Омилянчук С.П. Текстология

Система основных терминов и понятий теории и практики текстологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее полно характеристики различных типов изданий классических текстов в отечественной эдиционной практике сформировались в советский период ее развития. Тогда же окончательно сложилась научная методика их текстологической подготовки.
Дело в том, что развитие истории русской литературы в последнее десятилетие XIX столетия привело к настоятельной необходимости создания научного историко-литературного свода классических произведений, без решения этой задачи дальнейшее развитие науки о литературе объективно было уже невозможно. Поэтому к началу XX века существовали как разработанная система текстологических методов, так и обширный эдиционный опыт, позволяющие научно обосновывать принимаемые решения. Кроме того, специалисты получили достаточно свободный доступ к архивным материалам, недоступным для них прежде. Необходимость широкого распространения текстов классических произведений, знакомство с творчеством писателей - классиков русской национальной и зарубежных литератур предполагали задачи народного образования, просвещения, развития культуры советского общества. Следует отметить то, что в XX столетии в стране работала плеяда талантливых ученых - текстологов (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Венгеров, Д.Я. Гершензон, Н.О. Лернер, Б.А. Модзалевский, П.О. Морозов, Ю.Н. Тынянов, П.Е. Щеголев, Б.М. Эйхенбаум и др.), создавших русскую научную текстологическую школу, получившую мировую известность и мировое признание. Благодаря их работе и активному участию в ней А.М. Горького и наркома просвещения А.В. Луначарского широкая и активная подготовка советских изданий русской классической литературы началась уже в 1918-1919 годах. Первоначальной основой были наиболее качественные дореволюционные издания. Они позволяли дать читателю приемлемые, а в ряде случаев и качественные, тексты произведений русской классической литературы, охарактеризовать роль и значение крупнейших писателей классиков, популяризировать их творческое наследие в различных слоях читателей, осуществить его детальный критический пересмотр. Но если задача популяризации классической литературы в те годы и была объективно одной из основных, то не меньшее значение имела проблема создания научного свода произведений отечественной литературной классики, т.е. тенденция развития русской эдиционной теории и практики, сложившаяся еще в XIX столетии. Она, в конечном итоге, и определила важнейшие особенности развития советской текстологии, главные ее достижения.
Основными изданиями, решающими эту проблему, стала совокупность научных и академических многотомников, подготовленных советскими текстологами в 30-90-х годах прошлого века. При этом определяющее значение имела текстологическая работа над творческим наследием крупнейших русских писателей и поэтов XVIII-XX столетий: М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя и других крупнейших отечественных литературных критиков, советских писателей классиков. Изложенное выше приводит к выводу: методологическая сущность процессов текстологической и эдиционной подготовки произведений классической литературы определяется исторически конкретным уровнем решения проблемы отражения не только текстов классических произведений в изданиях различных видов и типов, но и формирования полного свода этих произведений на основе научной, историко-литературной оценки как самих этих произведений, истории их создания, издания или публикации, так и определения их места и значения в творчестве писателей - классиков, литературе и культуре нации. Другими словами, методологическая сущность данных процессов исторически изменчива. Но, отвечая уровню развития науки о литературе каждого конкретного периода ее развития, она в то же время соотносится с методикой решения задач предшествующих этапов развития науки о литературе. Более того, предельно полное решение задач, стоящих перед текстологией и эдиционной практикой в каждый конкретный период их исторического развития, возможно только с позиций следующего, более позднего, т.е. такого, который характеризуется объективным пределом, позволяющим решить эти задачи. Сказанное и определяет закономерность развития процесса формирования всей совокупности текстологических методов, теории и практики текстологии их взаимосвязи и взаимопереходов с теорией и практикой редактирования. Эти вопросы, а также основные издания XI-XX в.в. должны быть рассмотрены в следующей (второй) части пособия. Следует, все же, подчеркнуть, что материал обеих частей сознательно ограничен уровнем профессиональной подготовки будущих редакторов в МГУП, а не специалистов-текстологов или составителей изданий текстов классических произведений. Поэтому вопросы и проблемы текстологии, ее теории и практики как специальной филологической научной дисциплины в пособии не рассматриваются. Студенты, желающие более полно изучить предмет текстологии как научной дисциплины, историю и теорию его формирования, как и степень текстологической подготовки наследия конкретных авторов, должны обратиться к специальной литературе, собраниям сочинений и другим изданиям интересующих их писателей.

Сост. С.П. Омилянчук, д.ф.н., проф.
Студент выполняет работу по одной из предложенных тем. Тема 1. Текстологический смысл содержания понятий: «основной текст» , «научный (критический) текст» , «конъюнктура (компилятивный текст)» В работе необходимо раскрыть текстологический смысл перечисленных понятий, цели и задачи работы текстолога и редактора при подготовке каждого из них, рассмотреть основные причины их создания. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 2. Источники классического текста В контрольной работе должны быть охарактеризованы все источники классического текста, раскрыто их значение и описана классификация их современной текстологии. Особое внимание следует обратить на проблему степени доверенности каждого из этих источников, задачи текстолога и редактора при работе с ними. (Литература: 3, 5, 8.) Тема 3. Текстологический смысл содержания понятий: «вариант» , «редакция» , «разночтения» Цель работы - раскрытие текстологического смысла понятий, задач текстолога и редактора при работе с явления, обозначаемыми этими понятиями при работе с классическим текстом. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 4. Система видов комментария к классическому тексту
Описав систему видов комментария к классическому тексту, студент должен раскрыть содержание и задачи каждого из них, целесообразность мнения того или иного вида комментария в различных типах изданий классического текста, а также цель и задачи работы текстолога и редактора над ними. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 5. Текстологический смысл понятия «авторская воля» Раскрыв содержания этого понятия, следует ев конкретных примерах обосновать его значение как абсолютного критерия работа текстолога и редактора над текстом классического произведения (Литература: 3, 5, 8)
Тема 6. Искажение классического текста, задачи работы текстолога и редактора над их устранением Рассмотрев систему искажений классического текста и причины возникновения их, студент должен проиллюстрировать сказанное конкретными примерами, а затем рассказать о работе текстолога и редактора над их устранением, о ее специфике и методике. (Литература: 3, 5, 8, 9.)
Тема 7. Проблемы атрибуции и датировки в текстологии
Раскрыв текстологический смысл названных понятий, следует описать современные текстологические методы решения этих вопросов, проиллюстрировать их конкретными примерами. (Литература: 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10.)
Тема 8. Виды изданий классических произведений
Цель работы - типологическая характеристика различных видов: «собрание сочинений» (характеристика творчества автора в целом), «сборник » (характеристика части творчества автора (авторов)), издание отдельного произведения (моноиздание) (характеристика отдельного произведения). (Литература: 6.)
Тема 9. Типы изданий классических произведений
Содержание работы должно раскрывать типологические характеристики типов изданий классической литературы, таких как:целевое назначение (специальное научное исследование творчества автора в целом, части творчества, отдельного произведения; популяризация результатов этого исследования, популяризация творчества писателя); читательский адрес (специалисты, профессионально занятые изучением литературы или творчества данного автора; читатели, по своим профессиональным занятиям близкие к литературоведению; массовый читатель); рассмотрев и описав критерии типа изданий классических произведений, студент должен на его основе охарактеризовать издания:научного типа, такие формы его как «энциклопедия творчества» и «энциклопедия произведения» , выделив их по критерию историко-культурной характеристики творчества автора в целом или отдельного произведения; «научные издания» , т.е. содержащие литературоведческую характеристику творчества писателя в целом, части творчества, отдельного произведения;научно-массового типа, задача которых - популяризация научной оценки творчества автора в целом, части творчества, отдельного произведения; массового типа - выпускаемые с целью популяризации творчества автора в целом, части творчества или отдельного произведения (Литература: 6.)

Литература
К системе основных терминов и понятий теории и практики текстологии
Лихачев Д.С. Текстология. - М., 1982.
Прохоров Е.И. Текстология: Принципы издания классической литературы. - М.: Высш. шк., 1966.
Основы текстологии: Сб. статей. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1959.
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. - М.: Наследие. 1998.
Рейсер С.А. Основы текстологии: Учеб. пособие. - Л.: Просвещение, 1978.
Современная текстология. Теория и практика: Сб. док. - М.: Наследие, 1997.
К разделу 1. Предыстория текстологии новой русской литературы
Берков П.Н. Издания русских поэтов XVIII века: История и текстологические проблемы // Издание классической литературы. - М.: Искусство, 1962.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961.
Вопросы текстологии: Сб. ст. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Лихачев Д.С. Текстология. - М., 1982. (Или любое другое издание.)
К разделу 2. Возникновение текстологии новой русской литературы
Берков П.Н. Издания русских поэтов XVIII века: История и текстологические проблемы // Издание классической литературы. - М.: Искусство, 1962.
Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени 1750-1765 гг. - Л., 1936.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961.
Вопросы текстологии: Сб. ст. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Основы текстологии: Сб. ст. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
К разделу 3. Развитие методики текстологической подготовки классических текстов новой русской литературы в изданиях последней трети XVIII века
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961.
Гуковский Г.А. Русская поэзия XVIII ВЕКА. Дворянская фронда в литературе 1750-1760 годов. - М.-Л., 1936.
Издание классической литературы. - М.: Искусство, 1962.
Карамзин Н.О. О книжной торговле и о любви к чтению // Вестник Европы. - 1802. - № 9.
Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1964. (Или любое другое издание.)
Основы текстологии / Под ред. В.С. Нечаевой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.
Омилянчук С.П. Проблемы типологии собраний сочинений // Книга. Исслед. Материалы. - 1969. - Вып.18.
Перетц В.Н. Очерк по истории поэтического стиля в России: в 4-х ч. - СПб., 1905.
Прохоров Е.И. Текстология: Принципы издания классической литературы. - М.: Высш. шк., 1966.
Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. - М.: Искусство, 1959.
К разделу 4. Принципы текстологической подготовки изданий классических произведений в русской эдиционной практике первой половины ХIХ века
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980.
Издание классической литературы. - М.: Искусство, 1962.
Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1964. (Или любое другое издание.)
Основы текстологии / Под. ред. В.С. Нечаевой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.
Омилянчук С.П. Проблемы типологии собраний сочинений // Книга. Исследования и материалы. - 1969. - Вып. 18.
Прохоров Е.И. Текстология: Принципы издания классической литературы. - М.: Высш. шк., 1966.
Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. - М.: Искусство, 1959.
К разделу 5. Формирование и развитие методики текстологической подготовки изданий современных типов
Берков П.Н. Издание русских поэтов XVIII века. История и текстологические проблемы // Издание классической литературы. - М.: Искусство, 1963.
Бонди С.М. Об академическом издании сочинений Пушкина // Вопросы литературы. - 1963. - №2. - С. 123-131.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980.
Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1982.
Вопросы текстологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.
Основы текстологии / Под ред. В.С. Нечаевой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.
Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1959.
Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1968.
К темам контрольных работ
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961.
Виноградов В.В. О языках художественной литературы. - М., 1959.
Вопросы текстологии: Сб. ст. - М., 1957. - Вып. 1.
Гришунин А.Л. Опыт исследования употребительности языковых дублетов в целях атрибуции // Вопросы текстологии. - Вып. 2. - М., 1960.
Лихачев Д.С. Текстология. - М., 1983.
Омилянчук С.П. Проблемы типологии собраний сочинений // Книга. Исслед. и материалы. - М., 1969. - Сб. 18.
Основы текстологии: Сб. ст. - М., 1962.
Прохоров Е.И. Текстология: Принципы издания классической литературы. - М., 1960.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. (Очерк текстологии). - М., 1959.
Штокмар М.П. Анализ языка и стиля как средство атрибуции // Вопросы типологии. - М., 1960. - Вып. 2.