Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли

ОГЛАВЛЕНИЕ

Сунь Ятсен

(1866—1925)—китайский политический деятель, создатель Союза возрождения Китая и Объединенного Союза — революционных организаций, ставивших своей целью освобождение Китая от господства маньчжурской династии. Позднее по его инициативе была основана Китайская национальная партия (Чжунго гоминь дан), существующая и по сей день на Тайване. После победы революции 1911 г. являлся первым Временным Президентом Китайской Республики. Сунь Ятсен вошел в историю мировой политической мысли своим учением о трех народных принципах и конституции пяти властей. Три народных принципа включали национализм, народного благосостояния и народовластие. Принцип национализма выражал Идеи борьбы против гнета империализма и требование полного равноправия всех национальностей Китая. Принцип народного благосостояния сводился к аграрной реформе и осуществлению индустриализации страны. С принципом народовластия была связана оригинальная политическая концепция — конституция пяти властей. По мнению Сунь Ятсена, существующая во многих странах система трех властей не обеспечивает нормального функционирования демократических институтов и поэтому нуждается в дополнении еще двумя властями — экзаменационной и контрольной. Одновременно Сунь Ятсен считал, что введение демократии в государствах с сильными тоталитарными или авторитарными традициями во избежание социальных катаклизмов должно происходить постепенно. Отсюда его идея о трех периодах правления: военного правления, политической опеки и конституционного правления. Произведения Сунь Ятсена переведены на многие иностранные языки. На Тайване его идеи являются официальной доктриной Гоминьдана, его называют там “отцом государства”. Высоко оценивается роль Сунь Ятсена в развитии китайской политической мысли и в КНР. (Тексты подобраны В. Г. Буровым.)

ОБЩАЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА

(12 апреля 1924 г.)

I. При строительстве Китайской Республики деятельность национального правительства зиждется на революционной программе трех народных принципов и конституции пяти властей.

II. В государственном строительстве превыше всего народное благосостояние. Поэтому в целях удовлетворения острой потребности народа в продуктах питания, одежде, крове и средствах передвижения правительству надлежит вместе с народом общими силами развивать сельское хозяйство, чтобы обеспечить страну в достаточном количестве продовольствием, содействовать развитию текстильной промышленности, чтобы народ имел достаточно одежды, развернуть широкое плановое строительство различных жилищ, чтобы все люди имели уютный кров, приводить в порядок и строить дороги и каналы, чтобы облегчить передвижение людей.

III. Второй вопрос — народовластие. Правительство должно обучать народ, способствуя приобретению им политических знаний, необходимых для осуществления избирательного права, права смещения должностных лиц, права законодательной инициативы и права референдума.

IV. Третий вопрос — национализм. Правительству надлежит заботиться о процветании малых национальностей в нашей стране, содействуя развитию у них способности к самоопределению и самоуправлению. Правительство должно давать отпор всем агрессивным, захватническим устремлениям извне и добиться пересмотра договоров с иностранными государствами, имея в виду восстановление равноправия и независимости нашей страны в международных отношениях.

V. Строительство государства делится на три периода: 1) период военного правления, 2) период политической опеки, 3) период конституционного правления.

VI. В период военного правления все государственные институты находятся под контролем военной администрации. Правительство использует военную силу для устранения препятствий внутри государства и одновременно ведет пропаганду своих принципов в целях просвещения народа, чем способствует объединению страны.

VII. Для каждой отдельной провинции день установления там полного порядка явится днем начала периода политической опеки и окончания периода военного правления.

VIII. В период политической опеки правительство направляет в уезды соответствующим образом обученных и удовлетворительно выдержавших испытания работников .для оказания помощи населению в подготовке организации самоуправления. Когда в уезде будут собраны точные данные о численности населения, обмерены все находящиеся на территории уезда земли, налажена служба охраны порядка, отстроена и приведена в порядок дорожная сеть и его население, обученное применению четырех прав и присягнувшее во исполнение своего гражданского долга на верность революционным принципам, изберет начальника уезда, ведающего в уезде административной властью, и членов уездного собрания, исполняющих в уезде законодательные функции, данный уезд становится полностью самоуправляемым.

IX. Граждане уезда, в котором полностью осуществлено самоуправление, имеют право прямого выбора должностных лиц, право прямого смещения должностных лиц, право прямой законодательной инициативы и право прямого волеизъявления посредством референдума. [...]

XIV. [...] Население каждого уезда после создания автономного правительства выбирает одного депутата в Национальное собрание для участия в делах центральной администрации.

XV. Все кандидаты на выборные должности, а также назначаемые чиновники, в центре или на местах, предварительно подвергаются центральными органами власти соответствующим экзаменам.

XVI. День, когда самоуправление будет осуществлено во всех уездах провинции, явится началом периода конституционного правления. По достижении этого этапа Собрание народных представителей избирает губернатора провинции, который осуществляет надзор за работой органов самоуправления. В отношении мероприятий общегосударственного масштаба, затрагивающих данную провинцию, губернатор действует в соответствии с распоряжениями из центра.

XVII. В этот период устанавливается система равенства в прерогативах между провинцией и центром. Дела, имеющие общенациональный характер, относятся к компетенции центрального правительства, дела местного значения решаются местными властями. Не должно быть уклона ни в сторону чрезмерной централизации, ни в сторону излишней местной автономизации.

XVIII. Единицей самоуправления является уезд. Провинциальные органы власти служат связующим звеном между центром и уездом.

XIX. В начале периода конституционного правления центральное правительство должно завершить создание пяти палат в целях испытания формы правления, основанной на системе пяти властей. Палаты создаются в следующем порядке: исполнительная, законодательная, судебная, экзаменационная и контрольная. [...]

XXI. [...] До вступления в силу конституции руководители палат назначаются и смещаются президентом Республики и работают под его руководством.

XXII. Проекты конституции должны базироваться на общей программе строительства государства и на достижениях периодов политической опеки и конституционного правления. Они разрабатываются законодательной палатой и популяризируются в народе, чтобы подготовить выбор одного из вариантов, когда наступит соответствующее время.

XXIII. Когда более половины общего числа провинций страны вступит в период конституционного правления, то есть когда на территории большинства провинций полностью осуществится местное самоуправление, будет созвано Национальное собрание, которое утвердит и обнародует конституцию.

XXIV. После обнародования и вступления в силу конституции функции центральной власти переходят к Национальному собранию. Национальное собрание получает право выбора и смещения любых должностных лиц в центральном правительстве, право законодательной инициативы и референдума в отношении общегосударственных законов.

XXV. День обнародования конституции будет одновременно днем провозглашения периода конституционного правления. В соответствии с конституцией будут проведены всеобщие выборы, в которых примут участие граждане всей страны. Через три месяца после выборов национальное правительство подаст в отставку и передаст власть правительству, избранному народом, что и ознаменует собой великий успех дела строительства государства.

_____________

Печатается по: Сунь Ятсен. Избранные произведения. М„ 1985. С. 637—640.

КОНСТИТУЦИЯ ПЯТИ ВЛАСТЕЙ (1924 г.)

Сегодня темой нашей беседы будет конституция пяти властей. Идея конституции пяти властей принадлежит мне. Ни в одной стране подобная идея никогда не выдвигалась.

Вам известно, что в течение последних ста-двухсот лет. развитие политической мысли в мире шло в сторону конституционного правления. За последние десять-двадцать лет выражение “конституционное правление” стало для нас привычным. Что же такое конституция? Попросту говоря, это такой закон, согласно которому политическая власть в государстве делится на несколько сфер, каждая из которых независима от другой и имеет свое особое назначение. По действующим ныне конституциям политическая власть в государствах мира разделяется лишь на три сферы, или, как их называют, три власти. Ни в одной из конституций никогда не предусматривалось существование пяти властей. Конституция пяти властей впервые разработана мною. Многие не совсем хорошо понимали, что же лежит в ее основе. По правде говоря, я пришел к этой идее после изучения конституций многих стран. [...]

Революционной деятельностью я занимаюсь уже более тридцати лет. После поражения восстания в Гуанчжоу я эмигрировал за границу. Однако поражение не сломило меня, .и я по-прежнему продолжал отстаивать дело революции. Во время скитаний по свету я подробно изучал достоинства и недостатки, истоки и тенденции развития политических систем различных стран, готовясь воспользоваться приобретенными знаниями при строительстве нашего государства после победы революции. Внимательно проштудировав в период эмиграции конституции различных стран, я пришел к выводу, что предусматриваемое в них существование лишь трех властей является весьма несовершенным. Этот вывод натолкнул меня на мысль о создании конституции пяти властей, в которой были бы восполнены пробелы, присущие прежним конституциям. Вот почему можно сказать, что конституция пяти властей разработана мной самостоятельно.

На земном шаре раньше всех провозгласили конституцию Соединенные Штаты Америки. Когда в результате революции Америка сбросила английское иго и стала республикой, там была введена конституция трех властей. В то время ее называли писанной: в ней с предельной тщательностью были записаны те принципы, на которых основывается благосостояние государства и народа. Впоследствии другие страны при разработке основных законов государства брали американскую конституцию за образец. Поскольку значение ее так велико, я подверг ее самому детальному изучению. Обнародовав свою конституцию, американцы в один голос заявили, что она — лучшая в мире. Даже английские политические деятели считали ее совершеннейшей в истории человечества. Что же представляет собой американская конституция? В результате длительного ее изучения и сравнительного ее анализа в историческом плане и в свете различных политических доктрин я пришел к выводу, что американская конституция содержит немало недостатков и пороков. Впоследствии многие европейские и американские ученые, занимавшиеся ее исследованием, также высказали сходное с моим мнение. К изучению американской конституции я приступил с чувством глубокого уважения и преклонения, но это не помешало мне обнаружить в ней ряд пробелов. В последнее время люди стали понимать несовершенство и неудобство многих ее положений. Следовательно, все, что сто — двести лет назад казалось совершенством, теперь расценивается по-иному. Изучив американскую конституцию, я поставил своей целью не повторять присущих ей недостатков. В то время у американских ученых тоже появились намерения усовершенствовать свою конституцию. [...] Итак, в США появились люди, поставившие своей целью усовершенствовать конституцию. Однако предлагаемые ими методы были не вполне удовлетворительными. И это потому, что в Америке во всех штатах многие должности являются выборными. Выборы же сами по себе —дело весьма сложное, дающее почву для всякого рода злоупотреблений. Чтобы пресечь злоупотребления, были придуманы способы ограничения избирательных прав народа. Ввели, например, избирательный ценз, согласно которому для участия в выборах нужно владеть определенным имуществом. Люди же, не владеющие им, лишались избирательного права. Такое ограничение идет вразрез с господствующими ныне идеями равенства и свободы. При таких выборах возможностей для злоупотреблений еще больше, к тому же нельзя определить, кто же из кандидатов является наиболее подходящим. Вот почему одно лишь ограничение числа избирателей не представляет собой эффективного средства устранения недостатков. Наилучший метод — это введение ограничений для избираемых и предоставление избирательных прав всему населению. Такие выборы называются всеобщими, именно за них в наше время ведут упорную борьбу народы многих стран. Но как бы хороши ни были выборы, они не дают ответа на вопрос: кого выбирать? Без определенного критерия при всеобщих выборах невозможно избежать злоупотреблений. Установлено: чтобы быть избранным, необходимо владеть известным имуществом. С моей же точки зрения, чтобы стать членом парламента или должностным лицом, нужно обладать определенными моральными качествами, талантом или по крайней мере какими-нибудь способностями — только в этом случае избранный человек будет по-настоящему на месте. Если же нет ни моральных качеств, ни таланта, ни способностей, чтобы быть членом парламента или чиновником, а есть только деньги, результаты деятельности человека можно предсказать заранее. Предположим, что из всех людей, обладающих необходимыми моральными качествами, талантами и способностями, нужно избрать всего пятьдесят человек. Как же узнать, что лица, которых мы собираемся избрать, -— самые достойные? У нас в Китае издавна существовал хороший для этого метод — экзамены. Прежде, как правило, чиновники до поступления на службу сдавали экзамены, и лишь как исключение они получали должность без экзаменов. Этот древний обычай во времена автократии часто нарушался. Монархи, стремившиеся использовать на службе достойных людей, сами раздавали государственные должности, привлекая на службу лучшие умы Поднебесной. Подбор кадров был прерогативой монарха, которого забота об этом не оставляла ни во время трапезы, ни даже во сне. В наши дни у людей на это нет времени. Если во времена монархии при назначении на должности еще можно было обходиться без экзаменов, то во время Республики система экзаменов совершенно необходима. Вот почему я полагаю, что наряду с тремя властями следует выделить четвертую — экзаменационную власть. Система экзаменов — хорошая система. В период эмиграции я изучил политические системы и конституции многих стран и убедился, что экзамены будут весьма действенным средством устранения недостатков. Это средство не заимствовано у иностранных ученых, оно найдено мною самостоятельно. По-моему, оно сделает конституцию более совершенной и позволит устранить препятствия, мешающие ее эффективному применению. [...] Что нужно сделать, чтобы Китай стал богатым и сильным государством? Для этого необходимо осуществить конституцию пяти властей. [...]

Почему мы должны осуществить конституцию пяти властей? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как развивались формы политического устройства на протяжении нескольких тысячелетий. В политике действуют две силы: одна — стремление к свободе, другая — стремление к порядку. Они подобны центробежной и центростремительной силам в физике. Под действием первой частички тела устремляются от центра, под действием же второй они устремляются к центру. Если центробежная сила слишком велика, тело рассеивается, перестает быть единым целым. А когда слишком велика центростремительная сила, тело чрезмерно сжимается. Тело может сохранять свое обычное состояние лишь в том случае, если эти две силы находятся в равновесии. Так и в обществе. Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии. Все политические изменения как в Китае, так и в других странах на протяжении тысячелетий по существу представляли собой не что, иное, как нарушение равновесия этих сил в ту или иную сторону. Во все времена политическое устройство Китая развивалось иначе, чем в других государствах. В Китае политическое развитие шло от свободы к деспотии, в других же странах — наоборот. [...] Как я уже сказал, в Китае политическое развитие шло от свободы к деспотии. В глубокой древности в Китае были мудрые правители Яо и Шунь*1*, при которых люди жили в мире, радостно занимались своим трудом, “рыли колодцы, чтобы пить воду, пахали, чтобы иметь пищу”*2*, и пользовались большой свободой. [...] Иностранцы, как правило незнакомые в достаточной степени с этими фактами нашей истории, считают, что китайский народ не понимает преимуществ свободы и ничего в ней не смыслит. Они не знают, что китайский народ уже во времена Яо и Шуня в полной мере наслаждался свободой и лишь к концу династии Чжоу*3* отказался от нее, что только с вступлением на трон Цинь Шихуана*4* в Китае воцарился деспотизм. [...] Теперь поговорим об истоках конституции. Родина конституции — Англия. После революции англичане выделили королевскую власть, и у них сложилась своего рода политическая традиция, напоминавшая раздельное существование трех властей. В то время англичане еще не представляли себе сущности раздельного существования трех властей: они разделили власть, лишь исходя из соображений целесообразности. Позже французский ученый Монтескье написал книгу “Дух законов”. В ней на основе политических традиций Англии он развил учение о независимом существовании трех властей. Автор считал, что государственную власть следует разделить на власти законодательную, судебную и исполнительную. Таким образом, принцип раздельного существования трех властей разработан Монтескье. В то время разделение политической власти в Англии отвечало этому принципу, однако впоследствии с развитием и укреплением политических партий характер государственной власти снова стал изменяться. К настоящему времени она вовсе не представляет собой независимое существование трех властей, это единая власть. Сейчас политический режим в Англии представляет собой диктатуру парламента, парламентский режим, так называемую партийную систему правления, при которой страной управляет политическая партия. Вскоре после того как, Монтескье обосновал принципы раздельного существования трех властей, вспыхнула революция в Америке. В основу конституции, выработанной там после победы революции, было положено учение Монтескье. Эта конституция была записана в четких и недвусмысленных выражениях. Затем в Японии, в ходе реформ, и в ряде стран Европы, в результате революций, были приняты конституции, в основу которых была положена американская. [...] У нас также существовала конституция трех властей, что наглядно показывает следующая схема:

Китайская конституция

Конституции других стран

Экзаменационная власть

Законодательная власть включает контрольную власть

Власть императора включает

Исполнительная власть включает экзаменационную власть

законодательную власть

Контрольная власть включает

Судебная власть судебную власть

Из приведенной схемы видно, что в Китае тоже была своя конституция — разделение политической власти на власть монарха, экзаменационную и контрольную власти. Однако в руках императора были сосредоточены законодательная, судебная и исполнительная власти. Среди трех раздельных властей, существовавших в Китае, экзаменационная была очень полезной, важной и серьезной. Когда прежде в провинциях проводились экзамены, двери экзаменационных помещений плотно закрывались. Экзаменаторы должны были относиться к своим обязанностям добросовестно, не вступать в сговор с экзаменующимися, не руководствоваться личными отношениями при оценке работ. Подумайте сами, насколько серьезно было поставлено экзаменационное дело в Китае! Позднее эта практика ухудшилась, появились злоупотребления. Что касается контрольной власти, то в эпоху монархического строя в Китае ее осуществляли специальные чиновники, при династии Тан, например, — сановники-надзиратели, при династии Цин *5* — придворные цензоры. Эти люди, рискуя головой, смело говорили правду даже императору, если он совершал ошибки. Они обладали сильным характером, отличались прямотой и отсутствием всякого подобострастия. [...] Я считаю, что две силы, о которых я говорил, — стремление к свободе и стремление к порядку — должны находиться в равновесии. Ни одна из них не должна переходить в крайность. Между ними следует поддерживать такое же равновесие, какое существует в физике между центробежной и центростремительной силами. Если вдруг исчезла одна из них, тело не смогло бы сохранить свое обычное состояние. Только при условии равновесия двух сил, их правильного сочетания возможно нынешнее равновесие всех вещей — фактор прочности и незыблемости нашей Вселенной. Конституцию можно сравнить с машиной. Людям, слабо разбирающимся в таких вопросах, мое сравнение покажется странным. Но как в материальном мире существуют машины, так они существуют и в отношениях между людьми. Ведь закон — это и есть машина, управляющая отношениями людей. [...] С самого начала нашей революционной деятельности мы стоим на позициях трех народных принципов: национализма, народовластия и народного благосостояния, которые соответствуют сформулированным американским президентом Линкольном принципам: of the people, by the people and for the people *6*. Я в свое время так перевел эти слова: “народ владеет, народ управляет, народ пользуется”. Эти принципы Линкольна есть не что иное, как выдвинутые мной принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Народ может “пользоваться” только тогда, когда “управляет”. Если он не имеет возможности управлять, то он не может и “пользоваться”. Если же он не может “пользоваться”, значит, ложен и принцип “народ владеет”. [...] Для осуществления принципа “народ управляет”, о котором мы сейчас говорим, надо дать людям машину, которая понесет их быстро и легко туда, куда они направят ее сами. Что же за машина? Это — конституция. Какова структура конституции пяти властей, вы увидите из следующей схемы:

Конституция пяти властей

Законодательная власть

Контрольная власть Судебная власть

Экзаменационная власть Исполнительная власть

[...] Согласно ей, государственная власть делится на пять независимых друг от друга властей: законодательную, судебную, исполнительную, контрольную и экзаменационную. [...] Исполнительную власть представляет президент, законодательную — парламент, судебную — судьи. Для осуществления экзаменационной и контрольной властей также необходимо создать независимые органы. Когда конституция пяти властей вступит в силу, государство должно будет привлекать людей к выполнению административных функций только в соответствии с конституцией. Слуги народа, перед тем как приступить к своим обязанностям, должны будут держать экзамены, что положит конец использованию людей без разбора. Помню, когда я только что приехал в Гуанчжоу, очень много людей добивалось должностей, но я не знал, кто же из них обладает необходимыми способностями. Правительство нуждалось в людях, но было в большом затруднении из-за того, что не могло определить, кто из предлагавших свои услуги пригоден к работе. В результате, несмотря на обилие людей, оно испытывало недостаток в кадрах. Причиной такого положения было отсутствие системы экзаменов. Без экзаменов мы не видим вокруг себя способных людей и, сами того не зная, теряем множество ценных работников. Кроме того, на государственную службу попадает немало людей, не разбирающихся в политике; это ведет к бесконечным злоупотреблениям, засорению правительственного аппарата, к росту недовольства в народе. [...] Помимо выделения в самостоятельные институты пяти властей наиболее важным является уездное самоуправление, через которое осуществляется прямое народовластие. Только прямая власть народа является подлинным народовластием. Прямое народовластие складывается из четырех прав: избирательного права, права смещения должностных лиц, права законодательной инициативы и права референдума. Если конституция пяти властей — это машина, то прямое народовластие — рычаги, регулирующие ее работу. Народ должен иметь прямое избирательное право и тем более право смещения должностных лиц. Народ должен пользоваться правом избирать своих должностных лиц и правом смещать их в случае их несоответствия должности. Что мы называем правом законодательной инициативы? Это право народа создавать, когда это нужно, новые законы или добиваться отмены того или иного принятого законодательной палатой закона, если он кажется народу вредным. Что такое право референдума? Если хороший закон отвергнут большинством голосов членов законодательной палаты, народ имеет право путем референдума одобрить этот закон и тем самым обеспечить его принятие. Его мы называем правом референдума, ибо в приведенном выше примере закон разработан в законодательной палате и народ лишь одобряет его путем референдума, чем обеспечивает его принятие. [...]

_________________

Печатается по: Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985. С. 641—656.

ПРИМЕЧАНИЯ

*1* Яо — легендарный правитель Древнего Китая. По преданию, мудрый и скромный правитель, царствовавший сто лет в XXIV — XXIII вв. до н. э. Шунь, по преданию, второй после Яо легендарный правитель Древнего Китая. Был женат на двух дочерях Яо, считался образцом сыновней почтительности. Согласно легенде, царствовал 109 лет.

*2* Фраза из одного древнекитайского трактата. *3* Династия Чжоу существовала в XII—III вв. до н. э. *4* Цинь Шихуан (259—210 гг. до н. э.) — император Китая с 221 г. до н. э., основатель первой в Китае централизованной империи Цин. *5* Династия Тан существовала в 618—907 гг., династия Цин—в 1644—1911 гг. *6* “[Правительство] народа, из народа и для народа” (англ.).

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сунь Ятсен. Программа строительства государства: Часть 1. Духовное строительство (Учение Сунь Взня);

Часть II. Материальное строительство (Промышленный план);

Часть III. Социальное строительство (Первые шаги народовластия) //Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985;

Он же. Три народных принципа: Предисловие автора; Национализм; Народовластие;

Народное благосостояние//Там же. С. 376—623;

Он же. Общая программа строительства государства//Там же. С. 637—640;

Он же. Конституция пяти властей//Там же С. 641—656.