной зависимости. Вассальные страны были обязаны платить дань и в случае надобности выводить войско. Взамен этого Грузия защищала их от вражеских нашествий.

Система государственного управления, реформу которой начал Давид IV Агмашенебели, в окончательном виде сформировалась при царствовании царицы Тамар. Это была довольно хорошо продуманная система, успешно выполняющая свою функцию – управление страной.

Экономика, культура в XI-XIII веках

Экономическое и социальное развитие Грузии в XI-XIII веках

Объединение страны, усиление царской власти и освобождение от турок-сельджуков способствовали экономическому развитию Грузии и ее процветанию. Наряду с развитием сельского хозяйства, высокого уровня достигает ремесленное производство, развивается внешняя и внутренняя торговля, что в свою очередь привело к возникновению новых городов и возрождению старых. Большая часть населения Грузии проживала в деревнях и селах, которые принадлежали царю и членам его семьи, а также феодалам и церкви. Вполне возможно, что в одной конкретной деревне одна часть крестьян принадлежала феодалу, а другая часть – церкви. Крестьянин имел свой «крестьянский надел», т. е. участок земли, состоявший из пахотных угодий и садов-виноградников. Иногда на одном наделе жили две или более семьи.

Использование нового пахотного орудия – «большого грузинского плуга» способствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства страны. В такой плуг можно было впрягать 8-10 быков, что намного облегчало глубокую вспашку больших участков земли в отличие от прежнего пахотного орудия «эрквани». Большое внимание уделялось строительству оросительных каналов. Такие каналы были проведены в Кахети (Алазанский канал длиной 119 км), в Тирипонской равнине, в Мухрани и Самгори.

Грузия традиционно славилась своим виноградарством, которое было распространено по всей стране, кроме высокогорной зоны. Разводили около 500 сортов винограда. Не менее важной отраслью в Грузии было зерновое хозяйство. Выращивали разных сортов пшеницу, просо, ячмень. В то же время все более развивались такие отрасли хозяйства, как садоводство и огородничество, в некоторых местах население занималось шелководством. Широкое развитие получило животноводство.

В XI-XIII веках значительную роль стали играть города: Тбилиси, Кутаиси, Ахалцихе, Ахалкалаки, Тмогви, Хунани, Артануджи, Жинвали, Гори, Телави, Самшвилде, Одзрхе, Дманиси и др. Большую часть городского населения составляли ремесленники и купцы. Повидимому, в это время уже существовали ремесленные объединения одной специальности, аналогичные западноевропейским цехам. В них были свои правила и порядки, свои мастера и подмастерья. В Грузии были широко распространены такие отрасли ремесленного производства, как: златокузнечество, столярное и кузнечное дело, гончарное дело, хлебопекарство, переписывание и переплет книг и др.

В Грузии с древнейших времен было развито гончарное дело. Из глины изготовляли кирпичи, водопроводные трубы, кувшины для хранения вина, различную посуду. Посуду изготовляли также из стекла и хрусталя. Высокого качества изготовлялась посуда из золота и серебра. К древним отраслям ремесленничества относятся вязание и шитье. Особенно развилось знатокузнечество и ковка обычного железа. Кузнецы изготавливали оружие и хозяйственные орудия: серп, молот, топоры, кинжалы, сабли, латы.

Развитие сельского хозяйства и ремесел способствовало оживлению торговли: Грузия имела торговые связи с Византией, Россией, Египтом, Китаем, Арменией, Арабским государством и с другими странами. Об этом факте свидетельствуют найденные на территории Грузии монеты различных стран, а также обнаруженные за пределами нашей страны грузинские монеты. Царская власть всячески способствовала развитию торговли. Проводились новые дороги, строились мосты, гостиницы, караван-сараи. Государство заботилось об охране торговцев от грабителей и бандитов.

Большая часть ремесленников и купцов, подобно крестьянам, не обладала личной свободой и была собственностью своего хозяина. Однако крупные купцы пользовались личной свободой и участвовали в политической жизни страны (например, Занкан Зорабабели).

Большую часть населения Грузии составляли крестьяне и слуги. Главным занятием крестьян было земледелие. Крестьянин работал как на своем наделе, откуда часть урожая отдавал своему господину, так и на земле феодала. Главной обязанностью слуги было находиться при барине и выполнять его поручения.

Довольно разнообразным был слой азнауров. В Грузии только постельничих азнауров было около семисот семей. У азнаура были свои крепостные, своя собственная земля. В свою очередь и у азнаура был хозяин. Это мог быть царь, или крупный феодал, а также церковь.

Господствующее положение в обществе занимали дидебулы (крупные азнауры). Им принадлежали большие земли, они занимали высокие должности при дворе. Феодал получал землю различным путем: по наследству, от царя за несение определенной службы или мог просто ее купить. Землю могла купить и церковь, но в основном она получала ее в пожертвование.

Таким образом, в XI-XIII веках Грузия и политически и экономически была одной из самых передовых стран на Ближнем Востоке.

Грузинская культура в XII и начале XIII веков

Политическое объединение страны, усиление грузинского государства и его экономический подъем создавали благоприятные условия для дальнейшего развития грузинской культуры.

1. Просвещение. В Грузии всегда большое внимание уделялось просвещению. В этот период были созданы два крупных учебно-просветительских центра – Гелатская и Икалтойская академии.

В 1106 году по указу Давида Агмашенебели началось строительство Гелатского монастыря. Руководителем академии был наставник-наставников, пользующийся большим влиянием и авторитетом. Примечательно, что наставник-наставников всегда фигурировал рядом с католикосом и Чкондидели. В Совете Дарбази наставника-наставников приветствовал сам царь. Для руководства академией Давид Агмашенебели пригласил из Петрицони известного философа и ученого Иоане Петрици. Иоане получил образование в Тао-Кларджети, затем продолжил его в Византии, в Манганской академии. Своей научной деятельностью Иоане Петрици занимался в Петрицонском монастыре. Им созданы оригинальные произведения, а также переводы сочинений Аристотеля, Прокла Диадоха и многих других.

В Гелатской академии в определенное время работал и другой известный грузинский ученый Арсен Икалтоели. Образование он также получил в Манганской академии. Затем его деятельность протекала на Черной горе под руководством Ефрема Мцире. После работы в Гелатской академии Арсен Икалтоели основал в Кахети, в Икалто академию. Последний период своей жизни Арсен Икалтоели провел в монастыре Шио-Мгвиме. Среди переведенных им трудов следует отметить «Великий номоканон».

Большую роль в культурной жизни страны играл значительный просветительский центр – монастырь Шио-Мгвиме. Широкую просветительскую деятельность осуществляли грузинские к ультурные центры за пределами Грузии: Афонский Иверский монастырь, Иерусалимский Крестовый монастырь, Петрицонский монастырь и основанные на Синайской и Черной горах монастыри. Грузины получали образование в Византии. Давид Агмашенебели для получения образования отправил в Византию 40 способных юношей.

Царская власть Грузии всячески заботилась и покровительствовала монастырям как внутри страны, так и за рубежом.

2. Историография. При царе Давиде и царице Тамар Грузия достигла своего наивысшего могущества.

Жизнь и деятельность этих великих царей Грузии занимала умы многих писателей и историков, которые посвятили им свои труды. Неизвестный автор, условно названный историком Давида Агмашенебели, написал сочинение «Жизнь царя царей Давида». В нем описано царствование Георгия II-го и Давида Агмашенебели. Историк являлся не только сторонником царя и членом его группы, но и был приближенным к царю лицом. Он описывает деятельность Давида и объясняет читателю значение каждого его шага и решения. Летописец рассматривает почти все сферы разносторонней деятельности Давида.

До нас дошли два сочинения, в которых описывается царствование царицы Тамар. Автор первого сочинения «История и восхваление венценосцев» неизвестен. Повидимому, он был приближенным при царском дворе лицом. Второе сочинение «Жизнь царицы царей Тамар», по мнению Иванэ Джавахишвили, написал Басили Эзосмодзгвари. Оба автора восхваляют Тамар и современную ей Грузию.

Сочинение, написанное историком Давида Агмашенебели, уже в XII веке было внесено в «Картлис Цховреба» и тогда же оно было переведено на армянский язык.

3. Литература. В XII-XIII веках были созданы замечательные памятники грузинской литературы. Следует отметить «Покаянный канон» Давида Агмашенебели. Это песнопение – блестящий образец высокой поэзии, выделяющийся по глубине содержания и по своей художественной форме. В нем Давид кается в своих личных грехах, но его переживание и покаяние принимают общечеловеческое звучание.

До нас дошло также несколько ямбических стихов Деметре I-го (в монашестве-Дамиане), из которых популярным стал посвященный богородице ямб «Шен хар венахи» («Ты, лоза виноградная»).

Замечательным памятником светской литературы является роман «Амирандареджаниани», написанный Мосе Хонели. В нем рассказывается о героических похождениях Амирана и его друзей (сюжет произведения построен в таком плане, что повествование ведется от имени соратника Амирана – глубокого старца Саварсамисдзе, рассказывающего о себе и Амиране индийскому царю Абесалому). Это – написанный в прозе богатырский эпос, в котором переплетаются мифологические и сказочные мотивы, но в то же время в нем отражаются нравственные идеалы современного грузинского общества, его устои и традиции. «Амирандареджаниани» был чрезвычайно популярным романом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Сванети стена одного из храмов расписана (правда, это было позднее, в XIV-XV веках) сценами из этого произведения.

Значительными литературными памятниками являются «Тамариани» (автор – Чахрухадзе) и «Абдул-Мессия» Иоанэ Шавтели («Абдул Масих» по-арабски значит «раб Христа»).

В «Тамариани» воздается хвала замечательным личным качествам царицы Тамар, ее душевной чистоте, прекрасной внешности, разуму и таланту государственного деятеля. Вместе с Тамар, автор восхваляет Давида Сослана и Георгия-Лашу.

В «Абдул-Мессии» воспеваются деяния Давида Сослана и царицы Тамар.

В XII веке на грузинский язык был переведен роман «Висрамиани», в основе которого лежит персидская поэма XI века «Вис о Рамини» о любви Виса и Рамина.

Вершиной грузинской поэзии является гениальная поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Шота Руставели был родом из месхетского Рустави. Во время царствования царицы Тамар в течение определенного времени занимал должность мечурчлетухуцеса (государственного казначея). Последние годы жизни Шота Руставели провел в Иерусалимском Крестовом монастыре. При его содействии монастырь был реконструирован, а стены покрыты росписью. Здесь же, на стене монастыря сохранилось его фресковое изображение.

4. Искусство. В указанный период были построены прекрасные памятники архитектурного искусства Грузии. Ярким примером высокого строительного искусства является Большой Гелатский храм святой Богородицы. Его алтарь украшает замечательная мозаичная фреска Богородицы.

В Картли в этот период были построены церкви: Икорта, Бетаниа, Кватахеви, в Тбилиси – Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца.

Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

О развитии златокузнечества в Грузии указывает блестящий образец златоваяния – икона Хахули. В этот период творили выдающиеся мастера чеканки по золоту Бека и Бешкен Опизари. Золотой оклад Анчисхатской иконы и Цхароставского Евангелия выполнен Бекой Опизари, а золотой оклад Бертского Евангелия принадлежит работе Бешкена Опизари.

Большое впечатление производят прекрасные фресковые росписи в Вардзии, Бетании и Кинцвиси.

Грузинская церковь в IV-XII веках

После объявления христианства государственной религией в IV веке в жизни грузинского народа и грузинского государства значительную роль стала играть грузинская православная церковь. Все важные события, происходившие в Грузии, находили отражение в жизни церкви, которая, в свою очередь, оказывала свое сильное влияние на ход этих событий.

Первым настоятелем картлийской церкви был картлийский епископ Иоанэ, присланный в Грузию из Константинополя. Иоанэ привез с собой священный гвоздь и часть священного креста и вместе с просветительницей Нино отправился в Мтиулети для проповеди христианства. Он же причастил святую Нино перед смертью в Бодбе. Во II половине V века в царствование Вахтанга Горгасала произошло важное событие в истории грузинской церкви – она стала автокефальной, т. е. независимой. Предпосылкой этого важнейшего факта стал конфликт между царем Вахтангом и архиепископом Микаэлом, который ложно обвинил царя в отступничестве от христианства. Царь опроверг это абсурдное обвинение и в свою очередь уличил архиепископа в «сребролюбии».

Царь Вахтанг стал готовиться к восстанию против иранцев, но перед тем как начать восстание, он собирался навести порядок в стране и упрочить царскую власть. Сложившееся тяжелое положение в Картли (политическая экспансия Ирана, попытка распространения огнепоклонства в Картли шахом Ирана, борьба дидазнауров против усиления царской власти) сказалось и на церкви. Поэтому царь Вахтанг провел реорганизацию церкви и сместил недостойных епископов со своих постов, назначив на их места своих сторонников. Это и послужило главной причиной конфликта между царем и архиепископом Микаэлом, которого возмутил поступок царя. К тому же Микаэл получил известие, что царь хочет назначить Петра католикосом. Царь самолично явился к Микаэлу, чтобы урегулировать конфликт, но архиепископ нанес ему физическое оскорбление. Разгневанный Вахтанг отослал архиепископа в Византию, сместив его с должности за недостойный духовному лицу поступок. В то же время он попросил разрешения у Византии поставить во главе картлийской церкви Петре. Византия не противилась этому и даже прислала в Картли вместе с Петре тринадцать новых епископов. Петре был возведен в сан католикоса, а новые епископы заняли места на основанных Вахтангом новых епископских кафедрах. Учреждение католикосата было признано фактом, подтверждающим автокефалию грузинской церкви. Точная дата проведения церковной реформы Вахтангом Горгасалом не установлена. Период деятельности первого католикоса Петре условно можно датировать 60-70-ыми годами V века.

Первым грузином-католикосом был Саба I (20-30-ые годы VI века). В конце 30-ых годов VI века при католикосе Эвлале в Картли пришли тринадцать сирийских отцов. Цель у них была одна – утвердить и упрочить диофизитство в Грузии. Они заложили основу монастырской жизни.

В то время как в Картли и в Византии победило диофизитство, армянская церковь приняла монофизитство. Между картлийской и армянской церквами обострились отношения. Армянская церковь обвиняла грузинскую церковь в измене «истинной вере отцов». Картлийский католикос Кирион I очень осторожно, но убедительно отвечал армянам. В этот тяжелый в политическом отношении период Кирион I смог защитить от агрессии не только грузинскую церковь, но и весь грузинский народ.

В 608 году армянский католикос Абраам издал «Всеобщую эпистолу» (письменное послание), положившую конец всем отношениям между грузинской и армянской церквами.

Вскоре Иран добился больших преимуществ в войне с Византией и перешел к активному преследованию диофизитства. Кирион и эрисмтавар Адарнасе вынуждены были покинуть Картли. Кирион продолжил свою деятельность в Фазисе в сане митрополита.

Следует отметить, что хотя после учреждения католикосата картлийская церковь стала автокефальной, еще в течение определенного времени избираемого картлийским церковным собором католикоса утверждал патриарх Антиохии. Первым католикосом, которому не потребовалось утверждения патриархом Антиохии, был Григол II, церковный деятель 60-ых годах VIII века.

В 60-80-ых годах IX века во главе церкви стоял Арсен I Диди (из Сапары). Он был воспитанником учеников Григола Хандзтели. Григол Хандзтели сам поддержал Арсена I на должность католикоса. Арсену принадлежит сочинение, написанное на тему грузинско-армянского церковного раскола.

IX-X века – это период борьбы за объединение Грузии.

Постепенно в этой борьбе первенство захватило Абхазское царство. Одним из факторов, препятствующих объединению Грузии было то, что Западная Грузия в церковном отношении подчинялась Константинопольскому патриарху и поэтому испытывала влияние Византийской империи. В первой половине X века длительная борьба абхазских царей принесла свои плоды. Первоначально из подчинения Константинопольскому патриархату вышли западногрузинские епархии и объединились вокруг абхазского (западногрузинского) католикоса. На следующем этапе объединенная западногрузинская церковь подчинилась Мцхетскому католикосу. Таким образом произошло церковное объединение Грузии.

Первым патриархом объединенной грузинской церкви был Мелхиседек I. Он величался «Святейшим и блаженнейшим католикосом-патриархом всея Грузии». При его активном участии был построен Мцхетский храм Светицховели. Он часто бывал в Константинополе, повидимому, с определенной дипломатической миссией.

В 60-ых годах XI века в Грузию по приглашению Баграта IV-го приехал Георгий Мтацминдели. Тяжелая политическая ситуация в стране не позволила Георгию Мтацминдели и Баграту IV довести церковную реформу до конца. Этим делом занялся Давид IV Агмашенебели. Серьезным шагом в этом направлении был созыв Руис-Урбнисского церковного собора в 1103 году, на котором помимо решения о смещении недостойных духовных лиц было принято еще около десяти важных решений. В этот период католикосом-патриархом был Иоанэ VI.

Большим влиянием и авторитетом пользовался католикос-патриарх Николоз Гулаберисдзе, ставший католикосом в 50-ых годах XII века. В 1178 году Николоз отправился в Иерусалим. Перед этой поездкой он побывал в Афонском Иверском монастыре и разрешил здесь многие проблемы. В Иерусалиме он многое сделал для усиления Крестового монастыря (вернул ей земли). В 1178 г. Георгий III освободил церковь от налогов и присвоил ей статус неприкосновенности. Николоз Гулаберисдзе вернулся из Иерусалима после того, как царица Тамар призвала его для участия в церковном соборе. На этом соборе были смещены некоторые недостойные епископы и определены новые церковные правила.