Творческие портреты композиторов. Популярный справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

З

ЗАРИНЬ Маргер Оттович (р. 24 V 1910 - Яунпиебалга)
«Мы можем гордиться, что принадлежим к самой прогрессивной, самой
могучей музыкальной семье в мире, что мы тесно сблизились с народом», -
считает выдающийся латышский композитор М. Заринь. Страстная любовь к
Родине, к своему народу пронизывает все его творчество, известное в нашей
стране и за рубежом.
Среди основных произведений композитора 7 опер, 10
вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12
инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям
и 20 кинофильмам.
Заринь рос в музыкальной семье. Его отец (сельский учитель) был хорошим
органистом. Мать пела в хоре Рижского оперного театра, часто выступала
солисткой в концертах. Неудивительно, что с ранних лет мальчик горячо
полюбил музыку.
Его первым учителем по органу и фортепиано был отец. Благодаря своим
выдающимся способностям и завидному трудолюбию в 13 лет Маргер становится
студентом Рижской консерватории по классу фортепиано. Однако вскоре он
должен был прекратить занятия и вернуться домой: семья не имела средств для
его обучения в Риге. В 1929 г. Маргер окончил педагогический институт в
Елгаве и, получив диплом школьного учителя, снова приехал в Ригу. Работая в
вечерней школе, он в то же время занимался в консерватории по трем
специальностям: композиции (в классе Я. Витолса), органа и фортепиано.
Первое произведение Зариня - хоровая песня «Радость» на собственные
стихи - была премирована на конкурсе Праздника песни. За ней последовали
другие песни и кантаты, также имевшие большой успех. «В молодости я очень
увлекался музыкальным импрессионизмом. Дебюсси, Равель были моими,
кумирами», - говорил Заринь. - «Занимаясь же в классе фортепиано, я
благоговел перед Бахом. Думаю, эти пристрастия отражаются в моем творчестве
до сих пор».
Новым, важным этапом в жизни Зариня стал 1940 г., когда после
восстановления Советской власти Латвия вошла в состав братских республик
нашей страны. Зариня пригласили в качестве музыкального руководителя и
дирижера в Рижский Художественный театр Дайлес. Маргер безмерно счастлив!
Ведь теперь он работает рядом с художественным руководителем театра Э.
Смильгисом, вписавшим неповторимую страницу в историю латышской культуры.
Смильгис учил Зариня искать новые средства выражения, воспитывать в себе
чувство формы, постоянно обогащать свою музыкальную мысль. «Театр, его
волнующую атмосферу люблю с юных лет», - вспоминает композитор, - «годами
стараюсь постичь специфику этого удивительного вида искусства». За 10 лет
работы в театре Дайлес Заринь написал музыку к спектаклям «Ромео и
Джульетта, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь» В. Шекспира; «Мария
Стюарт» Ф. Шиллера; «Дубровский» А. Пушкина; «Анна Каренина» Л. Толстого; к
пьесам А. Н. Островского, М. Горького, Вс. Иванова, Н. Погодина, К. Тренева,
Б. Лавренева. Но особо следует выделить спектакли латышской классики и
только что зарождавшейся латышской советской драматургии с музыкой Зариня:
«Золотой конь, Огонь и ночь» Я. Райниса, «Проделки Трины» Р. Блауманиса,
«1905 год» и «Спартак» А. Упита.
В полную силу музыкально-театральный талант Зариня раскрылся в оперном
творчестве: ...»Мне ближе всего героико-эпический оперный жанр, раскрывающий
такие моменты истории, когда общественные и личные конфликты разрешались
наиболее драматично». 20 июня 1955 г. с большим успехом прошла премьера его
оперы «К новому берегу» (либр. Ф. Рокпельниса по роману В. Лациса), ставшей
первой советской латышской оперой. Это сочинение выдержано в классических
традициях большой оперы; в нем национально яркие латышские элементы
лирической, массовой, народной песенности тонко сочетаются с традиционным
оперным стилем.
В ином ключе написана «Опера нищих» (1964, либр. собств. по рассказу Ж.
Гривы «В тени голубой мечети»). В либретто включены стихи Н. Хикмета и О.
Хайяма. События развертываются в Стамбуле: тема борьбы против империализма
удачно переплетается с колоритными жанровыми эпизодами и лирическими
зарисовками из жизни простых людей Турции. В опере использованы
драматургические приемы музыкального, драматического театров и кино.
По-своему оригинальна сатирическая опера-балет Зариня «Чудо Святого
Маврикия» (либр, собств.). Произведение было написано в 1964 г., однако его
премьера состоялась лишь в 1974 г. Сюжет заимствован из истории Риги XVI в.
Значительный интерес представляет «Опера на площади», посвященная
100-летию со дня рождения В. И. Ленина (по мотивам поэм В. Маяковского и
документальным рассказам Дж. Рида). Это сочинение синтезирует черты оперы,
оратории и грандиозного массового действа. В нем занят огромный состав
исполнителей: 7 хоров, 10 солистов и большой симфонический оркестр. «Я
поставил своей целью в этом произведении говорить с аудиторией очень
демократическим языком, так как адресат мой на этот раз - широкие массы
слушателей, собранные не в театре, а под небесным сводом... В своей музыке я
стремился опираться на интонационную основу советской массовой песни с ее
характерными фанфарными линиями-мотивами, эмоционально-приподнятыми и
одновременно очень простыми, лапидарными». Театральное мышление Зариня
получило яркое выражение в его ораториях: «Герои Валмиеры» (1950), «Борьба с
Чертовым болотом» (1951), «Махагони» (1965).
«Махагони» (либр. А. Круклиса) повествует о судьбах конголезского
народа, столетиями томившегося под игом иноземцев, о самоотверженной борьбе
за свободу своего народа и трагической гибели П. Лумумбы, о могучей силе
пробуждающейся Африки. Литературной основой оратории послужили стихи
известного негритянского поэта Л. Хьюза. Музыка, проникнутая национальным
колоритом, захватывает драматизмом и напряженностью развития. Одна из
наиболее впечатляющих страниц оратории - плач по П. Лумумбе, обреченном на
смерть. Финал этого величественного произведения исполнен огромной
жизнеутверждающей силы.
Богатством содержания и красочностью музыкального языка отмечены
вокальные циклы Зариня: «Советская женщина в борьбе за мир» (1951, ст.
латышских советских поэтов), «Серебристый свет» (1952, ст. Я. Райниса),
«Четыре японские миниатюры» (1963, ст. М. Басе), «Песни на слова Я. Порука»
(1971) и др.
Заринь неоднократно обращался и к сочинениям других жанров - к
инструментальным концертам, фортепианным миниатюрам, сочинениям для органа,
к киномузыке. Из кинофильмов с его музыкой наиболее значительны «Эдгар и
Кристина, Времена землемеров, В тени смерти, Афера Цеплиса».
Начиная с 70-х гг. член Союза писателей Латвии, Заринь активно работает
и на литературном поприще: ...»свою работу литератора считаю продолжением
деятельности композитора, ибо в моем творчестве - как в литературном, так и
в музыке - есть общие принципы. В последние годы моя писательская и
композиторская работа как бы слились в одно целое». По словам композитора, в
его литературных сочинениях очень много из собственной биографии, из
биографии его поколения. В основном он пишет о музыке и музыкантах. Первый
рассказ он посвятил Ж. Оффенбаху. Среди литературных сочинений Зариня -
рассказы, эссе, новеллы. Оригинальны его романы «Лже-Фауст, Мистерии и
хеппенинги, Чудесные приключения старого Тайзеля, Календарь капельмейстера
Коциня», композитор написал интереснейшие воспоминания «Оптимистическая
энциклопедия жизни».
Жизнь Зариня наполнена постоянным творческим трудом: «Ужасен день, в
котором нет значительных моментов, - впустую прожитые часы. С годами все
яснее сознаешь, как страшно дорого время». /М. Комиссарская/

Обратно в раздел культурология