Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 2. РОССИЯ НЭПОВСКАЯ. 1921-1929 гг.

I. От "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" к НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Кризис 1921 г.

С завершением основных сражений на фронтах гражданской войны предпринимаются первые попытки восстановления народного хозяйства. С начала 1920 г. возникают Трудовые армии, которые становятся новой формой милитаризации труда. Перевод рабочих и служащих на положение мобилизованных, имевший место в 1918-1919 гг., дополняется использованием в экономике Красной Армии, которая участвует в восстановлении транспорта, добыче топлива, погрузочно-разгрузочных работах и других мероприятиях.

Конец 1920 - начало 1921 г. становится временем, когда политика "военного коммунизма" достигла своей высшей точки. 4 декабря 1920 г. был принят декрет СНК "О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов", вступивший в силу с 1 января 1921 г. Бесплатным становятся проезд на трамвае, коммунальные услуги и т. д.

Крестьянство в таких условиях отказывалось поставлять необходимое количество хлеба в города, в результате чего население постоянно покидало индустриальные центры, а уровень промышленного производства приближался к нулю. Численность жителей Петрограда сократилась с 2 млн 400 тыс. человек в конце 1917 г. до 590 тыс. человек к лету 1920 г. Количество рабочих на промышленных предприятиях за тот же период уменьшилось с 300 тыс. до 80 тыс. Все больший размах получает такое явление, как трудовое дезертирство. Состоявшийся 29 марта - 5 апреля 1920 г. IX съезд РКП(б) вынужден был это открыто признать. Официально заявлялось, что "значительная часть рабочих в поисках лучших условий самовольно покидает предприятия, переезжает с места на место, чем наносит дальнейшие удары производству и ухудшает общее положение рабочего класса". Таким образом, подчеркивалось, что одной из основных причин трудового дезертирства стали социально-экономические проблемы. Однако призывы съезда создавать из дезертиров штрафные рабочие команды либо заключать их в концентрационные лагеря, ожидаемых результатов не дали.

На рубеже 1920-1921 гг. экономический кризис приобрел угрожающие размеры. По стране с новой силой прокатилась волна крестьянских восстаний: в Западной Сибири, на Северном Кавказе, Украине и т. д. Наиболее крупным крестьянским выступлением стал мятеж в Тамбовской и ряде прилегающих к ней губерний. Тамбовщина остро ощутила на себе все тяготы продовольственной диктатуры. Изъятие "излишков" носило здесь массовый характер уже осенью 1918 г. К тому времени на территории губернии действовало 50 вооруженных продовольственных отрядов общей численностью до 5 тыс. человек. Таким образом, восстание, начавшееся в конце августа 1920 г., выразило долго копившийся крестьянский протест. Возглавил выступление А. С. Антонов, являвшийся членом партии эсеров с 1906 г. и приговоренный в 1910 г. за участие в экспроприациях к смертной казни, замененной бессрочными каторжными работами.

Подавление крестьянского восстания велось исключительно военными мерами и устрашением, так как объявление амнистии за добровольную явку большого успеха не имело. Командующему войсками в губернии М. Н. Тухачевскому в апреле 1921 г. была поставлена задача ликвидировать мятеж в месячный срок. Общая численность частей РККА в этом районе превысила 100 тыс. человек.

Стремительно росло и количество сторонников Антонова. В своем воззвании, адресованном красноармейцам, он называл цифру в 120 тыс. человек, поддерживающих его. Реально же повстанческая армия насчитывала до 50 тыс. бойцов.

Жесткими и энергичными мерами (Тухачевским, в частности, был подписан приказ о применении ядовитых газов "для выкуривания бандитов из лесов") восстание было подавлено. Сам Антонов после поражения своей армии в течение года скрывался в лесах, но был убит при аресте в июне 1922 г. Крестьянское восстание на Тамбовщине, длившееся год - с лета 1920 до лета 1921 г. - и унесшее не менее 50 тыс. жизней с обеих сторон, ярче других продемонстрировало банкротство политики "военного коммунизма".

Антисоветские движения развернулись в этот период в Саратовской и соседних с нею губерниях. Во главе крестьянского восстания встал А. Сапожков. Командующий 22-й дивизией с февраля 1919 г., участник боев на Уральском и Южном фронтах Сапожков неоднократно выражал недовольство проводимой большевиками политики "военного коммунизма". Снятие его в июле 1920 г. с поста начальника дивизии привело к мятежу части. Главными лозунгами восставших стали "Долой продразверстка, да здравствует свободная торговля!", "Долой комиссаров, спецов и белогвардейцев!", а также "правильное распределение предметов, необходимых населению". С этими лозунгами во главе образованной "1-й армии правды" (численность около 3 тыс. человек) он занял город Бузулук и развернул наступление на Уральск и Новоузеньск. В сентябре 1920 г. отряд Сапожкова был разбит, а сам он погиб. Рассеянные, но не уничтоженные части Сапожкова послужили основой для "зеленого движения" в Саратовской губернии в 1921 г. В отдельные периоды под их контролем находились города Камышин, Хвалынск, Ртищево, Пугачевек. Другим известным крестьянским выступлением против советской власти стало Западно-Сибирское восстание. В начале 1921 г. восставшие контролировали города Ишим, Петропавловск, Тобольск, Березово, Обдорск, Барабинск, Каинск, Сургут и другие населенные пункты. Лишь в июне 1921 г. эти территории были возвращены под контроль советской власти.

К весне 1921 г. взрывоопасной становится ситуация ив городах. Особенно тяжелое положение сложилось в крупных промышленных центрах. Правительство принимает специальные постановления о снабжении их топливом. Несмотря на это 11 февраля 1921 г. было объявлено о закрытии до 1 марта 93 петроградских предприятий, среди которых оказались Путиловский, Сестрорецкий заводы, фабрика "Треугольник" и др. Волнения рабочих стали перерастать в открытые беспорядки. Дело доходило в эти дни до избиения видных петроградских коммунистов: "Особенно досталось тов. Анцеловичу", - отмечалось в одном из документов конца февраля 1921 г., повествующем о принудительной остановке автомобилей на Васильевском острове и высадке из них чиновников, вынужденных "идти пешком на правах равенства".

25 февраля 1921 г. в городе было объявлено военное положение и создан Комитет обороны Петрограда. Ситуация становилась угрожающей. Антибольшевистские выступления не могли не повлиять на настроения моряков Кронштадта, общая численность которых в это время составляла 26 тыс. человек. Побывавшие в Петрограде делегации кронштадтских моряков сообщили о причинах волнений рабочих. 28 февраля моряки линейных кораблей "Петропавловск" и "Севастополь" приняли резолюцию с призывом к правительству соблюдать права и свободы, провозглашенные в октябре 1917 г. Призыва к свержению Советов эта резолюция не содержала, но была направлена против всевластия одной партии - партии большевиков.

1 марта на Якорной площади Кронштадта состоялся митинг, в котором приняло участие около 16 тыс. человек. Прибывшему из Москвы председателю ВЦИК М. И. Калинину не удалось переломить настроение собравшихся и снять политические требования. Вскоре для поддержания порядка в Кронштадте моряки решили создать Временный революционный комитет (ВРК), который возглавил С. М. Петриченко. Власть в городе без единого выстрела перешла в руки ревкома.

Известия о событиях в Кронштадте вызвали негативную реакцию центральных властей. 3 марта Петроград и губерния были объявлены на осадном положении. Комитет обороны Петрограда предпринял попытки повлиять на настроения кронштадтцев посредством листовок, адресованных мятежникам. Только 6 марта над Кронштадтом и его фортами было сброшено с самолета 20 тыс. листовок, а 7 марта - 30 тыс. В специально созданную группу контрпропаганды были включены поэты Д. Бедный, В. В. Князев, журналист М. Е. Кольцов и др.

Главным же способом ликвидации восстания должна была Стать вооруженная сила. Кронштадт был изолирован от внешнего мира, восстанавливается 7-я армия под командованием М. Н. Тухачевского. 8 марта начался первый штурм Кронштадта, но покончить с мятежом одним ударом не удалось. Понеся большие потери, советские войска вынуждены были отступить. Одной из главных причин неудачи стали настроения красноармейцев, часть из которых отказалась повиноваться командованию. После проведенной агитации и устрашения (десятки красноармейцев были расстреляны), в ночь на 17 марта начался новый штурм крепости, которому предшествовал интенсивный артиллерийский обстрел. 18 марта Кронштадт пал, а 8 тыс. человек из числа его защитников по льду ушли в Финляндию. После этого началась расправа с гарнизоном Кронштадта. К лету 1921 г. к высшей мере наказания было приговорено более 2100 человек; около 6,5 тыс. оказались осуждены на различные сроки заключения.

Идея организации публичного судебного процесса над главными организаторами восстания не была реализована: председатель ВРК Петриченко и начальник артиллерии Кронштадта бывший генерал-майор царской армии А. Н. Козловский укрылись в Финляндии. Властям также не удалось найти какие-либо данные об участии "международного империализма" в этих событиях. Тем не менее долгое время существовавшая официальная версия интерпретировала восстание таким образом, будто главными его организаторами являлись меньшевики, эсеры, царские генералы и разведки иностранных держав.

События марта 1921 г. ускорили принятие советским руководством на X съезде РКП(б) первостепенной и кардинальной меры - решения о замене продразверстки продналогом.

Переход к нэпу

В день первого штурма Кронштадта, 8 марта, открыл свои заседания X съезд РКП(б). Совпадение этих событий не было случайным, за ним стоял определенный политический расчет. К концу первого дня работы съезда предполагалось сделать заявление о ликвидации восстания. Большевистские лидеры прекрасно понимали необходимость корректировки проводимого курса - соответствующие документы начали разрабатывать еще в конце 1920 г. Требования кронштадтцев, заключавшиеся в ликвидации монопольной власти РКП(б), правительство принять не желало и стремилось подобного рода настроения пресекать силой.

В резолюции, принятой съездом,отмечалось, что "разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом". Все запасы продовольствия, остающиеся у крестьянина после выполнения налога, находились в его полном распоряжении. Данное решение способствовало поощрению личной инициативы крестьянства. Не случайно В. И. Ленин, выступая на съезде, подчеркивал, что "только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию, пока не наступила революция в других странах".

Декретом Совнаркома от 28 марта 1921 г. устанавливался хлебный налог в размере 240 млн пудов ("при среднем урожае") вместо 423 млн пудов задания по разверстке 1920 г. За счет торговли и обмена предполагалось дополнительно получить еще 160 млн пудов, доведя тем самым планируемый минимум, необходимый для потребления, до 400 млн пудов.

Основой нэпа провозглашалось сохранение "смычки" между крестьянством и пролетариатом, с помощью которой удалось отстоять советскую власть в годы гражданской войны. Период новой экономической политики не был временем бескрайней свободы частнокапиталистического предпринимательства. Правительство считало своей задачей сохранение созданного за послереволюционные годы государственного сектора хозяйствования - национализированной промышленности. Государственная собственность, участвуя в рыночном состязании, должна была сохраняться незыблемой и ограждаться от возможных посягательств денационализации.

X съезд РКП(б) принял также резолюцию "О единстве партии", в которой говорилось о вреде и недопустимости "какой бы то ни было фракционности". Съезд предписывал распустить все образовавшиеся на той или иной платформе группы. Неисполнение этого постановления влекло за собой "немедленное исключение из партии. Появление данной резолюции было связано с развернувшейся в 1920 - начале 1921 г. дискуссии о профсоюзах и выступлением "рабочей оппозиции" (А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай). Идейно-политическая платформа этой группы была наиболее полно изложена в брошюре Коллонтай "Рабочая оппозиция". В ней предлагалось передать управление всем народным хозяйством "всероссийскому съезду производителей", объединенных в профсоюзы. Управление отдельными отраслями промышленности должно было быть сосредоточено в соответствующих профессиональных союзах. Последним предоставлялось право избирать все органы управления. На X съезда "рабочая оппозиция"- насчитывала 45 делегатов и продолжала отстаивать свои: взгляды, но потерпела поражение. Те из членов оппозиции, кто не прекратил свою деятельность, спустя год, на XI съезде РКП(б), были исключены из партии.

Решение о переходе к нэпу сопровождалось озабоченностью большевистского руководства по поводу изменения социального состава членов партии. Так, если в 1917 г. рабочие составляли более 60% от общего числа РСДРП(б), то к 1921 г. - только 41%. За это же время процент крестьян в партии вырос с 7,6% до 28,2%, что означало размывание социальной базы диктатуры пролетариата. С целью укрепления рядов РКП(б) и освобождения их от чуждых элементов (включая некоторых оппозиционно настроенных деятелей) была провозглашена партийная чистка.

27 июля 1921 г. ЦК РКП(б) опубликовал в "Правде" обращение "Ко всем партийным организациям. Об очистке партии". Ставилась задача освободить партийные ряды от кулацко-собетвеннических и мещанских элементов из крестьян и уездных обывателей, а также проявить особую строгость по отношению к советским служащим - выходцам из буржуазной интеллигенции. В особую категорию, подлежащую самой тщательной проверке, выделяли выходцев из других партий. Наиболее "прилипчивой болезнью" был объявлен меньшевизм. Первый этап партийной чистки проходил в течение второй половины 1921 г., в результате чего пролетарское ядро партии возросло до 44,4% от общего состава РКП(б). Свыше 1/3 исключенных из партии являлись в своих организациях пассивным элементом. Их изгоняли за "нестойкость", "лодырничество", "как ненужный элемент" либо применяли к ним характеристику "сомнительный", "колеблющийся", "балласт", "неподготовленный" и т. д. Почти 25% подверглись чистке за "дискредитацию советской власти", "шкурничество", "карьеризм", "пьянство", "буржуазный образ жизни", "разложение в быту". Распространенным явлением стало исключение из партии за религиозные убеждения, взяточничество, шантаж. Среди добровольно покинувших компартию в ходе чистки (3,1%) были и те, кто таким образом выражал свое несогласие с новой экономической политикой. В результате после проведенной весной 1922 г. переписи членов РКП(б) выяснилось, что в количественном отношении отряд большевистской партии существенно сократился - с 732 тыс. в марте 1921 г. до 410 тыс. в начале 1922 г.

Суть нэпа в сознание значительной части населения страны вошла далеко не сразу. В сентябре 1921 г. на места был разослан циркуляр за подписью секретаря ЦК РКП(б) В. М. Молотова, в котором подчеркивалось, что "наш новый экономический курс еще далеко не усвоен не только широкими слоями трудящихся, но и отдельными партийными работниками. Некоторые товарищи с мест, - сетовал Молотов, - сами не вполне разобрались в основах новой экономической политики".

Внимание партийных органов в 1921-1922 гг. было направлено на то, чтобы укрепить свое влияние в создающихся частных предприятиях. Только за один год их возникло свыше 10 тыс. Нередко при этом предприятия переходили в собственность бывших владельцев на срок от 2 до 5 лет взамен 10-15% производимой ими продукции. Была сделана попытка на каждом частном предприятии сформировать партийный коллектив, который должен был в случае возникновения забастовки на арендованной фабрике вырабатывать и поддерживать требования рабочих.

Индустриальная Россия

Основное значение нэпа в области промышленного производства заключалось не в признании частной собственности или частного управления над массой мелких предприятий, а в изменении отношения к управлению крупной национализированной промышленностью. В годы гражданской войны сложилась система руководства государственными предприятиями через главки при ВСНХ. Она была связана с жесткой централизацией управления всеми сферами деятельности предприятий и в условиях нэпа, требующих самостоятельности, оперативности при быстро меняющейся конъюнктуре, оказалась неэффективной.

12 августа 1921 г. постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) наиболее крупные, технически оборудованные и удобно географически расположенные, а также обеспеченные сырьем, материалами, рабочей силой предприятия объединялись в тресты. Это позволяло в определенной степени децентрализовать оперативные функции по руководству отдельными предприятиями. До конца 20-х гг. тресты оставались основной производственной единицей в отечественной промышленности. Они были наделены правами планирования, распределения средств, расстановки кадров, проведения торговых операций как между самими трестами, так и на свободном рынке. 90% всех национализированных предприятий, не сданных в аренду, вошли в различные тресты.

Тресты создавались в период, когда государственная торговля и ее аппарат еще не сложились, а в посреднических операциях большую роль играл частник. Поэтому в 20-е гг. родилась такая специфическая хозяйственная организация, как торговый синдикат. К концу 1923 г. синдикаты объединили до 50% крупных трестов различных отраслей промышленности. Всего было образовано около 20 синдикатов. Они изучали емкость рынка, регулировали торговые операции, цены, заготовляли сырье. Ряд синдикатов взял на себя функцию реализации большей части или даже всей продукции ведущих отраслей промышленности (текстильной, нефтяной, соляной, швейной), т. е. осуществлял оптовую торговлю. Удельный вес частников в оптовой торговле в 1923/1924 г. составлял примерно 18% , что свидетельствовало о сосредоточении ее в руках государства. Иначе обстояло дело в розничной торговле, где оборот государственного сектора в эти годы составлял лишь 20%, а 80% приходилось на долю частника.

Тяжелое материальное положение рабочих к моменту окончания гражданской войны заставило советское руководство сосредоточить свое внимание на вопросах заработной платы и формах материального, поощрения. Была изменена премиальная система. Уже в апреле

1921 г. декретом "О натуральном премировании" в прогрессивном размере увеличивались натуральные выдачи за более производительный труд. С лета 1921 г. устанавливалась более тесная связь между размером заработной платы и качеством работ производственных коллективов. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. От пайкового обеспечения государство постепенно переходило (возвращалось) к зарплате, в которой денежная часть повышалась, а натуральная уменьшалась.

Так, в 1920 г. денежная часть средней месячной зарплаты фабрично-заводского рабочего составляла всего 7,4%, а натуральная - 92,6%. К концу 1921 г. выплата деньгами увеличилась до 19,3%- в первом полугодии 1922 г. - до 32%; во втором полугодии 1922 г. - до 61,8%; в начале 1923 г. - до 80%.

Однако обесценивание денег за годы гражданской войны привело к тому, что происходил постоянный роет номиналов денежных знаков. В 1921 г., в обращение поступили так называемые "Обязательства РСФСР"- (в народе за большой размер прозванные "простынями"), предъявителю которых уплачивалось "вне всякой очереди" 1 млн, 5 млн или 10 млн рублей расчетными знаками более мелких достоинств. В других республиках инфляция также отличалась не только увеличением выпуска денежных знаков, но и ростом их номиналов - вплоть до 10 млрд рублей в Закавказье.

Для ликвидации большого разнообразия находящихся в обращении денежных знаков, а также их суррогатов и с целью экономии бумаги и красок (в 1920 г. на изготовление расчетных знаков было израсходовано 3 тыс. т бумаги) в конце 1921 г. было решено провести деноминацию, т. е. обмен старых денег на новые но определенному соотношению. Совнарком постановил выпустить в обращение новые денежные знаки. Все виды обращавшихся в стране государственных денежных знаков (а среди них на тот момент были деньги царского правительства; Временного - так называемые "думские" и "керенки"; кредитные билеты образца 1918 г.; расчетные знаки, или совзнаки, выпускавшиеся в 1919-1921 гг.) обменивались на денежные знаки образца 1922 г. по соотношению 1 новый рубль за 10 тыс. старых рублей всех прежних выпусков. Этой деноминацией изживалось разнообразие бумажно-денежной массы в стране. Пересчет со старого курса на новый должен был производиться "отбрасыванием четырех нулей", что серьезно затрудняло пользование новыми купюрами. Поэтому в октябре 1922 г. СНК постановил провести вторую деноминацию. Один рубль новых денежных знаков образца 1923 г. равнялся 100 рублям образца 1922 г. или 1 млн рублей знаками старых выпусков, изъятых из обращения. Порядок счета, введенный при второй деноминации, стал более удобным.

Однако, несмотря на проведение деноминаций, денежные знаки советского правительства были неустойчивыми, обесценивавшимися с каждым днем. Вопрос о твердой валюте в условиях перехода к нэпу имел решающее значение и вполне назрел уже к началу 1922 г., став толчком к проведению финансово-экономической реформы в 1922-1924 гг. Ее творцами были известные ученые-экономисты и практики банковского дела - В. В. Тарновский (до революции директор Сибирского торгового банка в Петербурге), Н. Н. Кутлер (министр земледелия и землеустройства в 1905-1906 гг.), Н. Д. Кондратьев, Л. Н. Юровский и др., предложившие наркому финансов Г. Я. Сокольникову проект создания параллельной валюты.

11 октября 1922 г. СНК декретом "О предоставлении Госбанку права выпуска банковых билетов" постановил выпустить новые денежные знаки в золотом исчислении, достоинство которых выражалось бы в червонцах. Червонцы выпускались (в отличие от совзнаков) не для покрытия бюджетного дефицита, а для нужд хозяйственного оборота, в интересах урегулирования денежного обращения.

Декрет о выпуске червонцев не устанавливал никакого соотношения между ним и совзнаком. 28 ноября 1922 г. при первой котировке червонца Госбанк оценил его в 11 400 рублей денежными знаками образца 1922 г. (при стоимости золотой десятки царской чеканки на частном "вольном" рынке в 12 500 рублей).

Поскольку червонец был крупной денежной единицей, то его распространение по стране наталкивалось на определенные трудности, в частности червонец медленно проникал в деревню. Еще летом 1923 г. были случаи нежелания крестьян и рабочих принимать червонцы не только на окраинах, как, например, в Туркестане, но и в Петрограде. Вскоре прекрасным проводником червонца в деревню стали хлебные заготовки. Оплаты сдаваемого хлеба крестьяне неизменно требовали в червонцах.

Параллельное обращение в стране двух валют (падающей - совзнака и устойчивой - червонца) несло в себе ряд отрицательных моментов. Оно неблагоприятно отражалось на положении населения. Получаемая зарплата при наличии падающей валюты быстро обесценивалась. Ряд предприятий и организаций, как и в годы "военного коммунизма", начали выпускать свои денежные знаки. Вследствие медленной оборачиваемости товаров и денег в деревне крупные потери несли крестьяне. Все эти условия вместе взятые обусловили необходимость проведения в стране денежной реформы. Своеобразным толчком к этому стали и так называемые "ножницы цен".

На начальном этапе нэпа главная задача государственных органов при организации торговли виделась в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для интенсивного подъема промышленности: широкий рынок сбыта; заготовки сырья и материалов по выгодной цене; высокая норма прибыли. При этом укреплению экономического союза рабочих и крестьян уделялось недостаточное внимание. Это привело к росту диспропорций на рынке в соотношении цен на промышленные и сельскохозяйственные товары ("ножницы цен"). Заминка со сбытом промышленных товаров ощущалась уже весной 1923 г., а осенью разразился настоящий кризис сбыта, что стало следствием снижения заготовительных цен на важнейшие зерновые культуры и чрезмерного повышения отпускных цен на промышленные товары. Крестьяне, несмотря на большую нужду в товарах промышленного производства, не могли их приобретать из-за слишком высоких цен. Так, до войны крестьянин, чтобы оплатить стоимость плуга, должен был продать 6 пудов пшеницы, а в 1923 г. - 24 пуда; стоимость сенокосилки за тот же период возросла со 125 пудов зерна до 544.

К февралю 1924 г. стало ясно, что крестьяне на сов-знаки сдавать хлеб государству отказываются. 2 февраля 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов постановил ввести в обращение устойчивую валюту общесоюзного образца (червонцы формально являлись деньгами республиканскими). Декрет ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1924 г. объявлял о выпуске государственных казначейских билетов СССР. С 14 февраля 1924 г. было прекращено печатание совзнаков, а с 25 марта - выпуск их в обращение. С завершением денежной реформы на большей части территории страны в обращение были выпущены новые образцы червонцев с гербом СССР.

С переходом к нэпу был дан импульс развитию частнокапиталистического предпринимательства. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования (надзора, контроля и т. д.). В промышленности сфера деятельности частника в основном ограничивалась, производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда; в торговле - посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности; на транспорте - организацией местных перевозок мелких партий груза; в области кредита - обслуживанием частной промышленности и торговли.

В целях недопущения концентрации частного капитала государство в качестве рычагов использовало такую меру, как налоги. Большая доля накоплений изымалась финансовыми органами. В 1924/1925 хозяйственном году обложения поглощали от 35 до 52% всего дохода частников. Средних и крупных частных промышленных предприятий в первые годы нэпа было мало. В 1923/1924 г. в составе всей цензовой промышленности (т. е. промышленных предприятий с числом рабочих не менее 16 приналичии механического двигателя и не менее 30 - без двигателя) частные предприятия давали всего 4,3% продукции.

Частники предпочитали использовать в своей деятельности такую форму взаимоотношений с государством, как аренда, которая носила преимущественно краткосрочный характер. Договоры заключались на срок 3-5, 5-10 лет. Однако эффективность работы арендованных частных предприятий была выше, чем арендованных кооперативных или государственных предприятий. Основной причиной такого положения вещей было, видимо, то, что частными арендаторами чаще всего являлись бывшие владельцы предприятий, хорошо знакомые со своим производством. Кроме того, зарплата на частных предприятиях была на 15-20% выше, чем на предприятиях государственной промышленности и создавала стимул для привлечения квалифицированной рабочей силы в частный сектор. Но в целом количество рабочих, занятых на арендованных частными лицами предприятиях, оставалось весьма скромным. Так, к концу 1923/1924 г. число заведений, сданных в аренду в Петрограде, составляло 167, где было занято лишь 11 тыс. рабочих. Таким образом, уровень развития частной промышленности в годы нэпа не являлся высоким.

Одним из характерных признаков; нэпа стали концессии - предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами. Сама идея концессий возникла задолго до введения нэпа. Еще в июле 1918 г. В. И. Ленин положительно отзывался о них (правда, как о вынужденной мере). В ноябре 1920 г., за 3 месяца до X съезда РКП(б), появился декрет СНК, в котором излагался вопрос о концессиях в форме, наиболее приемлемой для капиталистических предпринимателей. Но те, не надеясь на стабильность советского режима и на продолжительность нэпа, не спешили с крупными вложениями капиталов.

Сам факт предоставления концессий иностранным предпринимателям имел как экономическое, так и политическое значение. С экономической точки зрения концессии рассматривались как одно из средств привлечения капитала, передовой техники и технологии в целях ускорения развития производительных сил страны, строительства экономического фундамента социализма. Политическое значение концессий состояло в том, что они способствовали установлению и развитию мирных, равноправных отношений с капиталистическими странами, укрепляли экономическую основу политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Однако в нашей стране концессии никогда не считались главным или решающим фактором хозяйственного развития и роста. Концессии ставились под контроль Советского государства, которое предусматривало сроки и регулирование их деятельности в рамках общего трудового законодательства. Всего с 1921 по 1929 г. Советская Россия получила от западных предпринимателей около 2670 предложений на создание концессий. Число же реально действовавших предприятий с привлечением иностранного капитала было невелико: 1924 г. - 55, 1925 г. - 70, 1925/1926 г. - 82, 1926/1927 г. - 74, 1927/1928 г. - 68, 1928/1929 г. - 59. В 1925/1926 г. концессионные предприятия произвели продукции на 35,4 млн рублей. В последующие годы в денежном выражении объем их продукции увеличился в 3 раза, однако удельный вес в валовой продукции промышленности страны оставался крайне низким - 0,6% в 1927/1928 г. В цензовой промышленности концессии давали около 5% валовой продукции. В декабре 1925 г. на XIV съезде партии И. В. Сталин гордо заметил, что удельный вес концессий и аренды у нас минимален - "первые имеют 50 тыс. рабочих, вторая - 35 тыс.". Тогда же был провозглашен тезис об "устранении экономической зависимости от заграницы".

Таким образом, к концу восстановительного периода (середина 20-х гг.) и с началом реконструкции народного хозяйства (1925-1927 гг.) усилился процесс вытеснения капиталистических элементов из экономики страны, который продолжался с нарастающей силой в конце 20-х гг., обеспечивая не только относительное, но и абсолютное сокращение частного капитала.

Нэп представлял собой цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. Для правильного понимания происходивших в 20-е гг. преобразований необходимо рассматривать их как с точки зрения радикальных перемен, связанных с переходом к рынку и товарно-денежным отношениям, так и с позиций преемственности сложившихся в 1918-1920 гг. реалий, т. е. огосударствления или национализации промышленности, когда государство устанавливало систему экономических отношений. В целом преобразования 20-х гг. характеризовались острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов к управлению и решительной схваткой между экономическими и административными методами, прежде всего в государственном секторе хозяйств вования. Главной задачей государства из-за сложности условий было установление верных пропорций между тем, что оно могло "переварить", подчиняя своему прямому воздействию, и тем, что такому воздействию поддавалось слабо или не поддавалось совсем, относясь к стихии рынка.

От Советской России к Союзу ССР

До 1903 г. национальный вопрос в РСДРП не обсуждался. В задачи социал-демократии не входило выступать в защиту новых национальных государств. Но вскоре важность данной проблемы осознали многие. В. И. Ленин, разрабатывая теорию о праве наций на самоопределение, был убежден, что первостепенное значение имеет единство пролетариата, а национальные чувства должны со временем отмереть. Основные ленинские принципы по этому вопросу были изложены на VII Всероссийской конференции РСДРП(б) в апреле 1917 г. Подъем национально-освободительного движения в России диктовал необходимость дальнейшей разработки национальной программы.

В первые месяцы своего существования Советская республика не являлась федерацией. Она была единым многонациональным государством и включала территории бывшей Российской империи. Начало практическому претворению в жизнь программы большевистской партии по национальному вопросу было положено после того, как 2 ноября 1917 г. Совнарком утвердил проект Декларации прав народов России. В ней провозглашались основные положения советской национальной политики. Народы России получили право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельных государств; отменялись национальные привилегии и ограничения; осуждалась политика натравливания одной нации на другую.

20 ноября 1917 г. СНК принял обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", в котором указывалось, что все верования и обычаи мусульман, их национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Трудящиеся мусульмане призывались устраивать свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно, поддерживать социалистическую революцию и созданное ею правительство.

Придерживаясь провозглашенных принципов в области национальной политики, СНК 18 декабря 1917г. признал государственную независимость Финляндии (Великое княжество Финляндское находилось в составе Российской империи с 1809 г., пользуясь внутренней автономией). Однако признание независимости Финляндии не гарантировало невмешательства Советской России в ее дела, так как, говоря о праве наций на самоопределение, большевики имели в виду право самоопределения пролетариата, а не буржуазии.

Национально-государственное развитие Советской России шло по линии преобразования возникавших автономных областей в автономные республики и автономных республик в союзные. Старейшей по времени создания из автономных республик, входивших в состав РСФСР, была Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР), провозглашенная V Всетуркестанским съездом Советов еще 30 апреля 1918 г. Это было многонациональное государственное образование.

В марте 1919 г. в Москве было подписано соглашение между центральной властью и башкирскими представителями об образовании автономной Башкирской Советской Республики. В начале 1920 г. Политбюро ЦК.РКП(б) постановило создать Татарскую АССР, что ускорило решение вопроса о национальной автономии других народов Поволжья. В 1920 г. создание автономий в рамках РСФСР охватило практически все национальные районы. Их социальный и политический строй имел общие основы, все они являлись государствами диктатуры пролетариата. Однотипным был и государственный аппарат советских республик: высшие органы власти - съезды Советов, высшие органы управления - правительства. На территории республик действовали декреты и постановления съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР.

Одновременно со становлением автономий в РСФСР происходило ее сближение с другими советскими республиками. Сотрудничество развивалось по широкому кругу вопросов, и вскоре начался процесс объединения госаппарата республик: вооруженные силы объединялись в единую армию, управление промышленностью, транспортом, связью и внешней торговлей становилось централизованным. Но поскольку договоры между РСФСР и другими советскими республиками не предусматривали подчинения высших органов управления в республиках аналогичным органам РСФСР, это порождало неопределенность, конфликты и трения.

В целом, однако, в 1921-1922 гг. между республиками установились прочные федеративные отношения, развивавшие принципы "договорной федерации" периода гражданской войны.

Вопросы совершенствования отношений с РСФСР почти одновременно подняли весной 1922 г. ЦК компартии Украины и Белоруссии (Украинская ССР возникла 12 декабря 1917 г., а Белорусская ССР - 1 января 1919 г.). Летом 1922 г. аналогичное решение о Закавказских республиках (Азербайджан, Армения и Грузия), объединившихся 12 марта 1922 г. в Закавказскую федерацию (ЗСФСР - Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика), принял пленум краевого комитета РКП(б). Пересмотра сложившихся форм взаимоотношений между республиками требовали экономические, внутри- и внешнеполитические факторы.

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение Сталина) и создание федерации равноправных республик. Проект Сталина "О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками" был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г.

В. И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

Новый проект комиссии ЦК РКП(б) был окончательно утвержден на пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Вскоре дискуссия между центральным руководством и грузинской стороной по вопросу о вхождении в состав будущего союза отдельными республиками переросла в "грузинский инцидент". В конце октября 1922 г. ЦК компартии Грузии коллективно подал в отставку. Это произошло после того, как грузинская сторона предложила рассмотреть вопрос о раздельном вхождении Закавказских республик в создаваемый союз, что требовало пересмотра решений пленума ЦК РКП(б). Данное заявление представителем центра Г. К. Орджоникидзе тут же было квалифицировано как "недопустимое нарушение партийной дисциплины". Последовали взаимные оскорбления, переросшие в рукоприкладство. Комиссия Ф. Э. Дзержинского, выезжавшая на место для рассмотрения сложившейся ситуации, представила в Политбюро ЦК доклад, осуждавший позицию ЦК компартии Грузии. В. И. Ленин по причине болезни не смог активно выступить в защиту грузинских коммунистов. Ему были известны перегибы шовинистов на Кавказе, издавших декрет о лишении грузинского гражданства лиц, вступающих в брак с жителями других республик. Однако великорусский шовинизм он считал гораздо большим злом, называя Сталина "грубым великорусским держимордой".

I Закавказский съезд Советов (13 декабря 1922г.), так же как и ЦИК УССР (16 октября) и IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря) высказались в поддержку проекта комиссии ЦК РКП(б) от б октября. 26 декабря X Всероссийский съезд Советов одобрил идею создания Союза ССР.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил важнейшие конституционные документы - Декларацию и Договор об образовании СССР. Это стало завершающим этапом объединительного движения народов. Вошедшие в состав СССР республики (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР) закрепляли за собой "право свободного выхода из Союза". Ленин, однако, считал, что этот момент носил чисто формальный характер, был "пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев" от шовинизма русского бюрократа. Меры по более действенной защите нерусского населения так и не были приняты.

Несмотря на это, сложный и неоднозначный процесс формирования Союза ССР представлял собой великое политическое начинание. Народы обретали свою государственность, хотя пределы их полномочий были ограниченными, а суверенитет весьма скромным.

Конституция СССР 1924 г.

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик было продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик "...имеющих возникнуть в будущем". За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Высшим органом власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами - ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных республик - по 5 депутатов от каждой, и автономных областей - по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган - СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались функции разбирательства дел о злоупотреблениях высших должностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в исключительной компетенции союзных республик. В конституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г.